Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Диалектика общественного бытия и общественного сознания.
К. Маркс и Ф. Энгельс неоднократно подчеркивали диалектический характер взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания, их взаимодействие и переходы в свою противоположность. Сознание они определяли как осознанное бытие или как преобразование материального в идеальное.
Рассматривая движение, переходы от общественного сознания к общественному бытию, К. Маркс видел в технике овеществленную силу знания, а относительно общественной теории говорил, что, овладевая массами, она становится материальной силой. В историческом материализме общественное сознание как отражение общественного бытия характеризуется главным образом со стороны его происхождения и содержания. Оно обусловливается общественным бытием данного общества. Гносеологический и социологический подходы к общественному сознанию как раз и позволяют раскрыть его связь с общественным бытием. Гносеологический аспект изучения общественного сознания предполагает его характеристику в плане отражения, познания действительности. При этом рассматривается по существу процесс формирования общественного сознания, раскрывается механизм отражения, где особое место занимает движение идеального от объекта познания к его субъекту. В этом аспекте общественное сознание выступает продуктом социального познания, результатом производства знаний, формирования идей, теорий и других духовных образований. Социологический подход к изучению общественного сознания состоит в анализе обратного движения идей, взглядов и т. д., т. е. в рассмотрении их реализации в жизни общества, их массового распространения. Он раскрывает процессы превращения идей в общественную силу, проявления активности сознания, его воздействия на общественное бытие, преломления познанного через призму классовых интересов. В этом случае в поле зрения исследователя находится движение идей от субъекта отражения действительности к его объекту. Это процесс реального функционирования знания, сознания.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|