ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
г) программное обеспечение и Интернет-ресурсыУчебная дисциплина должна быть обеспечена учебно-методической документацией и материалами. Ее содержание должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети вуза (факультета). Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. 1. Сборник методических указаний по самостоятельной работе студентов 2 курса по специальностям 021500 "Издательское дело и редактирование", 021600 "Книгораспространение". М., 2001 2. Сборник контрольных работ и методических указаний по их выполнению для студентов 2 курса заочного отделения по специальностям 021500 "Издательское дело и редактирование", 021600 "Книгораспространение". М., 2001 4. Компьютерная контролирующая программа - тестовые задания по курсу "Практическая и функциональная стилистика русского языка" 5. Мультимедийный комплекс "Классификация функциональных стилей" (ppt, 610 КБ) 6. Мультимедийный комплекс "Практическая стилистика"(ppt, 567 КБ) 7. Мультимедийный комплекс "Стиль и тип текста"(ppt, 151КБ) 8. Интернет-ресурс http://www.hi-edu.ru
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов, домашние задания (дисциплина определяется по выбору обучающегося). При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, коммуникативного эксперимента, коммуникативного тренинга, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30% аудиторных занятий. В рамках учебного курса предусматриваются встречи с представителями российских и/или зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов в области редакционно-издательского дела. Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся. По разделу 1. Тест: 1-й вопрос теста: Какие речевые ошибки допущены в следующем высказывании? Имея репутацию страны с высокой культурой и давней историей, не всем может быть известен также тот факт, что Германия является страной с большим количеством разнообразных оздоровительных курортов. (1. Семантическая избыточность (плеоназм). 2. Смешение паронимов. 3. Неоправданное использование метафоры. 4. Неправильное употребление деепричастного оборота. 5. Ошибка в управлении.) 2-й вопрос теста: Какие речевые ошибки допущены в следующем высказывании? Для тех, кто желает восстановить или поправить свое здоровье и общее физическое состояние, нет ничего более полезного и приятного, чем принятие грязевых ванн и прохождение процедур по обертыванию. (1. Неоправданная парономазия. 2. Семантическая избыточность (плеоназм). 3. Неоправданное использование метонимии. 4. Неуместный канцеляризм. 5. Ошибка в употреблении союза.) 3-й вопрос теста: Какие речевые приемы использованы в следующем высказывании? Выходи, я тебе посвящу серенаду! Кто тебе серенаду еще посвистит? Сутки кряду могу - до упаду,- Если муза меня посетит. Я пока еще только шутю и шалю – Я пока на себя не похож: Я обиду терплю, но когда я вспылю – Я дворец подпилю, подпалю, развалю,- Если ты на балкон не придешь! (В. Высоцкий. Серенада соловья-разбойника.) (1. Сравнение. 2. Градация. 3. Каламбур. 4. Парцелляция. 5. Намеренное нарушение грамматической нормы.) 4-й вопрос теста: Какие речевые приемы использованы в следующем высказывании? В больницу мы пришли изрядно уж утомленные, но развеселились, как попали в многолюдную палату, где женщина с простецки-деревенским лицом, чуть тронутым оспой, с белесыми, отливающими желтизной волосами, с подвешенной за гирю ногой в гипсе, поудобней устроив на животе, прикрытом старой простыней, швейную машинку, бойко и ловко что-то сшивала и еще бойчее что-то рассказывала, переcыпая быстротекучий вятский говорок, будто камешки с ладони на ладонь. (В.Астафьев. Веселый солдат.)
(1. Градация. 2. Оксюморон. 3. Сравнение. 4. Эпифора. 5. Метафора.)
Вопросы для собеседования: - Каков предмет и каковы объекты изучения стилистики? - Каковы основные критерии речевого отбора и стилистической оценки языковых средств? - Что такое экспрессивность? Чем она отличается от эмоциональности и оценочности? - Какова структура стилистической окраски языковых единиц? Что приводит к формированию стилистической окраски? Каковы функции стилистически окрашенных средств языка в речи? Как соотносится стилистическая окраска с другими компонентами смысла? - Что обеспечивает логичность речи? Каковы наиболее типичные логические ошибки в строении словосочетания, предложения и текста? - Что отличает наукообразную речь от речи научной? - Чем отличается прямая коммуникация от косвенной? Каковы основные средства непрямой коммуникации? Чем отличается логическая импликация (пресуппозиция) от контекстуальной импликации? Какова роль этого вида семантики в жанрах публицистики? - Какие речевые приемы используются в рекламном слогане? Что обеспечивает эффективность воздействия рекламного текста?
По разделу 3. Практические задания: Тема «Стилистические ошибки и стилистические приемы (непреднамеренно и преднамеренно неправильное и неожиданное в речи)» Повторение. 1) Что отличает практическую стилистику от функциональной? 2) Покажите взаимосвязь задач стилистики и культуры речи. 3) Докажите, что семантика языковых единиц является предметом стилистики. 4) Определите понятие многозначности. Укажите, чем отличается многозначность от омонимии. Новый материал: 1. Определите понятие «лексическая сочетаемость» (И.Б.Голуб). Покажите, почему многозначность слова должна учитываться при его употреблении? Выполните упр. 12. 2. Определите понятия семантической избыточности (плеоназма) и семантической недостаточности. Покажите, каковы основные способы устранения плеоназма. Сравните предложения; проанализируйте стилистическую правку в упр. 26. 4. Определите отличие ошибки от приема. Покажите, что метафора и метонимия – приемы, основанные на умышленном нарушении семантической совместимости слов. Назовите тропы, предполагающие нарушение лексической сочетаемости. Укажите источники речевой экспрессии в заголовках журнальных и газетных статей. Выполните упр. 177. 5. Назовите типичные ошибки, связанные со сходством формы языковых единиц. Дайте оценку случайно возникшей в речи омонимии и проявившейся многозначности слов, отмечая неясность высказывания, искажение смысла, неуместный комизм, каламбур. Исправьте предложения в упр. 69. 6. Определите, чем отличаются одеть и надеть, стать и встать, подпись и роспись, элитный и элитарный? Пользуясь «Словарем паронимов русского языка» О.А.Вишняковой, укажите паронимы, часто смешиваемые в современной речи. Выполните упр. 77. Дайте определение приему парономазии. Как связаны парономазия и поэтическая этимология? Определите стилистические функции паронимов и созвучных неродственных слов в отрывках из художественных и публицистических произведений в упр. 74.
Перечень вопросов для экзамена:
Разработчики: ____профессор _____ _ доктор филол. наук, доцент Векшин Г. В. (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|