ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Разделом ономасиологии, изучающим собственные имена (онимы), является ономастика.Ономастика по категориям обозначаемых объектов делится на: Антропонимика (имена людей), Топонимика (географические объекты), Зоонимика (клички животных), Астронимика (небесные тела), Этнонимика (названия народов), Теонимика (имена богов) и т.д. Людвиг Андреас Фейербах (немецкий мыслитель, философ): «Чувственное восприятие дает предмет, разум – название для него… Что же такое название? Отличительный знак, какой-нибудь бросающийся в глаза признак, который я делаю представителем предмета, характеризующим предмет, чтобы представить его себе в его тотальности» Номинация – процесс называния, основанный на мотивации.
Понятие внутренней формы в языкознание ввел Вильгельм фон Гумбольдт: «Внутренняя форма представляет собой сугубо-индивидуальный способ, посредством которого народ выражает в языке свои мысли и чувства» В разных языках: подснежник: Англ. Snowdrop, Исп. Campanilla В разных диалектах одного языка: одуванчик, летучка, пухлянка, молочник. @ - лигатура, означающая английское at, Рус. Собака, Кит. Мышонок, Израиль. Штрудель Мотивированность – свойство языковых знаков иметь осознаваемое говорящим указание на мотивирующий признак объекта. Типы мотивированности: (зависят от качества внутренней формы) • Фонетическая – мотивирующий признак выражается через звуковой состав (мяукать, хрюкать, кукарекать) • Морфологическая – мотивирующий признак выражается морфологической структурой слова, т.е. вытекает из составляющих его частей (учитель, зубной, бумажник, самолет) • Семантическая – мотивирующий признак выражается образно, через метафору или метонимию (фамильное дерево, игольное ушко) По признаку мотивированности слова делятся на 1) Мотивированные - обладающие признаком мотивированности. Черника, голубика, земляника, сыроежка, боровик, сосулька, снежинка 2) Немотивированные - не обладающие признаком мотивированности. Огонь, окно, стол, снег, стол, весна, зима, мать, отец, дочь (активная лексика). Утрата мотивировки (мотивированности) называется демотивацией.
Общая предпосылка утраты мотивированности: Избыточность, ненужность мотивировки с того момента, когда слово становится привычным. Более того, иногда сохранение мотивировки мешает семантическому развитию слова (белье – белый. Чернила – черный. Мягкий Глеб, чернушка Светлана, болтушка Галина). Причины утраты мотивированности: 1) Изменение самого обозначаемого объекта и потеря им мотивирующего признака: город, мешок, чернила, либо изменение психологического восприятия данного объекта носителем языка: Тихий океан, Комаровка 2) Выход из употребления производящего слова либо утрата им производящего значения: Окно – от око, Свидетель – от ведать, Кольцо – от коло, Понедельник – «день после недели» от неделя, Ведьма – ведать, Суббота – из иврита, шабат. 3) 3) Заимствование слова: карандаш, арбуз, пельмень, тетрадь, кровать (за исключением тех случаев, когда заимствуется и мотивирующее слово: демократ, революционер). 4) Историческое изменение словообразовательной структуры слов, которое приводит к разрыву связей между родственными словами и образованию немотивированных производительных основ, которые выступают в современном языке как новые корни: Конец – начало (корень – кон – «крайний» реализовывается в морфах –чин-, -ча-, отсюда почин, кончинас), завтра и утро, узел и связь, спичка и спица. 5) Изменение звуковой оболочки слова вследствие фонетических процессов, в результате нарушается связь слова с производящим: масло от мазсло, весло от везсло, обладать от обвладать, ландыш от ладыш от ладан + ыш. Восстанавливаемая внутренняя форма слова, т.е. исходное значение называется ЭТИМОНОМ Наука, которая изучает этимоны и происхождение слов, называется ЭТИМОЛОГИЕЙ. [ Результаты этимологических исследований фиксируется в этимологических словарях ] Рука – санскрит (собирать), Снег – санскрит (мокнуть, прилипать), Стол – от стелить, Мышь – от санскрита (красть), Тигр – персидский (быстрый), Карандаш – от тюркский (черный камень), Печаль – печь, Горе – гореть НАРОДНАЯ ЭТИМОЛОГИЯ – примысливание мотивированности на основе звуковых и смысловых ассоциаций (независимо от этимона) Колика – ассоциации с глаголом колоть (от греческого кишка). Полуклиника (Поликлиника)
25. Лексико-семантическая система языка. Семантические поля. Лексико-семантическая система языка - совокупность слов, связанных различными семантическими отношениями. Семантические отношения – это отношения между значениями слов (информация, которая содержится в единицах языка, называется семантикой)
В связи с вариативностью значений слово может входить в разные группировки по каждому из отношений Например: 1) В разные семантические поля • Минута как отрезок времени = 1/60 часа входит в СП времени • Как единица измерения углов и дуг = 1/60 2) В разные синонимические поля: • Высокий (человек), рослый, высоченный, длинный, долговязый • Высокий (голос), тонкий, писклявый • Высокий (стиль), возвышенный, торжественный 3) В разные антонимические пары: • Легкий (чемодан) – тяжелый • Легкое (вино) – крепкое • Легкое наказание – суровое • Легкая походка – тяжелая Семантическое поле – совокупность слов, относящихся к одной предметно-понятийной области объединенных общим содержательным признаком. Предметно-понятийная область – множество сходных, однотипных предметов и понятий, относящихся к одной сфере. (СП цвета, животных, растений, чувств, времени, мер и весов, родства, движения, наук) Семантические поля в языках отражают классификацию, систематизацию мира. Термин «семантическое поле» был введен в первой половине 20 века Й. Триром и Г. Ипсеном. Для СП обязательно наличие общего (интегрального) семантического признака, объединяющего единицы СП и обычно выражаемого лексемой с обобщенным значением (архилексемой). Например: наука, животное, чувство, цвет. Наука (архилексема)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|