Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теологическая философия средних веков. Патристика. Схоластика.




Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Западной Европе в V-XV вв., которая признавала Бога в качестве высшего сверхчувственного начала, а весь окружающий мир ­– его творение.

Характерные черты теологической средневековой философии:

1. Мерой всех вещей было христианство.

2. Космоцентризм был вытеснен теоцентризмом, исходной идеей которого заключалась в том, что главной причиной всего сущего и основным предметом философского исследования является Бог.

3. Монотеизм – Бог един, уникален.

4. Креоционизм (созидание) – учение о сотворении мира Богом из ничего.

5. Вера. Библия возвышает веру над интеллектом. Вера - то, что обеспечивает истину.

6. Добрая воля.

7. Этика долга (перед Богом).

8. Совесть (связь человека с Богом).

9. Любовь. Кто не любит, тот не познал Бога.

10. Надежда и провидение.

11. Духовность человека. Тело, душа и дух – три измерение человеческого образования.

12. Символизм – умение находить скрытый смысл. Символизм пронизывает почти каждую страницу Библии.

Патристика (IV-VIII вв.) – система философских взглядов теологов («отцов церкви»), которые обосновывали и разрабатывали идеи христианства. Патристика разделилась на западную, где писались труды на латинском языке, и восточную, где произведения писались на греческом языке.

Аврелий Августин (354-430 гг.) – теолог западной церкви (Августин Блаженный). Другие представители патристики: Тертуллиан (160-220 гг.), Ориген (185-253 гг.), Климент Александрийский (150-219 гг.).

Видный философ, теолог западной христианской церкви Аврелний Августин – наиболее яркий представитель патристики. Его ключевые произведения: «Исповедь», «О граде Божьем», «О бессмертии души», «Об истинной религии», «О свободе воли». В этих произведениях рассматривались проблемы Бога и мира, веры и разума, добра и зла, свободы воли, проблемы истории. Аврелий Августин разделяет светское государство и церковь. Исходный пункт моральной доктрины – любовь к Богу. Цель человеческой жизни – счастье, познание души через Бога. Чем лучше человек познает себя, тем он ближе к Богу. Высшее истинное знание проходит через истинное познание Бога.

Схоластика. Схоластика явилась продолжением патристики, она возникла в период патристики на основе соответствующих учений и постепенно стала доминировать в культуре Средних веков (с IV в.) Схоластика – процесс преподавания и исследования, который велся во всех школах, в том числе и в университетах. Соответствующий смысл вкладывается в понятие схоластический философии, содержание которой было преимущественно ориентировании на рационалистическое обоснование положений христианского вероучения. Схоластика представляла собой не столько науку, занимавшуюся творческим поиском, сколько застывшую школьную дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы церкви.

Представители схоластики: Фома Аквинский (1225-1274 гг.), Эриугена, Росцелин, Абеляр и др.

Фома Аквинский – самый крупный представитель схоластической философии периода ее расцвета. В 1323 г. он был причислен к Лику святых. Важные произведения: «Сумма против язычников», «Сумма теологии» – главный богословско-философский труд. Главная цель состояла в разработке основ утверждающегося католицизма. Истина одна, она от Бога. Жизнь каждого человека предначертана Богом. Фома Аквинский приводит пять аргументов в пользу существования Бога:

1. Всякое движение нуждается в предводителе, которым является Бог.

2. Причина. Все, что существует, имеет причину, значит есть первопричина, т.е. Бог.

3. Случайное зависит от необходимого, значит первоначальной необходимостью является Бог.

4. Все существующее совершенно, значит Бог совершенен, значит Бог существует. Бог – высшее совершенство.

5. Все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели и имеет смысл, значит существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему. И это начало мы именуем Богом.

Фома Аквинский завершил построение католической церкви. В 1879 г. учение Фомы Аквинского было объявлено официальной идеологией католицизма. В настоящее время получил распространение неоплатонизм – учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.

Значение средневековой теологической философии:

Средневековая теологическая философия стала связующим звеном между античной философией, философией Эпохи Возрождения и Нового времени. Средневековая философия развивала античные философские идеи, т.к. возникла на основе античной философии и христианских учений.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных