Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Семинарское занятие № 5.
Тема: Язык как системно-структурное образование.
Вопросы.
- Общенаучное и философское понятие системы и структуры, системности. Признаки, свойства систем и их элементов. Системность как общенаучный принцип. История его формирования.
- Типология систем.
- История формирования понятий системы и структуры в лингвистике. Вклад В. фон Гумбольдта и Ф. де Соссюра.
- Терминологическая неоднозначность.
- Основные типы внутриструктурных отношений: синтаксические и парадигматические. Их представленность в «Курсе» Соссюра. Другие типы отношений в системе языка. Разграничение связей и отношений.
- Представление о внутрисистемных отношениях и связях в Датской грамматике.
- Специфика понимания системности языка в Пражской функциональной школе.
- Разные позиции относительно системности языка в синхронии и диахронии.
- Способы вычленения элементов системы языка.
- Структурализм как методологическая ориентация, принцип научного мышления в разных областях науки и как наиболее значимое направление в языкознании первой половины ХХ в.
Литература
- Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979, глава V.
- Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1974, глава 8, §21,23.
- Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. М., 1977. Часть I, главы 1,2.
- Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Часть II, глава 5.
- Тезисы Пражского лингвистического кружка // В.А. Звегинцев. История языкознания XIX и XX вв. в очерках и извлечениях. Часть II. М.,1960/1962, с. 69-71.
- Приложение № 1, тексты № 5, 33.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|