Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Фонетическое членение речи. Фраза, такт, слог, звук.




Речьфонетически представляет собой звуковой поток или цепь звучаний. Эта цепь распадается на соподчиненные звенья, являющиеся особыми, чисто фонетическими единицами языка, следующими друг за другом во времени.

 

Фонетические единицы речи как звенья речевой цепи – это:

 

1) фразы

2) такты

3) слоги

4) звуки

 

Таким образом, звуки речи употребляются не изолированно, а в условиях слогов, тактов и фраз.

 

  1. Фраза – это самая крупная фонетическая единица;
    1. фразы разделяются в речевой цепи паузами, т. е. остановкой звучания, разрывающего звуковую цепь;
    2. во время пауз говорящий вдыхает воздух, необходимый для произнесения следующей фразы.
    3. Ни в коем случае нельзя отожествлять грамматическую единицу (предложение) и фонетическую (фразу), так как одна фраза может охватывать несколько предложений и предложение может распадаться на несколько фраз.
    4. Объединяется фраза интонацией; каждая произнесенная фраза обладает определенной схемой интонации.
  • Интонация относится к просодическим элементам языка, и это явление сложное. Она состоит:

· из повышений и понижений голоса; это мелодика речи, имеющая в каждом языке свой рисунок. Так, в русском языке легкое повышение голоса в приступе к фразе, ровная середина и резкое понижение на отступе в повествовательной фразе или резкое повышение на отступе в вопросительной.

· из соотношений сильных и слабых, долгих и кратких слогов, что само по себе является фактом такта, но в пределах фразы придает ей ритм.

· Наиболее загруженной частью фразы в русском является ее конец, там сосредоточено «фразовое ударение»; перенос резкого понижения (реже – повышения) с отступа в середину фразы обычно называют логическим ударением, т. е. смещенным фразовым ударением.

· из скорости или медленности протекания речи во времени, из ускорений и замедлений, что образует темп речи;

· из силы или слабости произнесения, из усиления и ослабления выдыхания, что образует интенси2вность речи;

· из наличия или отсутствия внутрифразовых пауз, которые могут выделять отдельные части фразы или делить фразу на полуфразы (Вороны сидели/на старой березе). Внутреннее паузирование отражается на ритмике фразы;

· из общего тембра высказывания, который в зависимости от целевой установки высказывания может быть «мрачным», «веселым», «игривым», «испуганным» и т. д.

 

  1. Фраза распадается на такты.
  • Такт – это часть фразы (один или несколько слогов), объединенная одним ударением.
  • Такты, объединенные наиболее сильной точкой – ударным слогом, разграничиваются минимумом интенсивности, т. е. в тех отрезках звуковой цепи, где сила предыдущего ударного слога уже в прошлом, а усиление к последующему ударному слогу еще в будущем.
  • В большинстве языков все знаменательные слова выделяются в отдельные такты, так как имеют свое ударение;
  • слова незнаменательные, не имея своего ударения, примыкают спереди и сзади к слову, имеющему ударение, образуя с ним один такт.
  • Примыкание спереди называется проклизой, а само примкнувшее спереди безударное слово – проклитикой (например, на дому, без шляпы, три года, мой дядя, что он, ты ходил), где безударные на, без, три, ты, мой, что, ты – проклитики.
  • Примыкание сзади называется энклизой, а само примкнувшее сзади безударное слово – энклитикой(например, видел ли, ходил бы, кто-то, кто это, что он, на дом, где ли, был, то, это, он, дом – энклитики).

 

  1. Такты распадаются на слоги. Слог – это часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков;
  • при этом не все звуки могут образовать слог, т. е. быть слоговыми (или слогообразующими). Для этого не годятся в составе слов звуки мгновенные, т. е. взрывные и аффрикаты. Длительные могут быть слоговыми по степени сонорности, в первую очередь максимально сонорные – гласные, во вторую – сонорные согласные и, наконец, фрикативные, ср. русское перст, где слоговое е, сербское прст, где слоговое р, и французское pst!, где слоговое s. В таких языках, как сербский, слоговые согласные – особые единицы (сербск. прст – «палец», срп – «серб» и т. п.).
  • Л. В. Щерба предложил теорию пульсации, т. е. объяснял слоги - как отрезки речи, соответствующие чередованиям нагнетания и разрядки мускульного напряжения речевого аппарата во время произношения.

 

По своему звуковому строению слоги можно подразделить на

  • открытые (кончается гласной)
  • закрытые (кончается согласной)
  • слоги, кончающиеся сонорными согласными, можно называть полуоткрытыми (это важно для понимания слогораздела)
  • неприкрытыми (начинающиеся гласной)
  • прикрытыми (начинающиеся согласной)

Это можно показать следующей таблицей:

Чем: Начинается Кончается
Гласной Неприкрытый a, at Открытый a, ta
Согласной Прикрытый ta,tat Закрытый at, tat
Сонорной согласной Полуприкрытый Полуоткрытый

 

(а – любая гласная, t– любая согласная)

Таким образом, например, в слове ива первый слог (и-) неприкрытый и открытый, а второй (-ва) – прикрытый и открытый; в слове же ивам второй слог (-вам) прикрытый и закрытый.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных