![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Отношения между понятиями. По отношению друг к другу понятия делятся на сравнимые и несравнимыеПо отношению друг к другу понятия делятся на сравнимые и несравнимые. В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия, которые делятся на совместимые и несовместимые. Существуют три вида отношений совместимости: · равно объемность · пересечение (перекрещивание), · подчинение (субординация) и три вида отношений несовместимости: · соподчинение (координация), · противоположность (контрарность), · противоречие (контрадикторность). Отношение между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (кругов Эйлера).
Упражнение № 2.7. Определите вид отношения между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью круговых схем (кругов Эйлера). Примеры: 1. Преступление (А). Уголовное правонарушение (В). Равно объемность. 2. Европейское государство (А). Федеративное государство (В). Пересечение (перекрещивание). 3. Наказание (А). Ссылка (В). Подчинение (субординация).
Юрист, депутат парламента_________________________________________________ Орган государственного управления, министерство____________________________ Премьер-министр, глава правительства_______________________________________ Республика, форма правления_______________________________________________ Президент, президент России, глава государства_______________________________ Живописец, художник_____________________________________________________ Художественная литература, литература, драматургия__________________________ Офицер, спортсмен, орденоносец____________________________________________ Литератор, прозаик, поэт___________________________________________________ Студент, москвич, спортсмен, отличник______________________________________ Мать, дочь, родители_______________________________________________________ Примеры студента: _______________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Упражнение № 2.8. Подберите понятия, равнозначные данным. Квадрат__________________________________________________________________ Конституция_____________________________________________________________ Первая общественно-экономическая формация________________________________ Высшая стадия развития____________________________________________________ Разумное существо________________________________________________________ Полдень_________________________________________________________________ Верховный суд России_____________________________________________________ Арест____________________________________________________________________ Примеры студента: _______________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Упражнение № 2.9. Подберите понятия, находящиеся в отношении пересечения к данным. Судья____________________________________________________________________ Следователь______________________________________________________________ Народный судья___________________________________________________________ Арендатор________________________________________________________________ Нормативный акт_________________________________________________________ Академия________________________________________________________________ Депутат__________________________________________________________________ Акция___________________________________________________________________ Апелляция_______________________________________________________________ Закон____________________________________________________________________ Примеры студента: _______________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Упражнение № 2.10. К данным понятиям подберите подчиненные и подчиняющие понятия. Право___________________________________________________________________ Повесть__________________________________________________________________ Океан___________________________________________________________________ Форма правления__________________________________________________________ Административное преступление____________________________________________ Прокурор________________________________________________________________ Хозяйственное преступление_______________________________________________ Примеры студента: _______________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Упражнение № 2.11. Укажите, какие понятия выражают отношение рода и вида и какие — целого и части. Образное выражение, поговорка_____________________________________________ Система права, гражданское право___________________________________________ Дерево, крона_____________________________________________________________ Драматическое произведение, комедия_______________________________________ Институт, факультет_______________________________________________________ Преступление, умышленное преступление____________________________________ Лицемерие, двуличие______________________________________________________ Государственная власть, парламент__________________________________________ Примеры студента: _______________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Упражнение № 2.12. Определите вид отношения между несовместимыми понятиями, изобразите его с помощью круговых схем.
Пример: Печать (А). Телевидение (В). Средство массовой. информации (С). Соподчинение (координация). Преступление, должностное преступление, хозяйственное преступление__________ _________________________________________________________________________ Известность, неизвестность_________________________________________________ Виновность, невиновность_________________________________________________ Правда, ложь_____________________________________________________________ Юрист, прокурор, следователь, адвокат_______________________________________ Истина, заблуждение______________________________________________________ Дисциплинарное взыскание, выговор, замечание______________________________ Обвинительный приговор, оправдательный приговор__________________________ Примеры студента: _______________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Упражнение № 2.13. Подберите понятия, находящиеся в отношении соподчинения к данным (родовым) понятиям. Преступление_____________________________________________________________ Наказание________________________________________________________________ Налог____________________________________________________________________ Приговор________________________________________________________________ Сделка___________________________________________________________________ Хищение_________________________________________________________________ Право___________________________________________________________________ Примеры студента: _______________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Упражнение № 2.14. Подберите понятия, противоположные и противоречащие данным. Маленький_______________________________________________________________ Бедный__________________________________________________________________ Верность_________________________________________________________________ Законный________________________________________________________________ Смелый__________________________________________________________________ Наличный расчет__________________________________________________________ Примеры студента: _______________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Упражнение № 2.15. Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем. Ученый, юрист, общественный деятель_______________________________________ Круговая схема:
Насилие, принуждение_____________________________________________________ Круговая схема:
Наказание, лишение свободы, ссылка, высылка________________________________ Круговая схема:
Должностное преступление, халатность, взяточничество________________________ Круговая схема:
Оружие, финский нож, пистолет, огнестрельное оружие________________________ Круговая схема:
Примеры студента: _______________________________________________________
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|