Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Семантич. пространство текста (а) опр, понятие, б) концептуальное пространство, в) денотативное пространство, г) эмотивное пространство)




Рассмотрение текста как семантической структуры выдвигает проблему сегментации содержания текста. Смысл литер-го произведения возникает из всей суммы контекстов. Разл. Элементарные текстовые фрагменты соотносятся с ситуациями, изображёнными в тексте, и при этом классифицируются по-разному. По многообразию терминологии, призванной обозначить семантические компоненты текста, видно, что идёт поиск единиц семант-го анализа текста, разрабатывается концепция комбинаторного характера его содержания. В тексте сущ. иерархия семант. компонентов, которую можно рассм-ть как одну из форм упорядоченности текста, создающую эстетический эффект, облегающую восприятие. Отдельные макрокомпоненты семант. структуры текст различаются по значимости. Иерархия семант. компонентов содержания текста составляет авторскую концепцию мира.

Термин «семант. пространство» исп-ся для обозначения содержательной стороны теста. Термин этот многозначен, связан с широким пониманием категории текстового пространства. В категориях пространства текст рассм-ся как совокупность линейно расположенных знаков и как совокупность смыслов. Семант. пространство текста – это ментальное образование, в формации которого участвует, во-1х, само словесное литературное произведение, содержащее обусловленный намерением автора набор языковых знаков – слов, предложений, сложных синтаксических целых (виртуальное пространство); во-2х, интерпретация текста читателем в процессе восприятия (актуальное семант. пространство).

Формирование семант. пространства на уровне составляющих единиц обусловливает традиционные способы членения семант. пространства текста в категориях содержания и смысла. Содержание форм-ся как ментальное образование, моделирующее тот фрагмент действительности, о котором говорится в тексте. Смысл – это мысль об этой действительности, интерпретация того, что сообщается в тексте.

Исследование семант. пространства худ. текста всегда включает такие текстовые универсалии, как человек, время, пространство. Эти универсалии явл. необходимыми атрибутами, доминантами семант. пространства худ. текста. Важнейшие сферы семант. пространства: концептуальное, денотативное и эмотивное пространства текста.

Авторская концепция текста – предмет литературоведения. Лингвистика долгое время изучала лишь стилистическое исп-е в тексте языковых единиц, не поднимаясь до вершин концепции. Однако со временем возникла необх-ть исслед-я концептуального смысла текста.

Различают виды текстовой инфы по двум параметрам: в плане содержания (характер отображаемого) и в плане выражения (способ отражения). Так, виды инфы будут представлять 2 пары оппозиций: 1) содержательно-фактуальная / содержательно-концептуальная инфа; 2) эксплицитная/импл-ная – содержательно-подтекстовая инфа.

 

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ТЕКСТА

 

Различают виды текстовой инфы по двум параметрам: в плане содержания (характер отображаемого) и в плане выражения (способ отражения). Так, виды инфы будут представлять 2 пары оппозиций: 1) содержательно-фактуальная / содержательно-концептуальная инфа; 2) эксплицитная/импл-ная – содержательно-подтекстовая инфа.

Содержательно- концептуальная инфа сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, описанными средствами содержательно- функциональной инфы, понимание их причинно следств. связей, их значимости в социальной, экономической, политической и культурной жизни народа, включая отношения между отдельными индивидуумами, их сложного взаимодействия. Т.о., представляя собой инфу эстетико-художественного характера, концептуальная инфа семантически выводится из всего текста как структурно-смыслового и коммуникативного целого, поэтому нацеленный на её выявление специализированный лингв. анализ может быть ограничен частной задачей – обнаружением и интерпретацией базовых концептов того или иного литературного произведения.

Конепт. пространство характеризуют след. высказывания:

1. Богатство языка опр-ся не только богатством словарного запаса и грамматич. возм-тями, но и богатством концепт. мира, концепт. сферы, носителем которой явл. язык чел-а и нации. Конепт. сфера постоянно обогащается.

2. Связь языка и культуры, включение языка в концепт. сферу.

3. Постоянное присутствие концептов в культурном сознании.

4. Универсальность концептов – нечто общечеловеческое, неизменность во времени, всеобщее. Концепт – универсалия чел-кого сознания.

5. Способность концепта к развитию, его динамичность.

6. Цель концепт. анализа – выявление парадигмы культурно-значимых концептов и описание сферы их применения.

Способы обнаружения концептов, их репрезентация составляют концепт. анализ. Концепт. анализ текста предполагает, во-1х, выявление набора ключевых слов текста; во-2х, определение базового концепта этого пространства; в-3х, описание обозначаемого ими концептуального пространства.

В концептуальном анализе большое значение имеет когнитивно- пропозициональная структура. Она форм-ся на основе совокупности однородных элементов, имеющих общие интегрированные и существенные дифференциальные признаки.

Концепт. анализ может быть выполнен на материале одного литературно-худ. произведения, или на материале мн-ва произведений одного автора (разных авторов, принадл. 1му литер. направлению).

 

ДЕНОТАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ТЕКСТА

 

Текст – продукт речемыслительной деятельности, следовательно, он направлен на познание мира, имеет определённую информационно-смысловую структуру. В отличие от концептуального анализа, денотативный подход нацелен на выявление отображенного в художественном тексте объективного мира.

Проблема изучения денотативного пространства текста связана с одной из фундаментальных проблем языкознания – проблемой отображения в тексте, как сложном языковом знаке мира действительности, так как само понятие денотата в одном из значений – это множество объектов действительности, знания о которых выражаются различными языковыми и речевыми единицами, в том числе и текстом. Учитывая это, можно следующим образом определить денотативное пространство текста: это воплощённое в тексте индивидуально-авторское знание о мире, представленное в интерпретированном отображении глобальной ситуации, состоящей из макроситуаций и микроситуаций, связанных определёнными отношениями и в совокупности раскрывающих главную тему литературно-художественного произведения. Компонентами денотативного пространства текста являются изображение в нём ситуации: глобальная, макро- и микроситуации. Глобальная ситуация имеет характер события и связана с раскрытием главной темы в целостном тексте, макроситуации описывают конкретный текстовый эпизод в рамках текстового фрагмента, а микроситуации репрезентируются отдельным высказыванием или цепочкой высказываний.

Выявление структуры денотативного пространства представляет собой преодоление противоречия между линейной связностью текста и его целостным содержанием. Начинать анализ денотативного содержания текста следует, прежде всего, с определения его глобальной ситуации, которая соответствует основной теме литературного произведения и обычно репрезентируется в заглавии, ибо глобальная ситуация представляет собой в то же время в свёрнутом и обобщённом виде всё денотативное пространство текста.

Особенность текстового денотативного пространства рассказа – то, что оно не зеркально фиксируется, а тщательно интерпретируется автором, даётся в динамическом развитии, в нарастании, при этом каждый составляющий его текстовый эпизод насыщен оценками и охарактеризован в разных аспектах. Всё это способствует созданию целостной картины изображаемого бытия. Т.о., текстовые ситуации, хотя и основаны на жизненном опыте автора и изображают мир, подобный миру действительности, всегда являются принципиально новыми, уникальными, так как содержат личные знания автора о мире и составляющих его фрагментах.

 

 

ЭМОТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ТЕКСТА

 

Автор и персонаж – 2 основополагающие категории худ. текста. Они всегда занимают центральное положение в худ. произведении. Чувства, кот. автор приписывает персонажу, предстают в тексте как объективно существующие в действительности, а чувства, испытываемые автором и выражаемые им, имеют субъективную окраску. В целостном тексте уровень персонажей и уровень авторского сознаня гармонично переплетаются и составляют эмотивную структуру текста.

Образ автора и образы персонажей – фигуры не равнозначные в худ. произведении. Автор связан с изображаемой действительностью, в т.ч. с миром героев. Двойственность эмотивного содержания обусловлена не только текстовыми свойствами носителей чувства (автор-персонаж), но и функционально. Мировидение имеет 2 базисные функции – интерпретативную (осуществлять видение мира) и вытекающую из неё регулятивную (служить ориентиром в мире, быть универсальным ориентиром человеческой жизнедеят-ти). Целостное эмотивное содержание предполагает обязательную интерпретацию мира человеческих эмоций и оценку этого мира с позиции автора с целью воздействия на этот мир, преобразования его.

Персонаж отн-ся к разряду основных содержательных универсалий. Поэтому эмотивные смыслы, включаемые в его содержательную структуру, обладают особой информативной значимостью в тексте. Эмоции персонажа изображаются как особая психологическая реальность. Совокупность эмоций в тексте – своеобразное динамическое множество, изменяющееся по мере развития сюжета.

Разновидности эмотивных смыслов. Эмот. смыслы явл. семантическими компонентами микротем сложного синтаксического целого. Выделяют:

- фрагментарные эмотивные смыслы (обычно совпадают с микротемой отдельного текстового фрагмента, сложного семантического целого);

- фразовые ЭС;

- общетекстовые ЭС.

Образ автора

Интенции автора текста относятся к смысловой стороне форм-я текста и рассм-ся в качестве его пред-щих свойств. Худ. текст форм-ся образом автора и его точкой зрения на объект изображения. Одним из важнейших способов выражения авторского «я» в тексте являются лексические средства выражения авторской оценки. Автор обнаруживает свои симпатии, антипатии и пр. эмотивные классификации изображённого мира в условиях разных типов речи (монологической, диалогич.) и в текстовых фрагментах различной композиционной сферы. Вторжение авторской точки зрения в ход повествования осущ-ся самыми разными способами лексического развёртывания эмотивной лексики в тексте: от минимального контекста до текстового фрагмента. При этом субъектом модуса эмотивной квалификации может быть и сам автор-повествователь, и персонаж.

В плане содержания (объект оценки) интенциональные эмотивные смыслы с учётом их направленности подразделяются на:

- персонажные эмотивные смыслы (особенность эмоц-ной оценки персонажа),

- ситуативные (представляются собой эмоциональную оценку конкретной текстовой ситуации),

- частно-событийные,

- глобально-событийные.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных