ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Технология автоматизированной идентификации штриховых кодов
Через основные подразделения любого предприятия проходит большое количество единиц товаров. При этом товары неоднократно перемещаются по местам хранения и обработки. Чтобы эффективно управлять этой динамичной системой, необходимо в любой момент времени иметь информацию в детальном ассортименте о входящих и выходящих из нее материальных потоках, а также о материальных потоках, циркулирующих внутри нее. Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, эта проблема решается путем использования при осуществлении логистических операций с материальным потоком микропроцессорной техники, способной идентифицировать (опознавать) отдельную грузовую единицу, а также получать информацию в момент и в месте совершения операции - на складах промышленных предприятий, оптовых баз, магазинов, на транспорте. Речь идет об оборудовании, способном сканировать (считывать) разнообразные штриховые коды. Автоматизированный сбор информации основан на использовании штриховых кодов разных видов, каждый из которых имеет свои технологические преимущества. Например, код с прямоугольным контуром - код ITF-14 (рис. 11.1) печатается намного легче остальных кодов, что позволяет применять его на гофрированных ' упаковках. Используется для кодирования товарных партий.
В логистике дополнительно к другим кодам может использоваться код 128 (рис. 11.2), которым могут быть закодированы номер партии, дата изготовления, срок реализации и т. д. 169012СХ34 Рис. 11.2. Код 128
В сфере обращения широкое применение получил код EAN-13 (рис. 11.3), который часто можно встретить на товарах массового потребления. Остановимся подробнее на технологии использования кода EAN в логистических процессах. Рис.11.3. Код EAN-13
Имеется алфавит кода EAN-13, в котором каждой цифре соответствует определенный набор штрихов и пробелов. На этапе запуска товара в производство ему присваивается тринадцатизначный цифровой код, который впоследствии в виде штрихов и пробелов будет нанесен на этот товар. Первые две или три цифры обозначают код страны, который присвоен ей ассоциацией EAN в установленном порядке (рис. 11.3). В табл. 11.1 приведены значения кодов разных стран. Следующие четыре цифры – индекс изготовителя товара. Совокупность кода страны и кода изготовителя является уникальной комбинацией цифр, которая однозначно идентифицирует предприятие, производящее маркируемый товар. Таблица 11.1 Коды, присвоенные странам ассоциацией EAN
Продолжение таблицы 11.1
Окончание таблицы 11.1
Оставшиеся цифры кода предоставляются изготовителю для кодирования своей продукции по собственному усмотрению. При этом кодирование можно просто начать с нуля и продолжать до 99 999. Таким образом, первые двенадцать цифр кода EAN-13 однозначно идентифицируют любой товар в общей совокупности товарной массы. Тринадцатая (последняя) цифра кода является контрольной. Она рассчитывается по специальному алгоритму на основе двенадцати предшествующих цифр. Неправильная расшифровка одной или нескольких цифр штрихового кода приведет к тому, что ЭВМ, рассчитав по двенадцати цифрам контрольную, обнаружит ее несоответствие контрольной цифре, нанесенной на товар. Прием сканирования не подтвердится, и считывание кода придется повторить. Таким образом, контрольная цифра обеспечивает надежное действие штрихового кода, является гарантией устойчивости и надежности всей системы. Проведенные в США исследования показывают, что введенные с клавиатуры компьютера вручную данные о товаре содержат в среднем одну ошибку на каждые 300 введенных знаков. При использовании штриховых кодов этот показатель снижается до одной ошибки на 3млн. знаков. Среднюю стоимость работ по выявлению и устранению последствий одной такой ошибки американская Ассоциация менеджмента определила в 25долл. США. Согласно другим исследованиям, цена одной ошибки превышает 100долл. США. В основу технологии штрихового кодирования и автоматизированного сбора данных положены простые физические законы. Штриховой код представляет собой чередование темных и светых полос разной ширины, которые построены в соответствии с определенными правилами. Изображение штрихового кода наносится на предмет, который является объектом управления в системе. Для регистрации этого предмета проводят операцию сканирования. При этом небольшое светящееся пятно или луч лазера от сканирующего устройства движется по штриховому коду, пересекая попеременно темные и светлые полосы. Отраженный от светлых полос световой луч улавливается светочувствительным устройством и преобразуется в дискретный электрический сигнал. Вариации полученного сигнала зависят от вариаций отраженного света. ЭВМ, расшифровав электрический сигнал, преобразует его в цифровой код. Сам по себе цифровой код товара, как правило, не несет информации о его свойствах. Уникальное двенадцатизначное число является лишь адресом ячейки памяти в ЭВМ, которая содержит все сведения об этом товаре, необходимые для формирования машиночитаемых документов. Совокупность этих сведений образует так называемую базу данных о товаре. В последующем база данных должна передаваться по цепи товародвижения с помощью сети электронной связи или на машиночитаемых носителях. Страны с развитой рыночной экономикой более 20 лет назад начали разрабатывать и внедрять автоматизированные системы управления, основанные на автоматизированном сборе данных о товаре. В области внешней торговли наличие штрихового кода на товаре является обязательным требованием при поставке товаров на экспорт. Отсутствие кода в значительной степени влияет на конкурентоспособность продукции, а порой делает ее реализацию невозможной. Открытые системы автоматизированного управления товародвижением с использованием штрихового кодирования получили широкое применение во многих странах Западной Европы, в США, Японии, ряде стран Восточной Европы, а в настоящее время внедряются в различных сферах экономики Республики Беларусь. База данных о товаре формируется на предприятии-изготовителе в период запуска изделия в производство и присвоения ему кода EAN-13. На готовое изделие различными способами наносится штриховой код, соответствующий цифровому коду. Существуют разные технологии печати штрихового кода, в том числе мастерфильмы (фотопленочные шаблоны), офсетная литография, точечно-матричная печать и др. Если между ЭВМ поставщика и ЭВМ получателя товара имеется электронная связь, то информация о кодах товаров, составляющих партию, об их количестве, а также база данных о самих товарах передается автоматически. Если такой связи нет, информация передается на магнитных дисках. В случае необходимости электронную технологию передачи информации можно дополнить распечаткой сопроводительных документов. В складе получателя во время приемки товаров производится сканирование штрихового кода при помощи специального устройства. Это может быть контактный сканер-карандаш, портативный лазерный сканер или стационарное сканирующее устройство. Количество товаров в разрезе товарных кодов запоминается переносным устройством сбора данных. Затем эта информация перегружается в складскую ЭВМ, где сверяется с данными о партии, поступившими на гибком магнитном диске или по сети электронной связи. При продаже товара в магазине кассир считывает штриховой код с выбранного покупателем изделия. Около двух секунд уходит на сканирование товара и идентификацию его товарного кода. После этого кассовый компьютер, отыскав в памяти цену и другие необходимые реквизиты изделия, выдает их на экран и печатает чек. В момент выдачи чека кассовым компьютером в память главного компьютера секции поступает информация о том, что данный товар продан. Получение товаров со склада и их реализацию этот компьютер сопровождает арифметической увязкой массивов в картотеке наличия. Таким образом, система перманентно обеспечивает не только суммовой, но и количественный учет товаров, что невозможно организовать без кодирования товаров. Количественный учет реализации товара используется для своевременного пополнения торгового ассортимента. Автоматически составленный и переданный по сети электронной связи заказ на завоз товаров в магазин или подачу их в торговый зал учитывает складывающийся спрос по каждой товарной позиции. Использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов позволяет существенно улучшить управление материальными потоками на всех этапах логистического процесса. Основные преимущества технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов: на производстве: - создание единой системы учета и контроля за движением изделий и комплектующих частей на каждом участке, а также за состоянием логистического процесса на предприятии в целом; - сокращение численности вспомогательного персонала и отчетной документации, исключение ошибок; в складском хозяйстве: - автоматизация учета и контроля за движением материального потока; - автоматизация процесса инвентаризации материальных запасов; - сокращение времени на логистические операции с материальным и информационным потоком; в торговле: - создание единой системы учета материального потока; - автоматизация заказа и инвентаризации товаров; - сокращение времени обслуживания покупателей. Технология автоматизированной идентификации штриховых кодов предусматривает использование различных этикеток. В зависимости от условий поставок и хранения товаров специалисты типографии подбирают оптимальный материал, из которого будет изготовлена этикетировочная продукция. Обычно применяются самоклеящиеся термоэтикетки в рулонах/ролях, изготовленные из термобумаги высокого качества. Также транспортные этикетки могут быть изготовлены из качественных сортов полуглянцевой и матовой самоклеящейся бумаги. Маркировка заранее не может нести полного объема информации, поэтому данная продукция относится к категории «препринт». В дальнейшем заказчик своими средствами или с помощью других наносит на самоклеящиеся этикетки и наклейки дополнительную информацию. Для нанесения дополнительной информации, как правило, применяют лазерную печать и прямую термопечать. Если к этикетке выдвигаются повышенные требования, зачастую предпочтение отдают термотрансферным наклейкам и этикеткам, которые, например, используются для печати наклеек-штрих-кодов. К выбору этикетировочной продукции для логистических целей в каждом случае следует относиться с должным вниманием и обязательно проконсультироваться со специалистами. Именно от материала зависит, сможете ли вы использовать этикетки/наклейки в условиях мороза или жары, будет ли материал качественно наклеен, если поверхность загрязненная или влажная, будет ли данная продукция обладать стойкостью к спирто-, бензорастворителям и выдержит ли она жесткие условия и агрессивную среду.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|