ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Артикуляторная и акустическая классификации звуков речи. Фонетическая классификация звуков речи Р.Якобсона, Г.Фанта и М. Халле.Разделы фонетики Фонетика уже давно стала хорошо разработанной дисциплиной. Она делится на:
1) Общая фонетика – занимается изучением природы звука речи как единства аккустическо-физиологических и лингвистических аспектов. Т.е. занимается изучением общих условий образования звуков речи, учением о слоге, общей теорией ударения, интонации и т.п. 2) Частная фонетика 1. Описательная фонетика – занимается изучением вышеперечисленных проблем в приложении к данному языку в синхроническом плане. 2. Историческая – в диахроническом плане. Прикладные аспекты фонетики:
2 билет: Методы фонетических исследований
1) артикуляционный (анатомо-физиологический) – звук рассматривается как продукт работы произносительных органов человека. Исследует звук речи с точки зрения его создания: какие органы речи участвуют в его произношении; активны или пассивны голосовые связки; вытянуты ли губы вперед и т. д.
2) акустический (физический) – звук рассматривается как колебательные движения воздушной среды, выраженные органами речи. Рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.
3) функциональный аспект (фонологический) – звук рассматривается в процессе функционирования и выполнения смысла различительной и строительной функций.
4) интроспективный – заглядывание в себя и анализ речи.
3 билет: Физиологическая база фонетики - артикуляция. Строение речевого аппарата.
Для образования звуков речи нужны те же условия, что и для образования звуков вообще: Движущая сила 2. тело, колебания которого дадут тоны и шумы 3. резонатор для оформления тембра звуков.
Работа органов речи, направленная на производство звуков речи, называется артикуляцией. Артикуляция складывается из трех частей: 1. из приступа (или экскурсии) звука (экскурсия - от лат. excursio - “выбегание”, “вылазка”), 2. выдержки - когда органы “выходят на работу”[i] средней части 3. рекурсии - когда органы установились для данной артикуляции, и отступа 4. когда органы возвращаются в нерабочее состояние.
Весь речевой аппарат лингвистически, т. е. с точки зрения образования звуков речи, можно разделить на три части: 1) всё, что ниже гортани Гортань 3) всё, что выше гортани
Нижний этаж речевого аппарата, состоящий из двух легких, двух бронхов и трахеи, выполняет роль мехов и нагнетает струю выдыхаемого воздуха посредством напряжения мускулов диафрагмы (или грудобрюшной преграды), нужную для образования звуков в качестве движущей силы; образовать звуки речи в нижнем этаже речевого аппарата нельзя. Средний этаж - гортань - состоит из двух больших хрящей: перстневидного (в виде перстня, печатка которого обращена назад) и поставленного на нем щитовидного (в виде двух щитов, соединенных кпереди и выступающих углом вперед). В просторечии выступ щитовидного хряща называется “ адамовым яблоком ” или “ кадыком ”[1].
Эти два хряща образуют остов гортани, внутри которого наклонно от верха передней части к низу задней части натянуты мускулистые пленки в виде занавеса, сходящегося двумя половинами к середине. Центральные края занавеса из мускулистой пленки называют - голосовыми связками. Голосовые связки очень мускулисты и эластичны и могут укорачиваться и растягиваться, I. Пространство между голосовыми связками называется междусвязочной щелью; пространство же, образующееся между расходящимися в стороны пирамидальными хрящами, называется межхрящевой щелью. Обе эти щели в совокупности образуют голосовую щель, Голосовая щель может быть открыта во всю длину или же частично: или только между связками, или только между пирамидальными хрящами. Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти сквозь перстневидный хрящ и голосовую щель.
Источником образования всего богатства звуков речи служат верхний этаж речевого аппарата - надставная труба, резонатор, где образуются обертоны и резонаторные тоны, а также шумы от трения воздуха о сближенные органы или от взрыва сомкнутых органов. Надставная труба начинается полостью глотки, где расположен хрящ надгортанника, и далее подразделяется на две выходные трубы - две полости: ротовую и носовую; разделяет эти две полости нёбо, передняя часть которого твердая, это твёрдое нёбо; задняя же часть нёба мягкая, это мягкое нёбо, иначе -нёбная занавеска, заканчивающаяся маленьким язычком. Если мягкое нёбо приподнято, а маленький язычок прижат к, задней стенке глотки, то воздух не может пройти в нос и должен идти через рот (тогда получаются звуки ротового резонанса, или ротовые звуки); если же мягкое нёбо опущено и маленький язычок продвинут вперед, воздух может пройти через нос и выйти через ноздри (тогда получаются звуки носового резонанса, или| н о с о в ы е з в у к и). Полость носа - неизменяемый по объему и форме резонатор, придающий звучанию, когда он включен, носовой (назальный) тембр, например при звуках [м], [н] или при французских и польских носовых гласных. Полость рта, наоборот, может всячески менять свою форму и свой объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, маленького язычка, мягкого нёба и в некоторых случаях надгортанника. Из губ большей подвижностью обладает нижняя, которая может смыкаться с верхней губой (как при звуках [п] [б] [м]) или образовать с ней губное сужение (как при образовании английского [w] или при тушении свечи), губы могут также дрожать (главным образом нижняя губа; как при произношении слова тпру!); обе губы могут вытягиваться в трубочку (как при [у]) или округляться в колечко (как при [о]); наконец, нижняя губа может образовать щель, приближаясь к верхним передним зубам (как при [ф], [в]). Язык - самый подвижный из органов, входящих в речевой аппарат человека. Он состоит из корня (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, подразделяемой на заднюю, среднюю и переднюю части; особо можно выделить кончик языка. Различные части языка обладают разной степенью подвижности: наибольшей подвижностью обладает кончик Маленький язычок может дрожать прерывисто, смыкаясь с задней частью языка (как при одной из разновидностей французского [р] - это картавое, или увулярное, р). Надгортанник служит физиологически для прикрывания гортани в момент прохода пищи в пищевод, но может быть использован и в качестве органа речи. Итак: 1) диафрагма, легкие, бронхи и трахея являются источником струи воздуха, которая используется при образовании звуков речи как движущая сила; 2) гортань является источником голоса (нужного по-разному для звонких согласных и гласных) и особых гортанных шумов (гортанное придыхание и гортанный взрыв) и 3) надставная труба - полости рта и носа - является источником обертонов и резонаторных тонов; кроме того, в полости рта при смыкании и сужении органов возникают различные шумы.
4 билет: Акустика речи. Физические параметры акустических колебаний. Акустические характеристики звуков. Понятие форманты, их значения для гласных русского языка.
Общей теорией звука занимается раздел физики -акустика (акустика - от греческого akustikos - “слуховой”). С точки зрения акустики, звук - это результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, осуществляемый действием какой-либо движущей силы и доступный для слухового восприятия. Тело может быть любого вида (твердое - хлопанье в ладоши, жидкое - всплеск воды, газообразное - звук выстрела). Среда должна быть проводником звука до органа восприятия; в безвоздушном пространстве, как известно, звук образоваться не может.
Человеческий голос обычно рассматривают по следующим физическим параметрам:
1. Высота – высота звука зависит от числа колебаний голосовых складок в 1 сек. Измеряется в 1 Гц. (самая низкая частота, которую можно взять голосом – 43,2 Гц; высоким (детский) – 4000Гц; 500-4000Гц – основные частоты, на которых люди общаются; >90 - ультразвук). 2. Сила – определяется интенсивностью напряжения голосовых связок и величиной давления воздуха в подвязочном пространстве. Сила звука измеряется в Дб – децибелах (30 Дб – спокойное общение; 60 Дб – вспышка гнева; 60-80 Дб – крик). 3. Длительность – измеряется в секундах. Бывает долгой и краткой. 4. Тембр – голос приобретает силу и тембр в резонаторных областях. Все окружающие нас звуки является сложными, они состоят из одного составного тона определяющего гл. тональность и сопровождающуюся рядом гармоничных тонов – они имеют более высокие частоты. Для обертонов резонаторами являются околоносовые пазухи – нотные, верхне-челюстные и тд, а так как объем этих пазух постоянен, поэтому резонируют одни и те же группы обертонов, что придает голосу неповторимую окраску.
Составляющие, которые для образования того или иного звука – форманты. Форманта – это зона частот, усиленная резонаторами, совокупность формант и межформантных областей дает спектр звука. Для характеристики гласных обычно указывают 3 форманта. F1-основная – это форманта с наименьшей частотой, она дает основной тон звука и определяет качество звука в целом, остальные форманты в сочетании с основной определяет окраску звука и его тембр. У разных людей форманты могут варьироваться, но их соотношение остается.
Каждый гласный звук содержит в своем обертоновом составе две основные, относительно усиленные области частот, так называемые харакгерпетические тоны Гельмгольца, но которым наше ухо и различает один гласный звук от другого.
Есть и другие характерные области частот, в некоторых гласных их четыре-пять, но основные — две. Эти области частот, характеризующие звучание каждого гласного звука, носят название формант гласных. Каждый гласный звук характеризуется двумя такими главными областями усиления, причем одна из них обязана своим происхождением резонансу глотки, а вторая — резонансу ротовой полости. Именно этим и определяется необходимость при переходе от гласного к гласному перемещать язык из одной позиции в другую. Язык является тем основным артикуляционным органом, перемещение которого создает в ротовой и глоточной полостях нужные для образования формант объемы воздуха. Именно потому невозможно при едином положении языка произнести разные гласные. Единое положение языка создаст единые по своему объему полости в глотке во рту (следовательно, одинаковый их резонанс), форманты не смогут образоваться, и гласные не возникнут.
Формантные области для гласных русского языка по факту равны: а — 700 и 1000 гц, 0 — 535 и 780 гц, у — 300 и 650 гц, е — 440 и 1800 гц, и — 240 и 2250 гц. Объемы глоточной и ротовой полостей находятся по величине в обратных отношениях и изменяются при произношении разных гласных в последовательности и—е—а—о—у. Но и ротовая полость наименьшая по объему, так как спинка языка поднята к передней части твердого нёба. Эта малая полость резонирует на 3000 гц. Тут, в этой маленькой полости, образуется ротовая форманта гласного и. На гласном и глоточная полость, наоборот, наибольшая. Она резонирует на звук высотою в 400 гц, и в ней образуется глоточная форманта гласного и. Ротовая полость увеличивается при переходе от гласного и к гласному у в последовательности и—е—а—о—у. Глоточная же уменьшается при переходе от и к е и а, на о и у снова увеличивается.
Таким образом, переход от гласного к гласному есть тембральное изменение звука, обязанное своим происхождением изменению резонанса ротоглоточных полостей. Артикуляторная и акустическая классификации звуков речи. Фонетическая классификация звуков речи Р.Якобсона, Г.Фанта и М. Халле.
Артикуляционная классификация очень удобна, проста и широко применима в языковедение, но недостаточно точна с акустической точки зрения. Однако просто уточнить артикуляторную классификацию акустическими данными, получаемыми с помощью приборов, окозалось невозможным.
На основании акустического анализа звука, точно установить, каким укладом речевых органов он произведен, невозможно. Один и тот же акустический импульс произведен разными артикуляционными способами.
Совокупность формант и межформантных областей дает спектр звука речи. (или основной) является форманта с наименьшей частотой, она дает основной тон звука и определяет качество звука в целом. Остальные форманты в сочетании с основной определяют окраску звука, его тембр.
Если учитывать только некоторые форманты звука, то можно попробовать акустическую классификацию связать с артикуляционной. Якобсон, Фант и Халле предложили такую классификацию – УНИВЕРСАЛЬНУЮ, целью которой было учесть все возможные речевые звуки. В основе этой классификации лежат 12 пар различительных или дифференциальных признаков. Этих признаков достаточно для описания звуков всех языков мира.
Универсальная классификация: I признак ВОКАЛЬНОСТЬ – НЕВОКАЛЬНОСТЬ к вокальным относятся гласные и сонорные согласные к невокальным – шумные согласные II признак КОНСОНАНТНОСТЬ – НЕКОНСОНАНТНОСТЬ К консонантным – все согласные К неконсонантным – все гласные III признак ВЫСОКАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ – НИЗКАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ Высокая тональность – звук с большой частотой колебания Низкая – звук с низкой частотой колебания. Если звук речи создается низкими формантами, то затемнение будет внизу спектрограммы. Соответственно и высокие. Высокие звуки – гласные переднего ряда, зубные и передненебные согласные и средненебные звуки. Низкие – все остальные. IV признак ДИФФУЗНОСТЬ – КОМПАКТНОСТЬ Если у звука одна из формант лежит близко к центру речевого спектра (около 1000Гц), а другая не отстоит от нее очень далеко, то это звук компактный. Звук диффузный, если хотя бы одного из этих свойств нет. Диффузные звуки – гласные вертикального подъема (и), губные и зубные согласные. Компактные – гласные неверхнего подъема (у), согласные передне-, средне- и задненебные. V признак БИМОЛЬНОСТЬ – НЕБИМОЛЬНОСТЬ Бимольные – гласные (о, у), согласные после губных гласных. Небимольные – а, э, и, ы П˚ или П˳ - огубленость VI признак ДИЕЗНОСТЬ – НЕДИЕЗНОСТЬ Повышенные звуки Недиезность – пат, тот Диезность – пять, тетя (гласная между двумя мягкими согласными) VII признак ПРЕРВАННОСТЬ – НЕПРЕРВАННОСТЬ Смычные, кроме носовых все гласные, щелевые согласные и носовые согласные [р] [j] VIII признак РЕЗКОСТЬ – НЕРЕЗКОСТЬ Ц, ч, р все остальные IX признак ЗВОНКОСТЬ – ГЛУХОСТЬ Все вокальные (гласные и сонорные звуки +шумные) X признак НАПРЯЖЕННЫЙ – НЕНАПРЯЖЕННЫЙ XI признак РОТОВОЙ – НЕРОТОВОЙ (НОСОВОЙ) XII признак ГЛАТАЛИЗИРОВАННЫЙ – НЕГЛАТАЛИЗИРОВАННЫЙ
Все звуки в процессе речи встречают в отношении друг с другом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|