Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Артикуляторная и акустическая классификации звуков речи. Фонетическая классификация звуков речи Р.Якобсона, Г.Фанта и М. Халле.




Разделы фонетики

Фонетика уже давно стала хорошо разработанной дисциплиной. Она делится на:

 

1) Общая фонетика – занимается изучением природы звука речи как единства аккустическо-физиологических и лингвистических аспектов. Т.е. занимается изучением общих условий образования звуков речи, учением о слоге, общей теорией ударения, интонации и т.п.

2) Частная фонетика

1. Описательная фонетика – занимается изучением вышеперечисленных проблем в приложении к данному языку в синхроническом плане.

2. Историческая – в диахроническом плане.

Прикладные аспекты фонетики:

  • Обучение письму
  • Хорошее и четкое произношение (дикторы)
  • Ораторское искусство (публичная речь)
  • Обучение глухонемых и тугоухих (сурдопедагогика)
  • Логопедия
  • Создание письменности для бесписьменных народов
  • Совершенствование орфографии старописьменных языков
  • Дря решения различных технических щадач (телеония и радиотехника) – степень разборчивости и понятности речи при передаче
  • Проблема распознавания речи
  • Криминалистика

 

2 билет: Методы фонетических исследований

 

 

1) артикуляционный (анатомо-физиологический) – звук рассматривается как продукт работы произносительных органов человека. Исследует звук речи с точки зрения его создания: какие органы речи участвуют в его произношении; активны или пассивны голосовые связки; вытянуты ли губы вперед и т. д.

 

2) акустический (физический) – звук рассматривается как колебательные движения воздушной среды, выраженные органами речи. Рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.

 

3) функциональный аспект (фонологический) – звук рассматривается в процессе функционирования и выполнения смысла различительной и строительной функций.

 

4) интроспективный – заглядывание в себя и анализ речи.

 

3 билет: Физиологическая база фонетики - артикуляция. Строение речевого аппарата.

 

Для образования звуков речи нужны те же условия, что и для образования звуков вообще:

Движущая сила

2. тело, колебания ко­торого дадут тоны и шумы

3. резонатор для оформления тембра звуков.

 

Работа органов речи, направленная на производство звуков речи, называется артикуляцией.

Артикуляция складывает­ся из трех частей:

1. из приступа (или экскурсии) звука (экскурсия - от лат. excursio - “выбегание”, “вылазка”),

2. выдержки - когда органы “выходят на работу”[i] средней части

3. рекурсии- когда органы установились для данной артикуля­ции, и отступа

4. когда органы возвраща­ются в нерабочее состояние.

 

Весь речевой аппарат лингвистически, т. е. с точки зрения образования звуков речи, можно разделить на три части:

1) всё, что ниже гортани

Гортань

3) всё, что выше гортани

 

Нижний этаж речевого аппарата, состоящий из двух легких, двух бронхов и трахеи, выполняет роль мехов и нагнетает струю выдыхаемого воздуха посредством напряжения мускулов диа­фрагмы(или грудобрюшной преграды), нужную для образова­ния звуков в качестве движущей силы; образовать звуки речи в нижнем этаже речевого аппарата нельзя.

Средний этаж - гортань- состоит из двух больших хря­щей: перстневидного (в виде перстня, печатка которого об­ращена назад) и поставленного на нем щитовидного (в виде двух щитов, соединенных кпереди и выступающих углом вперед). В просторечии выступ щитовидного хряща называется “адамовым яблоком” или “кадыком”[1].

 

Эти два хряща образуют остов гортани, внутри которого наклонно от верха передней части к низу задней части натянуты мускулис­тые пленки в виде занавеса, сходящегося двумя половинами к се­редине.

Центральные края занавеса из мускулистой пленки называют - голосовыми связками. Голосовые связки очень мус­кулисты и эластичны и могут укорачиваться и растягиваться, I. Пространство между голосовыми связка­ми называется междусвязочной щелью; пространство же, образующееся между расходящимися в стороны пирамидальными хрящами, называется межхрящевой щелью. Обе эти щели в совокупности образуют голосовую щель, Голосовая щель может быть открыта во всю длину или же частично: или только между связками, или только между пирамидальными хрящами.

Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти сквозь перстневидный хрящ и голосовую щель.

 

Источником образования всего богатства звуков речи служат верхний этаж речевого аппарата - надставная труба, ре­зонатор, где образуются обертоны и резонаторные тоны, а также шумы от трения воздуха о сближенные органы или от взрыва со­мкнутых органов.

Надставная труба начинается полостью глотки, где расположен хрящ надгортанника, и далее подразделяется на две выходные трубы - две полости: ротовую и носовую; разделяет эти две полости нёбо, передняя часть которого твер­дая, это твёрдое нёбо; задняя же часть нёба мягкая, это мягкое нёбо , иначе -нёбная занавеска, закан­чивающаяся маленьким язычком.

Если мягкое нёбо приподнято, а маленький язычок прижат к , задней стенке глотки, то воздух не может пройти в нос и должен идти через рот (тогда получаются звуки ротового резонанса, или ротовые звуки); если же мягкое нёбо опущено и маленький язычок продвинут вперед, воздух может пройти через нос и выйти через ноздри (тогда получаются звуки носового резонанса, или| н о с о в ы е з в у к и).

Полость носа - неизменяемый по объему и форме резо­натор, придающий звучанию, когда он включен, носовой (назаль­ный) тембр, например при звуках [м], [н] или при французских и польских носовых гласных.

Полость рта, наоборот, может всячески менять свою фор­му и свой объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, маленького язычка, мягкого нёба и в некоторых случаях надгор­танника.

Из губ большей подвижностью обладает нижняя, которая может смыкаться с верхней губой (как при звуках [п] [б] [м]) или образовать с ней губное сужение (как при образовании англий­ского [w] или при тушении свечи), губы могут также дрожать (глав­ным образом нижняя губа; как при произношении слова тпру!); обе губы могут вытягиваться в трубочку (как при [у]) или округ­ляться в колечко (как при [о]); наконец, нижняя губа может обра­зовать щель, приближаясь к верхним передним зубам (как при [ф], [в]).

Язык- самый подвижный из органов, входящих в речевой аппарат человека. Он состоит из корня (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, подразде­ляемой на заднюю, среднюю и переднюю части; особо можно вы­делить кончик языка.

Различные части языка обладают разной степенью подвиж­ности: наибольшей подвижностью обладает кончик

Маленький язычок может дрожать прерывисто, смы­каясь с задней частью языка (как при одной из разновидностей французского [р] - это картавое, или увулярное, р).

Надгортанник слу­жит физиологически для прикрывания гортани в момент прохода пищи в пищевод, но может быть использован и в качестве органа речи. Итак: 1) диафрагма, легкие, бронхи и трахея являются источ­ником струи воздуха, которая используется при образовании зву­ков речи как движущая сила; 2) гортань является источником го­лоса (нужного по-разному для звонких согласных и гласных) и особых гортанных шумов (гортанное придыхание и гортанный взрыв) и 3) надставная труба - полости рта и носа - является источником обертонов и резонаторных тонов; кроме того, в по­лости рта при смыкании и сужении органов возникают различ­ные шумы.

 

 

4 билет: Акустика речи. Физические параметры акустических колебаний. Акустические характеристики звуков. Понятие форманты, их значения для гласных русского языка.

 

Общей теорией звука занимается раздел физики -акусти­ка (акустика - от греческого akustikos - “слуховой”). С точки зрения акустики, звук - это результат колебатель­ных движений какого-либо тела в какой-либо среде, осуществляе­мый действием какой-либо движущей силы и доступный для слу­хового восприятия. Тело может быть любого вида (твердое - хло­панье в ладоши, жидкое - всплеск воды, газообразное - звук выстрела). Среда должна быть проводником звука до органа вос­приятия; в безвоздушном пространстве, как известно, звук обра­зоваться не может.

 

Человеческий голос обычно рассматривают по следующим физическим параметрам:

 

1. Высота – высота звука зависит от числа колебаний голосовых складок в 1 сек. Измеряется в 1 Гц. (самая низкая частота, которую можно взять голосом – 43,2 Гц; высоким (детский) – 4000Гц; 500-4000Гц – основные частоты, на которых люди общаются; >90 - ультразвук).

2. Сила– определяется интенсивностью напряжения голосовых связок и величиной давления воздуха в подвязочном пространстве. Сила звука измеряется в Дб – децибелах (30 Дб – спокойное общение; 60 Дб – вспышка гнева; 60-80 Дб – крик).

3. Длительность – измеряется в секундах. Бывает долгой и краткой.

4. Тембр– голос приобретает силу и тембр в резонаторных областях. Все окружающие нас звуки является сложными, они состоят из одного составного тона определяющего гл. тональность и сопровождающуюся рядом гармоничных тонов – они имеют более высокие частоты. Для обертонов резонаторами являются околоносовые пазухи – нотные, верхне-челюстные и тд, а так как объем этих пазух постоянен, поэтому резонируют одни и те же группы обертонов, что придает голосу неповторимую окраску.

 

Составляющие, которые для образования того или иного звука – форманты.

Форманта – это зона частот, усиленная резонаторами, совокупность формант и межформантных областей дает спектр звука. Для характеристики гласных обычно указывают 3 форманта. F1-основная – это форманта с наименьшей частотой, она дает основной тон звука и определяет качество звука в целом, остальные форманты в сочетании с основной определяет окраску звука и его тембр.

У разных людей форманты могут варьироваться, но их соотношение остается.

 

Каждый гласный звук содержит в своем обертоновом составе две основные, относительно усиленные области частот, так называемые харакгерпетические тоны Гельмгольца, но которым наше ухо и различает один гласный звук от другого.

 

Есть и другие характерные области частот, в некоторых гласных их четыре-пять, но основные — две. Эти области частот, характеризующие звучание каждого гласного звука, носят название формант гласных. Каждый гласный звук характеризуется двумя такими главными областями усиления, причем одна из них обязана своим происхождением резонансу глотки, а вторая — резонансу ротовой полости. Именно этим и определяется необходимость при переходе от гласного к гласному перемещать язык из одной позиции в другую. Язык является тем основным артикуляционным органом, перемещение которого создает в ротовой и глоточной полостях нужные для образования формант объемы воздуха. Именно потому невозможно при едином положении языка произнести разные гласные. Единое положение языка создаст единые по своему объему полости в глотке во рту (следовательно, одинаковый их резонанс), форманты не смогут образоваться, и гласные не возникнут.

 

Формантные области для гласных русского языка по факту равны: а — 700 и 1000 гц, 0 — 535 и 780 гц, у — 300 и 650 гц, е — 440 и 1800 гц, и — 240 и 2250 гц.

Объемы глоточной и ротовой полостей находятся по величине в обратных отношениях и изменяются при произношении разных гласных в последовательности и—е—а—о—у.

Но и ротовая полость наименьшая по объему, так как спинка языка поднята к передней части твердого нёба. Эта малая полость резонирует на 3000 гц. Тут, в этой маленькой полости, образуется ротовая форманта гласного и. На гласном и глоточная полость, наоборот, наибольшая. Она резонирует на звук высотою в 400 гц, и в ней образуется глоточная форманта гласного и. Ротовая полость увеличивается при переходе от гласного и к гласному у в последовательности и—е—а—о—у. Глоточная же уменьшается при переходе от и к е и а, на о и у снова увеличивается.

 

 

Таким образом, переход от гласного к гласному есть тембральное изменение звука, обязанное своим происхождением изменению резонанса ротоглоточных полостей.

Артикуляторная и акустическая классификации звуков речи. Фонетическая классификация звуков речи Р.Якобсона, Г.Фанта и М. Халле.

 

Артикуляционная классификация очень удобна, проста и широко применима в языковедение, но недостаточно точна с акустической точки зрения. Однако просто уточнить артикуляторную классификацию акустическими данными, получаемыми с помощью приборов, окозалось невозможным.

 

На основании акустического анализа звука, точно установить, каким укладом речевых органов он произведен, невозможно. Один и тот же акустический импульс произведен разными артикуляционными способами.

 

Совокупность формант и межформантных областей дает спектр звука речи. (или основной) является форманта с наименьшей частотой, она дает основной тон звука и определяет качество звука в целом. Остальные форманты в сочетании с основной определяют окраску звука, его тембр.

 

Если учитывать только некоторые форманты звука, то можно попробовать акустическую классификацию связать с артикуляционной.

Якобсон, Фант и Халлепредложили такую классификацию – УНИВЕРСАЛЬНУЮ, целью которой было учесть все возможные речевые звуки.

В основе этой классификации лежат 12 пар различительных или дифференциальных признаков. Этих признаков достаточно для описания звуков всех языков мира.

 

Универсальная классификация:

I признак ВОКАЛЬНОСТЬ – НЕВОКАЛЬНОСТЬ

к вокальным относятся гласные и сонорные согласные

к невокальным – шумные согласные

II признак КОНСОНАНТНОСТЬ – НЕКОНСОНАНТНОСТЬ

К консонантным – все согласные

К неконсонантным – все гласные

III признак ВЫСОКАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ – НИЗКАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ

Высокая тональность – звук с большой частотой колебания

Низкая – звук с низкой частотой колебания.

Если звук речи создается низкими формантами, то затемнение будет внизу спектрограммы. Соответственно и высокие. Высокие звуки – гласные переднего ряда, зубные и передненебные согласные и средненебные звуки. Низкие – все остальные.

IV признак ДИФФУЗНОСТЬ – КОМПАКТНОСТЬ

Если у звука одна из формант лежит близко к центру речевого спектра (около 1000Гц), а другая не отстоит от нее очень далеко, то это звук компактный. Звук диффузный, если хотя бы одного из этих свойств нет.

Диффузные звуки – гласные вертикального подъема (и), губные и зубные согласные.

Компактные – гласные неверхнего подъема (у), согласные передне-, средне- и задненебные.

V признак БИМОЛЬНОСТЬ – НЕБИМОЛЬНОСТЬ

Бимольные – гласные (о, у), согласные после губных гласных.

Небимольные – а, э, и, ы

П˚ или П˳ - огубленость

VI признак ДИЕЗНОСТЬ – НЕДИЕЗНОСТЬ

Повышенные звуки

Недиезность – пат, тот

Диезность – пять, тетя (гласная между двумя мягкими согласными)

VII признак ПРЕРВАННОСТЬ – НЕПРЕРВАННОСТЬ

Смычные, кроме носовых все гласные, щелевые согласные и носовые согласные

[р] [j]

VIII признак РЕЗКОСТЬ – НЕРЕЗКОСТЬ

Ц, ч, р все остальные

IX признак ЗВОНКОСТЬ – ГЛУХОСТЬ

Все вокальные

(гласные и сонорные звуки +шумные)

X признак НАПРЯЖЕННЫЙ – НЕНАПРЯЖЕННЫЙ

XI признак РОТОВОЙ – НЕРОТОВОЙ (НОСОВОЙ)

XII признак ГЛАТАЛИЗИРОВАННЫЙ – НЕГЛАТАЛИЗИРОВАННЫЙ

 

  1. Эта классификация строго дихотомична, каждый звук можно описать с помощью наборов + и –
  2. Классификация хорошо корреспондирует артикуляцию
  3. Эта классификация позволяет преодолеть различия между согласными и гласными. Они описываются одним и тем же наборов терминов.

Все звуки в процессе речи встречают в отношении друг с другом.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных