ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВОПОЭМА
Тест А.С.Пушкин «Медный всадник» Кругом подножия кумира Шепнул он, злобно задрожав, — И с той поры, когда случалось (А.С.Пушкин «Медный всадник») В1. Какое жанровое определение дал своему произведению «Медный всадник» автор? В2. Назовите имя персонажа – «безумца бедного», о котором идёт речь в отрывке. В3. Памятником какому русскому царю является Медный всадник? В5. Как называется стилистический приём, состоящий в нарушении привычного порядка слов, например постановке определяемого слова перед определением («безумец бедный», «Всадник Медный», «строитель чудотворный» и др.)? В6. Как называется образная характеристика предмета или явления, основанная на использовании выразительных или эмоционального окрашенных определений («тяжёло-звонкое скаканье», «безумец бедный», «с тяжёлым топотом» и др.).
С1. Какие художественные приёмы, использованные А.С.Пушкиным, позволяют прочитывать фантастическое видение героя как «реальное» сюжетное событие?
С2. Назовите авторов и произведения русской классики, в которых находит отражение тема «бунта» маленького человека, и укажите, что сближает их с пушкинской трактовкой темы.
Примерные варианты ответов. С1. Фантастическая картина, возникающая в сознании Евгения, приобретает реалистические черты благодаря подробно разработанному предметному фону. Автор воспроизводит эпизод погони как бы изнутри сознания Евгения и не разграничивает действительные ощущения героя (Евгений приникает лбом к прохладной решётке ограды) и галлюцинаторное видение (герой видит поворачивающееся к нему гневное лицо Медного всадника). Звуковое сопровождение также призвано поддержать эффект реальности: герой отчётливо слышит «тяжёло-звонкое скаканье» и даже словно бы собственными ногами ощущает, как трясётся под Медным всадником мостовая. Аллитерации («грома грохотанье», «тяжёлый топот») «материализуют» те звуки, которые слышны только Евгению, и делают их доступными и восприятию читателя. Таким образом обретает предметное выражение «виртуальная» картина бреда.
С2. Бунт «маленького человека» завершает повесть Н.В.Гоголя «Шинель». Несчастный Акакий Акакиевич, находясь при смерти, взывает к «значительному лицу» и несколько раз произносит следом за словами «ваше превосходительство» разборчиво нецензурные выражения, едва ли не впервые за всю свою ничтожную жизнь обретя способность говорить. Как и в «Медном всаднике», в «Шинели» бунт Акакия Акакиевича происходит на грани яви и галлюцинации и завершается гибелью «маленького человека». Противоположная – сатирическая – версия бунта «маленьких людей» даётся в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина. На приказ градоначальника Бородавкина в обязательном порядке употреблять горчицу глуповцы ответили бунтом на коленях («…глуповцы стояли на коленях и ждали. Знали они, что бунтуют, но не стоять на коленях не могли»). Соединение покорности, самоуничижения и упрямства при ничтожности повода для политического протеста делает бунт на коленях острой сатирой и на власти предержащие, и на их подданных.
Тест А.С.Пушкин «Медный всадник» Тогда, на площади Петровой, Его отчаянные взоры И он, как будто околдован, (А.С.Пушкин «Медный всадник») В1. Укажите жанр произведения. В2. В каком городе происходят события, описанные в данном произведении? В3. В «Медном всаднике» создал обобщённый художественный образ Евгения как «маленького человека». Каким термином принято называть подобные образы? В4. В приведённом фрагменте А.С.Пушкин использует приём, основанный на повторении однородных согласных звуков. Назовите его. …. С л овно горы,
В5. А.С.Пушкин называет Петра I «кумиром на бронзовом коне». Укажите троп, представляющий собой замену имени собственного описательным оборотом. В6. Назовите изобразительно-выразительное средство языка, основанное на сопоставлении предметов и явлений: … иль вся наша
В7. Поэт в «Медном всаднике» воспринимает наводнение не только как природное явлений, но и как аналог жизненных бурь и лишений. Как определяется такой знаковый образ, смысл которого выходит за пределы предметного значения?
С1. Как изменилась судьба и мировоззрение Евгения под влиянием разрушительного наводнения? С2. В каких произведениях русской литературы XIX века природа оказывает существенное воздействие на жизнь героев и в чём проявляется это воздействие?
Тест М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Вот молча оба расходятся,- Богатырский бой начинается.
Размахнулся тогда Кирибеевич И ударил в первОй купца Калашникова, И ударил его посередь груди - Затрещала грудь молодецкая, Пошатнулся Степан Парамонович; На груди его широкой висел медный крест Со святыми мощами из Киева, - И погнулся крест и вдавился в грудь; Как роса из-под него кровь закапала; И подумал Степан Парамонович: "Чему быть суждено, то и сбудется; Постою за правду до последнева!" Изловчился он, изготовился, Собрался со всею силою И ударил своего ненавистника Прямо в левый висок со всего плеча.
И опричник молодой застонал слегка, Закачался, упал замертво; Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка, Будто сосенка во сыром бору Под смолистый под корень подрубленная, И, увидев то, царь Иван Васильевич Прогневался гневом, топнул о землю И нахмурил брови чёрные; Повелел он схватит удалова купца И привесть его пред лицо своё.
Как возгОворил православный царь: "Отвечай мне по правде, по совести, Волной волей или нехотя Ты убил мово верного слугу, Мово лучшего бойца Кирибеевича?"
"Я скажу тебе, православный царь: Я убил его вольною волей, А за что, про что - не скажу тебе, Скажу только богу единому. Прикажи меня казнить - и на плаху несть Мне головушку повинную; Не оставь лишь малых детушек, Не оставь молодую вдову Да двух братьев моих своей милостью..." (М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») В1. Поединок Кирибеевича и Калашникова является решающим в сюжете поэмы. Каким термином обозначается момент наивысшего напряжения действия? В2. С традициями какого фольклорного жанра связано изображение поединка как боя богатырей?
В3. Как называется форма общения между персонажами, основанная на обмене репликами и использованная М.Ю.Лермонтовым в данном фрагменте?
В4. Какое изобразительно-выразительное средство, представляющее собой уподобление одного явления другому (например, «как роса… кровь закапала», «повалился на холодный снег… будто сосенка») использовал автор?
В5. Как называется обоснованный выразительными целями повтор однокоренных слов в словосочетании или в одном и том же предложении (например, «прогневался гневом», «вольной волею»)?
В6. Как называется стилистический приём, состоящий в повторе начальных элементов смежных строк (например, «и ударил впервой купца Калашникова, / И ударил его посередь груди»)? С1. Почему Калашников, признавая, что убийство Кирибеевича было совершенно им умышленно, отказывается царю его причину?
С2. В каких произведениях русской литературы XIX века тема защиты чести является одной из основных и в чём сходство и различие в её трактовке с поэмой М.Ю.Лермонтова?
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С1. А) Что послужило причиной поединка Кирибеевича и Калашникова? Б) Почему гибель изначально виновного перед Калашниковым Кирибеевича описывается в поэме с сочувствием и даже жалость. К опричнику? В) В чём нашла выражение царская «милость», о которой просил Ивана Васильевича Калашников?
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С2. А) В каких произведениях русской литературы авторы обращаются к фольклорным образам, мотивам, художественным приёмам и в чём сходство и различие в их использовании с М.Ю.Лермонтовым? Б) В каких произведениях русской литературы в систему персонажей входят реальные исторические личности и в чём проявляется их участие в судьбе вымышленных героев произведения?
Тест М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Над Москвой великой, златоглавою, Как сходилися, собиралися И выходит удалой Кирибеевич, На просторе опричник похаживает, Вдруг толпа раздалась в обе стороны - Да кудрявую голову поглаживает.
(М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») В1. Какого русского царя, известного введением опричнины, изобразил поэт в «Песне про … купца Калашникова»?
В2. Определите жанр «Песни про … купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова?
В3. Какой художественный приём, основанный на очеловечивании явлений природы, использует автор при описании «зари алой»?
В4. Каким термином обозначают средство художественной выразительности, представляющее собой устойчивое образное определение, характерное для произведений устного народного творчества («кудри золотые», «небо чистое», «добрые молодцы», «могучие плечи», «удалой боец»)?
В5. Как называются слова, которые употребляют герои в своей речи: «выходи-ка», «небось», «обещаюсь» и т.д.?
В6. Какую синтаксическую фигуру языка использует М.Ю.Лермонтов в приведённых ниже строках? Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
В7. Песня про … купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова написана безрифменным стихом. Как называется такой вид стиха?
С1. Согласны ли вы с мнением, что кулачный бой Кирибеевича и Калашникова является олицетворением борьбы между вседозволенности «государственного» закона и нравственного «частного» человека?
С2. В каких произведениях русских поэтов и писателей XIX в. герои разрешают конфликтную ситуацию дуэлью?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|