Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правильность и истинность мысли.




Рассуждение, форма которого - логический закон, на­зывается правильным. Отклонение от требований логических законов влечет за собой нарушение правильности мышления.

Правильность обычно отличают от истинности мыш­ления. Понятие истинности характеризует мышление в его отношении к действительности: мысль истинна, если она соответствует действительности. Правильность характеризует мысль с точки зрения внутренней связи между ее элемента­ми. Различие между правильностью и истинностью отчетли­во проявляется в тех случаях, когда правильные рассужде­ния приводят к ложным заключениям. Это возможно тогда, когда исходные данные являются ложными. Так, из ложного положения «Летучие мыши - птицы» с полным правом полу­чается утверждение «Некоторые из птиц - летучие мыши», которое также является ложным.

Соблюдение правильности при истинных исходных данных всегда ведет к истинным результатам. В связи с этим перед нами открываются прекрасные возможности к опосре­дованному, без обращения к опыту, познанию действитель­ности за счет расширения наших знаний на основе примене­ния логических законов.

Однако между истинностью и правильностью нет не­проходимой грани. Правильность есть особого рода истин­ность. Логические связи не оторваны от внешнего мира, они находятся в глубоком соответствии с его природой, отобра­жая наиболее простые и всеобщие отношения в нём. Именно поэтому логические законы определяются с помощью поня­тия истинности и сами называются логическими истинами.

Познавательные ошибки, связанные с неверными пред­ставлениями о действительном положении дел, называются содержательными. Содержательная ошибка может быть ре­зультатом заблуждения, т.е. несоответствующего, односто­роннего, но непреднамеренного, отражения предметов и яв­лений в сознании человека, или продуктом лжи, дезинфор­мации как целенаправленного действия.

Ошибки, связанные с нарушениями правильности мыш­ления, называются формальными, или логическими. Они де­лятся на паралогизмы и софизмы.

Паралогизм - это непреднамеренная логическая погреш­ность. Она, как правило, является продуктом невысокой ло­гической культуры человека. Софизм -преднамеренное на­рушение требований логики, прием интеллектуального мо­шенничества, связанный с попыткой выдать ложь за истину.

Термин «софизм» происходит от древнегреческого sophisma, что означает хитрость. Первоначально софистами в древней Греции называли людей, достигших совершенства в какой-либо области: ремесле, музыке т.д. Затем это слово постепенно приобретает другое значение: им называют фи­лософов-профессионалов, учителей мудрости и красноречия, а позже оно приобрело нарицательное значение по отноше­нию к людям, преуспевающим в приемах вводить слушате­лей в заблуждение.

Вот некоторые из древнегреческих софизмов:

«То, чего ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рогов.

Следовательно ты рогат».

«Эта статуя - художественное произведение. Но она твоя.

Значит, она есть твое художественное произведение».

Насколько трудно бывает обнаружить ошибку в со­фистическом рассуждении, видно на примере первого из приведенных софизмов, известного под названием «Рогатый». В нём видимость логической правильности мыслительного процесса и истинности заключения достигается путем дву­значного употребления выражения «не потерял». В первом предложении непотерей называется нелишение того, чем об­ладали, во втором же - то, чем не обладали вовсе. А такая неоднозначность запрещается правилами логики. Логика сто­ит на страже соблюдения требований своих законов.

Итак, предметом формальной логики являются логи­ческие формы. Среди этих форм особое место принадлежит логическим законам. Первостепенная задача - изобретение методов, позволяющих осуществить отбор логических за­конов, следовательно, соответствующих им правильных рас­суждений.

В задачу логики не входит описание психологических характеристик индивидуальных мыслительных актов и даже отдельных движений общественного сознания. Она вычленя­ет множество возможных операций правильного мышления, независимо от того, использует ли фактически человек в процессе мышления эти операции или нет.

Если развитие формальной логики было связано преж­де всего с осмыслением процессов расширения наших зна­ний, т.е. с решением вопросов о том, как путем преобразова­ния имеющихся знаний по законам логики получаются некие множества новых истинных положений, то развитие диалек­тической логики - с познанием процессов их углубления. Здесь решаются проблемы переходов от явлений к сущно­стям, от истин относительных к истинам абсолютным, от знаний абстрактных к знаниям конкретным.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных