ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Связь грамматики с другими дисциплинами. Основные категории грамматики: грамматическое значение – грамматическая форма – грамматическая категория.Термин грамматика греческого происхождения. Первоначально: «грамматика» – искусство красиво писать. Занимает особое место среди лингвистических дисциплин. Строй языка определяется словарем и грамматикой. Грамматику ассоциировали с Изидой или Минервой. «Грамматика владеет даже королями». М.В. Ломоносов: «Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики». Грамматика Панини ( V-IV вв. до н.э.) овеяна ореолом славы. Като Ломб: « Грамматика – это система. Кто душою и сердцем усвоил грамматику какого-либо языка, кто прошел выучку грамматикой, тот подготовлен к систематизированию во всех областях систематизируемых знаний». Аристотель: в его время главными предметами обучения были грамматика, гимнастика, музыка, иногда рисиование. (Язык – органическая часть окружающего мира). Легенды о роли грамматистов в арабском мире. Термин «грамматика» многозначен. Грамматика – это 1) грамматический строй языка (морфология и синтаксис). Морфология – все то, что связано со словом: структура, функция и т.д. Основные единицы – морфема и словоформа. Основные единицы синтаксиса – словосочетание и предложение, текст (микро- и макротекст). 2) Это раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка. 3) В узком значении «грамматика имени, глагола, падежа, совокупности грамматических признаков отдельной части речи или категориальной формы. 4) «Грамматика» в словосочетаниях с обозначением какого-то метода («трансфармационная грамматика») – исследование языка в целом, определенных явлений языка с помощью какого-либо метода. Существует узкое и широкое понимание предмета грамматики. Узкое: морфология и синтаксис (+ лингвистика текста). Широкое: все явления фонематического, лексемного, морфемного, синтаксемного уровней в той мере, в какой они представляют системные явления. Спорный вопрос о словообразовании. В русском языкознании: А.А. Реформатский включает словообразование в грамматику («реляционные» и «деривационные» значения аффиксов). В.И. Кодухов, Ф.М. Березин, Б.Н. Головин вычленяют словообразование как промежуточный уровень между морфематическим и лексемным. Связь словообразования и синтаксиса как связь лексики и грамматики. Грамматика связана с фонетикой. Большая часть способов выражения грамматических значений имеет звуковое оформление. Часть этих средств по природе – фонетического происхождения (например, чередование согласных в корневых морфемах имени и глагола в русском языке, аблаут в основных формах сильных и неправильных глаголов германских языков). Просодика – интонация, ударение, паузы – служит средством членения словосочетания и предложения, разграничения коммуникативных типов предложений. Интонация способна придать разный смысл высказываниям с тем же лексическим составом («Тебе сколько лет?») Ударение в слове различает грамматические формы, например им.п. мн.ч. и род.п. ед.ч. (директорА – дирЕктора). Связи грамматики и лексики наиболее многообразны. Лексика – это «строительный материал», организуемый правилами и средствами грамматики в осмысленные единицы речи. Категория частей речи занимает пограничное положение. Одно и то же значение может выражаться грамматическим и лексическим путем (время, модальность, количество и и т.п.). Выделяются Г-Л поля (функционально-семантические, понятийные поля). Их компонентами являются единицы разных уровней (поле времени, залога, побудительности, количества и др.). Есть понятия лексикализацииграмматикализации значений. (Зимой, кругом, ощупью, внизу – наречия, сформировавшиеся из падежных форм имени существительного – примеры лексикализации, а новые предлоги в русском языке – вследствие, по причине, благодаря, согласно – примеры грамматикализации). Ярчайший пример грамматикализации в историческом процессе эволюции языков – знаменитая «теория агглютинации» Ф. Боппа. Согласно ей флексии личных форм глагола возникли путем «склеивания» глагольных корней индоевропейского праязыка с местоименными. Предполагается, что таким путем возникла вся морфология. Отечественные германисты различают внешнее и внутреннее воздействие лексического значения на грамматическое значение. Первое состоит в том, что слова в окружении какой-либо словоформы, лексическое значение которых противоположно грамматическому значению словоформы, способны переводить, «транспонировать» эту форму в сферу значений её противочлена. Так возникает, например, историческое настоящее «praesens historicum»: при наличии слов с лексическим значением прошлого предложения-высказывания с глаголом в настоящем времени воспринимаются как относящиеся к прошлому. (Иду я вчера …). Используется для экспрессивной актуализации прошедших действий. Приоритет лексического значения над грамматическим значением. Внутреннее воздействие лексики на грамматическое значение состоит либо в запрете на образование каких-то грамматических форм, либо в модификации грамматических значений. Запрет обусловливается логическим противоречием между лексическим значением слов определенных разрядов и грамматическим значением какой-то формы. Например, verba meteorologica не образуют форм 1 и 2 л. ед. и мн. числа, форм повелительного наклонения: *вечерею, *вечереешь, *вечерейте… Значение множественности имен существительных получает разную модификацию. У имен нарицательных исчисляемых это значение множества единичных предметов – от 2-х до бесконечности (книги). У парных существительных это означает «два» (у нее соболиные брови; рукава длинноваты). Для имен вещественных множественность означает разные сорта, виды (английские сукна, армянские коньяки). Форма мн.ч. абстрактных существительных, обозначающих чувства, внутреннее состояние, воспринимается как мысль о разных причинах состояний и о разных обстоятельствах (беды, страхи, печали). Для отглагольных существительных типа «шаги», «вздохи», «рыдания», «прыжки» это значение повторяемости определенных звуков в определенные промежутки времени. Основные понятия и единицы грамматики Грамматика изучает регулярные и общие черты устройства языковых знаков и их поведения. Она изучает самые существенные черты структуры языка. Лексические единицы выполняют номинативную функцию. Но без знания грамматики из этих «кирпичиков» невозможно построить «здание». Слова – кирпичики, грамматика – правила строительства и «цемент». Основные понятия: 1. Грамматическое значение. Специфику грамматического значения легче представить в сопоставлении с лексическим значением: a) В основе лексического значения лежат преломленные через систему понятий реалии объективной действительности. Лексическое значение – это содержание слов, т.е. установленная нашим мышлением соотнесенность звуковых комплексов с понятиями и через них с предметами (референтами и денотатами). В системе грамматического значения есть два вида. Одни (референциальные) также соотнесены с неязыковой действительностью и выражают связи и отношения между предметами и явлениями: отношение предметов к их количеству, к месту, времени, условию, причине и т.д. (придаточные предложения следствия, времени, условия и т.д). Другие грамматические значения – чисто реляционные, внутриязыковые. Например, функция порядка слов. b) Грамматическое значение – это абстракция более высокой степени. Если арифметика – это лексическое значение, то грамматическое значение – это алгебра. Лексические значения принадлежат отдельным словам (группам слов) и классам однородных предметов или ряду слов (синонимические средства). Грамматическое значение присуще целым классам слов с различными конкретными лексическими значениями. Оно никогда не присуще одному слову. c) Грамматические значения отличаются регулярностью, стандартностью, типизированностью своего выражения => они имеют весьма ограниченный набор средств. Способ выражения грамматического значения задан самим строем языка. Всего 8-9 способов в языках мира. d) Грамматическое значение обязательно в отличие от лексического значения. Грамматическим следует считать такое значение, которое в речи не может остаться невыраженным. Если в конкретном речевом акте лексическое значение выбирается говорящим, то грамматическое значение задается строем языка, предопределяется правилами языка. Грамматическое значение автоматически наслаивается на лексическое значение. Итак, грамматическое значение – это обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее классу или разряду слов, словоформ, синтаксических конструкций, характеризующееся высокой степенью абстракции, стандартностью, регулярностью и обязательностью выражения. 2. Грамматическая форма. Это языковой знак, в котором грамматическое значение находит свое регулярное, стандартное выражение. В грамматической форме реализуются способы выражения грамматического значения. Различаются синтетические и аналитические морфологические формы (я прочту – я буду читать; I helped him – I have helped him; Das Haus ist 1950 gebaut worden). Конкретное слово в определенной грамматической форме называется словоформой. Совокупность словоформ, присущих какой-либо части речи, называется макропарадигмой этой части речи, в отличие от микропарадигмы как совокупности словоформ в рамках одной грамматической категории. Например, в немецком языке парадигма переходных глаголов насчитывает 176 словоформ, а непереходных – 91. Микропарадигма падежей русского языка – 12 словоформ. Парадигма частей речи может быть полной или неполной (дефектной, ущербной). Например, макропарадигма русского глагола неполная, а макропарадигма существительного полная. 3. Грамматические способы (см. учебники). 4. Грамматическая категория. Грамматическое значение не существует в языке изолированно. Оно мыслится только в противопоставлении хотя бы одному однопорядковому значению (м. и ж. род во французском, м., ж. и средний род в русском, немецком. Единственность и множественность категории числа). Грамматические формы с их значениями объединяются в грамматические категории. Грамматическая категория имеет категориальное (родовое) значение – это инвариант значения, который присущ и частнымграмматическимзначениям, составляющим оппозицию. Это значение рода по отношению к значениям м., ж. и ср. рода; значение числа по отношению к единственности и множественности. Частные значения противочленов оппозиции со средствами их выражения образуют граммемы. Сколько частных грамматических значений, столько и граммем одной грамматической категории. В парадигме одной части речи существует система оппозиций словоформ, тождественных по одному/нескольким грамматическим значениям и различающихся одним частным грамматическим значением (=дифференциальным признаком). Ср.: стол: столы (общий признак – им.п., отличный – число); пришла: пришел (общее: глагольность, прош.время, 3л., ед.число; отличное – род). Таким образом, грамматическую категорию можно определить как совокупность граммем, т.е. грамматических форм, объединенных общим категориальным значением и различающихся своими частными значениями. Отношение оппозиции формирует совокупность граммем как парадигму (микропарадигму) этой категории. Грамматическая категория устанавливается, как правило, на базе бинарных привативных оппозиций. Один – сильный, маркированный член, второй – слабый, немаркированный (форма множественного числа существительного маркирована, единственного – нет). Немаркированный (беспризнаковый) член выполняет функцию археформы. При нейтрализации оппозиции археформа (немаркированный член оппозиции) может быть представителем противочлена (маркированной формы). На этом основывается возможность стилистической транспозиции: переноса одной формы в сферу значений другой. Форма мужского рода существительного в русском, немецком, испанском языках может означать референта – лицо женского пола даже при наличии соответствующей формы женского рода, – в этом случае выполняя определенные стилистические, прагматические функции (Моя соседка – директор школы/ хороший человек / заслуженный учитель). Существительное в форме ед.ч. может означать множественность (Человек смертен = Все люди смертны; Клиент всегда прав). NB: при определенных условиях транспозиция реализуется и маркированной формой, в этом случае она выполняет функцию археформы: форма 2л. ед.ч. глагола в настоящем времени – в значении 1-го л.; 1 л. мн.ч. глагола – в значении 2л. ед. или мн.ч. (Живешь себе, живешь, всё вроде бы хорошо, и вдруг… Врач – пациенту: «Ну, как мы себя чувствуем?»). Категорию лица глагола можно представить в виде двух оппозиций (1л., 2л.: 3л. – участие/неучастие в коммуникативном акте; 1л.: 2л., 3л. – говорящий/ не говорящий). Также категорию времени русского глагола можно представить в виде двух привативных бинарных оппозиций, например: «прошедшее: непрошедшее», затем второй противочлен как оппозицию «будущее: не будущее время». Однако не стоит искусственно сводить все грамматические категории к системе бинарных привативных оппозиций. Яркий пример градуальной оппозиции в области морфологии русского, английского, немецого, многих других языков – степени сравнения прилагательных. Как эквиполентные можно рассматривать оппозиции в рамках, например, коммуникативных типов предложений, видов синтаксических связей. Грамматические категории – один из важнейших способов интерпретации внеязыковой действительности и организации сообщений о ней. Набор, количество характер грамматических категорий и представляющих их оппозиций определяет особенности «картины мира», создаваемой средствами каждого конкретного языка. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|