Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Материальная жизнь общества.




При определении категории материи, выражающей сущность материалистического мировоззрения, очень важно рассмотреть также вопрос о соотношении ее с категорией общественного бытия. Некоторые марксисты рассматривают категорию материи как категорию физического бытия и только. Другие же справедливо утверждают, что качественно новым в определении категории материи v Маркса и Энгельса является включение материальиой основы человеческого общества в понятие материи.
Важнейшим отличием марксистской философии от всех предшествующих систем является то, что диалектико-материалистическое мировоззрение представляет собой целостное философское учение, относящееся как к природе, так и к обществу. Материя в качестве исходной категории всего марксистского мировоззрения выступает центральной категорией и в историческом материализме.
«Материализм,— писал В. И. Ленин,— вообще признает объективно реальное бытие (материю) независимое от сознания, от ощущения, от опыта и т. д. человечества. Материализм исторический признает общественное бытие независимым от общественного сознания человечества».
Как известно из истории философии, до К. Маркса и Ф. Энгельса ие было ни одного мыслителя, который последовательно распространил бы основные принципы материализма — признание существования материальных явлений вне и независимо от идеальных и их познаваемость— на все области объективного мира, включая и общество; поэтому до марксистской философии не было материалистического понимания истории.
Величайшая заслуга марксизма состоит в том, что он на основе всестороннего научного анализа общественных явлений пришел к выводу, что общественные отношения делятся на материальные и идеальные. Материальные общественные отношения — это такие, «которые складываются, не проходя через сознание людей...» Создав исторический материализм на основе глубокого исследования и кропотливого анализа «Мон-Блана фактического материала» из области общественных отношений капиталистического общества, К. Маркс и Ф. Энгельс тем самым достроили здание материалистической философии.
Анализируя сущность и значение революционного переворота в философии, в области познания общественной жизни, совершенного Марксом и Энгельсом, Ленин обращает внимание на теоретические предпосылки, обусловившие возможность создания материалистического понимания истории.
1. Последовательное проведение идей диалектики и материализма во всех областях знания, распространение диалектического 'материализма на познание общественной жизни.
2. Конкретное исследование огромного фактического материала.
В. И. Ленин отмечает, что Маркс уже в 40-х годах высказал гениальную идею — идею материализма в социологии, «которая впервые создавала возможность строго научного отношения к историческим и общественным вопросам». Высказав эту идею, Маркс «берется за фактическое (это nota bene) изучение материала».
Исходным пунктом для открытия материалистического понимания истории явилось диалектико-материалистическое решение вопроса об отношении между общественным бытием и общественным сознанием людей на основе конкретного исследования экономических, политических и других отношений капиталистического общества. «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»,— писал К. Маркс.
Буржуазные философы и ревизионисты, борясь против марксистской философии, пытаются противопоставить исторический материализм диалектическому, изолировать первый от философии марксизма-ленинизма, противопоставить его целому.
Ленин воевал со схоластическими рассуждениями Булгакова о том, что прибавочная стоимость — это ие «материальная вещь», а понятие для выражения определенного общественного отношения производства. «Это противоположение „материальной вещи“ — „понятию" представляет из себя наглядный образчик той схоластики, которую так любят в настоящее время преподносить под видом „критики". Какое значение могло бы иметь „понятие" о доле общественного продукта, если бы этому понятию не соответствовали определенные „материальные вещи"?».
В то же самое время классики марксизма-ленинизма выступали против вульгарного понимания материальных общественных отношений. Под общественным бытием исторический материализм понимает, прежде всего, мате-риальное производство, единство производительных сил и производственных отношений. Производственные отношения являются материальными, объективными, ибо они складываются, не проходя через сознание людей, т. е. независимо от воли и сознания последних.
Для определения понятия «общественное бытие» необходимо его отграничить от содержания понятий «природное бытие» и «нематериальные явления обще-ственной жизни». Маркс писал, что в материальные о-щественные отношения, например, в стоимость не входит ни грамма вещества, т. е. в них отсутствуют те природные условия, в которых живут люди. Естественные условия становятся элементом общественного бытия лишь в той мере, в какой предметы и силы природы используются людьми как средства производства.
Не все общественные явления относятся к материальной жизни общества. Идеологическаи и политическая стороны общественной жизни не могут быть отнесены к категории общественного бытия, так как они, определяясь материальной стороной общественной жизни, складываются, проходя через сознание людей.
Существуют в обществе и такие явления и категории, как род, племя, семья, общественный класс, отношения классов, нация и отношение наций друг к другу. Эти явления включают в себя как материальные, так и духовные стороны, и научная философия должна уметь выделять эти стороны, не смешивать их эклектически.
Поскольку классы, их отношения в обществе, обусловленные местом, занимаемым в общественном производстве, входят в экономические отношения, постольку они включаются в понятие общественного бытия. Но отношения классов, классовая борьба имеют также идеологическую сторону, которая не входит в общественное бытие.
К общественному бытию относятся семейные отношения, формы семьи, непосредственно связанные с материальной жизнью общества, бытовые отношения между людьми, возникающие на основе совместного потребления произведенных продуктов. Но семья предполагает также и отношения правовые, моральные, и этой своей стороной она не входит в общественное бытие.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных