ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие и структура ОЭФ. Формация и цивилизация. Сущность исторического процесса.Общественно-экономич.формация (ОЭФ) – это общество на опред.ступени развития. Основу каждой ОЭФ образует способ производства – это единство производит.сил и производств.отношений. Ведущими здесь являются производит.силы, которые и определяют производств.отношения. Наряду с формационным подходом, связанным с выделением крупнейших типов общества и ступеней его развития, существует также цивилизационный подход, основанный на понятии «цивилизация» - это конкретно-историч.формации, связанные с крупными факторами жизни общества – использованием железа, пара и машин, атомной энергии и т.д.
Историч.процесс имеет направленный характер. Общее направление – все более полная реализация потенциально бесконечной универсальной сущности человека. Направленность исторического процесса от низшего к высшему рождается из природы способностей и потребностей, труда и познания, производства и потребления. Цель истории – создание условий для всестороннего развития человека, которое означает и всестороннее удовлетворение биологических потребностей, и развитие задатков человека. Важным фактором, определяющим направленность исторического процесса, является сознание. Уже фундаментальная структура его – деление на две ступени: чувственную и логическую – выражает основную тенденцию процесса познания – усложнение. Одно из крупных открытий Маркса – единый закономерный исторический процесс, «магистраль» которого образована последовательностью пяти общественно-экономических формаций. Основные ступени исторического процесса: 1. Первобытно-общинная формация – первая ступень сформировавшегося общества. В развитии первобытного человека выделяют две стадии: · Дикость – производство простейших орудий труда и с их помощью присваивание средств к жизни; присваивающий образ жизни; · Варварство – приручение и разведение домашних животных, и возделывание растений, в первую очередь злаков; производящий образ жизни. Труд освободился от примитивной, инстинктивной формы и стал исключительным достоянием человека. Первобытная общность была сломлена разделением труда, породившим частную собственность, расколовшим общество на враждебные классы, поставившим на место всех физич. и духовных чувств человека – чувство обладания. 2. Рабство – господство рабского труда и деление людей на людей-индивидов и людей-вещей. Рабство – это «простейшая, наиболее стихийно сложившаяся форма разделения труда» (Энгельс) на материальный и духовный, но создавшая предпосылки для экономич, политич. и интеллектуального развития человечества. Рабство изжило себя, ибо для повышения эффективности труда требовалось уже не «живое орудие», а самостоятельно организующий свою работу индивид. 3. Феодализм – ускорение распада родовых связей, усиление социального расслоения, формирование различных сословий. Имея свой надел, крестьянин до известной степени принадлежащий себе развивался как относительно свободное существо. Религия при феодализме выступает в качестве "наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции" социального порядка: философия, право, мораль, искусство, литература, образование пронизаны религиозным мировоззрением. 4. Капиталистическая формация – отделение производителя от средств производства, лишение собственности на землю у народных масс, жизненных средств, орудий труда, превращение их в наемных рабочих и, соответственно, превращение феодальной эксплуатации в капиталистическую. Развитие человеческой сущности связано с тремя стадиями: 1. Домонополистическая (доиндустриальная) – ручной труд; 2. Монополистическая (индустриальная) – абстрактный труд, вещные отношения, машинный труд; 3. Современная (постиндустриальная) – преддверие новой формации: производство информации, интеллектуальная собственность, замена труда наукой, разрушение материальных и духовных ценностей капитализма, развитие экономики, рождающей социализм, вызванный к жизни необходимостью и не имеющий альтернативы. 5. Коммунистическая формация – равенство по отношению к средствам производства. Переход средств производства в обществ.собственность и лишение собственности капиталистов открывают возможность для серьёзного развития производит.сил общества, но при этом сохраняется один из источников соц.неравенства – существенное различие умственного и физич.труда. Коммунистическое общество основано на всеобщем непосредственно общественном труде.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|