Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Структура грамматических исследований




 

В современной лингвистической науке установилось два подхода к изучению грамматической системы. Один подход исходит из того, что грамматическая форма получает свою значимость только в корреляции с лексическими явлениями. На этой основе постулируется так называемый лексико-грамматический принцип изучения грамматики. Этот принцип характерен для отдельных школ как отечественного, так и зарубежного языковедения.

В отечественном языковедении лексико-грамматический подход связан с теорией Ленинградской (Петербуржской) грамматической школы, основателем которой был Лев Владимирович Щерба. За рубежом аналогичные направления представлены некоторыми западноевропейскими школами.


Стратегия грамматических исследований, построенная в соответствии с лексико-грамматическим принципом, выглядит следующим образом:

 

 
 

 

 


Центральным в этой концепции является понятие грамматического значения, которое мыслится как абстрагирование лексического. Такие наиболее общие грамматические разряды, как части речи, в этой концепции рассматриваются как лексико-грамматические. Например, наибольшая часть существительных в русском языке лексически обозначает предметы. Но есть и существительные, которые лексически обозначают действия, состояния, признаки, функции и т.п. Поскольку грамматически они выражены так же, как и слова, имеющие предметное значение, считается, что для грамматической семантики существительного характерно значение предметности. В целом данная концепция требует постоянного установления корреляций между грамматическими формами и лексическими значениями, в результате которого грамматическим формам приписывается некое обобщенное грамматическое значение.

Другое направление требует обособленного исследования грамматических форм и их объединенийбезотносительно к лексическим значениям на основе изучения грамматических отношений (парадигматики и синтагматики). В отечественном языковедении основателем такого направления грамматических исследований стал Ф.Ф. Фортунатов, создавший Московскую лингвистическую (и, соответственно, грамматическую) школу. Такого же направления придерживаются некоторые европейские и американские лингвистические школы. Не случайно Московскую грамматическую школу называли, а иногда называют и сейчас, формальной грамматической школой.

Стратегия исследований в рамках этого грамматического направления выглядит следующим образом:

 
 

 

 


В лингвистическом исследовании невозможно обойтись без установления корреляций между единицами различных уровней, и особенно, между единицами грамматического и лексического уровней. Но представители первого направления настаивают на учете этих отношений с самого начала исследования, начиная с изучения отдельных грамматических форм, а представители второго направления говорят о необходимости такой корреляции только на основе понятия грамматической категории.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных