Мастер – абсолютная внутренняя свобода: его роман написан вне всякого насилия как извне (директивы, указания), так и над собой (события романа не сочинялись, а «угадывались»);
Маргарита – свободный, не терпящий преград полет чувств, который не могут ограничить никакие внешние обстоятельства: ни спокойная комфортабельная устроенная жизнь в роскошном особняке, ни разрушительное действие государственной машины;
Воланд и его свита – полнота свободы, недоступная в реальной жизни, воплощающаяся в стихии игры, карнавала, не имеющего никаких запретов и преград.
| Конферансье, бездарный артист, повторяющий избитые остроты;
Кондукторша, при встрече с Бегемотом фиксирующая лишь нарушение порядка;
Служащие Управления зрелищ, по распоряжению начальства поющие в хоровом кружке;
Литературные критики, которые всегда говорят не то, что хотят сказать;
Ответственный работник, сосед Маргариты, не расстающийся с портфелем с бумагами даже во время полета на шабаш;
Иван Бездомный, находящийся в плену догматических наставлений Берлиоза; и др.
| Буфетчик варьете, добровольно лишающий себя всех радостей жизни;
Берлиоз, образованный человек, литератор, сам руководствующийся узко догматическим подходом ко всем явлениям и навязывающий эти догмы молодым писателям – своим ученикам; и др.
|