ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
История как действительность общественной жизни. 4 страницаü принцип коэволюции, т.е. партнерского сосуществования природы и человека; ü принцип устойчивого развития человечества, т.е. управляемый процесс дальнейшего развития при обязательном сохранении жизни на Земле; ü принцип новой экологической политики; ü принцип экологической нравственности, в основе которой лежит экологический императив: «относись к природе так, как желаешь, чтобы относились к тебе». Расширяющиеся темпы и масштабы развития все более остро проблему обеспечения человечества сырьевыми ресурсами и источниками энергии. Она обусловлена стремительным исчерпанием традиционных источников энергии и ресурсов. Подсчитано, что при современных темпах потребления невозобновляемых ресурсов (нефти, угля, природного газа, всевозможных руд и минералов) человечеству хватит их лишь на обозримую перспективу – от нескольких десятков лет до сотни лет. При этом большинство известных запасов сосредоточено в месторождениях с трудными условиями добывания, да и руды довольно бедные, что делает добычу высокозатратной. Поэтому сегодня перед человечеством встают задачи рационального использования сырья, создания безотходных производств, повышения коэффициента использования сырья, создания сырьевых материалов искусственным путем, налаживания вторичной переработки отходов производства и т.п. Растущие потребности человека в энергии, при исчерпании и ограниченности ее естественных источников заставляют человечество искать новые нетрадиционные источники энергии в виде энергии приливов и отливов, энергии Солнца, подземного тепла, а также создавать энергосберегающие технологии и снижать ее непроизводительные потери. К числу актуальных глобальных проблем относится и неконтролируемый рост населения, который создает во многих странах и регионах избыточную перенаселенность. По экспертным оценкам, имеющиеся на планете энергетические, сырьевые, продовольственные и иные ресурсы могут обеспечить достойную жизнь только 1 миллиарду человек. А за последнее тысячелетие население Земли увеличилось в 15 раз и сегодня превышает 6 млрд. чел. При этом первое удвоение произошло за 700 лет, второе – за 150 лет, третье – за 100 лет и последнее – менее чем за 40 лет. Беспрецедентный рост населения Земли в ХХ в. – «демографический взрыв» – стал результатом стихийного и неравномерного общественного развития и глубоких социальных противоречий. В первую очередь это касается развивающихся стран, на которые приходится > 90 % прироста мирового населения. Там одновременно сосуществуют высокая смертность (на уровне начала ХХ в.) и высокая рождаемость, типичная для XVIII в. Вместе с тем по уровню производительности труда и доходу на душу населения, по урожайности агрокультур и эффективности сельского хозяйства, по грамотности населения и общему культурному уровню подавляющее большинство народов этих стран живет еще где-то в XIX в. Перед развитыми странами демографическая проблема стоит как бы с обратным знаком. Там, на фоне роста доли людей преклонного возраста наблюдается значительное снижение рождаемости, которая теперь не обеспечивает даже простое воспроизводство населения. Это, в свою очередь, порождает определенные трудности в сфере национального самосознания, осуществления социальных программ, пенсионного обеспечения и т.п. Учитывая современные приросты населения, ученые прогнозируют увеличение населения к 2025 г. до 8,5 млрд. чел, а в перспективе – до 12 – 20 млрд. чел. Это резко обострит проблемы питания и здравоохранения, увеличит нагрузку на природную среду, приведет к конфликтам и нестабильности в мировом сообществе, к другим отрицательным последствиям. Только переход в перспективе к управляемому мировому демографическому процессу способен предотвратить надвигающуюся катастрофу. Беспрецедентный рост народонаселения, экологический кризис, несправедливость мировых экономических отношений и пр. породили продовольственную проблему. По данным ООН, 20 % населения Земли голодает, 60 % обеспечены несбалансированным питанием и только 20 % обеспечены полноценным питанием. Продовольствие все более превращается в эффективный инструмент социально-экономического и политического давления. По существу оно превратилось в «оружие», направленное против наиболее бедных стран. Процессы демографического кризиса, роста бедности, голода и др. во многом связаны с проблемами образования. Прогресс современного общества невозможен вне овладения новейшими технологиями деятельности, которые основаны на последних достижениях науки. Их внедрение требует высокого уровня образованности населения. Современное образование требует значительных затрат, которые развивающиеся страны не могут себе позволить. В результате, если в относительном (процентном) отношении число неграмотных в мире неуклонно уменьшается, то в абсолютных числах оно растет. К тому же растет и функциональная неграмотность, вызванная тем, что реальный уровень образования все большего количества людей не соответствует тем требованиям, которые предъявляют новейшие технологии и компьютерная техника, в целом условия современного общества. К тому же в большинстве стран мира до сих пор отсутствует равный доступ к образованию, что является дополнительным источником социальной напряженности. Численность населения, условия его проживания, а также состояние окружающей среды связаны с еще одной глобальной проблемой – проблемой здравоохранения. Новая глобальная ситуация привела к глубоким изменениям в структуре заболеваемости населения земного шара. Для экономически развитых стран доминирующими стали «болезни цивилизации»: сердечно-сосудистые, психические, болезни органов дыхания, травматизм, онкологические заболевания, СПИД и др. Для развивающихся стран доминирующими остаются инфекционные и паразитарные болезни, обусловленные нищетой, санитарной и общей неграмотностью населения. Вместе с тем мощные грузопотоки между странами, активная миграция людей, расширяющиеся экономические связи обрели сегодня планетарный характер, резко увеличив возможности и скорости распространения многих инфекционных заболеваний из развивающихся стран. Перед человечеством стоит глобальная проблема разработки эффективной стратегии борьбы со всеми формами патологии, создания действенных систем международного и национального здравоохранения и систем массового оздоровления населения.
Решение глобальных проблем возможно, но лишь 1. при непременном осознании их остроты и масштабов возможных негативных последствий накопления «критической массы» этих проблем. Требуется новое глобальное мышление, т.е. осознание того, что все страны и народы – это, по сути, члены единого экипажа с общими интересами. Это глобальное человечество. 2. Выживание человечества возможно исключительно на основе отказа от насилия в политике и международных отношениях, создания безъядерного мира и утверждения общечеловеческих ценностей, их приоритета над социальными и национальными интересами. 3. Решение глобальных проблем возможно также при обязательном переходе к устойчивому и направляемому развитию человечества. Экономическая деятельность и интенсивное освоение природы, демографические процессы и освоение космоса должны быть взяты под разумный, но жесткий контроль всего человечества. 4. Решение глобальных проблем возможно на путях «нового гуманизма», предполагающего изменение ценностных ориентаций и установок, психологии и мировоззрения людей в сторону альтруизма, отказа от непомерных амбиций, психологии покорения природы, на бережное отношение к Природе, сохранение Жизни во всех ее формах. Надо учиться культуре выживания, приспосабливая к этому свой духовный и физический опыт. Идти к гармонии между Человеком и Миром, идти в новый Мир с новым Человеком. 87.соц. прогнозирование Будущее благополучие человечества во многом зависит от умения предвидеть негативные последствия своей деятельности, своевременно принимать решения, предотвращающие неблагоприятное развитие ситуации. Предвидение – это вероятностное знание о будущем, т.е. о том, чего еще нет в действительности, но что потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития. Гносеологически основой предвидения служит способность сознания к опережающему отражению действительности. По мере технического прогресса, возрастания масштабов практической деятельности людей и темпов общественного развития способность предвидеть не только непосредственные, но и отдаленные природные и социальные последствия своих действий приобретают все большее значение для человечества. Более того, в современных условиях предвидение превращается в императив, от соблюдения которого прямо зависят жизнь человечества и судьба грядущих поколений. В настоящее время человечество располагает хотя и не совершенными, но адекватными научными методами и средствами прогнозирования своего будущего. При этом достоверность, определенность и вероятность предвидения зависят от того, о каком будущем идет речь: непосредственном, обозримом или отдаленном. Знание о будущем по мере удаления от настоящего становится все менее конкретным и точным, все более общим и предположительным. Это возрастающая неопределенность в предвидении будущего связана с природой социального развития, с многовариантностью и альтернативностью исторического процесса, с непредсказуемостью конкретного хода и исхода отдельных событий в общественной жизни. Непосредственное будущее уже во многом конкретно содержится в настоящем, хотя и не предопределяется им полностью и фатально, тогда как обозримое будущее и, тем более, отдаленное будущее в решающей мере станет определяться не столько тем, что уже существует в реальной действительности, сколько тем, чему еще предстоит свершиться. В любом прогнозе сочетается научно-познавательное содержание и идеологическое назначение. Исходя из их соотношения, выделяют четыре основных типа прогнозов будущего: 1. Прогноз, выявляющий перспективные проблемы путем условного продолжения в будущем наблюдаемых ныне тенденций, называется поисковым. 2. Прогноз, который определяет возможные пути решения проблем, достижения какого-либо рубежа на основе заранее заданных критериев, называется нормативным. 3. Аналитические прогнозы делаются, как правило, для того, чтобы в научных целях определить познавательную ценность различных методов и средств познания будущего. 4. Прогноз-предостережение составляется для непосредственного воздействия на сознание и поведение людей с целью заставить их предотвратить предполагаемое будущее. Сопоставляя данные различных прогнозов, ученые вырабатывают рекомендации для управления, как бы взвешивая возможные последствия принимаемых решений и тем самым повышая уровень обоснованности и эффективности планов, проектов, программ. Мировой практикой прогнозирования освоены три основных способа разработки поисковых и нормативных прогнозов: 1. экстраполяция – это условное продолжение в будущее тенденций, закономерности которых в прошлом и настоящем достаточно известны. 2. моделирование объекта исследования, представление его в упрощенно-схематическом виде, удобном для получения выводов прогнозного характера, например, система уравнений, описывающих некий процесс. 3. экспертная оценка – это прогнозная оценка эксперта, т.е. человека, способного более или менее объективно и со знанием дела судить о перспективах соответствующего явления. Наряду с этими базовыми методами в исследовании будущего применяется обширный арсенал научных методов, специальных методики, логических и технических средств познания. Однако все они носят вспомогательный характер. Вместе с тем действенность каждого из трех базовых способов, взятых по отдельности, всегда ограничена. И лишь, взятые вместе, сочетаемые в единой методике разработки прогноза, эти три способа взаимно компенсируют недостатки друг друга и верно служат делу научного прогнозирования будущего. 88.этика+89. мораль и нравственность Мир этики – это мир не сущего, а должного. Если другие науки изучают мир, объективно существующие предметы, совершенно отвлекаясь при этом от того, считаем ли мы их плохими или хорошими, то для этики вопрос о том, является ли нечто хорошим, предосудительным или достойным, имеет первостепенное значение. Иначе говоря, этика изучает не столь сами явления, сколько то или иное отношение людей к ним, их оценку. Следует подчеркнуть, что этика – это специфический раздел философии, не столько изучающий, сколько научающий человека, как ему надлежит себя вести. Надлежит раскрыть содержание практической, ценностной и императивной функций этики. Далее студентам надлежит постичь соотношение понятий «этика», «мораль» и «нравственность». Если мораль – это целостная система норм и правил поведения и взаимодействия людей, добровольно принятая в данном обществе, то нравственность – это реальное поведение людей с точки зрения его соответствия принятым в данном обществе нормам морали. Иначе говоря, мораль выступает как идеал поведения людей, а нравственность как реальное поведение, которое неизбежно сколько-нибудь да отклоняется от идеала. Соответственно, этика – философская дисциплина, изучающая явления морали и нравственности в их взаимосвязи, а также обосновывающая моральные нормы и принципы. Теперь следует остановиться на проблеме оснований этики и кратко охарактеризовать такие варианты оснований этики, как 1) «божественное откровение» и другие виды сакральных оснований; 2) «моральная интуиция» или инстинкты; 3) моральный авторитет; 4) обыденный здравый смысл; 5) естественное право и общественный договор (этический рационализм); 6) утилитаризм; 7) деонтология. Студенты должны хорошо усвоить различия и назначение нормативной и дескриптивной этики. Если первая исходит из неких абсолютных идеальных принципов и ценностей, то вторая по существу оформляет и закрепляет сложившуюся на практике систему нравственных норм и правил поведения людей. Поэтому дескриптивная этика более консервативна, она постоянно воспроизводит уже сложившийся тип отношений, в то время как нормативная этика более нацелена на моральное воспитание людей, нацеленное на практически недостижимый идеал. В результате нормативная этика предполагает развитие морально-нравственных качеств людей, их постоянное совершенствование. В заключение первого вопроса надлежит сравнить две основные системы регулирования отношений людей в обществе: мораль и право. Это поможет студентам более ярко, выпукло и наглядно выявить специфику морали: 1. право исходит из интересов, а мораль – из социальных ценностей людей; 2. ориентация: право направлено вовне личности, а мораль – внутрь личности Þ правовые нормы целесообразны, а мораль оценивает в первую очередь не результат, а сам поступок и, в особенности, его мотивы; 3. характер норм и требований: большинство норм и требований и морали носят характер идеалов, а правовые нормы гораздо более конкретны и ситуативны; 4. моральные нормы принимаются людьми добровольно, а правовые нормы поддерживаются и фактически навязываются государственной властью; 5. право опирается на принудительные санкции государства, а мораль опирается главным образом на совесть и силу морального осуждения. Во втором вопросе раскрывается сущность морали как регулятора человеческих отношений и критерия развития личности и общества. Вычленяются и анализируются функции и основные компоненты структуры морали: нормы, правила, принципы, теории. Общая цель морали – отграничить дозволенное от недозволенного, должного от предосудительного. В этой связи возникает проблема нормативного характера положений морали. При этом большинство моральных норм носит характер запретов. Студенты должны четко уяснить причины такой формы норм. Остальные нормы морали имеют характер предписаний. В свою очередь, нормы-запреты делятся по степени своей обязательности на два типа: нормы-требования и нормы-рекомендации. Особо рассматривается ситуация морального выбора. К ее условиям относят: 1. наличие альтернатив, каждая из которых имеет свой собственный моральный смысл; 2. каждая из имеющихся альтернатив находится в компетенции самого субъекта; 3. отсутствие внешнего воздействия, заставляющего принять одну из альтернатив; 4. наличие достаточной информации по имеющимся альтернативам. Только при наличии этих условий выбор человека становится свободным и осознанным. При этом необходимо увязать человека с его ответственностью за совершаемый поступок, за свой выбор. В этой связи вводится понятие «автономный человек» – это человек, способный самостоятельно, свободно и ответственно выбирать свои действия. Именно такой человек выступает главным объектом этического анализа. В этой связи целесообразно рассмотреть характер и основные виды этических конфликтов в современной медицине (конфликты интерпретаций, конфликты на уровне ценностных установок и приоритетов, моральных принципов и правил и т.д.). Особого внимания заслуживает и парадокс моральной оценки. Рассмотрение третьего вопроса лучше всего начать с типологии этических учений. I типология может даваться по критерию происхождения морали. И тогда выделяют: 1) религиозные теории, согласно которым моральные нормы даны в божественном откровении (Библии, Коране); 2) натуралистические теории, усматривавшие истоки морали в естественном законе (праве): морально все, что находится в согласии с природой; 3) антропологические теории, по которым источник морали – в человеческой природе. В свою очередь, эти теории делятся на несколько подвидов: а) врожденная или природная моральная интуиция (Сократ, Ж.Ж. Руссо); б) обыденный здравый смысл; в) авторитетная личность; г) теория общественного договора (Т. Гоббс, Д. Локк). II типология – по мотиву морального поступка: 1) утилитаризм: моральная оценка любого поступка основана на его результатах и последствиях (И. Бентам, Д. Милль, Д. Юм). Здесь критерием моральной оценки фактически выступает практическая польза (полезность). Внутри этого типа следует различать радикальный вариант – гедонистский: высшее благо – удовольствие (Эпикур, локаята); 2) деонтологический подход: моральная оценка поступков людей исходит из мотивов и намерений людей, а также из выбора ими средств реализации своих замыслов (И. Кант). III типология – по отношению к нормам и основаниям классической этики: 1) либеральный подход исходит из идеи прав и свобод человека; 2) консервативный подход – стремится сохранить незыблемыми прежние этические принципы, ориентируясь на традиционализм и постепенность развития. Через призму этих трех типологий следует рассмотреть основные этические школы в истории человеческой мысли. Начинать следует с философии и религиозной этики Древнего Востока: буддизм, даосизм, индуизм, конфуцианство, иудаизм. Здесь этика была в центре общественной жизни и играла основополагающую роль. Особое значение имела этика античности, заложившая основы всех этических школ и подходов мировой этики. Студентам надлежит уяснить своеобразие подходов Сократа, Аристотеля, Эпикура, стоиков. Стоит запомнить психотерапевтическую формулу Эпикура для преодоления человеком страха смерти: «Пока мы существуем, смерть еще отсутствует; когда же она приходит, мы уже не существуем». Тщательного анализа заслуживает христианская этика. По этой теме даже возможно предложить студентам подготовить отдельный доклад (по книге: Уайатт Дж. На грани жизни и смерти. Проблемы современного здравоохранения в свете христианской этики. – СПб., 2003.). Интересным будет сравнение общехристианской этики и этики протестантизма. Можно вспомнить и своеобразие этики гуманизма эпохи Возрождения. В Новое время утверждается этика прагматизма и утилитаризма (И. Бентам, Д. Милль, Ч. Пирс). А медикам любого профиля необходимо знать в первую очередь деонтологическую этику И. Канта и гуманистическую этику А. Швейцера.
90.биомед. этика Врачебная этика – это система обязательств, которые добровольно принимает и исполняет врач, оказывая помощь больному человеку. Ее отличает односторонний характер. Это просто разновидность профессиональной этики. Иное дело медицинская этика. Медицинская этика – это целостная система моральных норм, регулирующих взаимоотношения между медиками и пациентами. Ее отличает: Ú универсальный и взаимный характер – она опирается на общечеловеческие моральные ценности: милосердие, забота, сочувствие, спасение жизни; Ú взаимодействие врача и пациента основано на фундаментальных и наиболее значимых ценностях: жизнь и здоровье человека, его базовые права и свободы; Ú ориентация на защиту жизни и здоровья другого человека Þ гуманизм и человеколюбие как общие профессиональные качества медиков; Ú деонтологический характер этики врача. Именно принцип соблюдения долга – стержень медицинской этики. Это значит: выполнять определенные требования и отвечать перед собственной совестью, коллегами и обществом. При этом следует подчеркнуть, что принцип долга не признает оправданий при уклонении от его выполнения. Идея долга выступает определяющим и достаточным основанием действий врача, медика любой специальности. Потому идея долга занимает особое положение в медицинской этике – выступает ее основанием. Вообще-то медицинская этика имеет два основания – это долг и обязанность. Содержательно эти два принципа почти совпадают друг с другом. Но все же между ними существуют два серьезных отличия: 1) долг принимается медиком добровольно, а обязанность налагается обществом и потому выступает внешним принципом; 2) нарушение долга предполагает исключительно внутренние моральные санкции (самоосуждение), а нарушение обязанности предполагает социальные санкции (правовые, экономические, административные и т.п.). Кроме оснований медицинская этика имеет также и свои истоки – религиозные, философские и социальные. Студенты должны научиться выявлять и анализировать эти истоки, прослеживать зарождение и развитие принципа гуманизма медицинской науки и практики. Профессиональная медицинская этика, органически входящая в практику, призвана обеспечить профилактику ущерба, который может быть нанесен личности, обществу, а также авторитету самой медицинской профессии в результате некомпетентных, неосторожных или предосудительных действий какого-либо ее представителя. Поскольку весь второй вопрос посвящен историческому развитию медицинской этики, то целесообразно начать с положения и особенностей подготовки врача в древнем обществе на примере античного полиса. И хотя в Древней Индии врачи давали клятву еще в 1500 г. до н.э., древнейшим образцом медицинской этики считается именно «Клятва» Гиппократа (460 – 370). Этика Гиппократа – это первая целостная система морально-этических заповедей, требований и запретов, регулирующих практику врачевания, определяющих отношение врача к пациенту, отношение врача к другим врачам, а также к своей профессии в целом и отношение врача к обществу. Со студентами надлежит тщательно обсудить основные принципы этики Гиппократа: не причинение вреда, врачебная тайна, социальное доверие к профессии, моральные добродетели врача, запреты, а также основные ценности его этики: гуманность, человеколюбие, милосердие. Необходимо объяснить, что одна из главных целей Гиппократа – обеспечить авторитет медицинской профессии в обществе. Этим объясняется, например, отказ врача по Гиппократу от фиксации факта смерти пациента, от свободного распространения медицинских знаний в обществе и т.п. С другой стороны, студент должен понять, почему этика Гиппократа сегодня характеризуется как патерналистская. Все это поможет студентам более глубоко и с пониманием усваивать «Клятву» Гиппократа. При рассмотрении врачебной этики Древнего Востока следует обратить внимание и на общие с этикой Гиппократа аспекты, и на аспекты специфические. В частности, стоит выделить такие моменты, как запрет врачам лечить врагов своего правителя, отказ осматривать и лечить женщин, с которыми нет сопровождающих и т.п. Здесь следует также обратить внимание на значительную роль античного наследства в медицине ислама, на этические заповеди Ибн-Сины и М. Маймонида. При характеристике этики Возрождения надлежит рассмотреть не только идеи гуманизма в целом, но и реформаторские идеи Парацельса, корпоративно-сословную этику Т. Персиваля и воздействие Ф. Бэкона на медицинскую этику Нового времени. В центре внимания тогда оказался вопрос о том, какими моральными качествами должен обладать врач. Отдельного внимания заслуживает развитие медицинской этики в дореволюционной России. Необходимо выявить отличия этических воззрений русских авторов, начиная с М.Я. Мудрова, от этики Гиппократа. В частности, усиливается элемент бескорыстия в деятельности врача, вводится оказание (паллиативной) помощи даже безнадежно больным людям, диагностика неизлечимой болезни как профессиональный долг врача и т.п. Многие российские врачи разрабатывали проблемы профессиональной медицинской этики: М.Я. Мудров, С.П. Боткин, Н.И. Пирогов, Г.Н. Захарьин, В.В. Вересаев. Особо следует отметить В.А. Манассеина, более 20 лет издававшего газету «Врач», на страницах которой ставились и анализировались многие непростые этические проблемы медицинской практики. Так, он отстаивал недопустимость любых экспериментов на умирающих и заключенных, необходимость учета степени риска в медицинских исследованиях на людях, а главное – обязательность добровольного согласия на эксперимент при полном и ясном понимании его сути и возможного риска. Манассеин был категорическим противником смертной казни и столь же ревностным сторонником абсолютного сохранения врачебной тайны. В первые годы Советской власти врача стали воспринимать как буржуазного спеца, который может работать только под строгим классовым контролем. Соответственно, и обсуждение этических проблем быстро прекратилось, поскольку врачебная этика трактовалась как корпоративно-сословная мораль, чуждая трудовым классам. Поэтому неслучайно, что в ходе дискуссии 20-х гг. о врачебной тайне нарком здравоохранения Н.А. Семашко выступил за уничтожение врачебной тайны как пережитка буржуазной медицины. Более того, упразднена была даже «клятва Гиппократа». В результате в СССР сформировалась система здравоохранения патерналистского типа, жестко привязанная к существовавшей политической и социально-экономической структуре. В этой системе врач стал госслужащим, все моральные качества которого исчерпывались самоотверженностью в выполнении заданий государства. Первые шаги в реабилитации медицинской этики в советском общественном и профессионально-врачебном сознании были связаны с публикацией в 1939 г. небольшой статьи хирурга-онколога Н.Н. Петрова «Вопросы хирургической деонтологии». Петров предложил следующие правила врачебной деонтологии: 1) хирургия для больных, а не больные для хирургии; 2) делай и советуй делать больному только такую операцию, на которую ты согласился бы сам при наличной обстановке для тебя или самого близкого тебе человека; 3) для душевного покоя больных необходимы посещения хирурга накануне и несколько раз в сам день операции, как до нее, так и после; 4) идеалом хирургии является работа с действительно полным устранением не только всякой физической боли, но и всякого душевного волнения больного; 5) информирование больного, которое должно включать упоминание о риске, о возможности инфекции, побочных повреждений и осложнений. Правда, информирование здесь должно было содержать не столько адекватную и полную информацию, сколько фактическое внушение о незначительности риска в сравнении с вероятной пользой операции. Следовательно, этика Н.Н. Петрова – это еще врачебный патернализм. Патерналистская модель отношений врача и пациента продолжала закрепляться в советской медицине уже на государственном уровне. Так началось возрождение врачебной этики под видом деонтологии. В 1971 г. была введена «Присяга советского врача». Однако в ней предполагалась ответственность врача не перед конкретным пациентом, а перед народом и советским государством (государственный патернализм). Деонтология так и не вошла в программы обучения врачей и вплоть до конца 80-х гг. являлась лишь полем вялотекущей полемики и обличения «псевдогуманизма западной медицины». 91.принципы и правила биоэтики Рассмотрение первого вопроса целесообразно начать с выяснения причин недостаточности во второй половине ХХ – начале XXI в. традиционной врачебной этики, этики Гиппократа. Эти же причины одновременно являются и причинами разработки биоэтики: 1) массированное и широкое внедрение новых медицинских технологий порождает принципиально новые морально-этические и правовые проблемы (клонирование, искусственное оплодотворение и суррогатное материнство и т.п.); 2) укрепление в мире нового понимания отношений между врачом и пациентом, основанного на равенстве и правах пациента; 3) коммерциализация медицины и превращение ее в массовую сферу деятельности; 4) нарастающая дифференциация медицинских специальностей и рост технической оснащенности медицины, в результате чего контакты врача и пациента все более опосредуются приборами и аппаратурой; Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|