ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Анализ анкетирования и интервьюирования преподавателей ДШИТак как следующий этап – это анализ анкетирования и интервьюирования преподавателей, он является наиболее важным, итоговым для изучения проблемы особенностей комплектования фонда библиотеки ДШИ. В опросе приняло участие 92% пользователей –преподавателей библиотеки ДШИ, это указывает на то, что данные полученные при опросе являются достаточно достоверными так ка опрошено подавляющее большинство этой категории пользователей. При анализе состава пользователей мы выявили процентное отношение пользователей в различных отделах библиотеки. Эти пропорции сохраняются и при опросе: Таблица 11
Особое внимание обращаем на тот факт, что все 100% респондентов, учащихся обучаются по теоретическим дисциплинам и хору – это общие образовательные программы. Преподаватели по теоретическим дисциплинам и хору составляют всего 7 % преподавателей, так как обучение по этим дисциплинам ведётся в группах и в школе всего 4 преподавателя по этим дисциплинам. Большинство преподавателей являются пользователями отдела «Фортепиано», пользователей-учащиеся в этом отделе 46%, это составляет большинство и в этой категории пользователей. Количество пользователей-преподавателей остальных отделов в основном соответствуют количеству пользователей-учащихся этих отделов. Следующий вопросы помогают понять насколько фонд библиотеки соответствует пользовательским запросам, каких изданий в фонде недостаточно по мнению пользователей, какие существуют пользовательские предпочтения при выборе того или иного документа. Таблица 12
Из таблицы видно, что большинство опрошенных преподавателей считают фонд библиотеки достаточным для их профессиональной деятельности. Только трое из опрошенных ответили отрицательный ответ на вопрос. Это преподаватели являются пользователями отделов, в которых самые низкие библиотечные показатели, именно в этом разделе документов недостаточно, они составляют самый низкий процент из всего фонда библиотеки. В своём большинстве преподаватели ответили, что их удовлетворяет фонд библиотеки школы, тем не менее 92% опрошенных приобретает нотно-музыкальные документы дополнительно это видно при ответе на 3 вопрос анкеты (приложение). Это связано с тем, что преподаватели творческие люди, они постоянно самостоятельно следят за новинками нотно-музыкальной литературы иногда для личного использования, так же их личные библиотеки являются, после библиотечного фонда, основными информационными источниками для формирования образовательной программы, это видно из ответа на вопрос 7. Таблица 13
Большинство преподавателей активно используют документы из своей личной библиотеки в своей профессиональной деятельности. В интервью мы рассмотрим эти вопросы более тщательно. Очень интересны данные этой таблицы в том, что очень небольшой процент (15%) преподавателей используют ресурсы других музыкальных библиотек, необходимо выяснить с чем это связано, почему преподаватели так мало используют такой информационный ресурс. Немного больше (21%) используют ресурсы сети «Интернет», это то же очень маленький процент, в основном это преподаватели по тем образовательным программам где раздел фонда небольшой, требующий большего документального наполнения. Следующие вопросы помогут выявить, какие критерии необходимо учитывать при комплектовании фонда, вопросы были конкретизированы, чтобы понять какие издательства являются предпочтительными, какие виды изданий наиболее востребованы, удовлетворяет ли преподавателей качество, физическое состояние документов фонда. Для комплектования специальной библиотеки очень важно выбрать источники комплектования, которые могут предоставить для фонда самые качественные актуальные документы соответствующие специализации фонда в нашем случае — это музыкальные издательства. Был задан конкретный вопрос и перечислены издательства, которые являются источниками комплектования библиотеки. Предполагалось, что преподаватели могут приобретать нотно-музыкальные издания не одного издательства, поэтому, можно выбрать более одного варианта ответа. Таблица 14
Два основных музыкальных издательства оказались достаточно известными и у преподавателей – «Музыка» (Москва) и «Композитор» (Санкт-Петербург), Библиотека ДШИ не приобретает документы у издательства «Феникс» (Ростов на Дону), так как не всегда соответствуют различным требованиям, то же самое и «Союз художников» (Санкт-Петербург). Зачастую трудности связаны с федеральным законом о Госзакупках. Мнения преподавателей совпадает с решениями библиотекаря при комплектовании библиотечного фонда. Часть преподавателей при приобретении изданий не обращают внимания, какого издательства документы они выбирают, так как не считают это существенным фактором. При изучении источников комплектования мы отметили, что каждое издательство имеет некоторую специализацию, именно это и определяет конечное решение при комплектовании фонда библиотеки. Документы издательства «Музыка» - это качественные учебные пособия классической направленности. Это своего рода академические издания, которые актуальны для изучения в любое время. Полиграфическое качество этих документов то же соответствует требованиям пользователей библиотеки. Документы. Выпускаемые издательством «Композитор» являются незаменимыми при изучении Санкт-Петербургской музыкальной школы, именно этот фактор является решающим при приобретении этих документов. Все эти факторы и были отмечены преподавателями школы. Качество нотно-музыкальных изданий — это именно тот фактор, который не является решающим, но он то же влияет на выбор пользователей. Физическое состояние имеется ввиду. Таблица 15
Основная масса документов фонда библиотеки – это старые ветхие издания. Они имеют не только физические повреждения, но и множество профессиональных пометок преподавателей, которые мешают им при работе с другим учеником. Однако большинство преподавателей не отмечают эти недостатки при анкетировании. Всё это говорит, что содержание документа, его нотный текст являются для преподавателей приоритетным. Вопрос 6 направлен на определение конкретных предпочтений преподавателей. Мы пытались выяснить какие личностные факторы влияют на информационные запросы преподавателей при составлении образовательной программы. При заполнении анкеты предусматривалось, что можно выбрать несколько ответов. Таблица 16
Подавляющее большинство выделяют 2 фактора: ¾ Личные предпочтения; ¾ Соответствие издания для определённого ученика; Такие факторы как: новизна, чьи-либо рекомендации, частота исполнений – не являются преимуществом для выбора изданий. При интервьюировании этому вопросу будет уделено особое значения. Именно все эти факторы будут решающими при комплектовании библиотечного фонда школы. Последний вопрос поможет нам выделить виды нотно-музыкальных изданий, которых в фонде библиотеки недостаточно, по мнению преподавателей. Нам важно выяснить тематику изданий, техническую простоту или сложность, другие виды изданий. В библиотеке полностью отсутствуют периодические изданий по музыкальному искусству из-за недостатка финансирования. Вопрос о периодических изданиях не раз поднимался перед руководством школы, но заинтересованности в этом виде документов не отмечалось. Таблица 17
Большинство респондентов считают, что в библиотеке не хватает технически простых нотно-музыкальных изданий. Остальные разновидности документов были выбраны приблизительно ровно. Совсем не отмечено недостатка изданий технически сложных. Преподаватели отдела «Медные духовые инструменты» не отметили ни одной позиции в анкете. Преподаватель по хору отметил почти все виды изданий, несомненно, что это результат того, что этот раздел фонда наименее наполнен. Самыми активными при ответе на этот вопрос были пользователи отделов: ¾ Ударные инструменты – 100% ¾ Народные струнные инструменты -100% ¾ Деревянные духовые инструменты -100% Этот результат показывает, что эти разделы библиотеки укомплектованы недостаточно, как по количеству, так и по тематике. 44% преподавателей высказали свою потребность в периодических изданиях. Менее всего выявлено потребностей в современных и тематических изданиях по музыке. Действительно, произведения современных композиторов совершенно не востребованы у преподавателей школы. Обычно в тематические музыкальные издания включают произведения разной сложности, поэтому они тоже так мало востребованы у преподавателей. Обобщая все данные из анкет преподавателей подведём итог, что мы смогли понять из результатов анкетирования: ¾ Так как сохранено процентное соотношение между пользователями-преподавателями и пользователями-учащимися по различным образовательным программам. Результаты анкетирования можно считать достаточно достоверными; ¾ Большинство преподавателей библиотечный фонд библиотеки признают удовлетворительным для своей педагогической деятельности; ¾ Удовлетворённость фондом полностью зависит от того насколько качественно укомплектован раздел библиотеки, который является соответственным образовательной программе преподавателя; ¾ Большинство преподавателей своим основным источников информации по музыкальному искусству считают фонд библиотеки школы, но почти все имеют свою личную библиотеку, которая восполняет лакуны библиотечного фонда школы: ¾ Очень низкий процент преподавателей являются пользователями других музыкальных библиотек; ¾ Некоторые (небольшое количество) используют ресурсы «Интернет»; ¾ Мнение пользователей совпадает с мнением библиотекаря по основным источникам комплектования библиотечного фонда; ¾ Физическое качество документов библиотеки не является основным фактором при выборе изданий преподавателей; ¾ При составлении образовательных программ, основным факторами являются особенности ученика и личные предпочтения преподавателя, остальные факторы имеют своё влияния, но не являются определяющими; ¾ Основные виды изданий по музыкальному искусству, которых не достаёт по мнению преподавателей, это технически простые музыкальные издания, предназначенные для обучения; При анкетировании преподавателям были поставлены определённые вопросы и предложены различные варианты ответов. Чтобы получить более развёрнутые ответы на вопросы, которые бы полностью показывали все предпочтения преподавателей при выборе документов в фонде библиотеки, для опроса мы использовали метод интервьюирования. Что бы опрос отражал действительное положение дел, для интервьюирования были выбраны респонденты разного возраста и пользователи разных отделов библиотеки. Интервьюирование проводилось при посещении библиотеки преподавателями. Вопросами с 1-6 мы пытались выяснить по какому принципу преподаватели выбирают нотные издания сами и рекомендуют их ученикам. В процессе интервьюирования преподавателей ДШИ, выяснилось, что на их информационные запросы по музыкальному искусству влияют множество разнообразных факторов. Эти факторы можно разделить на 3 различные группы: ¾ Первая группа состоит из факторов, которые отражают цели и задачи преподавателя в образовательном процессе; ¾ Вторая группа факторов отражает различные особенности учащегося, на которого направлен образовательный процесс; ¾ И третья группа факторов отражает личные приоритеты преподавателя при формировании информационного запроса. Каждый педагог в определённое время, для определённого ученика ставит определённые задачи. В этот момент учебные издания подбираются в соответствии с этими целями и задачами. Так, например, если ученик готовится к техническому зачёту, то ему совершенно необходимы гаммы, арпеджио, различные технические упражнения, этюды, которые отрабатывают различные виды техники. Существует огромное количество учебных изданий именно для этих целей. Это этюды Черни, Лемуана, Дювернуа. На практике используются этюды для улучшения технических навыков. Беглости для левой или правой руки. Неизменно пользуется так называемая «Школа беглости» Черни или другое название «Искусство беглости пальцев», это нотно-музыкальное издание переиздаётся множество количество раз в различных вариантах издания, в разных сериях. Но неизменно это – это издание пользуется спросом и выполняет конкретные технические задачи, которые ставит преподаватель перед учеником. Выучивая, отрабатывая произведение технической направленности, учащийся приобретает необходимый навык. Другой пример целей и задач, это когда перед учеником ставится исполнительская задача по развитию музыкального слуха. В музыкальной педагогике слух имеет множество разновидностей: звуковысотный слух, мелодический слух, полифонический слух, гармонический слух, тембро-динамический слух, внутренний слух. На развитие определённого вида слуха направлены различные музыкальные произведения. Для развития полифонического слуха, который подразумевает многоголосное восприятие произведения, способность слышать звуки дефиренцированно, расчленено. Выбираются полифонические, многоголосные произведения. Для того чтобы услышать полифонию, полностью воспринять, потом воспроизвести на инструменте сложные звуковые единства, контрастные по отношению друг к другу, но слитые в единую полифоническую форму. Полифонические произведения это, как правило, фуги, фугетты, жиги, таких европейских классиков как: Бах, Гендель, Скарлатти, Циполи. Существуют целые серии хрестоматий полифонических произведений, они совершенно необходимы для процесса обучения. К различным техническим задачам относятся: развитие слуха, развитие чувства ритма, задачи по координации левой и правой руки учащегося, развитие музыкальной памяти, беглости пальцев. При обучении на различных музыкальных инструментах и задачи меняются. Для баяна и аккордеона кроме всего вышеперечисленного применяются приёмы по отработке плавного звуковедения. Для духовых инструментов это отработка техники дыхания, использование «базинга» («базинг» в музыке – обозначение звуков, извлекаемых только губами), упражнения по тренингу языка, который при игре на духовых инструментах играет роль клапана. Для народных струнных инструментах это навыки игры при помощи медиатора, отработка силы удара по струнам, специальные упражнения для постановки левой руки, координации рук. Для струнных инструментов (скрипкп, виолончель) это развитие чувства интонации, приёмов звукоизвлечения, подготовка и отработка пальцев к игре на грифе скрипке, владение приёмами использования смычка, игра щипком и т.д. Отдельно ставится задачи по получению навыка игры в ансамбле или аккомпанировать. В разделах библиотеки по различным образовательным программам выделены отдельные подразделе: «Ансамбль» и в фортепианном отделе «Аккомпанемент». Подразделе «Аккомпанемент» должны быть представлены различные виды нотно-музыкальных документов: партитура произведения и отдельные партии произведения. Всё это необходимо учитывать при комплектовании библиотечного фонда. И так по каждой определённой технической задаче выбирается соответствующее этой задаче или цели произведения. В библиотеке должны быть представлены различные нотно-музыкальные документы, направленные на достижение этих задач. Мы специально перечислили множество разнообразных задач, для различных музыкальных инструментов, чтобы было понятно каким разнообразным, многовидовым должен быть состав учебной, музыкальной библиотеки, чтобы все информационные потребности и учащихся, и педагогов были удовлетворены в полной мере. Другой вид задач, это постановка так называемых эмоционально-выразительных, образно-смысловых задач учащимся, формирование самостоятельного творческого и музыкального мышления. Нотная запись, графическая запись, звуков, нотация – это лишь схематическая запись, дающая лишь относительное представление о живом, художественно содержательном, эмоционально насыщенным музыкальном произведение. Художественный характер, поэтическую домысленность музыке придаёт исполнитель. Исполнитель должен некоторым образов «вжиться», «пережить» музыкальное произведение, угадать особый художественный смысл, который автор заложил в своё произведения. Даже прекрасно исполненное в техническом смысле произведение, но лишённое эмоциональности, исполненное автоматически, без различных акцентов, рисунков не представляет интереса для профессионалов и даже для простых слушателей. Педагог ставит перед учеником различные художественные исполнительские задачи и очень важно, какое произведение выбрано для исполнения: вальс или менуэт, известную мелодию или никому неизвестное произведение, грустную песенку или бодрый марш. Даже название произведения помогает ребёнку исполнить произведение осмысленно, выразить свои чувства при помощи звуков их тишины или отрывистости. «Болезнь куклы», «Генерал идёт», «Марш Бармалея», «Песенка Мальвины», «Блоха ходила на базар», «Прощание с роялем», «Трубачи», «Непослушный мячик», «Подружки-болтушки» - всё это названия различных музыкальных произведений. Уже в самом названии заложен некий художественный смысл, который должен передать ученик при исполнении произведения. Представить, как старый, хромой генерал бодро марширует по улице или скачет непослушный мячик. Очень важно, для какого исполнения выбирается произведение, что это технический зачёт, экзамен или концерт класса. Представьте, что вы пришли на фортепьянный концерт и сорок минут слушали одни гаммы. Безусловно для концерта это особый, концертный репертуар, предназначенный и ориентированный для различной аудитории, это особый вид музыкальных произведений. Существуют целые серии нотно-музыкальных изданий для концертного исполнения – «Концертный репертуар баяниста», «Концертный репертуар пианиста» и т.д. Для экзамена выбираются произведения, при исполнение которых, ученик может показать все свои технические навыки и эмоционально исполнительскую зрелость. Вторая группа факторов, выявленная при интервьюировании преподавателей – это индивидуальные особенности ученика. Преподаватель достаточно хорошо может оценить все особенности своего ученика и подобрать произведение, которое именно этот ученик исполнит достаточно технично или эмоционально. Что это за особенности, например, у ребёнка может быть слишком маленькая рука, чтобы дотянуться для нужных нот. Или у ребёнка недостаточно беглая левая рука, или он просто не достаёт ногой до педали пианино. Некоторые дети даже самые медленные менуэты играют быстро, в силу своего темперамента и наоборот другие ученики не могут играть быстро из-за прирождённой медлительности и основательности. Некоторые ещё не обладают достаточной музыкальной памятью и тяжело выучивают длинные произведения. Различные особенности ребёнка учитываются педагогом, показываются сильные стороны и потихоньку отрабатываются слабые стороны. Один из немаловажных факторов — это возраст ученика. Как правило хрестоматии и учебные пособия имеют своё возрастное назначение, но есть нотно-музыкальные документы, где их пользовательское назначение не указано, преподаватель может определить самостоятельно для какого возраста, класса предназначено произведение. Некоторые издательства при издании учебных пособий выбирают крупный масштаб нотных знаков, как при обучении чтению, так и на начальном этапе обучения игре на инструментах, крупные нотные знаки, нотный стан помогает ребёнку. Третья группа факторов — это личные музыкальные предпочтения преподавателя. Преподаватели — это люди разного возраста, разного уровня музыкального образования, разного педагогического опыта. У них, естественно, как и у учащихся различный темперамент, различный музыкальный вкус – они разные люди и музыкальные вкусы у них разные. Учащиеся, например, очень любят играть произведение Бетховена «К Элизе», это достаточно известное произведение, его часто используют на телевидении, у него запоминающаяся мелодия, оно содержится во многих сборниках и адаптированы для различных инструментов. Но один преподаватель при интервьюировании произнёс такую фразу: «Если в нотном сборнике я вижу «К Элизе» Бетховена, я сразу же кладу его на место, он для меня не интересен». Многие преподаватели предпочитают в образовательных программах использовать классические произведения, именно те произведения, на которых они учились сами. Они как правило, трудно принимают, любые новые нотно-музыкальные издания. Они всегда выберут традиционную «Школу игры на фортепиано» под редакцией Николаева, которая имеет не менее 10 переизданий. Другие преподаватели находятся в постоянном поиске, традиционные, истёртые до дыр издания их не интересуют, они с радостью выбирают новые сборники и произведения современных авторов. Некоторые преподаватели самостоятельно адаптируют музыкальные произведения для образовательной программы, издают нотно-музыкальные документы. В школе имеется ряд изданий, выпущенных под редакцией преподавателе музыкальных школ: ¾ Геталова О.А. В музыку с радостью: учебное пособие по фортепиано / О. А. Геталова. - Санкт-Петербург: Композитор, 2009. - 91 с.: цв. ил. ¾ Шелухина Н. Музыкальные жемчужинки: учебное пособие для фортепиано / сост. Н. Шелухина. - Санкт-Петербург: Композитор, 2007. - 128 с. ¾ Равчеева Н.А. От Варламова к Слонимскому. Дуэты гобоев в сопровождении фортепиано: Учебное пособие: Клавир и партии / Н.А. Равчеева, Санкт-Петербург: Композитор, 2014. – 40+12+12 с. Наталья Александровна Равчеева является преподавателям ДШИ №11. Другие составители, преподавателями ДШИ и ДМШ Санкт-Петербурга. Пользовательские запросы этой категории пользователей очень компетентны, они прекрасно знают ассортимент выпускаемых изданий по музыкальному искусству, знакомы с деятельностью различных издательств, их недостатки и преимущества. Анализируя ответы на вопрос о специальных музыкальных издательствах, мы увидели: ¾ Многие преподаватели хорошо знакомы с музыкальными издательствами и их продукцией; ¾ Они имеют профессиональное представление о недостатках нотно-музыкальных изданиях, выпускаемых в различных издательствах; ¾ Преподаватели часто изучают сайты издательств и каталоги документов, имеющихся в продаже; ¾ Особо выделяются два ведущих музыкальных издательства «Композитор» и «Музыка». Именно документы этих издательств являются качественными и отвечают множеству профессиональных требования преподавателей. ¾ Преподаватели часто высказывали своё мнение о том, что ассортимент выпускаемой продукции этими издательствами, очень небольшой, он не может полностью удовлетворить их информационные потребности. Некоторые виды документов или музыкальные издания для некоторых музыкальных инструментов не выпускаются вообще. Очень интересными оказались ответы на вопрос о том, учитывают ли преподаватели желание ребёнка при выборе произведения. Большинство ответило положительно на этот вопрос, но некоторые считают, что ученик не может самостоятельно выбрать необходимое ему произведение. Как пример, приводилось в пример пожелание ученика сыграть «Лунную сонату» Бетховена. Ученик даже не предполагал, что та «Лунная соната» которую где-либо слышал ученик, это лишь первая часть большого музыкального произведения из трёх частей, она очень известная, но, чтобы её сыграть как должно, необходимо приложить очень много усилий. В основном преподаватели учитывают желание ученика, считая, что это может стать дополнительной мотивацией для успешной учёбы. При ответе на вопрос о качестве нотно-музыкальных изданий, большинство преподавателей высказали мнение о том, физический износ и полиграфическое качество нотного документа является для них второстепенным. Главная качественная категория для музыкантов – это содержание документа, его ценность с точки зрения его исполнения, его музыкальной ценности. Документ может быть очень старым и физически изношенным, но если музыкальное произведения будет отвечать требованиям преподавателя, то выбран будет именно он. При анкетировании очень низкий процент преподавателей ответили, что они являются пользователями других музыкальных библиотек Санкт-Петербурга (всего 15%) поэтому этот вопрос был включён в интервью. Чаще всего преподаватели отвечали, что знают, что в городе достаточное количество музыкальных библиотек, но из-за отсутствия свободного времени они их не посещают. Почти никто из преподавателей не знает об удалённом доступе использования библиотечных ресурсов. Что можно пользоваться электронным каталогом библиотек, заказывать документы и некоторые использовать «online». Многие не подозревают о электронных библиотека и базах данных, особенно преподаватели старшего возраста. Так же преподаватели высказывали своё мнение о том, что никакие электронные каталоги и базы данных не заменят им ознакомления с документом «de vizu». В электронном каталоге часто нельзя увидеть содержание документа и понять его информационную ценность. Тем не менее некоторые преподаватели пользуются при поиске необходимых документов сетью «Интернет». В основном это молодые преподаватели и преподаватели среднего возраста. Можно сделать вывод, что старшему поколению не хватает компьютерной грамотности и пользовательского опыта при работе в сети «Интернет», несомненно, что библиотека ДШИ может им в этом помочь. Подытожим результаты интервьюирования преподавателей ДШИ №11: ¾ На выбор нотно-музыкальных документов преподавателями, влияет множество факторов, которые носят профессиональный характер. Эти факторы определяются музыкально-педагогической деятельностью преподавателей. ¾ Качеством нотно-музыкальных документов является их информационная ценность, музыкальное содержание. ¾ Музыкальные издания являются основным источниками комплектования музыкальных библиотек, как личных, так и ДШИ. ¾ Ассортимент издаваемых нотно-музыкальных документов не является достаточным для различных потребителей и не удовлетворяет полностью информационные потребности по музыкальному искусству. ¾ Сеть «Интернет» как информационный источник по музыкальному искусству используется недостаточно, силу низкой компьютерной грамотности. ¾ Пользователи музыкальных библиотек испытывают трудности при использовании электронного каталога библиотек, так ка часто каталог не полностью раскрывает содержание документа. Всё это музыкальное разнообразие должно содержаться в библиотечном фонде школы, невозможно научиться играть на инструменте при помощи одних этюдов и гамм или при помощи только детских, элементарных песенок. Только системный подход при комплектовании фонда библиотеки помогает его сделать разносторонним, отвечающим всем пользовательским запросам. Основываясь на результатах опроса, мы пришли к выводу, что при комплектовании фонда библиотеки ДШИ или ДМШ, необходимо постоянное профессиональное консультирование со стороны преподавателей по музыкальному искусству. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|