Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Составное глагольное сказуемое
(Вспомогательная часть + инфинитив)
Вспомогательная часть СГС
| Пример
| 1. Фазисные глаголы
указывают на момент протекания действия, выраженного основным глаголом. Они как бы сливаются с инфинитивом, играя при нем роль показателя момента протекания действия:
- начала: начать, приняться, пуститься, броситься, взяться, стать;
- продолжения: остаться, продолжать;
- конца: перестать, закончить, бросить.
|
Лебедев, Птицын, генерал Иволгин бросились подавать стулья девицам (Д.).
Но все только продолжали смеяться (Д.).
Кити перестанет меня ненавидеть (Л. Т.).
| 2. Модальные глаголы
выражают модальную оценку действия, название которого заключено в основном компоненте СГС. Выделяют 5 основных типов модальных значений вспомогательного компонента:
а) модальное значение долженствования выражается с помощью кратких прилагательных и причастий должен, обязан, принужден, вынужден;
б) модальное значение возможности выражается спрягаемыми глаголами мочь, уметь, успеть, догадаться, ухитриться;
в) модальное значение волеизъявления проявляется в следующих частных значениях:
- волеизъявление с оттенком желательности: хотеть, желать, мечтать, изволить, вызваться;
- волеизъявление с оттенком готовности, решимости совершить действие: решить, намереваться, решиться, надумать, готовиться, собраться;
- волеизъявление с оттенком приступа к действию, попытки совершить действие: пробовать, пытаться, стараться;
- волеизъявление с оттенком согласия или «разрешения себе» совершить действие: согласиться, взяться, разрешить.
г) значение субъективно-эмоциональной оценки выражается глаголами любить, предпочитать, пристраститься.
д) модальное значение обычности действия выражается глаголами привыкнуть, научиться, приспособиться, случаться.
|
Братья должны были проехать чрез лес… (Л. Т.).
Вронский не мог отвечать на вопросы, не мог говорить ни с кем (Л. Т.).
Алексей Александрович ничего не хотел думать о поведении и чувствах своей жены… (Л. Т.).
Но нынче он решился высказать все (Л. Т.).
Вронский не пытался заснуть всю эту ночь (Л. Т.).
Михайлов продал Вронскому свою картинку и согласился делать портрет Анны (Л. Т.).
Он любил удить рыбу…(Л. Т.).
Людям он научился не доверять (Ф. К.).
| 3. Описательные глагольно-именные обороты
с модальным значением формируются из глаголов с предельно ослабленным значением (иметь, дать, изъявить) и отвлеченных существительных, образованных от модальных глаголов (привычка, желание, обещание, намерение):
иметь намерение(намереваться), изъявлять желание(желать), иметь привычку(привыкнуть).
|
Следовательно, Вронский имел право презирать Левина (Л. Т.).
До сих пор она… в разговорах с Ганей даже и желания не выражала познакомиться с его родными… (Д.).
| 4. Связка + полнозначное слово из класса имен.
В этом случае вспомогательный компонент СГС имеет двучленную структуру. При этом связка выражает основное грамматическое значение сказуемого (времени, наклонения), а именная часть - модальное значение (типы модальных значений те же, что и в сказуемом со спрягаемыми глаголами).
Именная часть вспомогательного компонента может выражаться:
- краткими причастиями и прилагательными: рад, готов, должен, горазд, вынужден, согласен;
- существительным в Им.п. или П.п. с предлогом «в»: мастер, в состоянии, в силах;
- наречиями вправе, не прочь.
|
Он морщился и, казалось, готов был заплакать (Л. Т.).
Я был не в силах сосредоточиться (Д.).
Но я не считаю себя вправе сказать, что педагогические приемы сестры были толковее… (С.-Щ.).
|
Таблица 7 [7]
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|