Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сочетания согласных




1. На месте сочетаний зж и жж внутри корня в соответствии со старомосковской нормой произносится долгий мягкий [ ž ’:]; однако современная норма позволяет произносить и долгий твердый [ ž: ]: въе [ ž ’:] ать и въе [ ž: ] ать, дро [ ž ’: ]и и дро [ ž: ] и.

2. На месте сочетания жд произносится обычно [žd’]: подо [žd’] и, пре [žd’] е. Однако существительное дождь и его производные могут звучать и так: до [š’], до [ž’:] и, до [ ž ’:] евой.

3. На месте сочетаний зч, сч, сщ. жч на стыке корня и суффикса и на стыке предлога и слова произносится долгий мягкий [š’:]: обра [š’:] ик,доно [š’: ]ик, му [š’:] ина, [š’:] еткой (с щеткой).

4. Сочетание чт звучит как [št] только в слове что и производных от него: [št] обы, ни за [št] о. Исключение составляют слова ничтожный, уничтожить, нечто, где произносится [č't].

5. На месте сочетания стс произносится один долгий согласный [s]: пропаганди [s] кий, большеви [s] кий.

 

 

Вопросы:

1.Изучите знаки фонетической транскрипции на основе латинского алфавита (см.: Осипов Б.И. Руководство по фонетической транскрипции, с.5-8).

2.Проработайте вопрос о редукции гласных русского языка. Сколько степеней редукции у русских гласных? Какие знаки транскрипции соответствуют редуцированным гласным (см. Справочные материалы)?

3.Используя предложенные справочные материалы и указанные учебные пособия, подготовьте сообщение об основных правилах современного русского произношения гласных и согласных.

 

Задания:

 

Задание 1. Затранскрибируйте слова. Обратите внимание на особенности произношения согласных на стыке слов и морфем. Какие звонкие корреляты есть у русских глухих согласных [c],[č'], [h]? Как вы думаете, иллюстрацией каких фонетических законов русского языка являются эти примеры?

1. Рубец, рубец бы, размах, размах бы, пять, пятьсот, дичь, дичь бы, карандаш, карандаш же, расчет.

2. Дочь, дочь бы, семь, семьсот, воздух, воздух же, грузчик, ландыш, ландыш же, молодец, молодец бы.

3. Беречь, беречь бы, резчик, пух, пух бы, восемь, восемьсот, малыш, малыш же, беглец, беглец бы.

4. Наладчик, девять, девятьсот, мятеж, мятеж же, перец, перец бы, порох, порох бы, грач, грач же.

5. Пловец, пловец бы, счет, шестьдесят, мираж, мираж же, смех, смех бы, трубач, трубач бы, трубач же.

6. Переводчик, стрелец, стрелец же, багаж, багаж же, мяч, мяч бы, страх, страх бы.

7. Бухгалтер, борец, борец бы, оглох, оглох бы, мох, мох бы, тушь, тушь же, будущий, следующий, заяц, заяц бы.

Задание 2. Затранскрибируйте слова, обратив внимание на редукцию гласных в безударном положении. Существует ли разница в редукции гласных после твердых и мягких согласных?

 

Говор – разговор – выговор – говорит; (минеральные) воды – (хочу) воды – вод – водичка – водоворот – водяной; огненный – огонь – огнеупорный – с огоньком; дорог – дороже – дорогой – дороговизна; падал – падение – выпад; подарок – подарить – даровой – дармоед; перелаз – лазейка; слез – слезай – вылез; слез – слеза – слезоточивый – прослезился; след – выследил – следопыт; слет – слетая – вылет; лед – ледовый – наледь – ледокол; слит – литая – вылит; глядя – глядит – выглядят; пять – пяти – пятилетка – пятиэтажный; петь – петух – запевать; пить – запивать; пятиться – под пятой – выпятил; жернов – жернова; желудь – желудевый.

Задание 3. Затранскрибируйте следующие тексты в соответствии с основными правилами русского произношения:

 

А) В душных зарослях красной персидской сирени кошка портит воробьев. Одного такого воробья мы нашли. Кто-то содрал скальп с его игрушечной головки. Голый хрупкий череп, как крыжовина. Страдальческое воробьиное личико. Мы сделали ему чепчик из кружавчиков, сшили белую рубашечку и похоронили в шоколадной коробке. Жизнь вечна. Умирают только птицы.

Т.Толстая

 

Б) Профессор, большую часть времени проводивший в глубине квартиры, в кабинете, откуда раздавался слабый и неритмичный стук пишущей машинки, несколько раз в день выбирался на кухню, с неопределенной улыбкой пил слабый чай, съедая бутерброд с колбасным сыром, и, с удовольствием послушав разного небезынтересного разговору, удалялся снова в кабинет.

Л.Улицкая

 

В) Куда это все девается, куда уходит, пропадает, вес это баснословное обаяние юности с ее пресловутой свежестью и мягкими, еще не определившимися чертами, скрытыми до поры до времени упругой, все прикрывающей и обтягивающей кожей.

Л.Петрушевская

 

Задание 4. Повторите знаки фонетической транскрипции и правила транскрибирования. Подготовьтесь к самостоятельной работе по изученной теме.

 

 

ЗАНЯТИЕ 3

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

 

Литература:

Аванесов, с. 52 – 71.

Осипов, с. 14 – 20.

Панов, с.16 – 46.

Лекция «Артикуляционная характеристика гласных и согласных звуков».

 

Вопросы:

1.Что такое артикуляция?

2.Расскажите об артикуляционном аппарате человека, о делении произносительных органов на активные и пассивные.

3.Опишите, как происходит артикуляция изолированного звука.

4.По каким признакам характеризуется артикуляция согласных звуков? Что означают термины «фрикативный», «аффриката», «вибрант», «палатализация», «сонорный», «носовой»?

5. Какие согласные характеризуются как однофокусные, а какие – как двухфокусные? В чем суть этих характеристик?

6.Что такое «фаукальные» и «латеральные» звуки? Приведите примеры.

7.Охарактеризуйте дополнительные артикуляционные признаки согласных.

8. Каковы артикуляционные характеристики гласных звуков? Как по признаку ряда описываются звуки [а] и [y]? Каковы особенности артикуляции [o] и [e]?

9. Чем отличается положение языка при произнесении гласных [I], [y], [u]? Чем отличается положение языка при произнесении гласных [I] – [e], [y] – [a], [u] – [o]? Какие классификационные признаки обусловлены различной артикуляцией языка?

 

Задания:

Задание 1. Затранскрибируйте данные пары словоформ и укажите артикуляционные признаки гласных и согласных, которыми они различаются:

 

А) Мир – мер, бил – бел, сыр – сэр, чисти – чести; стог – стук, йог – юг, дол – дул, полька – пулька; вел – вял, рос – раз, гол – галл, мой – май; внес – вниз, шел – шил, греб – грипп, четко – читка; жар – жир, бал – был, пять – пить, часто – чисто; мел – мел, тост – тест, мор – мэр; мять – медь, пядь – петь, часть – честь, ряб – реп; мул – мал, друг – драк, ус – ас; пули – пыли, дума – дыма, тюк – тик, суд – сыт; тюрем – терем, июль – и ель, душу – душе, люто – лето.

 

Б) Спор – сбор, велит – велик, пробки – тропки, змей – смей, здание – знание, стек – стог, благо – влага, пятнам – мятным, цепов – шипов, лжет – ржет, ключица – случиться, образчик – обрящет, вытрясти – выгрести, выгрызть – выкрасть, мост – мозг, гвоздь – хвост, клуб – круп.

 

Задание 2. Дана группа согласных, имеющих общие артикуляционные характеристики. Какой из представителей группы лишний и почему?

1. p, b, p’, b’, m, m’, d.

2. p, b, t, d, s, k, g.

3. z, h, t, g, r, k.

 

Задание 3. Определите слово по описанию артикуляционных характеристик составляющих его звуков.

1.Согласный, губной, взрывной, глухой твердый;

2.Гласный, безударный, задне-среднего ряда, нижне-среднего подъема, нелабиализованный;

3.Согласный, зубной, боковой, сонорный, мягкий;

4.Гласный, переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный;

5.Согласный, зубной, взрывной, глухой, твердый;

6.Согласный, переднеязычный, дрожащий, сонорный, твердый;

7.Гласный, безударный, задне-среднего ряда, нижне-среднего подъема, нелабиализованный;

8.Согласный, губной, взрывной, звонкий, твердый;

9.Гласный, ударный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный.

10.Согласный, зубной, щелчковый (фаукальный);

11.Гласный, безударный, переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный;

12.Согласный, заднеязычный, взрывной, глухой, твердый.

 

Задание 4. Сделайте фонетическую транскрипцию отрывка из стихотворения А.А.Вознесенского «Гойя». Обратите внимание на ассонансы и аллитерации. На каких признаках гласных и согласных они построены?

Я – Гойя!

Глазницы воронок мне выклевал ворог,

слетая на поле нагое.

Я – Горе.

Я- голос

Войны, городов головни

На снегу сорок первого года.

Я – голод.

Я горло

повешенной бабы, чье тело, как колокол,

Било над площадью голой…

Я – Гойя!

Задание 5. Затранскрибируйте следующие тексты и подчеркните одной чертой все согласные:

А) одного способа образования:

Вода наконец-то поднялась, собрала и подчистила лед по берегам, затопила ложки и луговину ниже поскотины. Заревел и помчал мутную воду охмелевший от короткого водополья Енисей-батюшко.

Виктор Астафьев

 

Б) одного места образования:

В яркие ночи, когда по небу хлещет сплошной звездопад, я люблю бывать один, в лесу, смотрю, как звезды вспыхивают, кроят, высвечивают небо и улетают куда-то. Говорят, что многие из них давно погасли, погасли еще задолго до того, как мы родились, но свет их все еще идет к нам, все еще сияет нам.

Виктор Астафьев

 

В) тождественные по работе голосовых связок:

Солома прогорела. Веточки акаций лежали горсткой раскаленных гвоздиков, и от них шел сухой струйный жар.

Виктор Астафьев

 

Г) тождественные по дополнительной артикуляции средней части спинки языка:

Ветер вовсе утих. Снег не кружило. На небе с одной стороны объявлялась луна, мутная, тоже как будто издолбленная осколками, а с другой пробилось сквозь небесную муть заиндевелое, сумрачное солнце.

Виктор Астафьев

 

Задание 6. Охарактеризуйте гласные звуки в приведенных ниже словах. Сгруппируйте слова с одинаковыми ударными гласными.

Атом, вьюн, глаз, грязь, еж, ель, жизнь, клад, ключ, плуг, поэт, ряд, сук, сыр, цирк, черный, шелк, шест, шип, шок, эвенк, юг, ялик.

 

Задание 7. Повторите артикуляционную классификацию гласных и согласных звуков русского языка, подготовьтесь к контрольной работе по этой теме.

 

ЗАНЯТИЕ 4






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных