ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Консонантизм, классификация согласных звуков.
Консонантизм – система согласных звуков. Консонанс, консонантис (лат.) - согл. звук. В классификацию согласных звуков входит пять основных признаков: место образования, способ образования, уровень шума (сонорность/шумность), глухость/звонкость, твердость/мягкость.
1. Место образования согласного зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается. Это то место во рту, где струя воздуха встречает препятствие.
Активные органы (подвижные): язык, нижняя губа. Пассивные (неподвижные): зубы, небо, верхняя губа.
Если активные орган – нижняя губа – губные. Пассивный – верхняя губа – губно-губные (билабиальные) [п, б, м, п', б', м']; пассивный – зубы – губно-зубные (лабиодентальные) [в, ф, в’, ф’]
Если активный орган – язык, характеристика согласного зависит от того, какая часть языка – передняя, средняя или задняя – участвует в создании преграды и с каким пассивным органом – зубами, передней, средней или задней частью неба – язык сближается или смыкается. Переднеязычные: Переднеязычные зубные: [д, н, л, т, с, з, ц и мягкие]. Переднеязычные передненебные: [ш, ж, ч, р и мягкие (все) По Князеву – л' ] Среднеязычные средненебные: [j] Заднеязычные: Заднеязычные средненебные [к’, г’, х’] Заднеязычные задненебные [к, г, х] 2. Способ образования согласного указывает, каким именно образом разрушена преграда воздушной струей.
Препятствия: Смычка – тип преграды, при которой органы речи касаются друг друга (эти согласные нельзя тянуть!). Щель – тип преграды, при которой органы речи только приближаются друг к другу (их можно тянуть!). Дрожащий в потоке речи активный орган
Щелевые (фрикативные) образуются в результате трения воздушной струи о кря сближенных органов речи, образующих узкую щель. Щелевые срединные образуются посредине сближенных органов речи [с, з, ш, ж, в, ф, j и мягкие (все)] Щелевые боковые (воздух по бокам) [л, л’] Смычные - включают момент полного прекращения протекания воздушной струи через ротовую полость. В зависимости от характера преодоления смычки согласные делятся на: А) носовые (полное замыкание ротовой полости и одновременное опускание небной занавески. воздух свободно протекает через носовую полость) – м, н (и мягкие) Б) взрывные (сначала происходит задержка воздушной струи, а затем резкое замыкание органов речи и прорыв воздушной струи в образовавшийся проход с характерным шумом) п, б, т, д, к, г (и мягкие) В) аффрикаты (смычно-щелевые) – их образование начинается с полной смычки органов речи. Но на последней фазе органы речи только приоткрываются, образуя щель для выхода воздуха. ц, ч’ Г) имплозивные (согласные, у которых есть только фаза смыкания и отсутствует фаза размыкания – дд тт (обозначение под первой буквой - >) это взрывные перед взрывными, аффрикаты перед аффрикатами, взрывные перед аффрикатами. Д) дрожащие (вибранты) образуются путем вибрации, дрожания кончика языка в выходящей струе воздуха. Обычно происходит также смыкание и размыкание языка с альвиолами или заальвеолярной частью неба. р, р'
3. По уровню шума (степени его интенсивности) согласные делятся на сонорные и шумные. Сонорные (тон > шум) м, н, л, р, j и мягкие Шумные п, п’, б, б’, ф, ф’, т, т’, д, д’, с, с’, з, з’, ц, ч’, ш, ш’, ж, ж’, к, к’, г, г’, х, х’ Шумные согласные образуются при большем, чем у сонорных, напряжении мышц в том месте ротовой полости, где возникает преграда воздушной струе. Сила струи воздуха при произнесении шумных больше, т. к. ширина прохода для воздушной струи меньше.
4. По участию голоса (глухость/звонкость) согласные определяются по отсутствию или наличию при их произнесении голоса (тона). Звонкие (голосовые связки сближены и дрожат при прохождении струи воздуха, образуется голос) р, м, л, н, j, б, в, г, д, ж, з и др. Звонкие сонорные – голоса больше, чем шум; звонкие шумные – шума больше, чем голоса. Глухие образуются без голоса, только шум к, п, с, т, ф, х, ц, ч', ш и др.
По глухости/звонкости образуются пары (примеры) ц-дз (на месте ц перед звонким шумным - спеДЗадание), ч'-д’ж’(под лигой) (перед звонким шумным – враДЖзвонил, клюДЖ бы найти), х-γ (смеγзвонкий, уγу), ш'-ж' (дрожжи).
У сонорных тоже есть парные глухие, на конце слова после глухого согласного - под звуком.(вихрь). Все согласные звуки русского языка имеют пары по звонкости/глухости!
Дополнительное отличие – степень напряженности. Глухие более напряженные, чем звонкие.
5. Твердость/мягкость. Твердые и мягкие согласные звуки отличаются характерной для каждой из этих групп артикуляцией. При образовании мягких язык концентрируется в передней части, а при образовании твердых – в задней части ротовой полости (вил-выл, пил-пыл). Это основное положение языка сопровождается дополнительной артикуляцией. Дополнительное отличие – степень напряженности. Твердые – менее напряженные. При образовании мягких в результате сдвига языка вперед происходит палатализация – приподнятие по направлению к твердому небу средней части спинки языка, а так же увеличение и расширение объема глотки. ВСЕ МЯГКИЕ – ПАЛАТАЛИЗОВАННЫЕ! j – ПАЛАТАЛЬНЫЙ! Веляризация - приподнимание задней части языка к небу. Ярко выраженная веляризация – л, р, (ш, ж – двухфокусные. однофокусные могут слабо веляр., или совсем нет) Не так сильно веляриз. – п, б, ф, в, м. Наименее выраж. – т, д, с, з, н, ц. К, Г, Х (заднеязычные. у них подъем задней части спинки языка к небу – основная артикуляция) – ВЕЛЯРНЫЕ!!! Согласные звуки образуют пары по твердости/мягкости. чʼ - ч (чай – лучше), ц - цʼ (цапля-позаботь(цʼ)ся, ш - шʼ (шмель – борщ), ж - жʼ (дрожжи). j’ – единственный непарный по тв./мягк. Он палатализованный.
Лабилизация – огубленность. Лабилизованные – перед о, у. Когда губы округлены и вытянуты.
14. Фонетические процессы: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация, протезы, метатезы, эпентезы. Так как звуки речи произносятся не изолированно, а в звуковой цепи связной речи, то звуки могут, во-первых, влиять друг на друга, особенно соседние, когда рекурсия предыдущего звука взаимодействует с экскурсией последующего, и, во-вторых, испытывать влияние общих условий произношения (влияние начала и конца слова, характер слога, положения под ударением или в безударном слоге). Влияние звуков друг на друга вызывает комбинаторные изменения, осуществляющиеся в фонетических процессах аккомодации, ассимиляции, диссимиляции, диэрезы, эпентезы, гаплологии и др. Влияние общих условий произношения вызывает позиционные изменения (возникновение протезы в начале слова, оглушение звонких согласных в конце слова, редукция безударных гласных и т.п.). Аккомодации (приспособления) возникают между согласными и гласными, обычно стоящими рядом, и состоят в том, что экскурсия (первая фаза в процессе произнесения звука, за которой следуют выдержка и рекурсия. При экскурсии органы речи находятся в активном состоянии и принимают положение, необходимое для произнесения данного звука) последующего звука приспособляется к рекурсии (конечный этап артикуляции) предыдущего – это прогрессивная аккомодация, или же, наоборот, рекурсия предыдущего звука приспособляется к экскурсии последующего – это регрессивная аккомодация. Аккомодации касаются всегда лишь частичного приспособления звуков, т.к. гласные и согласные относятся к звукам разного типа и до конца, как правило, уподобиться друг другу не могут. В современном русском языке, как правило, гласные аккомодируют согласным, при этом и прогрессивно и регрессивно. Прогрессивная аккомодация заключается в том, что гласные [а], [о], [у] и [э] после твердых согласных звучат в своем основном виде, а после мягких аккомодируют, становясь более передними, а на слух – выше. Наоборот, [и] звучит в своем основном виде после мягких согласных, после твердых же аккомодирует, становясь более задним звуком, а на слух – ниже (разного типа [ы]). Регрессивная аккомодация также связана с твердыми и мягкими согласными; все русские гласные перед мягкими согласными звучат более закрыто и напряженно и менее звучно. Для одних языков характерна аккомодация гласных согласным, как, например, в русском языке, где гласные заднего или среднего ряда [a], [o], [у] после мягких согласных становятся более передними (рад—ряд, лот—лёд, лук—люк), для других — согласных гласным, например, в персидском языке, где перед передними гласными согласные палатализуются. Ассимиляции (уподобления) возникают между звуками того же рода (у гласных с гласными, у согласных с согласными) и поэтому могут быть полными, т.е. два различных звука в результате ассимиляции могут стать одинаковыми.. Ассимиляция может быть полной (в этом случае ассимилируемый звук полностью совпадает с тем, которому он уподобляется) и неполной (соответственно, изменяется лишь несколько признаков ассимилируемого звука). Ассимиляции так же основаны на почве приспособления рекурсии предшествующего звука и экскурсии последующего с возможностью преобладания первого звука, тогда ассимиляция прогрессивная, и преобладания второго, тогда ассимиляция регрессивная; это относится к направлению ассимиляции. Взаимодействовать могут как соседние звуки – тогда это контактная ассимиляция, так и звуки на расстоянии – это дистактная ассимиляция. Наконец, ассимиляция может затрагивать тот или иной признак звука; для согласных – это признаки способа и места образования, твердости и мягкости, голоса; для гласных – это признаки ряда, подъема, лабиализации. Весьма распространённый тип ассимиляции согласных: ассимиляция по звонкости/глухости. Наиболее обычный тип в этом случае — требование того, чтобы два идущих рядом шумных согласных были либо звонкими, либо глухими. Кроме того, во многих языках (например, в русском, немецком, нидерландском) оглушению подвергаются звонкие согласные в конце слова. В ассимилятивных процессах могут участвовать и другие признаки, например твёрдость/мягкость (русский (литературный),украинский, польский, ирландский), место образования. Чужда германским языкам, а из славянских - болгарскому языку и севернорусскому наречию[ источник? ]. Ассимиляция гласных: Наиболее распространённый тип ассимиляции — гармония гласных, то есть уподобление всех гласных в рамках слова по ряду признаков. Весьма обычна гармония гласных по ряду, подъёму и лабиализации (типична для тюркских языков); другой часто встречающийся тип гармонии — гармония по продвинутости корня языка, встречающаяся в африканских языках.
Диссимиляции (расподобления) возникают между звуками одного типа и основаны на тенденции, противоположной ассимиляции: из двух одинаковых звуков получается два различных или менее подобных звука. В просторечии ранее также отмечались ненормативные примеры диссимиляции типа: «секлетарь» (вместо секретарь), «колидор» (вместо «коридор»), «транвай» (вместо трамвай) и т. д.
Прочие звуковые процессы обычно основываются либо на ассимилятивных тенденциях, либо на диссимилятивных. Эпентезы чаще всего имеют диссимилятивную основу, например вставка согласных (чаще всего [в], [γ] или [j]) между гласными в случае зияния, т.е. непосредственного звучания двух гласных. Так в просторечии говорят Родивон, какаво; такого же происхождения [в] в окончаниях Р.п. ед.ч. прилагательных [зловъ]. Йотовая эпентеза типична в иноязычных слова на –ia: Italia – Италия. Протезы являются собственно разновидностью эпентез, только протезы не вставляются в середину слова, а приставляются спереди, к началу слова. В качестве протетических согласных выступают опять же [в], [γ], [j], которыми «прикрываются» начальные гласные слова: вострый, восемь. В качестве протетических гласных в русском языке известно [и], например в южнорусских диалектах ишла вместо шла. Это явление очень типично для тюркских языков, где не допускается скопление согласных в начале слова (ыштаны вместо штаны). Метатезы (перестановки) чаще всего встречаются при заимствовании иноязычных слов (русские слова нерв, нервный идут от латинского nervus, тогда как в греческом было neuron, откуда невроз, невропатолог); при переходе из городского литературного языка в диалекты (ведьмедь вместо медведь); при освоении детьми речи взрослых.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|