Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Разделом ономасиологии, изучающим собственные имена (онимы), является ономастика.




Ономастика по категориям обозначаемых объектов делится на: Антропонимика (имена людей), Топонимика (географические объекты), Зоонимика (клички животных), Астронимика (небесные тела), Этнонимика (названия народов), Теонимика (имена богов) и т.д.

Людвиг Андреас Фейербах (немецкий мыслитель, философ):

«Чувственное восприятие дает предмет, разум – название для него… Что же такое название? Отличительный знак, какой-нибудь бросающийся в глаза признак, который я делаю представителем предмета, характеризующим предмет, чтобы представить его себе в его тотальности»

Номинация – процесс называния, основанный на мотивации.
Мотивация – процесс выбора и закрепления мотивирующего признака в названии

 

  Номинация Мотивация
Язык Языковая единица (слово)   Внутренняя форма (способ закрепления информации о мотивирующем признаке)  
Мышление   Образ, понятие (информация об объекте)     Конструирование образа объекта мотивирующего признака.
Мир   Обозначаемый объект (денотат)   Выбор мотивирующего признака (самый яркий запоминающийся признак)  

 

Понятие внутренней формы в языкознание ввел Вильгельм фон Гумбольдт: «Внутренняя форма представляет собой сугубо-индивидуальный способ, посредством которого народ выражает в языке свои мысли и чувства»

В разных языках: подснежник: Англ. Snowdrop, Исп. Campanilla

В разных диалектах одного языка: одуванчик, летучка, пухлянка, молочник.

@ - лигатура, означающая английское at, Рус. Собака, Кит. Мышонок, Израиль. Штрудель

Мотивированность – свойство языковых знаков иметь осознаваемое говорящим указание на мотивирующий признак объекта.

Типы мотивированности: (зависят от качества внутренней формы)

Фонетическая – мотивирующий признак выражается через звуковой состав (мяукать, хрюкать, кукарекать)

Морфологическая – мотивирующий признак выражается морфологической структурой слова, т.е. вытекает из составляющих его частей (учитель, зубной, бумажник, самолет)

Семантическая – мотивирующий признак выражается образно, через метафору или метонимию (фамильное дерево, игольное ушко)

По признаку мотивированности слова делятся на

1) Мотивированные - обладающие признаком мотивированности. Черника, голубика, земляника, сыроежка, боровик, сосулька, снежинка

2) Немотивированные - не обладающие признаком мотивированности. Огонь, окно, стол, снег, стол, весна, зима, мать, отец, дочь (активная лексика).

Утрата мотивировки (мотивированности) называется демотивацией.

 

 

Общая предпосылка утраты мотивированности:

Избыточность, ненужность мотивировки с того момента, когда слово становится привычным. Более того, иногда сохранение мотивировки мешает семантическому развитию слова (белье – белый. Чернила – черный. Мягкий Глеб, чернушка Светлана, болтушка Галина).

Причины утраты мотивированности:

1) Изменение самого обозначаемого объекта и потеря им мотивирующего признака: город, мешок, чернила, либо изменение психологического восприятия данного объекта носителем языка: Тихий океан, Комаровка

2) Выход из употребления производящего слова либо утрата им производящего значения: Окно – от око, Свидетель – от ведать, Кольцо – от коло, Понедельник – «день после недели» от неделя, Ведьма – ведать, Суббота – из иврита, шабат.

3) 3) Заимствование слова: карандаш, арбуз, пельмень, тетрадь, кровать (за исключением тех случаев, когда заимствуется и мотивирующее слово: демократ, революционер).

4) Историческое изменение словообразовательной структуры слов, которое приводит к разрыву связей между родственными словами и образованию немотивированных производительных основ, которые выступают в современном языке как новые корни: Конец – начало (корень – кон – «крайний» реализовывается в морфах –чин-, -ча-, отсюда почин, кончинас), завтра и утро, узел и связь, спичка и спица.

5) Изменение звуковой оболочки слова вследствие фонетических процессов, в результате нарушается связь слова с производящим: масло от мазсло, весло от везсло, обладать от обвладать, ландыш от ладыш от ладан + ыш.

Восстанавливаемая внутренняя форма слова, т.е. исходное значение называется ЭТИМОНОМ

Наука, которая изучает этимоны и происхождение слов, называется ЭТИМОЛОГИЕЙ.

[ Результаты этимологических исследований фиксируется в этимологических словарях ]

Рука – санскрит (собирать), Снег – санскрит (мокнуть, прилипать), Стол – от стелить, Мышь – от санскрита (красть), Тигр – персидский (быстрый), Карандаш – от тюркский (черный камень), Печаль – печь, Горе – гореть

НАРОДНАЯ ЭТИМОЛОГИЯ – примысливание мотивированности на основе звуковых и смысловых ассоциаций (независимо от этимона)

Колика – ассоциации с глаголом колоть (от греческого кишка). Полуклиника (Поликлиника)

 

25. Лексико-семантическая система языка. Семантические поля.

Лексико-семантическая система языка - совокупность слов, связанных различными семантическими отношениями.

Семантические отношения – это отношения между значениями слов (информация, которая содержится в единицах языка, называется семантикой)

Мгновение
Отношения соположенности: время, минута, час, век, неделя, столетие   Равнозначности(синонимия): миг, секунда   Противоположность (антонимия): вечность
Семантическое поле (СП)   Синонимический ряд (СР)   Антонимическая пара (АП)

 

В связи с вариативностью значений слово может входить в разные группировки по каждому из отношений

Например:

1) В разные семантические поля

• Минута как отрезок времени = 1/60 часа входит в СП времени

• Как единица измерения углов и дуг = 1/60

2) В разные синонимические поля:

• Высокий (человек), рослый, высоченный, длинный, долговязый

• Высокий (голос), тонкий, писклявый

• Высокий (стиль), возвышенный, торжественный

3) В разные антонимические пары:

• Легкий (чемодан) – тяжелый

• Легкое (вино) – крепкое

• Легкое наказание – суровое

• Легкая походка – тяжелая

Семантическое поле – совокупность слов, относящихся к одной предметно-понятийной области объединенных общим содержательным признаком.

Предметно-понятийная область – множество сходных, однотипных предметов и понятий, относящихся к одной сфере.

(СП цвета, животных, растений, чувств, времени, мер и весов, родства, движения, наук)

Семантические поля в языках отражают классификацию, систематизацию мира.

Термин «семантическое поле» был введен в первой половине 20 века Й. Триром и Г. Ипсеном.

Для СП обязательно наличие общего (интегрального) семантического признака, объединяющего единицы СП и обычно выражаемого лексемой с обобщенным значением (архилексемой).

Например: наука, животное, чувство, цвет. Наука (архилексема)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных