ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Философия Ф. Аквината (томизм)Фома Аквинский (1225-1274) – доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма – одного из господствующих направлений католической церкви. Основные произведения: «сумма теологии», «сумма философии» («против язычников»), комментарии к библии, комментарии к произведениям Аристотеля. Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существование Бога (т.е. «очевидное» доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения – окружающего мира, как сичтал Августин Блаженный). Фома выдвигает 5 собственных док-в сущ-я Бога: 1.Доказательство от движения. Все, что движется – движимо чем-то или кем-то др., а значит есть перводвигатель – Бог; 2.Доказательство от причины. Все, что существует имеет какую-то причину, а значит есть первопричина в виде Бога; 3.От случайности и от необходимости. Любое случайное явл. необходимостью, а значит есть первичная необходимость – Бог; 4.От степени качества. Все, что существует, имеет разные степени качества, а значит должно быть высшее совершенство – Бог; 5.От цели, целеполагания – все в мире направляется к какой-либо цели. Есть разумное начало, которое к цели направляет Бог. Так же Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности он: • подразумевает в кач-ве сущности (эссенции) «чистую идею» вещи любого явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые сущ-т в разуме Бога (божественный замысел); • подразумевает в кач-ве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи; • считает, что любая вещь, любое явл-е есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (т.е. «чистая идея», которая приобрела материальную форму в силу акта божественной воли); • доказывает, что бытие и благо обратимы, т.е. Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен; • сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим – он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов. Фома считает: • все состоит из материи и формы (идеи); • суть любой вещи – единство формы и материи; • форма (идея) явл. определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм; • форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи; • идея (форма) любой вещи троична: существует в божественном разуме, в самой вещи, в восприятии(памяти) человека. Исследуя проблему познания Фома Аквинский приходит к след. выводам: • откровение и разум (вера и знание) – не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия; • вера и разум одновременно участвуют в процессе познания; • вера и разум дают истинное знание; • если человеческий разум противоречит вере, он дает не истинное знание; • все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом) и то, что разумом непознаваемо. • разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.; • не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение; • философия и теология — разные науки; • философия может объяснить только то, что познаваемо разумом; • все остальное (божественное откровение) может познать только теология. Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были: • даны пять доказательств существования Бога; • систематизирована схоластика; • закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего; • доказаны (сточки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следовательно, Бога над окружающим миром); • выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере; • вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение; • разделены философия и теология, причем философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии; • логически доказан ряд положений теологии и схоластики. В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма. В настоящее время получил распространение неотомизм — философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского. 17. Проблемы философии возрождения – человек и Бог, душа и тело, рок и судьба. Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV —- XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер. Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были: 1. кризис феодализма; 2. развитие ремесла и торговли; 3. усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви; 4. укрепление, централизация европейских государств 5. кризис Церкви и схоластической (церковной) философии; 6. повышение уровня образованности в Европе в целом; 7. великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана); 8. научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения). К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся: 1. антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; 2. оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики); 3. перемещение основного интереса от формы идеи к её содержанию; 4. принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.); 5. большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству; 6. торжество индивидуализма; 7. широкое распространение идеи социального равенства Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|