Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Русское литературное произношение




Орфоэпия (греч. orthos правильный и epos речь) изучает произносительные нормы русской речи.

Соблюдение единообразия в произношении имеет большое значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается различными неправильностями произношения, и высказывание во всей полноте и с достаточным вниманием не воспринимается. Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения. Поэтому социальная роль правильного произношения очень велика, особенно в настоящее время в нашем обществе, где устная речь стала средством самого широкого общения на разных уровнях.

Каковы же правила литературного произношения, которых необходимо придерживаться, чтобы не выйти за рамки общепринятого, а, следовательно, и общепонятного русского литературного языка?

Основной закон произношения гласных звуков - закон редукции (ослабленной артикуляции) всех безударных гласных.

В русской речи лишь ударные гласные произносятся в полном соответствии с фонетической нормой. Все безударные гласные произносятся с ослабленной артикуляцией, менее четко и длительно, чем ударные, а иногда даже заменяются другими гласными, также редуцированными. Рассмотрим примеры.

Гласные [ a ] и [ o ] в начале слова без ударения и в первом предударном слоге произносятся как [ ]: овр а г – [ ] враг, автон о мия - [ ] вт[ ] номия, молок о – м[ ]л[ ]ко.

В остальных безударных слогах, то есть во всех безударных слогах, кроме первого предударного, на месте буквы о и а после твердых согласных произносится очень краткий (редуцированный) неясный звук, который в разных положениях колеблется от произношения, близкого к [ ы ], к произношению, близкому к [ a ]. Условно этот звук обозначается [ ъ ]. Например: голов а – г[ ъ ]лова, сторон а – ст[ ъ ]рон а, ст о рож –

стор[ ъ ] ж.

После твёрдых шипящих [ж] и [ш] гласный [а] в первом предударном слоге произносится как [а] например: ж[а]ргон, ш[а]гать. Но перед мягкими согласными произносится звук, средний между [ы] и [э], например: ж[ы ]леть, лош[ы ]дей.

Буквы е и я в предударном слоге после мягких согласных обозначают звук, средний между [ е ] и [ и ]. Условно этот звук обозначается знаком [и ]: пят а к – п[и ]так, весн а – в[и ]сна, час ы - ч[и ]сы.

В остальных безударных слогах на месте букв е и я произносится очень краткий [и], в транскрипции обозначаемый знаком [ь], например: велик а н – в[ь]ликан, в ы нести – вын[ь]сти, пятач о к – п[ь]тачок.

Гласный [ и ] после твердого согласного, предлога или при слитном произношении слова с предыдущим произносится как [ы]: мединститут – мед[ы]нститут, из искры- из[ы]скры, смех и горе – смех[ы]горе. При наличии паузы [и] не переходит в [ы]: смех и горе.

Следует обратить внимание на правильное звучание следующих слов, в произношении которых наиболее часто делают ошибки: акуш е р, аф е ра, бл е ф, бл ё кнуть, быти е, коммивояж ё р, л е ска, ман ё вры, местоим е нный, одноим ё нный, оп е ка, остри ё, п е кло, соврем е нный, тв ё рже.

Допустимые варианты: бел ё сый и бел е сый, бл ё клый и бл е клый, жёлчь и ж е лчь.

Отсутствие редукции гласных мешает нормальному восприятию речи, так как отражает не литературную норму, а диалектные особенности. Так, например, побуквенное (нередуцированное) произношение слова [молоко] воспринимается нами как окающий говор, а замена безударных гласных на [ а ] без редукции – [малако] как сильное аканье.

 

Основные законы произношения согласныхоглушение и уподобление.

 

В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова. Мы произносим хле[п] – хлеб, са[т] – сад, смо[к] – смог, любо[ф ] – любовь. Это оглушение является одним из характерных признаков русской литературной речи. Нужно учесть, что согласный [г] в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук [к]: лё[к] – лёг, поро[к]. Произнесение в этом случае звука [х] недопустимо. Исключение составляет слово Бог - Бо[х].

Уподобление. На месте глухих согласных перед звонкими (кроме в) произносятся соответствующие звонкие, например: сбежать - [з]бежать, отбросить – о[д]бросить, вокзал – во[г]зал.

В положении перед гласными, сонорными согласными и [в] звук [г] произносится. как звонкий взрывной согласный.

В ряде случаев согласные, стоящие перед мягкими согласными, произносятся мягко, то есть происходит уподобление согласных. Например: здесь – [з’д’]есь, если – е[с’л’]ли.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных