ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Структура грамматических исследований
В современной лингвистической науке установилось два подхода к изучению грамматической системы. Один подход исходит из того, что грамматическая форма получает свою значимость только в корреляции с лексическими явлениями. На этой основе постулируется так называемый лексико-грамматический принцип изучения грамматики. Этот принцип характерен для отдельных школ как отечественного, так и зарубежного языковедения. В отечественном языковедении лексико-грамматический подход связан с теорией Ленинградской (Петербуржской) грамматической школы, основателем которой был Лев Владимирович Щерба. За рубежом аналогичные направления представлены некоторыми западноевропейскими школами. Стратегия грамматических исследований, построенная в соответствии с лексико-грамматическим принципом, выглядит следующим образом:
Центральным в этой концепции является понятие грамматического значения, которое мыслится как абстрагирование лексического. Такие наиболее общие грамматические разряды, как части речи, в этой концепции рассматриваются как лексико-грамматические. Например, наибольшая часть существительных в русском языке лексически обозначает предметы. Но есть и существительные, которые лексически обозначают действия, состояния, признаки, функции и т.п. Поскольку грамматически они выражены так же, как и слова, имеющие предметное значение, считается, что для грамматической семантики существительного характерно значение предметности. В целом данная концепция требует постоянного установления корреляций между грамматическими формами и лексическими значениями, в результате которого грамматическим формам приписывается некое обобщенное грамматическое значение. Другое направление требует обособленного исследования грамматических форм и их объединенийбезотносительно к лексическим значениям на основе изучения грамматических отношений (парадигматики и синтагматики). В отечественном языковедении основателем такого направления грамматических исследований стал Ф.Ф. Фортунатов, создавший Московскую лингвистическую (и, соответственно, грамматическую) школу. Такого же направления придерживаются некоторые европейские и американские лингвистические школы. Не случайно Московскую грамматическую школу называли, а иногда называют и сейчас, формальной грамматической школой. Стратегия исследований в рамках этого грамматического направления выглядит следующим образом:
В лингвистическом исследовании невозможно обойтись без установления корреляций между единицами различных уровней, и особенно, между единицами грамматического и лексического уровней. Но представители первого направления настаивают на учете этих отношений с самого начала исследования, начиная с изучения отдельных грамматических форм, а представители второго направления говорят о необходимости такой корреляции только на основе понятия грамматической категории.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|