Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Слог, строение слога, виды слогов. Теории слогообразования.




 

Слог представляет собой одновременно и сегментную и суперсегментную единицу. Слог как сегментная единица является определенным отрезком речевой цепи. В слоге как суперсегментной единице один звук слоговой (или слогообразующий), он является вершиной слога, остальные звуки в слоге неслоговые. При этом не все звуки могут образовывать слог. Для этой функции не подходят мгновенные звуки, т.е. взрывные и аффрикаты. Длительные могут быть слоговыми по степени сонорности, в первую очередь максимально сонорные – гласные, во вторую – сонорные согласные, и наконец – фрикативные.

По своему звуковому строению слоги можно подразделить на открытые (кончается слоговым звуком) и закрытые (кончается неслоговым звуком), при этом слоги, кончающиеся сонорными согласными, можно называть полуоткрытыми; неприкрытыми (начинающиеся слоговым звуком) и прикрытыми (начинающиеся неслоговым звуком).

Бывают и такие слоги, в которых имеется более одной гласной. Сочетание двух гласных внутри одного слога называется дифтонгом, при этом одна из этих двух гласных будет слоговой, другая неслоговой. Слоговой будет та гласная, которая обладает большей длительной и на которую может падать ударение, хотя последнее и не обязательно, т.к. дифтонги могут встречаться и в безударных слогах. Если в дифтонге первая гласная слоговая, то это нисходящий дифтонг, если же вторая гласная слоговая, то это восходящий дифтонг. Русскому языку дифтонги чужды, поэтому, заимствуя из других языков слова с дифтонгами, русские разлагают их на два слоговых монофтонга, вследствие чего получается лишний слог, или же превращают неслоговую гласную дифтонга в согласную, подгоняя под свои сочетания.

Существует несколько теорий слога.

Экспираторная теория трактует слог как такое звукосочетание, которое произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Но эта теория не объясняет всех случаев. Например, в односложном слове сплав можно наблюдать два выдоха, а в двусложном ау – один. Возникла еще в античности.

В современном языкознании широко признана сонорная теория слога, основанная на акустических критериях. Применительно к русскому языку она была развита Аванесовым. По этой теории слог – это волна сонорности, звучности.

В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности. Наиболее звучный – слоговой (слогообразующий), остальные – неслоговые. Гласные, как наиболее звучные звуки, обычно бывают слоговыми. Но, например [и] может быть неслоговым (слово – эвропейский) согласные обычно – неслоговые, но могут быть вершиной слога. Чаще всего в этой роли выступают сонорные согласные, как самые звучные. Панов предложил по степени звучности обозначать звуки цифрами. На линейках откладывать звуки, обозначая их точками. Если соеденить эти точки, получится волна сонорности, характеризующая слово.

 

(ТОЛЬКО по транскрибции!)

гласные (4)

сонорные согласные (3)

шумные звонкие (2)

шумные глухие (1)

пауза (0)

[пəр с'Онəк]

Сколько в волне пиков, вершин сонорности – столько и слогов. Слова «льды», «смотр» - 2 пика. Но эти слова могут быть и односложными, с одной вершиной, когда сонорный оглушается, его звучность на уровне шумного согласного, звонкого или глузого. (Хлебников – «эта жизнь и жизнь та)

 

Слоговоые согласные нетепичны для русского языка, поэтому они могут развивать перед собой гласный. (тиатр – тиатар) Такой эпентетический гласный становится вершиной слога.

 

У звонких сонорных шум – незначительная составляющая звука. Когда сонорный оглушается, он плохо воспринимается и часто выпадает (рубль – рупь, жизнь – жысь).

Слоговыми могут быть и шумные (кс-кс-кс)

В разговорном языке без. гласный может выпасть, согл. становится слоговым (прдавать – продавать, гворить – говорить).

 

Слоговые согласные отличаются от неслоговых большей напряженностью:

 

Щерба, вслед за французским лингвистом Грамманом развивал теорию различного мускульного напряжения слоговых и неслоговых звуков. По этой теории слог образуется нарастанием и спадом мускульного напряжения. В верхней точке этой волны слоговой звук. По силе мускульного напряжения выделяются сильноконечные согласные, у которых напряжение к концу нарастает, и сильноначальные, у которых напряжение ослабляется к концу. Сильноконечные образуют начало слога, а сильноначальные – конец слога.

(вэтф – отзвук «о» на конце)

У звуков, характеризующихся повышенной сонорностью и повышенной напряженностью, есть общая черта: они обладают общей силой, интенсивностью, которая проявляется в увеличении амплитуды колебания. На учете этого акустического признака слоговых и неслоговых звуков основана теория слога, которая может быть названа динамической. С точки зрения этой теории слог – волна силы, интенсивности. В слоге сочетаются звуки более сильные (громкие) и менее сильные (тихие). Слоговой звук тот, который самый сильный в данном слоге. При этом он в одном случае будет самым сильным, а в других, самым напряженным.

 

Таким образом, динамическая теория слога не отвергает теорию сонорности и напряженности, а объединяет их.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных