Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Составное глагольное сказуемое




(Вспомогательная часть + инфинитив)

Вспомогательная часть СГС Пример
1. Фазисные глаголы указывают на момент протекания действия, выраженного основным глаголом. Они как бы сливаются с инфинитивом, играя при нем роль показателя момента протекания действия: - начала: начать, приняться, пуститься, броситься, взяться, стать; - продолжения: остаться, продолжать; - конца: перестать, закончить, бросить.   Лебедев, Птицын, генерал Иволгин бросились подавать стулья девицам (Д.). Но все только продолжали смеяться (Д.). Кити перестанет меня ненавидеть (Л. Т.).
2. Модальные глаголы выражают модальную оценку действия, название которого заключено в основном компоненте СГС. Выделяют 5 основных типов модальных значений вспомогательного компонента: а) модальное значение долженствования выражается с помощью кратких прилагательных и причастий должен, обязан, принужден, вынужден; б) модальное значение возможности выражается спрягаемыми глаголами мочь, уметь, успеть, догадаться, ухитриться; в) модальное значение волеизъявления проявляется в следующих частных значениях: - волеизъявление с оттенком желательности: хотеть, желать, мечтать, изволить, вызваться; - волеизъявление с оттенком готовности, решимости совершить действие: решить, намереваться, решиться, надумать, готовиться, собраться; - волеизъявление с оттенком приступа к действию, попытки совершить действие: пробовать, пытаться, стараться; - волеизъявление с оттенком согласия или «разрешения себе» совершить действие: согласиться, взяться, разрешить. г) значение субъективно-эмоциональной оценки выражается глаголами любить, предпочитать, пристраститься. д) модальное значение обычности действия выражается глаголами привыкнуть, научиться, приспособиться, случаться.     Братья должны были проехать чрез лес… (Л. Т.). Вронский не мог отвечать на вопросы, не мог говорить ни с кем (Л. Т.). Алексей Александрович ничего не хотел думать о поведении и чувствах своей жены… (Л. Т.). Но нынче он решился высказать все (Л. Т.). Вронский не пытался заснуть всю эту ночь (Л. Т.). Михайлов продал Вронскому свою картинку и согласился делать портрет Анны (Л. Т.). Он любил удить рыбу…(Л. Т.). Людям он научился не доверять (Ф. К.).
3. Описательные глагольно-именные обороты с модальным значением формируются из глаголов с предельно ослабленным значением (иметь, дать, изъявить) и отвлеченных существительных, образованных от модальных глаголов (привычка, желание, обещание, намерение): иметь намерение(намереваться), изъявлять желание(желать), иметь привычку(привыкнуть). Следовательно, Вронский имел право презирать Левина (Л. Т.). До сих пор она… в разговорах с Ганей даже и желания не выражала познакомиться с его родными… (Д.).
4. Связка + полнозначное слово из класса имен. В этом случае вспомогательный компонент СГС имеет двучленную структуру. При этом связка выражает основное грамматическое значение сказуемого (времени, наклонения), а именная часть - модальное значение (типы модальных значений те же, что и в сказуемом со спрягаемыми глаголами). Именная часть вспомогательного компонента может выражаться: - краткими причастиями и прилагательными: рад, готов, должен, горазд, вынужден, согласен;   - существительным в Им.п. или П.п. с предлогом «в»: мастер, в состоянии, в силах; - наречиями вправе, не прочь.   Он морщился и, казалось, готов был заплакать (Л. Т.). Я был не в силах сосредоточиться (Д.). Но я не считаю себя вправе сказать, что педагогические приемы сестры были толковее… (С.-Щ.).

 


Таблица 7 [7]






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных