Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Слоги и слогоделение




 

Слог − важнейшая единица ритмической организации речи. Ритмику речи ощущает каждый говорящий и каждый слушающий, ассоциируется она именно со слогами. Особенно резко ощущается слоговая ритмика при чтении стихов. Слог может произноситься коротко и долго, резко и протяжно. Эти свойства ритмической организации речи связаны с гласными. Не случайно гласные являются центральным компонентом слога, его главным слогообразующим элементом. В большинстве случаев можно сказать: сколько в речи гласных, столько и слогов. Любой гласный сам по себе может представлять в речи слог. Только в некоторых случаях в качестве слогообразующего звука может выступать сонорный или фрикативный звук. Сонорные могут произноситься как слогообразующие (с небольшим призвуком), если они находятся между согласными или в конце слова после согласного, например: ансамбль [л'о], (знак о под сонорным означает, что он является слоговым), декабрь [р'о], декабрьский [р']. Слогообразующий фрикативный [со] представлен в междометии тс-с! («тише»). В русском языке встречаются следующие слоговые структуры:

· гласный (Г): О! У! А! Э! (междометия); а, и (союзы); о, у (предлоги);

· гласный с одним предшествующим согласным (СГ): то, бе;

· гласный с 2 предшествующими согласными (ССГ): сто, кто;

· гласный с 3 предшествующими согласными (СССГ): стре-ла, вста-вать;

· гласный с 4 предшествующими согласными (ССССГ): встре-чать, встря-ска.

Слоги в русском языке могут оканчиваться на согласные:

· гласный с последующим согласным (ГС): от;

· гласный с 2 последующими согласными (ГСС): ость (твёрдый волосок колоса), усть-е;

· гласный с 3 последующими согласными (ГССС): быстр (слоговая структура в составе слова);

· гласный с 4 последующими согласными (ГСССС): монстр (слоговая структура).

Соединения этих слоговых структур в одном слове может создать структуры с 5 сочетаниями согласных: контрприём, партвзносы.

В речевом потоке сочетания из 4 и более согласных внутри слова принадлежат двум слогам.

Существует три основных правила слогоделения, которые ориентируются на артикуляционные свойства речи, акустические свойства речи и фонологические свойства речи.

I. С точки зрения артикуляционной, звуки бывают эксплозивными, т.е. открытыми (эксплозия обозначается знаком «<»), имплозивными (имплозия обозначается знаком «>») и эксплозивно-имплозивными («><»). К эксплозивным относятся гласные, к имплозивным − взрывные согласные и аффрикаты, к эксплозивно-имплозивным − сонорные и фрикативные звуки. Граница между слогами проходит после гласных перед следующим слогом, т.е. после эксплозивного звука перед имплозивным, после эксплозивного перед эксплозивным (а-орта). Имплозивный, эксплозивно-имплозивный и эксплозивный относятся к одному слогу (тру-бы, во-кзал). Если эксплозивно-имплозивный звук после гласного встречается перед имплозивным, который тоже, в свою очередь, находится перед гласным, то граница между слогами по артикуляционной теории должна проходить после эксплозивно-имплозивного звука, например: дос-ка, бан-ки. Эти теория не может объяснить некоторых случаев, характерных для русского слогоделения, хотя и даёт довольно простое объяснение большинству примеров.

II. Акустическая теория слогоделения опирается на критерий звучности. Граница между слогами в этом случае проходит там, где имеет место понижение звучности (при условии, что дальше следует гласный), а также между звуками с одинаковой звучностью, например: концерт н − цэр[т], ни−тка [ни − ткъ]. В последнем случае допускается и такое слогоделение: нит−ка. Ходьба д'ба]: допускается ходь−ба и хо−дьба. Эта теория не может объяснить таких случаев слогоделения как тай−на и мощ−ный.

III. Третья теория слогоделения − фонологическая, основывается на сходстве звуковых структур слога и слова. При замедленном слогоделении каждый слог произносится как одно односложное слово, поэтому фонологическая теория слогоделения гласит: слоги могут начинаться и оканчиваться теми звуками и их сочетаниями, которыми может начинаться и заканчиваться слово в данном языке, например: слово костры может быть поделено на 2 слога: [к −стры], поскольку в русском языке есть слова, которые могут начинаться на сочетания [стр]: страница, страх, стройка. Слово контроль делится на слоги так: [к н−трол'], поскольку в русском языке есть слова, начинающиеся на [тр] (труба, тройка), и нет слов, которые начинались бы на [нтр]. Точно так же слово ансамбли делится на слоги следующим образом: [ н−сам−бл'ь], поскольку в русском языке нет слов, начинающихся на [нс] и [мбл'], но есть слова, начинающиеся на [бл']: блюдо, близко. Слово артист может быть поделено на слоги двояко: [ р −т'ист] и [ −рт'ист], поскольку в русском языке есть слова рты, ртуть. В русском языке слова не могут оканчиваться на звонкий согласный, поэтому слово свадьба должно быть поделено на слоги так: [сва−д'бъ], (хотя в русском языке нет слов, которые начинались бы на [д'б], ср.: Тбилиси [дб'ил'ис'ь]. Слово мощный делится на слоги так: мощ−ный [мош'−нъi], поскольку в русском языке нет слов, которые начинались бы на звук [ш'] с последующим согласным. Слова, в середине которых находится [j] с последующим согласным, делятся на слоги так, что [j] относится к предыдущему слогу: строй−ка, тай−на, пой−ма. Это объясняется тем, что в русском языке отсутствуют слова, которые начинались бы на сочетания [j] с последующим согласным.

Фонологическая теория слогоделения является самой сильной. На неё и следует опираться в первую очередь. Если она допускает двоякое членение на слоги, можно выбрать из двух возможностей ту, которая удовлетворяет акустической или артикуляционной теории слогоделения.


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных