Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Образование понятий




В самом начале перед нашим умственным взором возникает некоторый образ предмета, который мы дополнили нашим воспоминанием об отдельных предметах, которые мы с вами встречали в своем опыте.

1) Выбрав какой-нибудь предмет в качестве образца, мы производим мысленное разложение его на отдельные признаки. Этот этап образования понятия называется анализ (от греч. analysis - разложение, расчленение).

2) Далее, мы приступаем к рассмотрению выделенных признаков по отдельности. Отвлечение признаков от предмета и превращение их в объект самостоятельного рассмотрения называется абстрагированием или абстракцией (от лат. abstraction - отвлечение).

3) Далее, мы рассматриваем различные виды предметов, сходных с данным, для того, чтобы, сравнивая их, выделить общие признаки и отбросить признаки, свойственные только отдельным видам. Эта операция называется сравнением.

4) Наконец, выделив отдельные признаки и сравнив предметы по этим признакам, т.е. выделив общие признаки, мы соединяем все выделенные общие признаки в единое целое, в единый мысленный образ. Операция соединения признаков всех предметов данного множества в единый признак, выделяющий рассматриваемое множество объектов из всех остальных, называется синтезом (от греч. syntesis - соединение, сочетание). В результате синтеза мы получаем сложный признак, в котором составляющие его признаки соединены при помощи союзов “и”, “или” и т.п.

5) Соединив в единое целое признаки, мы объединяем в одной мысли все объекты, имеющие выделенные признаки, т.е. при помощи выделенных признаков мы мыслим множество объектов, обладающих этими признаками.

Эту операцию объединения разных объектов в одно множество по общим для них признакам назовем познавательным обобщением.

 

 

Упражнение № 1.1. Укажите, какие слова выражают понятия, а какие - нет, обоснуйте свою точку зрения.

Закон____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Экология_________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Светает__________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

предусмотренное уголовным законом
общественно опасное деяние________________________________________________

деяние есть действие или бездействие________________________________________

_________________________________________________________________________

Примеры студента: _______________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Признаком называют все то, в чем предметы и явления могут быть сходны между собой или чем они могут отличаться друг от друга, т. е. величина, форма, цвет и т. п.

Простой признак - это характеристика объекта или явления, указывающая на наличие или отсутствие у него свойства или отношения.

Мы будем делить простые признаки на:

· Положительные и отрицательные;

· Существенные и несущественные;

· Отличительные и не отличительные.

Положительным назовем признак, который говорит о наличии у объекта свойств или отношений. “Синий”, “красивый”, “справедливый”, “быть отцом”, “стоять за углом” - все это положительные признаки.

Отрицательным назовем признак, который говорит об отсутствии у объекта свойства или отношения. “Бесхвостый” и “бездетный”, “нестабильный” и “не имеющий спинки”, “неспособный к предательству” и “неделящийся на два” - все это отрицательные признаки.

Существенным называется признак, без которого нельзя помыслить само существование данного объекта.

Несущественным называется признак, без которого мы можем помыслить существование данного объекта.

Отличительным называется признак, который присущ только объектам, входящим в объем данного понятия.

Не отличительным называется признак, если он присущ не только объектам, входящим в объем данного понятия.

Сложный признак - это соединение двух и более простых признаков при помощи союзов “и”, “или”, “если..., то...” и т.п.

Упражнение № 1.2. Найдите понятие, к которому можно отнести следующие признаки:

теплая, дружественная, радостная, неожиданная - ______________________________

светлый, звездный, тяжелый, долгий - _______________________________________

холодное, мрачное, серое - _________________________________________________

Примеры студента: _______________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Упражнение № 1.3. Вычеркните “лишние” слова и укажите общий признак оставшихся слов:

собака, корова, овца, лось, кошка____________________________________________
собака, корова, овца, лось, лошадь___________________________________________

футбол, хоккей, ручной мяч, баскетбол, водное поло____________________________
футбол, хоккей, ручной мяч, баскетбол, борьба_________________________________

Примеры студента: _______________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Упражнение № 1.4. Какие признаки являются существенными для указанных ниже предметов(подчеркните их), а какие – нет(вычеркните их)

Карандаш - круглый, красный, длиной 20 см., оставляет след на бумаге имеет грифельный стержень, затачивается перочинным ножом, имеет деревянный корпус.

Студент - читает книги, учится в вузе, овладевает знаниями по какой- то специальности, не работает, молодой человек.

Солнце - теплое, ласковое, желтого цвета, находится от Земли на расстоянии 150 миллионов километров, звезда, центр нашей планетной системы.

Примеры студента: _______________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Упражнение № 1.5. Укажите простые признаки, включенные в содержание следующих понятий, и определите их виды; определите вид связи между простыми признаками в содержании понятия:

Пример: Афоризм - это обобщенная мысль, выраженная в лаконичной, художественно заостренной форме. Здесь мы различаем 4 признака предметов, входящих в объем понятия “афоризм”: 1) быть мыслью, 2) быть обобщенным, 3) быть выраженным в лаконичной форме, 4) быть выраженным в художественно заостренной форме. Рассмотренное предложение утверждает, что эти признаки присущи афоризмам одновременно, а значит, они связаны при помощи союза “и”.

Автократия - монархия, при которой отсутствуют подлинно представительные органы

_________________________________________________________________________

Реформа - не затрагивающее основ данного социального строя изменение некоторых сторон общественной жизни, проводимое правительством__________________________________________

_________________________________________________________________________

Клевета - заведомо ложные, позорящие другое лицо измышления________________

_________________________________________________________________________

Кража - тайное похищение предметов, совершаемое ночью_____________________

_________________________________________________________________________

Примеры студента: _______________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Объем и содержание понятия

Множество объектов, выделяемых и обобщаемых в понятии, называется объемом данного понятия.

Упражнение № 1.6. Укажите объем, элементы и части объема следующих понятий:

закон – __________________________________________________________________

прокуратура – ____________________________________________________________

следователь – _____________________________________________________________

коллектив – ______________________________________________________________

кража - __________________________________________________________________

преступление - ___________________________________________________________

Примеры студента: _______________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных