Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Отношения между понятиями. По отношению друг к другу понятия делятся на сравнимые и несравнимые




По отношению друг к другу понятия делятся на сравнимые и несравнимые. В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия, которые делятся на совместимые и несовместимые.

Существуют три вида отношений совместимости:

· равно объемность

· пересечение (перекрещивание),

· подчинение (субординация)

и три вида отношений несовместимости:

· соподчинение (координация),

· противоположность (контрарность),

· противоречие (контрадикторность).

Отношение между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (кругов Эйлера).

 

Упражнение № 2.7. Определите вид отношения между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью круговых схем (кругов Эйлера).

Примеры:

1. Преступление (А). Уголовное правонарушение (В). Равно объемность.

2. Европейское государство (А). Федеративное государство (В). Пересечение (перекрещивание).

3. Наказание (А). Ссылка (В). Подчинение (субординация).

 
 

 


Юрист, депутат парламента_________________________________________________

Орган государственного управления, министерство____________________________

Премьер-министр, глава правительства_______________________________________

Республика, форма правления_______________________________________________

Президент, президент России, глава государства_______________________________

Живописец, художник_____________________________________________________

Художественная литература, литература, драматургия__________________________

Офицер, спортсмен, орденоносец____________________________________________

Литератор, прозаик, поэт___________________________________________________

Студент, москвич, спортсмен, отличник______________________________________

Мать, дочь, родители_______________________________________________________

Примеры студента: _______________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Упражнение № 2.8. Подберите понятия, равнозначные данным.

Квадрат__________________________________________________________________

Конституция_____________________________________________________________

Первая общественно-экономическая формация________________________________

Высшая стадия развития____________________________________________________

Разумное существо________________________________________________________

Полдень_________________________________________________________________

Верховный суд России_____________________________________________________

Арест____________________________________________________________________

Примеры студента: _______________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Упражнение № 2.9. Подберите понятия, находящиеся в отношении пересечения к данным.

Судья____________________________________________________________________

Следователь______________________________________________________________

Народный судья___________________________________________________________

Арендатор________________________________________________________________

Нормативный акт_________________________________________________________

Академия________________________________________________________________

Депутат__________________________________________________________________

Акция___________________________________________________________________

Апелляция_______________________________________________________________

Закон____________________________________________________________________

Примеры студента: _______________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Упражнение № 2.10. К данным понятиям подберите подчиненные и подчиняющие понятия.

Право___________________________________________________________________

Повесть__________________________________________________________________

Океан___________________________________________________________________

Форма правления__________________________________________________________

Административное преступление____________________________________________

Прокурор________________________________________________________________

Хозяйственное преступление_______________________________________________

Примеры студента: _______________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Упражнение № 2.11. Укажите, какие понятия выражают отношение рода и вида и какие — целого и части.

Образное выражение, поговорка_____________________________________________

Система права, гражданское право___________________________________________

Дерево, крона_____________________________________________________________

Драматическое произведение, комедия_______________________________________

Институт, факультет_______________________________________________________

Преступление, умышленное преступление____________________________________

Лицемерие, двуличие______________________________________________________

Государственная власть, парламент__________________________________________

Примеры студента: _______________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Упражнение № 2.12. Определите вид отношения между несовместимыми понятиями, изобразите его с помощью круговых схем.

 
 

Пример: Печать (А). Телевидение (В). Средство массовой. информации (С). Соподчинение (координация).

Преступление, должностное преступление, хозяйственное преступление__________

_________________________________________________________________________

Известность, неизвестность_________________________________________________

Виновность, невиновность_________________________________________________

Правда, ложь_____________________________________________________________

Юрист, прокурор, следователь, адвокат_______________________________________

Истина, заблуждение______________________________________________________

Дисциплинарное взыскание, выговор, замечание______________________________

Обвинительный приговор, оправдательный приговор__________________________

Примеры студента: _______________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Упражнение № 2.13. Подберите понятия, находящиеся в отношении соподчинения к данным (родовым) понятиям.

Преступление_____________________________________________________________

Наказание________________________________________________________________

Налог____________________________________________________________________

Приговор________________________________________________________________

Сделка___________________________________________________________________

Хищение_________________________________________________________________

Право___________________________________________________________________

Примеры студента: _______________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Упражнение № 2.14. Подберите понятия, противоположные и противоречащие данным.

Маленький_______________________________________________________________

Бедный__________________________________________________________________

Верность_________________________________________________________________

Законный________________________________________________________________

Смелый__________________________________________________________________

Наличный расчет__________________________________________________________

Примеры студента: _______________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Упражнение № 2.15. Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем.

Ученый, юрист, общественный деятель_______________________________________

Круговая схема:

 

Насилие, принуждение_____________________________________________________

Круговая схема:

 

Наказание, лишение свободы, ссылка, высылка________________________________

Круговая схема:

 

Должностное преступление, халатность, взяточничество________________________

Круговая схема:

 

Оружие, финский нож, пистолет, огнестрельное оружие________________________

Круговая схема:

 

 

Примеры студента: _______________________________________________________

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2025 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных