ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятия рода и видаПонятие А является родом по отношению к понятию В, если А может быть получено в результате обобщения В. Понятие В является видом понятия А, если В может быть получено в результате ограничения А. Упражнение № 1.7. Определите, какие произведены операции с понятиями и правильно ли они проведены: парламентарная республика ® республика ® форма правления - ________________ юридический факультет ® факультет ® университет - _________________________ кража ® преступление ® деяние - __________________________________________ Примеры студента: _______________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Упражнение № 1.8. Обобщите и ограничьте следующие понятия: Кража (тайное хищение имущества)__________________________________________ _________________________________________________________________________ Потерпевший (лицо, которому причинен моральный, физический или имущественный вред) _________________________________________________________________________ Примеры студента: _______________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Упражнение № 1.9. Обобщите следующие понятия при помощи присоединения признаков через союз “или”: Судья____________________________________________________________________ Преступление_____________________________________________________________ Экологическое право______________________________________________________ Примеры студента: _______________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Упражнение № 1.10. Укажите ближайший род для следующих понятий: Адвокат__________________________________________________________________ Клевета__________________________________________________________________ Преступление_____________________________________________________________ Следователь______________________________________________________________ Юрист___________________________________________________________________ Примеры студента: _______________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Упражнение № 1.11. Укажите виды и ближайшие виды следующих понятий: Деяние___________________________________________________________________ Преступление_____________________________________________________________ Следственный отдел_______________________________________________________ Россия___________________________________________________________________ Демократия_______________________________________________________________ Примеры студента: _______________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Замечания преподавателя: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Занятие № 2 Понятие (продолжение) План: 1. Виды понятий 2. Отношения между понятиями 3. Обобщение и ограничение понятий 4. Определение понятий Литература 1. Брюшкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. Учебное пособие. 2. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических факультетов и институтов. -М.: Юристъ, 2001. Глава 4. 3. Никифоров А.Л. Книга о логике. - М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996, Лекция 3. Виды понятий Понятия делятся на следующие виды: · единичные и общие, · конкретные и абстрактные, · положительные и отрицательные, · безотносительные и соотносительные. Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. В особую группу выделяются собирательные понятия. В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле. Упражнение № 2.1. Укажите единичные и общие понятия; определите, какие общие понятия являются регистрирующими и какие -не регистрирующими; выделите собирательные понятия. Примеры: 1. “Юридический факультет РГГУ" единичное понятие. 2. “Высшее учебное заведение" - общее (не регистрирующее) понятие. 3. “Северный флот России" единичное (собирательное) понятие. Юридическое лицо________________________________________________________ Преступное деяние________________________________________________________ Источник права___________________________________________________________ Правовая норма___________________________________________________________ Студент РГГУ____________________________________________________________ Следователь Степанов_____________________________________________________ Примеры студента: _______________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Упражнение № 2.2. Установите, в каком смысле - собирательном или разделительном - употребляются выделенные понятия. Примеры: 1. “Граждане Российской Федерации имеют право на образование" — понятие употребляется в разделительном смысле. 2. “Граждане Российской Федерации проживают на территории, равной 17 млн. кв. км" — понятие употребляется в собирательном смысле. Человек имеет право на гражданство_________________________________________ Искусство принадлежит народу_____________________________________________ Ничто не возвышает человека больше, чем знания______________________________ В странах Азии проживает более половины всего человечества__________________ Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются Закон составляет основу системы права государства____________________________ Примеры студента: _______________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Упражнение № 2.3. Укажите конкретные и абстрактные понятия. Примеры: 1. “Юридический закон" — конкретное понятие. 2. “Невменяемость" — абстрактное понятие. Преступность_____________________________________________________________ Диктатура________________________________________________________________ Двуличие________________________________________________________________ Адвокат__________________________________________________________________ Бескорыстие______________________________________________________________ Родина___________________________________________________________________ Гражданское мужество_____________________________________________________ Самоотверженность_______________________________________________________ Взаимодействие___________________________________________________________ Примеры студента: _______________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Упражнение № 2.4. Укажите положительные и отрицательные понятия. Примеры: 1. “Законный" - положительное понятие. 2. “Незаконный" - отрицательное понятие. Верность_________________________________________________________________ Безволие_________________________________________________________________ Беспорядок_______________________________________________________________ Гуманизм________________________________________________________________ Произвол________________________________________________________________ Ненависть________________________________________________________________ Антифашист______________________________________________________________ Антиквар________________________________________________________________ Анархия_________________________________________________________________ Аноним__________________________________________________________________ Недееспособность_________________________________________________________ Компетентность___________________________________________________________ Халатность_______________________________________________________________ Примеры студента: _______________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Упражнение № 2.5. Выясните, являются ли данные понятия безотносительными или соотносительными. Примеры: 1. “Народный суд" — безотносительное. 2. “Начало" — соотносительное понятие. Причина_________________________________________________________________ Верх_____________________________________________________________________ Политика________________________________________________________________ Истец____________________________________________________________________ Копия___________________________________________________________________ Положение_______________________________________________________________ Проблема________________________________________________________________ Опасность________________________________________________________________ Взяткодатель_____________________________________________________________ Право___________________________________________________________________ Примеры студента: _______________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Упражнение № 2.6. Дайте полную логическую характеристику понятиям. Пример: “Юрист” — понятие общее (не регистрирующее), конкретное, положительное, безотносительное. Государство______________________________________________________________ Невиновность____________________________________________________________ Законность_______________________________________________________________ Кража___________________________________________________________________ Бескорыстие______________________________________________________________ Преступление_____________________________________________________________ Министерство юстиции____________________________________________________ Судимость_______________________________________________________________ Случайность______________________________________________________________ Невменяемость____________________________________________________________ Примеры студента: _______________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|