Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Русское словесное ударение




 

Русское словесное ударение характеризуется тремя свойствами: фиксированностью, разноместностью (локальностью) и подвижностью.

Фиксированность означает, что ударение в каждой словоформе должно находиться в строго определённом месте и его нельзя произвольно переносить из одного места в другое. Например, в слове город ударение стоит на первом слоге и его нельзя перенести на второй слог. В слове порода ударение стоит на втором слоге и его нельзя переносить на первый или на третий слоги. В слове сковорода ударение стоит на последнем, 4-м слоге и его нельзя переносить на 1-й, 2-й или 3-й слоги. Всякое нарушение фиксированности ударения осуждается как нормативными словарями, так и негативным отношением людей к такой практике. Известны частушки, высмеивающие возможность нарушений фиксированного ударения:

− Я сижу на берегу́,

Не могу поднять ногу́.

− Не ногу́, а но́гу.

− Всё равно не мо́гу.

В некоторых случаях смена фиксированности ударения свидетельствует о наличии особого жаргона, например, шахтёры говорят дóбыча, а не добыча, юристы говорят осýжден, возбýждено, вместо осуждён, возбуждено , моряки говорят компáс, ветрá, вместо кóмпас и ветры. В других случаях нарушение фиксированности ударения является свидетельством норм дальних эпох или влияния других, родственных языков. Такие примеры как музыка, вместо мýзыка, буржуáзия, вместо буржуазия, суффикс, вместо сýффикс − это следы произносительных норм, восходящих к XIX веку. В современном русском языке есть некоторое количество слов, в которых общепринятой нормой допускается возможность двоякого ударения, например: дабы и дабы, творог и творог, колледж и колледж. Однако для каждого говорящего употребление двух возможных норм в своей речи недопустимо. Если человек в своей речи начал употреблять слово творог, то к концу речи он не имеет права переходить на вариант творог, т.е. вариативность ударения в некоторых словах допускается для общества в целом, но не для отдельного человека. Следует заметить, что есть словари менее строгие в этом отношении, допускающие возможность различной постановки ударения в некоторых словах. Обычно это академические или учебные словари. Но есть акцентологические словари (т.е. словари, нормализующие постановку ударения), рассчитанные на работников радио и телевидения. В них допускается только одна акцентологическая норма.

Разноместность (локальность) русского словесного ударения означает, что ударные слоги в разных словах могут находиться на разных местах. Известны языки, где ударение ставится на определённом слоге, например, в тюркских языках и во французском языке ударение стоит в конце слова, в польском языке словесное ударение ставится на втором слоге с конца. Для носителей таких языков русское ударение оказывается весьма сложным, так как разноместность не предполагает наличия каких-либо определённых правил постановки ударения на определённых слогах в зависимости от каких-либо других факторов.

Подвижность русского ударения охватывает не все слова русского языка, но довольно значительный разряд высокочастотной лексики. Подвижность ударения оценивается не по отношению к слогам, а по отношению к морфемам, или, точнее, по отношению к основе и окончанию слов. Эта особенность подвижности ударения впервые была отмечена И.А. Бодуэном де Куртенэ. Большой вклад в изучение подвижности русского ударения внесли А.В.Миртов, А.А.Зализняк, В.А. Редькин. Подвижность ударения может быть словоизменительной, формообразующей и словообразующей. Наиболее исследована словоизменительная акцентология. Языковеды пришли к выводу, что в области словоизменения может происходить переход ударения с основы на окончание и наоборот. Подвижность ударения различна для разных частей речи в русском языке.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных