Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основной постулат когнитивной лингвистики




 

Термин когнитивный, заимствованный в русский язык из анг- лийского (cognitive), восходит к латинскому и далее к греческому корням, связанным с понятиями познания, знания, мышления. Исследователи, стоявшие у истоков когнитивной лингвистики, провозгласили ее основополагающим принципом связь языка и когниции (от англ. cognition). При этом когниция охватывает в со- вокупности процесс достижения знания (т. е. познание) и его результат (т. е. знание) [Кубрякова 1994: 35].

Это утверждение (о том, что язык связан с когницией) может показаться отечественному читателю, воспитанному на идеях Л. С. Выготского и трудах советской школы психолингвистики, банальным и «пустым». В советском языкознании связь языка с мышлением (а следовательно, с познавательным процессом, а зна- чит, и его результатом) сомнению не подвергалась.

Иначе обстояло дело на Западе, в особенности в США, где в 1960–1970-е гг. уверенно доминировала генеративная лингви- стика с ее стремлением моделировать абстрактную языковую компетенцию некоего «усредненного» говорящего, функциони- рующего в «нейтральной» среде. В этом контексте тезис о том, что язык связан с познанием, а следовательно, с познающим человеком (его мышлением, понятийной системой, физиологи- ей, психикой, социально-культурными особенностями, фоновы- ми знаниями, прошлым опытом и т. п.), прозвучал весьма рево- люционно.

В силу известных внешних обстоятельств отечественное язы- кознание в XX в. развивалось в значительной степени самостоя- тельно и не знало тех резких смен парадигм1, что были характер- ны для западной лингвистики. Для того чтобы в полной мере оценить значение фундаментального постулата когнитивной лин- гвистики, следует вспомнить основные вехи драматичной истории зарубежного языкознания в XX в.

 

1 Ср. предложенную Д. Герартсом метафору маятника [Geeraerts 1988a: 672].


 

Возникновение когнитивной лингвистики можно рассматри- вать в двух аспектах:

· как этап в развитии языкознания;

· как результат становления когнитивной парадигмы в науке. Как мы увидим ниже, эти линии развития не являются неза-

висимыми: их объединяет фигура Ноэма Хомского — основателя трансформационой порождающей грамматики и видного деятеля

«когнитивной революции». Таким образом, предпринятое разде- ление достаточно искусственно, но может быть оправдано сооб- ражениями, касающимися логики изложения. Каждый из этих аспектов обеспечивает определенную перспективу, позволяющую лучше понять суть когнитивной лингвистики, причины ее воз- никновения и место в современной науке. Обратимся к их рас- смотрению.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных