Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Кантовская теория познания




Философское развитие К. делится на 2 периода. В первый период (до нач. 70-х гг) пытался решать философские проблемы о бытии, фил природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что философия м.б. разработана и обоснована как умозрительная наука, (без обращ к опытным данным). Во 2-й период (критический) пытается строго отделить явления от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы познаем лишь явления или тот способ, которым эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его "критикой разума". Это учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей. Развивая эту критику Кант пытался:

1. выяснить источники различного вида знаний - научного и философского

2. выяснить на чем основывается достоверность знаний.

3. исследовать формы и категории научного мышления...

Познание начинается с того, что "вещи в себе" воздействует на наши органы чувств и вызывает ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущение нашей чувственности, ни понятия и суждение нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретические знания о "вещах в себе" (ввс). Достоверное знание существования - это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о ввс, а только о свойствах вещ. к кот. приложимы формы нашего сознания: ощущение, понятия. Ввс принципиально непознаваемы. Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выражается в форме суждения, в кот мыслится связь между двумя понятиями - субъектами и предикатами суждения. Существует 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предмете сравнительно с тем знанием, которое уже мыслится в субъекте. Это аналитические суждения. Пример: все тела имеют протяжения (предикат - имеют прот). Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с суб., то это синтетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы.

Есть 2 класса синтетических суждений:

1. Связь предиката синтетически мыслится, потому что обнаруживается в опыте (нектр. лебеди черны) – апостериорные;

2. Эта связь не может основываться на опыте. Она мыслится как связь предшествующая опыту и независящего от него – априорные суждения (все, что случается, имеет причину). Априорным суждениям Канта придает большое значение вопрос о априорных синтетических суждениях. Он ставит в след. форме:

1. Как возможны такие суждения в мат-ке;

2. Как возможны они в теоретическом естествознании;

3. Возможны ли они в метафизике;

Решение этих вопросов он связывает с исследованием 3-х основных способностей познания: чувственность, рассудок, разум.

Чувственное познание. Вопрос о возможности априорных синтетических суждений в мат-ке Канта рассматривается в учении о формах чувственного познания. По Канту элементы математического знания – не понятия, а наглядное представление. В суждениях мат-ки синтез субъекта с предикатом основывается либо на чувственном созерцании пространства, либо временем. Пространство – априорная форма внешнего чувственного созерцания (время - внутреннего), что и придает созерцаемому пространству их безусловную всеобщность и необходимость. Таким образом у Канта пространство и время перестают быть формами существующих вещей. Они становятся априорными формами нашей чувственности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных