Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия Р. Декарта (учение о бытии, метод дедукции)




Рене Декарт (16-17 вв) Французский математик. Учение о методе. В этом учении есть ряд шагов. Первая часть его метода—радикальное сомнение. Необходимо во всем сомневаться, кроме того, что достоверно. В любом явлении и вещи можно усомниться, значит сомнение реально существует, а тк сомнение—св-во мысли, значит сомневаясь, человек мыслит. Мыслить может только реальный человек, значит мышление—основа бытия.

Второй шаг—«Я мыслю, следовательно я существую.»

Третий шаг—дедукция. Это движение от общего к частному, от простого к сложному, правило, которое применяется при научном исследовании:

1) Допускать в качестве исходного положения только доказанное, проверенное, истинное знание

2) Сложную проблему нужно расчленять на более простые отдельные задачи

3) Должен быть последовательный переход от известных и доказаны вопросов к неизв и недок

4) Строго соблюдать логическую цепь исследования

Декарт один из авторов понятия «субстанция» - это все то, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме себя. Все эти качества присущи Богу. Бог как высшая субстанция источник всего.

Материальные субстанции делимы, а нематериальные — неделимы. Все сотворенные субстанции Декарт делит на 2 рода: материальные (вещи) и духовные (идеи). Для материальной субстанции главное св-во—протяженность. Для духовных — мышление. Декарт выделяет модусы (производные атрибутов - коренных свойств субстанции): 1) движение, положение в пространстве 2) желания, чувства, ощущения. В человеке соединены две субстанции, это возвышает человека над природой. Учение Декарта о Врожденных идеях (они даны нам изначально и связаны с субстанцией или Богом.) Пример врожденных понятий: Бог, число, тело, шар. Врожденные суждения: целое больше своей части, нельзя быть или не быть.

Цели познания — расширить и углубить знания человека о мире, а также использование этих знаний для выгоды и пользы.

Господство человека над природой.

Заслуги Декарта: Основатель рационализма как серьезного авторитетного господствующего правления, понятие субстанции, атрибутов и модусов, «научная идея», разработал метод научного познания, признал, что в человеке есть две субстанции.

21. Концепции «разумного эгоизма» - от эпохи Ренессанса к французской философии.

— этическая теория, предполагающая:

1) что все человеческие поступки имеют основанием эгоистический мотив (желание блага

себе),

2) что разум позволяет выделить из общего объема побуждений такие, которые
составляют правильно понятый личный интерес, т.е. обнаружить ядро тех эгоистических
мотиваций, которые соответствуют разумной природе человека и общественному характеру его
жизни.

Первым из возможных следствий этой операции становится этико-нормативная программа, которая, сохраняя единую (эгоистическую) основу поведения, предполагает этически обязательным не только учет интересов др. индивидов, но также совершение поступков, сознательно направленных к общей пользе (в т.ч. благодеяния, самопожертвование и т.д.).

В антич. эпоху, в период зарождения Р. э.т. сохраняет периферийный характер для этики. Даже Аристотель, разработавший эту теорию наиболее полно, отводит ей роль всего лишь одной из составляющих проблемы дружбы. Он выдвигает положение, что «добродетельному надлежит быть себялюбом» и объясняет самопожертвование через максимальное удовольствие, связанное с добродетелью. Рецепция в эпоху Возрождения антич. этических представлений (прежде всего эпикурейства с его акцентом на стремление к удовольствию) превратила идею Р.э.т. в полноценную этическую теорию. По утверждению Лоренцо Валлы, личный интерес, направленный на получение удовольствия, требует правильного понимания и может быть реализован лишь при выполнении нормативного требования «научиться радоваться пользе других людей».

В последующий период Р.э.т. получает разработку во фр. Просвещении. По мнению К.А. Гельвеция, рациональный баланс между эгоистической страстью индивида и общественным благом не может сложиться естественно. Лишь бесстрастный этический законодатель, с помощью государственной власти, используя награды и наказания, может добиться создания закона, обеспечивающего пользу «возможно большего числа людей» и «основывающего добродетели на выгоде отдельного индивида». Только ему удается соединить личный и общий интерес так, чтобы среди эгоистических индивидов «только сумасшедшие были бы порочны».

Подробнее рассмотрение Р.э.т. получила в поздних работах Л. Фейербаха. Нравственность, по Фейербаху, опирается на чувство собственного удовлетворения от удовлетворения других. Основной аналогией (моделью) служат взаимоотношения полов, с поправкой на разную степень непосредственности удовольствия. Фейербах пытается свести, казалось бы, антиэвдемонистические моральные поступки (прежде всего, самопожертвование) к действию Р.э.т. индивида. Раз счастье Я необходимо предполагает удовлетворение Ты, то стремление к счастью, как самый мощный мотив, способно противостоять даже самосохранению.

Р.э.т. Н.Г. Чернышевского опирается на особую антропологическую трактовку эгоистического субъекта, согласно которой истинное выражение полезности, тождественной добру, состоит в «пользе человека вообще». Благодаря этому при столкновении частного, корпоративного и общечеловеческого интересов должен превалировать последний. Однако в силу жесткой зависимости человеческой воли от внешних обстоятельств и невозможности удовлетворения высших потребностей до удовлетворения простейших разумная коррекция эгоизма, по его мнению, эффективна лишь наряду с переделкой социальной структуры общества. В зап. философии 19 в. идеи, родственные первому варианту Р.э.т., высказывались И. Бентамом, Дж.С. Миллем, Г. Спенсером, Г. Сиджвиком. Созвучные положения содержатся в концепциях «этического эгоизма», прескриптивизме Р. Хэара и др.

Вторым следствием общей логики Р.э.т. может быть простая констатация того, что всякое стремление к собственной пользе, если оно не нарушает общезначимых запретов, связанных с насилием и обманом, автоматически способствует пользе других, т.е. является разумным. Эта позиция восходит к свойственной протестантскому хозяйственному этосу идее «объективно безличной» (М. Вебер) любви к ближнему, тождественной скрупулезному исполнению своего профессионального долга. Когда профессиональный долг переосмысляется в категориях личного интереса предпринимателя, то возникает представление о спонтанной гармонизации эгоистических устремлений в рамках рыночной системы производства и распределения. Подобное понимание Р.э.т. свойственно либеральной хозяйственной этике А. Смита (концепция «невидимой руки»), Ф. фон Хайека (концепция «расширенного порядка человеческого сотрудничества») и многим др.

22. Теория «общественного договора» (Т.Гоббс, Н.Макиавелли, французские философу XVIIIв).

Томас Гоббс (1588-1649), английский философ 17 века, в своем известном трактате «Левифиан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» впервые, пожалуй, изложил теорию общественного договора в определенной, четкой и рационалистической (т. е. основывающейся на аргументах разума) форме.

По мнению Гоббса, появлению государства предшествует так называемое естественное состояние, состояние абсолютной, ничем неограниченной свободы людей, равных в своих правах и способностях. Люди равны между собой и в желании господствовать, обладать одними и теми же правами. Поэтому естественное состояние для Гоббса есть в полном смысле «состояние войны всех против всех». Абсолютная свобода человека - стремление к анархии, хаосу, беспрерывной борьбе, в которой оправдывается и убийство человека человеком.

В этой ситуации естественным и необходимым выходом становится ограничение, обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка всех. Люди должны взаимно ограничить свою свободу чтобы существовать в состоянии общественного мира. Они договариваются между собой об этом ограничении. Это взаимное самоограничение называется общественным договором.

Ограничивая свою естественную свободу, люди вместе с тем передают полномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдением договора той или иной группе или отдельному человеку. Так возникает государство, власть которого суверенна, т. е. независима ни от каких внешних или внутренних сил. Власть государства, по убеждению Гоббса, должна быть абсолютна, государство вправе в интересах общества в целом предпринимать любые меры принуждения к своим гражданам. Поэтому идеалом государства для Гоббса была абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к обществу.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных