ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Правильность и истинность мысли.Рассуждение, форма которого - логический закон, называется правильным. Отклонение от требований логических законов влечет за собой нарушение правильности мышления. Правильность обычно отличают от истинности мышления. Понятие истинности характеризует мышление в его отношении к действительности: мысль истинна, если она соответствует действительности. Правильность характеризует мысль с точки зрения внутренней связи между ее элементами. Различие между правильностью и истинностью отчетливо проявляется в тех случаях, когда правильные рассуждения приводят к ложным заключениям. Это возможно тогда, когда исходные данные являются ложными. Так, из ложного положения «Летучие мыши - птицы» с полным правом получается утверждение «Некоторые из птиц - летучие мыши», которое также является ложным. Соблюдение правильности при истинных исходных данных всегда ведет к истинным результатам. В связи с этим перед нами открываются прекрасные возможности к опосредованному, без обращения к опыту, познанию действительности за счет расширения наших знаний на основе применения логических законов. Однако между истинностью и правильностью нет непроходимой грани. Правильность есть особого рода истинность. Логические связи не оторваны от внешнего мира, они находятся в глубоком соответствии с его природой, отображая наиболее простые и всеобщие отношения в нём. Именно поэтому логические законы определяются с помощью понятия истинности и сами называются логическими истинами. Познавательные ошибки, связанные с неверными представлениями о действительном положении дел, называются содержательными. Содержательная ошибка может быть результатом заблуждения, т.е. несоответствующего, одностороннего, но непреднамеренного, отражения предметов и явлений в сознании человека, или продуктом лжи, дезинформации как целенаправленного действия. Ошибки, связанные с нарушениями правильности мышления, называются формальными, или логическими. Они делятся на паралогизмы и софизмы. Паралогизм - это непреднамеренная логическая погрешность. Она, как правило, является продуктом невысокой логической культуры человека. Софизм -преднамеренное нарушение требований логики, прием интеллектуального мошенничества, связанный с попыткой выдать ложь за истину. Термин «софизм» происходит от древнегреческого sophisma, что означает хитрость. Первоначально софистами в древней Греции называли людей, достигших совершенства в какой-либо области: ремесле, музыке т.д. Затем это слово постепенно приобретает другое значение: им называют философов-профессионалов, учителей мудрости и красноречия, а позже оно приобрело нарицательное значение по отношению к людям, преуспевающим в приемах вводить слушателей в заблуждение. Вот некоторые из древнегреческих софизмов: «То, чего ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рогов. Следовательно ты рогат». «Эта статуя - художественное произведение. Но она твоя. Значит, она есть твое художественное произведение». Насколько трудно бывает обнаружить ошибку в софистическом рассуждении, видно на примере первого из приведенных софизмов, известного под названием «Рогатый». В нём видимость логической правильности мыслительного процесса и истинности заключения достигается путем двузначного употребления выражения «не потерял». В первом предложении непотерей называется нелишение того, чем обладали, во втором же - то, чем не обладали вовсе. А такая неоднозначность запрещается правилами логики. Логика стоит на страже соблюдения требований своих законов. Итак, предметом формальной логики являются логические формы. Среди этих форм особое место принадлежит логическим законам. Первостепенная задача - изобретение методов, позволяющих осуществить отбор логических законов, следовательно, соответствующих им правильных рассуждений. В задачу логики не входит описание психологических характеристик индивидуальных мыслительных актов и даже отдельных движений общественного сознания. Она вычленяет множество возможных операций правильного мышления, независимо от того, использует ли фактически человек в процессе мышления эти операции или нет. Если развитие формальной логики было связано прежде всего с осмыслением процессов расширения наших знаний, т.е. с решением вопросов о том, как путем преобразования имеющихся знаний по законам логики получаются некие множества новых истинных положений, то развитие диалектической логики - с познанием процессов их углубления. Здесь решаются проблемы переходов от явлений к сущностям, от истин относительных к истинам абсолютным, от знаний абстрактных к знаниям конкретным.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|