ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
История как действительность общественной жизни. 3 страницаС другой стороны, заменяя рабочую силу человека на производстве, техника обостряет проблемы занятости и безработицы. Жилищный комфорт приводит к нежелательной разобщенности людей; достигнутая с помощью личного транспорта мобильность покупается ценой шумовой перегрузки, загрязнением атмосферы неуютных, обезличенных городов; неуправляемая техническая экспансия поставила человечество перед необходимостью решения глобальных проблем: загрязнение окружающей среды отходами промышленного производства, невосстановимым исчерпанием природных ресурсов, нарушением баланса демографических процессов, опасности радиоактивной катастрофы и т.д. Все это заставляет задуматься о делах и перспективах технического развития, о мерах его возможного ограничения. Философский анализ феномена техники должен помочь осознать грядущие потери и возможные опасности для человека и общества и попытаться определить меры для их предотвращения или, по крайней мере, к минимуму. Сторонники гуманитарной ветви философии техники считают, что оторванное от гуманистических целей и ценностей техническое развитие порождает иррациональные последствия, разрушающие основы человеческого бытия. Они полагают, что в основу комплексных программ развития техники и технологий должны быть положены результаты гуманитарных дисциплин, в том числе философской теории ценностей. В соответствии с этими программами, прогрессе техники направляется и измеряется не только техническими идеями и их реализациями, но и социальными, политическими и экологическими параметрами. В конечном итоге прогресс техники имеет смысл только в связи с прогрессивными изменениями условий человеческого, повышения уровня материальной и духовной жизни, степени свободы индивида и общества, гармонической солидарности технической среды и среды обитания общества. С опасностями техники нельзя совладать с помощью самой техники, считает М. Хайдеггер, спасение, если оно, возможно, состоит в изменении технологического мировоззрения. Этот вывод вызывает критику со стороны инженерной ветви философии техники. Мир «пронизанный техникой» не может быть спасен лишь усилиями духа, направленными на свое собственное изменение. Необходимое рациональные действия, направляемые позитивной теорией, одним из постулатов которой является неизбежность и необратимость технического развития. Сторонники технологического детерминизма полагает, что техника и технология руководствуются универсальными критериями (эффективность, экономичность, системность, надежность и др.) определяющими характер технических новаций, направления развития технических идей, масштабность применения техники. Экологические соображения, социально-политические обстоятельства, моральные или идеологические аргументы могут лишь отклонять «нормальный» ход развития технологии. Вместе с тем, несмотря на различие позиций, представителей обоих направлений объединяет осознание нравственной ответственности за цели и последствия технической деятельности перед человеческой цивилизацией. Мы не можем «больше перекладывать ответственности за будущий мир на трансцендентного бога или на внутреннюю эволюционную закономерность природы. Как соучастники, мы несем ответственность. И наша ответственность неизмеримо возросла» - пишет А. Хунинг. Научно-техническая революция всесторонне влияет на медицину. Это влияние носит прямой и опосредованный характер. Изменение характера труда, условий жизнедеятельности, экологии приводит к изменению структуры заболеваемости населения, выдвигая на передний план «болезни цивилизации», что требует от медицины кардинального изменения стратегии и тематика перестройки системы здравоохранения, выявления приоритетных направлений. В новых условиях медицина должна учитывать отношение людей к своему здоровью, изменение его места в системе ценностных ориентаций, что влечет за собой переоценку традиционных нравственных ценностей медицинской деятельности. Происходит перераспределение функций медицины. На первый план выдвигается функция формирования здорового образа жизни, подготовки человека к новым требованиям техногенной цивилизации, предупреждения возможных негативных для здоровья людей последствий ее дальнейшего развития. Обогащение медицины новыми научными открытиями и технологическими достижениями качественно меняет ее облик, позволяет проникнуть в фундаментальные механизмы жизни, расширить до фантастических пределов диагностические и лечебные возможности медиков, контролировать и регулировать ход многих жизненных процессов, модифицировать их в научном направлении. Идет фундаментальное обновление современной теории медицины, широко использующей дисциплин, математизацию медицинского знания и т.п. Усиливается, и становятся многообразными связи гуманитарного и естественнонаучного компонентов медицинского знания. Вместе с тем под влиянием научно-технической революции в медицине возникает и ряд негативных процессов, требующих своего разрешения. Технологизация медицинских процессов, абсолютизация роли лабораторно-инструментальных методов исследования, стандартизация лечебного процесса приводит к известной дегуманизации отношений «врач-пациент», ограничивает принцип индивидуального подхода к больному. Специализация медицинской деятельности распыляет ответственность за судьбу больного между многими специалистами. Рост затрат на здравоохранение, особенно на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, обостряет проблему справедливости. Новые условия медицинской деятельности порождает сложные этические проблемы, с которыми не сталкивалась медицина прошлого и которые не имеют однозначного решения. Традиционная медицинская этика трансформировалась в новую научную дисциплину – биомедицинскую этику, призванную дать ответы на новые нравственные вызовы современной медицины.
Техника – система созданных человеком средств, орудий производства, а также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса. Технология – совокупность операций по целенаправленному использованию техники. Существует несколько подходов к пониманию техники: Натуралистический подход – человеку в отличие от животных недостает специализированных органов, поэтому он должен компенсировать свои недостатки с помощью технических средств. Волевая интерпретация техники – реализация воли к власти посредством создания и использования технических средств. Естественнонаучный подход – техника рассматривается как прикладная наука. Рациональный подход – техника рассматривается как сознательно реализуемая деятельность человека. Цель и функции техники, несмотря на различие подходов к пониманию – преобразовывать природу и мир человека в соответствии с целями, сформированными людьми на основе их нужд и желаний. В своем развитии до настоящего времени техника прошла три этапа: 1) ручной труд, 2) машинный труд, 3) автоматизация (компьютеризация). Научно-технический прогресс – прогресс в технической базе общества на основе научного прогресса. Техническая база общества – единство всех,действующих в практике данного общества технических систем. Научно-техническая революция – это коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор общественного производства. Первый этап научно-технической революции – этап механизации. Машинное производство освобождает человека от физического труда и увеличивает его производительность. Второй этап научно-технической революции – этап автоматизации. Этот этап связан с научными достижениями в области автоматик, электроники, вычислительной техники. Новая ступень научно-технической революции связана с развитием микроэлектроники, информатики, биотехнологии, массовой компьютеризацией. Начало компьютерной революции дают первые электронно-вычислительные машины, созданные в 30-х годах 20 века американским физиком Дж. Атанасовым и немецким инженером К. Цузе. Мощный толчок к развитию электронно-вычислительной техники дала 2 мировая война. В 1944 г. группа исследователей под руководством Г. Айкена создала электрическую вычислительную машину на релейных логических элементах. Машины подобного типа получили название машин нулевого цикла. Машины первого поколения появляются с 1951 г. Ввод и вывод информации в них совершался с помощью перфокарт. Составление программ было уникальным творческим процессом, требующим высочайшей профессиональной квалификации. В Советском Союзе создание компьютеров первого поколения закончилось в середине 50-х годов построением первой советской электронно-вычислительной машины. Возникновение второго поколения компьютеров связано с изобретением в 1948 полупроводниковых транзисторов. Появление машин третьего и четвертого поколения происходит в 1963-1980 гг. Их основу составляют интегральные схемы на полупроводниковых пластинах миниатюрных размеров, получивших название чипов. Условно, с появлением машин четвертого поколения связывают начало второй компьютерной революции. В эпоху второй компьютерной революции появляются принципиально новые компьютеры массового производства – персональные компьютеры, суперкомпьютеры, выполняющие множество операций в минуту, носители памяти гигантской емкости. Появляются компьютеры пятого поколения, способные решать задачи, ранее доступные лишь человеку. Появление компьютеров определяло формирование информационных общества. Информационное общество характеризуется: 1. Доступностью информации. 2. Техническое обеспечение доступности информации. 3. Производство информации в объемах достаточных и необходимых для развития общества. 4. Преимущественное развитие сферы информационной деятельности и услуг, с тем, чтобы не менее 50% занятого население трудилось в этих областях. В настоящее время процессы информатизации приобретают глобальный характер. Создаются специальные научные центры для изучения этих процессов. Потребителями информационных технологий становятся банки и банковско-финансовые системы. Электронная система записи повсюду заменяет бумажную документацию. В современной литературе по философии техники можно выделить две модели соотношения науки и техники: линейную и эволюционную. 1. Линейная модель – техника рассматривается в качестве простого приложения науки или даже как прикладную науку. За наукой признается функция производства знания, за техникой – применение этого знания. В настоящее время эта модель большинством специалистов признана неадекватной. 2. Эволюционная модель – здесь выделяются три взаимосвязанные, но самостоятельные сферы: наука, техника, производство. Сторонники данной модели динамики науки на объяснении развития техники. Кроме представленных моделей существуют и другие точки зрения на соотношение науки и техники. Согласно одной из них, наука развивалась, ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов, и представляет собой ряд попыток исследовать способ функционирования этих инструментов. Это утверждение верно лишь отчасти. Многие технические изобретения были сделаны до возникновения экспериментального естествознания (телескоп, микроскоп), без всякой помощи науки были реализованы крупные архитектурные проекты. Несомненно, прогресс техники сильно ускоряется наукой, верно также и то, что наука пользуется техникой. Следующая точка зрения утверждает, что до конца 19 века регулярного применения научных знаний в технической практики не было, но это состояние характерно для технических наук сегодня. Сторонниками этой точки зрения считают, что наука и техника до начала научной революции развивались автономно и соединились лишь в 18 веке, в 19 этот союз приносит свои первые плоды, а в 20 веке наука становится одним из главных источников новых видов техники и технологии. Таким образом, выделяют четыре периода взаимоотношений науки и техники: Первый период – формируются типы технических знаний – практико-методические, технологические и конструктивно-технические; Второй период (вторая половина 18 века – до 70-х гг. 19 века) происходит формирование научно-технических знаний на основе использования в инженерной практике знаний естественных наук, а также появление первых технических наук; Третий период – формирование ряда фундаментальных технических теорий; Четвертый период (настоящее время) – характеризуется осуществлением комплексных исследований, интеграцией технических наук не только с естественными, но и общественными науками. Взаимодействие научно-технической революции и медицины – весьма сложный процесс. Условно выделяют два направления, каждое из которых имеет ряд существенных моментов. 1. Научно-техническая революция влияет на характер и условия труда, а тем самым – появляются новые требования к здоровью и работоспособности человека: а) возникает проблема подготовки человека к новым требованиям производства и к новым условиям жизни в целом. Научно-техническая революция, освобождая человека от тяжелого физического труда, ставит перед человечеством новые проблемы и создает определенные трудности (НТР- гиподинамия, сокращение общего объема двигательной деятельности, ее видоизменение). б) современная медицина должна не только профилактически готовить человека к новым требованиям производства, но и предупреждать появление тех заболеваний, которые порождаются или углубляются эпохой НТР. В) в новых условиях медицина должна учитывать отношение людей к своему здоровью, физическому и психическому состоянию. Таким образом, меняется место здоровья и болезней в системе ценностных ориентаций, и это должен учитывать врач. 2. Влияние научно-технической революции на медицину, изменение ее облика: А) обогащение медицины новыми научными открытиями и техническими достижениями, что качественно меняет облик самой медицины. Б) Решение в сфере медицины такой проблемы как соединение науки с производством. В) развитие внутренних проблем самой медицины (роль врача в новых условиях НТР, роль инструментальных методов и др.). 3. К особенностям развития медицины в эпоху НТР относятся следующие: 1) изменение объекта медицинского познания, 2) усиливается процесс технического перевооружения медицины, 3) математизация современной медицины, использование теорий вероятности, математической логики, тории множеств, математическое моделирование, 4) фундаментальное обновление фактического материала современной медицинских знаний (научные дисциплины влияют на медицину и испытывают обратное влияние.).
86.Глобальная ситуация До начала прошлого столетия всемирная история представляла собой процесс развития относительно автономных цивилизаций, практически не оказывающих существенного влияния друг на друга. ХХ век принес кардинальные перемены. Интернационализация экономической жизни, формирование единого мирового рынка, создание единого информационного пространства и единой транспортной системы способствовали окончательному формированию мирового сообщества. Научно-техническая революция, прогресс информатики и микроэлектроники многократно усилили процесс вовлечения в хозяйственную деятельность человечества всех сфер окружающей природы. Человечество обрело «общий дом», общую судьбу и общие заботы. К. Ясперс, оценивая новую ситуацию, подчеркивал в работе «Смысл и назначение истории»: Наша исторически новая ситуация, впервые имеющая решающее значение, являет собой реальное единство людей на земле… Мир замкнулся. Земной шар стал единым. Все существующие проблемы стали мировыми проблемами, ситуация – ситуацией всего человечества». Современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется следующими основными особенностями: ü разнонаправленность, нелинейность и неравномерность социальных изменений. Общественный прогресс не абсолютен, он может смениться регрессом, застоем или упадком. ü Неуравновешенность сложившейся системы международных и межгосударственных отношений. В различных регионах возникают локальные социально-экономические, финансовые, политические и экологические кризисы, создающие угрозы всеобщего кризиса. ü Ускорение темпов социально-экономического и научно-технического развития. ü Нарастание тенденций к взаимосвязи, целостности, единству всего человечества, к формированию процесса глобализации человеческой цивилизации. ü Обострение противоречий общечеловеческих интересов с интересами национального и группового характера, между индустриально развитыми странами и странами развивающимися, между возможностями биосферы Земли и растущими потребностями ее жителей. К вечным философским проблемам бытия, сознания, смысла жизни и т.п. современная эпоха добавила принципиально новые глобальные проблемы, затрагивающие не существовавшую прежде тему единой судьбы человечества и сохранения жизни на Земле. Ответом на этот исторический вызов стало появление новой философской дисциплины – глобалистики. Глобалистика, исследуя причины, природу и сущность глобальных проблем, стремится на основе общих закономерностей развития общества построить достоверные модели управляемого и духовно организованного мира в единстве трех глобальных сфер человеческой деятельности: экологической, социальной и экономической в реальных условиях Земли с ее конечными физическими размерами и ограниченными природными ресурсами. В наступившую эпоху антропогенной перегруженности Земли только такой подход позволяет определять оптимальную стратегию решения глобальных проблем. В современной глобалистике можно выделить несколько направлений: ü Технократическая глобалистика исходят из того, что именно научно-технический прогресс является главной причиной возникновения и обострения всех глобальных проблем. Одновременно утверждается, что дальнейшее развитие науки и техники даст в распоряжение человечества эффективные средства решения этих проблем (Г. Кан, А. Винер, У. Браун, Л. Мартел, Р. Фолк, Р. Дюбо, Р. Арон, Л. Лилли, Ж. Серван-Шрейер). ü Постиндустриальная глобалистика основана на концепции постиндустриализма, предполагающей разрешение глобальных проблем и кризисных противоречий в процессе совершенствования производства и таких социальных трансформаций, которые не затрагивают самой природы капитализма. Представители этого направления видят причины появления и обострения глобальных проблем в противоречиях общества. В своем развитии общество поднялось над аграрной и промышленной стадиями и продолжает восхождение к «вершинам прогресса» путем непрерывного совершенствования хозяйственной и политической структуры (У. Ростоу, А. Арон, О. Тоффлер, Д. Белл, Д. Гелбрейт, Т. Гордон, П. Дракер). ü Эколого-популистская глобалистика выдвигает на первый план взаимодействие природы и общества, концентрируя внимание на демографической, минерально-сырьевой, энергетической, продовольственной проблемах, а также на вопросах здоровья человека, сохранения растительного и животного мира на Земле. Представители этого направления пытаются свести воедино новейшие достижения естественных наук и некоторые положения социально-экономической и политической науки, а на основе такого эклектичного подхода осмыслить сущность конкретных глобальных проблем. Центром, вокруг которого группируются сторонники этого направления является Вашингтонский «институт всемирной вахты». ü Экзистенциально-культурная глобалистика рассматривает глобальные проблемы с учетом политических и социально-экономических реальностей современности и обращает особое внимание на развитие культуры, религиозно-этических воззрений. С позиций этого направления, культурное наследие человечества, накладывающее существенный отпечаток на восприятие отдельной личностью истории и современности, неразрывно связано с противоречивым процессом формирования глобальных проблем, и в значительной степени определяет характер и направленность реформ, с помощью которых человечество приступит к их решению. Центром этого направления является Международный институт мирового порядка в Нью-Йорке (С. Мендловиц, А. Мазрун, Р. Котарк, Р. Фолк, И. Палтунг). ü Эволюционно-детерминистская глобалистика трактует глобальные проблемы и в целом современность с позиций техницизма, практически подменяя объективные законы общественного развития неопределенным, но «всеобъемлющим действием» закономерностей естественной эволюции и «необратимых внутренних движущих сил» технического прогресса. В работах этого направления проводится мысль о необратимости развития природы, принципиальной непредсказуемости этого процесса, о единстве эволюции природы, технического прогресса и социального развития. Более того, зачастую данный процесс представляется как жестко детерминированный, полностью подчиняющий себе деятельность людей, и потому выступающий как фатальная сила (Н. Георгеску-Вин, Дж. Рифкин). Каждое из этих направлений, верно отмечая роль тех или иных факторов в становлении современной глобальной ситуации, неоправданно и несправедливо абсолютизируют их, что и делает эти концепции односторонними, ограниченными. Глобальные проблемы – это результат развития человеческой цивилизации. Они выражают противоречивый дух истории и являют собой наиболее острые противоречия в бытии современного человека и общества. В конечном счете эти проблемы порождены неравномерностью мировой цивилизации, когда технологическое могущество неизмеримо превзошло достигнутый ею уровень общественной организации. В этих условиях политическое мышление явно отстает от реальности, а побудительные мотивы преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи. Современная глобальная ситуация сплела все противоречия нашей эпохи в единый узел, развязать который под силу лишь всему человечеству, вставшему на путь социального и духовного обновления. В философии под глобальными проблемами принято понимать общепланетарные проблемы, которые в силу своей остроты и масштабности ставят под вопрос дальнейшее существование человечества. Глобальные проблемы по самой своей сути затрагивают интересы не только отдельных людей, но в первую очередь судьбу всего человечества. Во-вторых, для их преодоления совершенно недостаточно усилий какой-либо одной страны и даже группы стран. Напротив, требуются согласованные действия и объединенные усилия всего человечества, всех стран. В-третьих, эти проблемы являются уже объективным фактором мирового развития и не могут быть проигнорированы кем бы то ни было. В-четвертых, нерешенность глобальных проблем способно привести в будущем привести к серьезным и даже непоправимым последствиям для всего человечества и среды его обитания. В-пятых, в отличие от региональных эти проблемы более инертны, обладают меньшей мобильностью. Все глобальные проблемы находятся в системной взаимозависимости так, что решение одной из них предполагает учет влияния на нее всех других проблем. В зависимости от степени остроты и первоочередности решения глобальные проблемы делятся на три большие группы. 1) группа – это проблемы с наибольшей общностью и актуальностью. Они проистекают из отношений между различными государствами и потому их называют интерсоциальными. Здесь выделяются две наиболее значимые проблемы: а) устранение войны из жизни общества и обеспечение справедливого мира; б) установление нового международного экономического порядка. В последние десятилетия к ним присоединилась чрезвычайно острая и актуальная проблема международного терроризма. 2) группа – это проблемы, возникающие в процессе и результате взаимодействия общества и природы: обеспечение человечества энергией, сырьевыми ресурсами, пресной водой и т.п. Сюда же относятся экологические проблемы, а также освоение Мирового океана и космического пространства. 3) группа – проблемы, связанные с системой отношений «человек – общество». Это демографическая, продовольственная проблемы, вопросы здравоохранения, образования и др. Все глобальные проблемы тесно связаны друг с другом, так что их изолированное решение практически невозможно. Вместе с тем это не снимает вопроса об их объективной иерархии, т.е. приоритетности одних из них по отношению к другим и их соподчиненности. Важно выявить эту иерархию, исходя из причинно-следственных отношений. Во главу угла в настоящее время следует поставить проблему предотвращения мировой термоядерной войны и создания безъядерного ненасильственного мира. Какими бы серьезными опасностями для человечества не сопровождались бы все остальные проблемы, они даже в совокупности отдаленно несопоставимы с катастрофическими последствиями мировой термоядерной войны, которая угрожает самому существованию цивилизации и жизни на нашей планете. К настоящему времени накоплено несколько десятков тысяч ядерных боеприпасов. Их совокупный потенциал позволяет уничтожить все живое на планете 30 – 35 раз. Одним из закономерных последствий ядерной войны станет «ядерная зима», т.е. резкое падение температуры у поверхности Земли – вследствие огромного загрязнения атмосферы пылью, пеплом и дымом, что сделает ее практически непроницаемой для солнечных лучей. При этом будет уничтожена вся материальная культура, создававшаяся человечеством тысячелетиями, и подорваны естественные условия существования человека, включая и его генетические основы. Очевидно, что у человечества нет разумной альтернативы безъядерному ненасильственному миру. Не следует забывать и о том, что на планете накоплены огромные запасы химического и биологического оружия, созданы разрушительные системы вооружения, например, «географические», которые по последствиям применения сопоставимы с ядерным вооружением и другим ОМП. При этом создается не только новое оружие, но и средства противодействия ему, что еще больше раскручивает спираль гонки вооружений. Тем самым человечество все более увязает в некоем круге неразумности, ставит себя на грань гибели от случайности. Кроме прямой угрозы глобального уничтожения гонка вооружений опасна непроизводительной тратой огромных материальных, финансовых и людских ресурсов. Ежегодно гонка вооружений поглощает $ 1,2 трлн., отвлекает от производительного труда десятки миллионов людей (на службу в армии, на производство вооружений), расхищает огромные сырьевые ресурсы, научно-технический потенциал, губительно воздействует на окружающую среду. Тем самым гонка вооружений обостряет другие глобальные проблемы, ограничивая возможности их разрешения. Очевидно, что будущее человечества возможно лишь на путях полного ядерного разоружения. Мир без насилия и войн и есть то условие, без которого в принципе невозможно решение человечеством иных глобальных проблем. Ключ к решению проблемы разоружения – это преодоление логики раскола и конфронтации человечества и переход к логике диалога и сотрудничества на основе общечеловеческих интересов и ценностей. Безъядерный и ненасильственный мир не только высшая социальная ценность, но и необходимое предварительное условие решения всех остальных глобальных проблем. Особую роль в глобальной ситуации играет проблема преодоления резкого различия в уровне и качестве жизни между населением промышленно развитых стран и стран т.н. «третьего мира». Она сложилась в силу причин исторического характера, как результат существования в прошлом колониальной системы, уродливого разделения труда, неэквивалентного обмена и, как следствие, несправедливого распределения доходов в мировой экономике и политике. Современные процессы передела глобального рынка не меняют сути дела, изменяя лишь формы все усиливающейся зависимости развивающихся стран от развитых держав. Разрыв в уровне и качестве жизни сохраняется и закрепляется. В настоящее время соотношение в доходах между населением этих двух групп стран составляет 60: 1. Смертность в развитых странах равна 6 – 7 человек на одну тысячу населения, а в развивающихся странах > 12, соответственно различается и средняя продолжительность жизни. Осознание несправедливости такого положения дел, ответственность индустриально развитого мира за эту несправедливость стимулируют мощные процессы дестабилизации всей системы сложившихся международных отношений, требуют установления нового экономического порядка. Экологическая проблема стала глобальной во второй половине ХХ в. в связи с бурной и неконтролируемой хозяйственной деятельностью человечества, которая привела к экологическому кризису, разрушению биосферы как естественной среды обитания человечества, что поставило под вопрос само существование жизни на Земле, включая и самого человека. Очевидно интенсивное загрязнение окружающей среды: воздуха, земли, водных ресурсов. Ежегодно в атмосферу выбрасывается около 130 млн. тонн золы. За последние 100 лет концентрация углекислого газа в атмосфере возросла на 15 – 18 %. Исчезают огромные массивы водных ресурсов, происходит их интенсивное загрязнение. Из-за неправильной обработки и иных антропных причин разрушается почва: 30 % территории нашей планеты уже являются пустыней и ежегодно к этому прибавляются еще 6 млн. га. земли. Стремительно вырубаются леса – основной источник атмосферного кислорода. Ежегодно исчезает 11 млн. га. леса. В результате промышленной деятельности наблюдается явное потепление климата на планете, расширяются «озоновые дыры», количественно и качественно уменьшается флора и фауна, возрастает радиационный фон. Рост техногенных катастроф и военная деятельность государств еще сильнее ухудшают состояние биосферы. Суть экологического кризиса: антропогенная нагрузка на природу существенно превосходит возможности ее сопротивляемости и самовосстановления. Основная его причина – неограниченная экспансия человека в природную среду, его эгоизм и потребительское отношение к природе. В настоящее время человечество стало перед насущной необходимостью принять концепцию направляемого развития, что означало бы жесткий контроль за хозяйственной деятельностью и расходованием природных ресурсов. Проблема сохранения природы требует соединения политики и экономики, нравственности и просто здравого смысла. Достичь этого можно, если в основу деятельности человечества будут положены следующие принципы: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|