Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Аристотель. Логика и методология.




В 335 г до н.э. Аристотель создает ликей (лицей) – Перипатетическую школу. Сочинения его при жизни не были опубликованы. Свод его сочинений – «Корпус Аристотеликум», который делится на 8 групп:

I. Первая философия: «Метафизика».

II. Логические работы: «Органон», «Первая аналитика», «Вторая аналитика».

III. Этика: «Большая этика», «Никомахова этика», «Эвдемова этика».

IV. Психология: «О душе».

V. Философия природы: «Физика», «О небе».

VI. Биология: «О движении животных», «О частях животных».

VII. Политика и экономика: «Политика», «Экономика».

VIII. Риторика и поэтика: «Искусство риторики».

Аристотель – основоположник психологии, биологии, истории науки, истории философии, политической экономии, эстетики.

Философия Аристотеля охватывала всю сумму нерелигиозных знаний, подразделялась на теоритическую (умозрительную), цель которой знания ради знания, и философию творческую, цель которой знания ради творчества.

Аристотель – основатель логики как систематизированной науки о мышлении и его законах. Аристотель четко сформулировал законы мышления:

1. Закон тождества: всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. Из этого закона вытекает важное требование: нельзя отождествлять различные мысли, нельзя тождественные мысли принимать за нетождественные.

2. Закон непротиворечия: два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными, по крайней мере, одно из них необходимо ложно. Закон действует в отношении всех несовместимых суждений, и противоположных (контрарных), и противоречащих (контрадикторных).

3. Закон исключенного третьего: два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно.

Объединив закон исключенного третьего с законом непротиворечия, получим следующее положение: два противоречащих суждения не могут быть вместе истинными и не могут быть вместе ложными, одно из них необходимо истинно, другое – ложно.

Историческое значение философии Аристотеля:

1. Аристотелем заканчивается античная классика, и фактически Аристотель подводит итог предшествующему ему периоду развития классической философской древнегреческой мысли.

2. Аристотель создал систему знаний, освоение которой продолжается и в наше время.

3. Аристотель основал науку логику и выработал парадигму логического исследования. Он дал понятие дедуктивного метода и обосновал систему силлогизмов.

4. Аристотель осуществил первую классификацию наук, разделив их на три большие группы: теоритические (метафизика, натуральная философия или физика, математика), практические (этика, экономика, политика) и творческие (поэтика, риторика, искусство).

5. В космологии Аристотель отверг учение пифагорейцев и разработал Геоцентрическую систему, которая существовала вплоть до Гелиоцентрической системы Коперника.

6. Вместе с учением Платона, учение Аристотеля послужило идейной основой философии Христианства.

22. Эллинистическо-римская философия: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм.

Период эллинистическо-римской философии датируется периодом от конца IV в. до н.э. и до VI в. н.э.

В 334 г. до н.э. греческое войско под предводительством Александра Македонского начало поход на восток, который продлился 9 лет. Эпоха, которая начинается с этого времени, называется эллинистической.

Возникает Римская империя, Греция становится провинцией, уходят в прошлое города-полисы. Это ведет к изменению общественных ценностей и идеалов. Меняется и отношение к жизни, основная задача философии – открытие тех духовных и нравственных оснований, на которые человек мог бы опереться. Основная проблема – этическая. Главный вопрос: «Как быть счастливым?».

Эпикуреизм. Эпикур (341-270 гг. до н.э.) – философ-материалист. Главной составной частью Эпикурейского учения была этика, как учение о способах постижения счастья. С точки зрения Эпикура, человек есть результат биологической эволюции. Тело состоит из атомов, человек – существо свободное. Для счастья необходимо:

1. Апония (отсутствие телесного страдания).

2. Атараксия (невозмутимость души).

3. Дружба (как альтернатива политическим отношениям).

Другой составной частью учения Эпикура является физика – учение о природе, структуре космоса. Вселенная состоит из атомов и пустоты, атомы могут случайно отклонятся от прямолинейных траекторий. Эпикур полагал, что существует много миров во Вселенной.

С именем Эпикура связывается широко распространенное в Греции (а с I в. н.э. и в Риме) философское направление, получившее название эпикуреизма.

Стоицизм. Учение стоиков сформировалось в III-II вв. до. н.э. Основатель – Зенон Китийский (333-262 гг. до. н.э.).

Этапы развития стоической философии:

I. Древняя стоя (III-II вв. до н.э.): Клеанф, Хрисипп.

II. Средняя стоя (II-I вв. до н.э.): Панетий, Посидоний.

III. Поздняя стоя, римский стоицизм (от I в. до н.э. до III в. н.э.): Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

Этика. Человек существует в рамках космических законов. Он подвержен космической судьбе. Счастье можно достигнуть в сознательном следовании законам. Сенека рассуждал: «Желающего судьба ведет, а нежелающего – тащит». Мудрец свободен, т.к. он способен сдерживать страсти, а рабом является невежда, т.к. он находится во власти страстей, которые являются следствием слабого разума.

Физика. Космос – это огненный организм, огненная всепроникающая пневма, а природа – это бог, бог есть вся природа.

Логика. Цель логики – обработка критериев истины. Источником человеческого познания является ощущение, на основе которого возникает представление. Они дают основу для сравнения, и, затем, формулируются понятия. Понятие – нечто общее, не имеющее самостоятельного существования вне разума человека.

Скептицизм – это течение в эллинистическо-римской философии, отвергающее возможность объективного знания о природных и социальных процессах, их сущности и закономерностях. Основатель – философ Пиррон из Элид (360-270 гг. до н.э.). Скептицизм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины. Источник скептицизма – стремление к познанию и разочарованию в его результатах.

Этика – основной раздел философии скептиков. Перед лицом постоянно меняющегося мира скептик не может признать наличие ни добра, ни зла, остается одно – сохранять мудрое молчание.

Физика. Мир текуч, изменчив, относителен, непостоянен, иллюзорен.

Логика. Текучесть физиологического мира не позволяет считать истинными те или иные суждения. Истина не существует. Всякий политический анализ не имеет конца. Надо воздерживаться от догматических суждений. Такое воздержание предполагает не леность ума, а его осторожность, ибо познание имеет вероятностный характер.

Неоплатонизм. Существовал в III в. н.э. в Риме. Основатель – Платон. Последователи: Порфирий, Ямвлих, Прокл.

Неоплатонизм занимался развитием и переработкой философских взглядов Платона в контексте более поздних учений. Он оказал влияние на формирование христианской философии. Мир един, источником всего прекрасного является благо.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных