Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Использование фразеологизмов в речи




Употребление фразеологизмов придает речи живость и образность. Это ценят журналисты, которые охотно обращаются к русской фразеологии в фельетонах, очерках: "Волга" вместе с ее лихим водителем исчезла, словно сквозь землю провалилась; Директор - атеист до мозга костей - не верит ни в домового, ни в лешего. Он утверждает, что квартирная засуха в новом пятиэтажном доме вызвана бракоделами-строителями. А их и след простыл в совхозе. Ищи ветра в поле! (Из газ.). Обращение к разговорной фразеологии в таких случаях часто приводит к смешению стилистически разнородных элементов, что способствует комическому звучанию речи.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 22

Словообразовательная стилистика. Стилистические возможности однокоренных слов-синонимов, словообразовательных типов, отдельных способов словообразования, словообразовательных аффиксов.

 

В словообразовательной стилистике действует та же трехчленная стилистическая парадигма (старец (книж.) – старик (нейтрал.) – старикашка (сниж.)). Чаще всего словообразовательные парадигмы неполны. Есть парадигмы из двух компонентов, есть из одного, а другие предполагаются (ребята (нейтр.) – ребятня (разг.)).

Ресурсы словообразовательного плана:

1. Наличие словообразовательных синонимов (друг (нейтр.) – дружочек (ласк.) – дружище). Чаще всего один корень. (выпить – испить- попить). Входят в синонимический ряд и слова без аффиксов (картошка (сниж.) – картофель). Основную массу однокоренных слов составляют имена существительные. (волчиха (разг.) – волчица (нейтр.)). В глаголах – (крохоборствовать (книж.) – крохоборничать (разг.)); воспретить (книжн.) – запретить (ниже по уровню).

2. окрашенность словообразовательных типов. Словообразовательный тип – группа слов, образованных от одной части речи одним и тем же способом производства. Например, на – изм (абсолютизм, васькизм (А Васька слушает да ест). Разговорные типы (конопатый – конопатинка, косолапый – косолапина, теплынь, солдатье, шоферня).

3. стилистические возможности отдельных способов словопроизводства. Способы могут быть книжные и разговорные. Книжный способ придает словам возвышенность с помощью аффиксов. Например, анти- (антифашизм), словосложение – признак книжности (звукопись, дельта- лучи). Разговорные способы: сжатие двух слов в одно плюс суффикс -к- (комсомольская газета – комсомолка), усечение (факультативные занятия – факультатив, баскетбол – баскет, телевизор – телек).

4. Стилистическая окраска словообразовательных аффиксов (толстовство, лениниана, шопениана; разг. зарубежка – зарубежная литература, вкуснятина, несун, везун).

Стилистическая характеристика словообразования включает также и рассмотрение стилистических возможностей словообразовательных типов.

К словообразовательным типам с книжной окраской, продуктивным главным образом в научной и профессионально- технической сфере, а также в деловой речи, можно отнести:

1) существительные, обозначающие лицо, производящее дей­ствие, образованные от глаголов посредством суффиксов -ник (труженик, заточник), -тель (испытатель, хранитель), -щик, -чик (каменщик, смазчик, проходчик), -льщик (обжигальщик, рисо­вальщик), -атор (реставратор, экспериментатор), -ор (корректор, редактор), -ент (оппонент, рецензент), -ат (адресат, делегат), а также существительные, образованные от глаголов посредством этих же суффиксов и обозначающие предмет, предназначенный для осуществления действия (окучник, распылитель, буксиров­щик, аккумулятор); существительные, мотивированные прила­гательными, обозначающие лицо, с суффиксом -ист (баталист, романист);

2) существительные с префиксом над-, обозначающие предмет или явление такое же, как и названное мотивирующим существительным, но находящееся над ним (подзаголовок, надсистема); существительные с префиксом со-, обозначающие лицо или предмет, объединенные взаимной связью с другим таким же лицом или предметом, названным мотивирующим словом (соавтор, сопредседатель, содоклад);

3) прилагательные с суффиксом -чат(ый) со значением «относящийся к предмету, названному мотивирующим словом» (коленчатый, зубчатый); прилагательные с суффиксом -льн(ый) со значением «предназначенный для выполнения действия, названного мотивирующим словом» (шлифовальный, вязальный);

4) глаголы с суффиксом -ова(ть) и особенно с его производ­ными -изова(ть), -ирова(ть), -изирова(ть), мотивированные существительными (штамповать, пилотировать) и прилагатель­ными (театрализироватъ); глаголы с префиксами де- (демобили­зовать, демаскировать) и дис- (дисгармонировать, дисквалифи­цировать),

К словообразовательным типам, имеющим разговорную окраску, употребляющимся преимущественно в разговорной речи, можно отнести:

1) существительные, обозначающие лицо, характеризующееся действием, названным мотивирующим словом, с суффиксами -ок (ездок, ходок), -ак (вожак, чудак), -лк(а) (зубрилка), -к(а) (лакомка, выскочка), -аг(а) (-яг(а), -ак(а) (-як(а) (работяга, гуляка, зевака), -ул(я) (замазуля, капризуля), а также слова с предметным значением, образованные с некоторыми из этих суффиксов: -лк(а) (точилка), -к(а) (заколка, стелька);

2) прилагательные, обозначающие характерный признак с суффиксом -аст(ый) (лобастый, губастый), -ат (ый) (носатый); прилагательные, обозначающие характерное действие, названное мотивирующим словом, с суффиксами -ист(ый) (задиристый, прижимистый), -уч (ий) (живучий, линючий); прилагательные, имеющие усилительное значение, с префиксами пере- (перехоженный), раз- (рас-) (разнесчастный, раскудрявый) и др.;

К просторечным словообразовательным типам, характе­ризующимся большей, чем разговорные словообразовательные типы, стилистической сниженностью, можно, например, отнести:

1) существительные с суффиксом -ач, обозначающие лицо, производящее действие, названное мотивирующим словом (рвач);

2) глаголы с суффиксом -ану(ть), мотивированные глаго­лами совершенного вида (тряхануть, пугануть);

3) наречия, мотивированные прилагательными, с префиксом на- и суффиксом -ую (начистую, надаровую), с префиксом сыз- и суффиксом -а (сызмала, сызнова).

Среди словообразовательных типов имеются такие, которые не обнаруживают тяготения к определенным функциональным стилям и одинаково продуктивны во всех сферах – стилисти­чески нейтральные. К ним относятся: существительные с суффиксом -анин (-янин) (рижанин, волжанин, киевлянин); существительные с суффиксом -ниц(а), обозначающие вместилище для того, что названо мотивирующим словом (сахарница, чернильница); прилагательные с общим значением «относящийся к тому или свойственный тому, что названо мотивирующим словом» с суффиксами -ов(ой) -ев(ый) (полевой, гречневый), -ск(ий) (товарищеский, ленинградский, декабрьский), глаголы с префиксом вы- со значением «удалить(ся), выделить(ся) из чего-нибудь посредством действия, названного мотивирующим глаголом» (выгрузить, выйти); наречия с суффиксом -о (-е), присоединяемым к стилисти­чески нейтральным основам прилагательных (смело, искренне).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных