Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ONU : Droits de l'homme




Présidence soviétique *

 

 

Genéve: ATS

M. Léonide Evménov (République socialiste soviétique de Bielorussie) a ete elu président de la 43e session de la Commission des Droits de l’homme des Nations Unies, qui s’est ouverte lundi au Palais des Nations a Genéve.

Les travaux de cette commission sont consacres a l’examen de la situation en Afghanistan, au Chili, au Salvador, au Guatemala, en Iran, en Afrique australe et dans las territoires arabes occupes, у compris la Palestine.

Les Etats-Unis souhaitent toutefois qu’on rajoute Cuba a cette liste, a dèclare lundi a l’occasion d’une conférence de presse, M. Robert Wallach, leur ambassadeur a la commission qui comporte 43 Etats membres.

En ce qui concerne l’Afghanistan, le secrétariat des Nations Unies a reçu recemment et pour la premiere fois des informations officielles en provenance de ce pays.


Сотрудничество на основе конфронтации –

абсурд истории *

Уважаемые члены Комиссии!

Уважаемый представитель Генерального секретаря ООН!

Дамы, господа, товарищи!

Приступая к выполнению возложенной на меня почетной и нелегкой обязанности, я хочу поблагодарить группу социалистических стран Восточной Европы за выдвижение кандидатуры представителя Белорусской ССР на пост председателя данной сессии Комиссии Организации Объединенных Наций по правам человека и выразить искреннюю признательность всем ее членам за избрание.

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы с сожалением вынуждены констатировать, что в наше время живут еще принципы отношений старого мира – принципы политико-экономической конфронтации. Нетерпимость к различиям в политическом, экономическом, идеологическом, духовном самоопределении отдельных лиц и целых народов, непримиримость к свободе политического выбора их наиболее яркие проявления. Такое негативное отношение к различиям и свободе выбора всегда отвергалось народной мудростью и лучшими умами человечества. В этой связи хочется вспомнить пословицу, рожденную в Африке: «Село, в которое ведет только одна дорога, – плохое село. Не ходите туда!» Более двух столетий назад великий сын Франции Вольтер в блестящей работе «Трактат о терпимости», как бы заглядывая и в наш век, сказал: «Право на нетерпимость – абсурдное и варварское. Это право тигров».

Уважаемые дамы и господа! Мне представляется совершенно очевидным, что в условиях реальной свободы, широкой демократии, базирующихся на общечеловеческих принципах равенства и социальной справедливости, ядерный век в ближайшее время может дать возможность решить основные проблемы экономических, социальных, культурных прав человека и народов. Вместе с тем ближайшим последствием дальнейшего наращивания ядерного оружия и гонки вооружений может быть усиление экономического, социального, политического неравенства слоев, народов и даже континентов и соответственно резкое ухудшение положения с реализацией самых насущных, самых элементарных прав человека.

Один из моих любимых русских поэтов Максимилиан Волошин, человек объемного общечеловеческого видения проблем, в стихотворении «Порох» из цикла «Путями Каина» сказал в 20-е годы нашего века о временах прошедших: «Права гражданские писал кулак, Меч – право государственное, Порох их стер и создал воинский устав». Это поэтический образ. Но как сильно и ярко высвечивается через него истина! Порох стер права человека и создал воинский устав...

А во что могут превратить права человека ядерное оружие, идея и реализация ядерного превосходства, политика с позиции ядерной силы? Наименьшее – в устав нового социально-политического рабства, созданного теми, кто будет держать под прицелом сверхсовременного ядерно-космического оружия остальной мир. Наибольшее – в космическую пыль.

Только глубокое всестороннее конкретное конструктивное сотрудничество правительств, народов, обществ в состоянии предотвратить выше обрисованные формы реализации прав человека.

Уважаемые дамы и господа!

Организация Объединенных Наций, Комиссия по правам человека и другие органы системы сообщества наций созданы для международного сотрудничества. Все руководящие документы ООН, начиная с ее Устава, пронизаны идеей сотрудничества, в том числе и в области прав человека. Международный билль о правах человека, в разработку которого значительную лепту внесла наша Комиссия, – хорошая основа для сотрудничества по этим острым проблемам. Но сотрудничество, как и всякое социальное явление, – это процесс, который имеет свои начальные и кульминационные точки отсчета. Если проанализировать наши резолюции и решения за четверть века, мы убедимся, что многие из них отражают борьбу различных концепций прав человека.

В повестке дня Комиссии неизменно присутствует п. 11. Его дух, его сущность – совершенствование деятельности и сотрудничества в области прав человека. Но я знаю, что документов, в которых бы речь шла о конкретном решении по конкретному сотрудничеству стран – членов Комиссии с целью оказания конкретной конструктивной помощи в разрешении конкретных проблем прав человека в той или иной стране, в том или ином регионе мира, крайне мало. Если не сказать большего: таких решений еще не существует. В своих докладах, резолюциях, решениях мы постоянно кого-то или что-то поддерживаем или отвергаем, кого-то или что-то осуждаем. И это, очевидно, неизбежно в наш сложный век борьбы добра и зла. Но, с одной стороны, это подход, нарушающий диалектику слова и дела в пользу слова, а с другой – это старый, конфронтационный стиль сотрудничества.

Видимо, не случайна и весьма своевременна резолюция «Об укреплении международного сотрудничества в области прав человека», по которой было проведено недавно голосование на 41-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Естественно, что такое сотрудничество должно базироваться на приобщении всех государств – членов ООН и Комиссии по правам человека к Международным пактам о правах человека и многим другим международно-правовым актам в области прав человека. Хорошим средством для углубления этого процесса могла бы быть представительная конференция гуманитарного сотрудничества. Она могла бы помочь нам сделать реальные конкретные шаги вперед по всему комплексу гуманитарных проблем: по контактам между людьми, информации, культуре, образованию – по всем аспектам, очерченным Хельсинкским Заключительным актом.

В насыщенной повестке дня, которую должна обсудить Комиссия, большое количество вопросов можно охарактеризовать как наиболее ощутимые болевые точки в области прав человека современности. Неумолимые особенности нашего времени и гуманная цель, которой мы с вами, уважаемые коллеги, посвятили свою деятельность, требуют сегодня свернуть с узкой, ухабистой и опасной дороги пропагандистской и политической конфронтации по этим «болевым точкам» и выйти на широкую современную дорогу конкретного делового, конструктивного сотрудничества с целью, например, прекращения оккупации арабских земель и помощи по разрешению сложных проблем прав человека в ближневосточном регионе, с целью прекращения всех военных акций и оказания позитивной конкретной помощи никарагуанскому народу в реализации фундаментальных прав человека, с целью активной помощи Афганистану в деле национального примирения, прекращения войны и массового нарушения прав человека.

Список подобных болевых точек в области прав человека и соответственно наших проблем и задач может быть продолжен. Как было бы хорошо, а главное правильно, если бы наша Комиссия стала главным инициатором и организатором такого конкретного конструктивного сотрудничества, если бы она сделала все возможное, чтобы наболевшие человеческие проблемы решались по-человечески, на истинно гуманной основе.

Уважаемые дамы, господа, товарищи!

1987 год имеет свои особенности. Это год двухсотлетия Конституции Соединенных Штатов Америки. Это год 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Это год, объявленный ООН Международным годом обеспечения жильем бездомного населения. Все названные особенности 1987 года имеют прямое отношение к проблеме прав человека.

Примечательны в этом плане два названных юбилея. Они свидетельствуют о наличии в мире двух различных, объективно рожденных историй и волей народов реальностей и концепций свободы и прав человека.

Конституция США, принятая в 1787 г., является первой писанной Конституцией в истории человечества. Она была принята в то время, когда почти во всем мире господствовал монархический уклад. Для своего времени это было прогрессивное, выдающееся по своему демократизму явление, ибо эта Конституция оформила создание на американском континенте, как писал Карл Маркс, единой великой демократической республики *.

Великая Октябрьская социалистическая революция свершилась в 1917 г., когда во всем мире господствовал капиталистический строй. Она впервые в истории человечества создала общество, лишенное эксплуатации человека человеком, общество труда и социального равноправия. Она вошла в исторический процесс с Декретом о мире, Декларацией прав народов России и Декларацией прав трудящихся и эксплуатируемого народа. Это были первые государственные акты нового общества. В свете этих реальностей и концепций прав человека были решены многие гуманитарные проблемы.

В прошлом должны быть оставлены войны, тиранические режимы, гонка ядерного безумия – они заносят меч над самым главным правом человека, правом на жизнь. В прошлом должно остаться подавление революций, национально-освободительных и прогрессивных либерально-демократических движений – оно ведет к массовому насильственному ограничению социальной энергии и свободы воли отдельного человека, больших групп людей и целых народов. В прошлом следует навсегда оставить различные формы нетерпимости, непримиримости и устрашения, позицию силы и превосходства – они губительны для высоких устремлений человека, они ставят под сомнение возможность реализации каких бы то ни было прав человека.

Сотрудничество, конструктивное и конкретное, ведущее к созданию нового международного гуманитарного порядка, – именно такова цель всех основополагающих документов ООН в области прав человека, именно таково требование ядерно-космической эпохи и человеческого разума, именно таков священный долг Комиссии по правам человека.

Уважаемые дамы, господа, товарищи!

Еще раз благодарю вас за доверие и хочу заверить, что приложу максимум усилий, весь свой опыт и знания для содействия и реализации этой благородной цели.

 

* * *

 

Уважаемые члены Комиссии! *

Уважаемые делегаты!

Уважаемый помощник Генерального секретаря ООН!

Дамы, господа, товарищи!

Человек – эпицентр той части Вселенной, которая называется планетой Земля. Вот почему, чтобы в борьбе за права человека избежать узости взглядов и понимания, национального и политического эгоизма отдельных индивидуумов, государств и социальных систем, мы должны научиться значительно шире и глубже смотреть на окружающий человека сегодняшний реальный мир, на те события и явления, действующими лицами и творцами которых мы с вами являемся. Мы должны научиться понимать друг друга, сотрудничать друг с другом. Для этого всем нам нужно понять, ощутить, что человечество сегодня находится на решающем поворотном этапе своей истории, на рубеже, когда все привычные ранее качества мира меняются на глазах. Так случалось не раз в истории, начиная с приручения огня, и всегда было связано с тем, что человек овладевал новыми видами энергии, а следовательно, новыми способами практической деятельности и мышления.

Ныне человечество – на пути активного приручения атома. На наших глазах развивается новая историческая эпоха – эпоха ядерной энергии и покорения космоса. Эта эпоха может приблизить нас к осуществлению извечной мечты о жизни, где в условиях свободы и достоинства личности всем людям, нациям, народам, всем расам без какого-то ни было различия может быть обеспечено развитие, соответствующее цивилизации неисчерпаемых энергетических ресурсов. Она же, даже не успев развернуть все свои качества и возможности, способна многократно уничтожить все живое и разумное на планете Земля, в том числе и бедных, и богатых, и развитых, и слаборазвитых, и тех, кто находится на высшем взлете материального и духовного производства, и тех, кто в силу внешних и внутренних причин недалеко ушел от экономического и социального развития далеких предков. Таковы две существенные особенности этой новой эпохи.

Но человечество достойно лучшей участи, чем быть заложником ядерного ужаса и отчаяния. Для реализации этой мечты всех людей доброй воли есть лишь одна альтернатива: жизнь, деятельность, отношения на основе новых принципов мышления и психологии, новых принципов морали и этики, дипломатии и политики. Однако сегодня мы с сожалением вынуждены констатировать, что в новой, на наших глазах родившейся эпохе живут еще принципы отношений старого мира – принципы конфронтации и старых стандартов политики и мышления. Нетерпимость к различиям в политическом, экономическом, идеологическом, духовном самоопределении отдельных лиц и целых народов, непримиримость к свободе политического выбора – их наиболее яркие проявления. Отдельные выступления общей дискуссии, беспокойное эхо которых еще звучит в этом зале, сущность отдельных резолюций, где так или иначе затрагиваются судьбы ряда народов Центральной Америки, Южной Африки и азиатских регионов, – свидетельство еще бытующего в нашем мире феномена нетерпимости к политическим различиям, политическому выбору и самоопределению.

Негативное отношение к различиям и свободе выбора всегда отвергалось народной мудростью и лучшими умами человечества. В этой связи я вновь хочу напомнить уважаемым делегатам пословицу, рожденную в Африке: «Село, в которое ведет только одна дорога, – плохое село. Не ходите туда!» Наша голубая планета не должна быть таким селом.

В этой связи я вновь хочу привести слова великого сына Франции Вольтера, который, как бы заглядывая в наш век, говорил: «Право на нетерпимость – абсурдное и варварское. Это право тигров».

В подкрепление сказанного я хочу привести следующие слова: «Политическая нетерпимость – деспотична и несправедлива, ибо она – источник жестоких и кровавых гонений». Так охарактеризовал это негативное явление в своей первой речи после избрания Президент США Джефферсон 4 марта 1801 г.

Именно по этой причине права человека несовместимы с захватническими войнами, действиями всякого рода наемников и тираническими режимами, подавляющими волю народов к политическому самоопределению. Именно поэтому права человека несовместимы с политической непримиримостью и устрашением, с позицией силы и превосходства. Все это губительно для высоких устремлений человека, ибо ставит под сомнение возможность реализации каких бы то ни было прав человека – от сугубо индивидуальных до права целых народов на самоопределение и национально-государственную независимость.

Дух и сущность руководящих документов ООН по правам человека – совершенствование деятельности и сотрудничество в области прав человека. В этом плане я хотел бы с удовлетворением подчеркнуть, что, несмотря на неизбежные в нашем сложном мире трудности, противоречия, пусть порой весьма мучительно, но на нашей сессии зримо и ощутимо взошли ростки стремления государств-членов к диалогу, к конструктивному решению проблем прав человека, к взаимопониманию. Об этом свидетельствует ряд компромиссных резолюций по весьма нелегким проблемам, об этом свидетельствуют резолюции, принятые без голосования. Но по работе этой же сессии видно, что документов, в которых бы речь шла о конкретном решении по конкретному сотрудничеству стран – членов Комиссии с целью оказания конструктивной помощи в разрешении конкретных проблем прав человека в той или иной стране, в том или ином регионе мира, крайне мало. Наше сотрудничество сводится пока во многих случаях лишь к соавторству в ряде резолюций и решений, которые часто отражают старый, конфронтационный стиль отношений народов и государств. ВДУМАЙТЕСЬ: ВЫХОДИТ, ЧТО ЭТО СОТРУДНИЧЕСТВО СТРОИТСЯ НА ОСНОВЕ ОТНОШЕНИЙ КОНФРОНТАЦИИ. Не представляет ли такое положение вещей не только логический, но и политический абсурд?..

Ядерная эпоха, как никакая другая, наиболее зримо и ощутимо отвергает этот абсурд прошлого, еще имеющий место в настоящем. Ее разум, ее обостренное чувство ответственности и совести отвергают сотрудничество на основе конфронтации. ЯДЕРНАЯ ЭПОХА ТРЕБУЕТ СОТРУДНИЧЕСТВА ЧЕРЕЗ СОТРУДНИЧЕСТВО И НА ОСНОВЕ СОТРУДНИЧЕСТВА. И это, я хочу акцентировать данную мысль, не тавтология и не ошибка стиля. Это желание подчеркнуть, что сегодня необходимо практическое сотрудничество на конструктивной, а не деструктивной основе. Здесь, в гуманитарной сфере, особенно неуместны конфронтационные эскапады, оперирование стереотипами времен «холодной войны», демагогические попытки отождествлять отдельные случаи, которые могут вызывать сожаление и озабоченность, с обликом страны, ее социальными достижениями и культурой в целом. Я повторяю: ОБЪЕКТИВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ И ЕДИНСТВЕННЫЙ РАЗУМНЫЙ ПУТЬ РАЗРЕШЕНИЯ ВСЕХ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, всех гуманитарных проблем, сердцевина которых права человека и целых народов, – ЭТО АКТИВНОЕ, ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЕ, ГЛУБОКОЕ, КОНКРЕТНОЕ КОНСТРУКТИВНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.

Естественно, что такое сотрудничество должно базироваться на приобщении всех государств – членов ООН и Комиссии по правам человека к Международным пактам о правах человека и другим международно-правовым актам в области прав человека, к приведению национального законодательства в соответствие с руководящими документами ООН в области прав человека. Такое сотрудничество могло бы также строиться на активном обмене опытом стран – членов ООН и Комиссии в их позитивной деятельности в этой области и взаимной помощи по разрешению проблем прав человека. Если, например, какое-то правительство, государство серьезно обеспокоено положением дел с реализацией прав человека в другой стране, особенно в менее развитой, почему бы ей, этой обеспокоенной стране, не проявить добрую волю и не предложить другой стране активную экономическую, социальную, политическую и дипломатическую помощь или на двухсторонней основе, или через посредство ООН и самой Комиссии по правам человека по разрешению существующих там проблем прав человека? Почему бы, скажем, уважаемым Соединенным Штатам Америки, обеспокоенным положением с правами человека на Кубе, не оказать ей необходимую экономическую, техническую, консультативную помощь в разрешении проблем, представляющих предмет взаимной озабоченности, начав эту кампанию, например, со снятия экономической блокады?

Повестка нашей работы была весьма насыщенной. В течение сессии Комиссия провела 60 основных и 13 дополнительных заседаний, на 7 заседаний меньше, чем планировалось. В работе сессии активно участвовали 43 государства – члена Комиссии и 76 государств наблюдателей, 98 неправительственных организаций. О возрастающем интересе к проблеме прав человека свидетельствует тот факт, что перед Комиссией выступило 12 почетных посетителей министерского уровня. Комиссия обсудила и приняла 60 резолюций и 10 решений, 28 без голосования. Большинство выступлений, резолюций и решений касается наиболее ощутимых «болевых точек» в области прав человека современности. Они требуют, например, прекращения оккупации арабских земель и активной помощи по разрешению сложных проблем прав человека в ближневосточном регионе, прекращения всех военных акций, разбоя наемников и оказания позитивной конкретной помощи никарагуанскому народу в реализации фундаментальных прав человека, они требуют оказания реального давления на такой анахронизм истории, как апартеид Претории, который лишает права на национальное и политическое самоопределение десятки миллионов граждан Южной Африки и Намибии.

Все сказанное показывает, что сегодня очевидно назревает необходимость подумать о возможной перестройке работы нашей Комиссии. Магистральный путь этой перестройки – превращение ее из органа, где только произносятся речи и принимаются резолюции, в орган, который на основе решений мог бы заниматься конкретными позитивными делами по осуществлению своих решений, по практическому разрешению тех проблем прав человека, которые сегодня еще не разрешены или разрешены не полностью. В ходе общей дискуссии на данной сессии редко, но уже звучали конкретные рекомендации по разрешению конкретных проблем прав человека в нашем мире и неудовлетворение тем, что еще очень слабо разработан имплементационный механизм реализации решений Комиссии. Это обнадеживает и дает основание полагать, что идея совершенствования ее работы медленно, но настойчиво созревает и пробивает себе дорогу.

Однако на пути в будущее очень важно не апологетизировать достигнутое, а рассматривать его лишь как этап развития, предельно внимательно изучая, что взять в дальнейшую дорогу, чем поделиться с ближними и дальними соседями, а что навсегда оставить в архивах истории. К сожалению, существующие системы демократии, я повторяю, не всегда понимают и следуют этой абсолютной истине.

Меня, как представителя страны социализма, как специалиста в области социальных наук, радует процесс, который идет сегодня в моей стране. Это процесс, предполагающий глубокую перестройку и всестороннюю демократизацию общества на основе всего лучшего, что было достигнуто ранее, и решительного отказа от всего отжившего, консервативного и догматического.

Уважаемые делегаты!

Китайский философ Конфуций, белорусский просветитель средневековья Франциск Скорина, великий немец Иммануил Кант и другие выдающиеся умы планеты в разные времена неизменно повторяли: «Не делай другому то, что ты сам бы не хотел, чтобы сделали тебе». Не было и нет, пожалуй, такой цивилизации и культуры на Земле, которые не декларировали бы этот морально-нравственный императив. В контексте нашего времени и проблем прав человека этот императив звучит как призыв, направленный против отношений конфронтации, неравноправия и насилия. Философия ненасилия, завещанная нам великим сыном Индии Махатмой Ганди, приобретает в наш ядерный век общечеловеческий смысл и первостепенное значение. Я еще раз хочу повторить: СОТРУДНИЧЕСТВО, КОНСТРУКТИВНОЕ И КОНКРЕТНОЕ, БАЗИРУЮЩЕЕСЯ НА ВСЕОБЩЕМ МИРЕ И БЕЗОПАСНОСТИ, ВЕДУЩЕЕ К СОЗДАНИЮ НОВОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПОРЯДКА, – именно такова цель всех основополагающих документов ООН в области прав человека, именно таково требование ядерно-косми-ческой эпохи и человеческого разума, именно таков священный долг Комиссии по правам человека.

Уважаемые дамы, господа, товарищи!

Разрешите от вашего имени выразить искреннюю благодарность работникам службы перевода за их высококачественный и самоотверженный труд.

Я также хотел бы высказать большую благодарность службе информации ООН, прессе, телевидению, радио за то, что работа нашей Комиссии так полно прозвучала во всем мире.

Я хочу высказать свою глубокую благодарность сотрудникам Секретариата Комиссии по правам человека под руководством уважаемого господина Паче за их преданность делу, ответственность, оперативность, а также руководителю Центра по правам человека, уважаемому господину Херндлу, службе безопасности и технического обслуживания.

Я искренне благодарю за сотрудничество и помощь членов бюро Комиссии господина Сене, господина Аль-Хаддави, господина Колби и госпожу Руэста дэ Фюртер – нашего докладчика.

Я бесконечно благодарен вам, уважаемые члены Комиссии, за высокое стремление к сотрудничеству, за веру и понимание, которые я постоянно ощущал с вашей стороны, что было большим стимулом в нелегкой работе вашего председателя. Счастья вам, доброго здоровья и успехов в благородном деле борьбы за права человека!

Благодарю вас.

* * *

 

Уважаемые члены Комиссии, уважаемые делегаты, уважаемый заместитель Генерального секретаря ООН! *

Дамы, господа, товарищи!

Разрешите мне выполнить возложенную на меня почетную обязанность объявить открытой 44-ю сессию Комиссии ООН по правам человека.

Прошел почти год со времени 43-й сессии. Ничтожно малая частичка времени в гигантском измерении человеческой истории. Но несмотря на сохранение напряженнейшей ситуации на юге Африки, Ближнем Востоке, в Центральной Америке и других регионах, сколько за это время наметилось изменений к лучшему! Наиболее примечательными из них являются, во-первых, историческая встреча Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева и Президента США Р. Рейгана в Вашингтоне, заключение Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и, во-вторых, серьезный поворот различных борющихся сторон в ряде болевых точек планеты к поиску политического компромисса и национального согласия.

В эту ситуацию возрастающей надежды на лучший мир и лучшую жизнь, уважаемые коллеги, внесла свой вклад и Комиссия ООН по правам человека. Хотя тень конфронтации еще омрачала порой и дискуссии, и отдельные проекты, и отдельные принятые резолюции, элементы конструктивности и позитивного сотрудничества, найденные нами на 43-й сессии Комиссии, по моему искреннему убеждению, дали неплохие результаты. Сегодня стала очевиднее необходимость перехода от сотрудничества, базирующегося на конфронтации, враждебности, недоверии, подозрительности, эгоизме особых интересов, к позитивному сотрудничеству в области прав человека, сотрудничеству на основе согласия, доверия, учета и равновесия всех интересов. Сегодня стала очевиднее необходимость исключения войны и всех существующих форм насилия как средства разрешения проблем прав человека и народов.

Такой подход к разрешению проблемы прав человека – не просто благое пожелание отдельных лиц или народов. Это прежде всего объективное требование ядерной эпохи, приведшей человечество на край общепланетарной катастрофы, «отрицающей саму идею человека», саму идею жизни. Требование это не имеет сегодня альтернативы: или народы при всех своих различиях научатся жить в мире и согласии, или человечество погибнет, увлекая за собой все живое в пропасть небытия.

Но мир и согласие на планете возможны лишь при условии реализации таких глобальных общечеловеческих проблем современности, как ядерное разоружение, преодоление кризиса экологии и мудрая, достойная рода homo sapiens, согласованная практическая деятельность в области прав человека, права на самоопределение и права на развитие в особенности.

При этом необходимо заметить, что от решения каждой из этих неразрывно связанных проблем зависит в конечном итоге самое главное – выживание человечества. Возьмем хотя бы права человека. Подавление их, особенно прав целых народов, в условиях расползания ядерных метастазов по всей планете, несмотря на сегодняшние и будущие договоренности великих ядерных держав, чревато возможностью новых Хиросим и Нагасаки, что неизбежно вызовет цепную реакцию всеобщей гибели человечества. Такое опасение не лишено реальных оснований, ибо отдельные правители, исповедующие и реализующие на практике активный геноцид, не удовлетворяются сегодня терроризмом с помощью обычного вооружения. Они форсируют создание оружия массового уничтожения, рассчитывая на ядерный шантаж и ядерный терроризм против народов, борющихся за свои права.

«...Не может считаться безопасным мир, если в нем попираются права человека». Вот почему международному сообществу наций необходимы не только глобальная стратегия защиты жизни, не только глобальная стратегия защиты окружающей среды, но и глобальная стратегия защиты прав человека и народов, глобальная стратегия практической реализации права на развитие.

Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев выдвинул на XXVII съезде КПСС идею о создании всеобъемлющей системы международной безопасности. Важным ее компонентом могли бы стать новое международное мышление и новая международная деятельность в области прав человека. Мышление и деятельность на основе доверия и согласия, учета и равновесия всех интересов и как итог – закрепление и развитие конструктивного сотрудничества.

Но такое мышление и такая деятельность возможны лишь на пути дальнейшего преодоления конфронтации и эгоизма интересов, которые неизбежные различия превращают в борьбу гипертрофированных противоположностей. Это возможно лишь на пути поступательной замены конфронтации и эгоизма интересов здоровым соперничеством, соревнованием в стремлении создать необходимые условия для лучшей доли человека, народов, человечества. Это возможно лишь на пути отказа от отождествления образа другого, иного, отличного от нас с образом «врага». Это возможно лишь тогда, когда будет преодолен острый дефицит «уважения к другому, иному выбору в сочетании с объективным, самокритичным взглядом на собственное общество».

Гуманизация международных отношений, в том числе в области прав человека, станет реальностью лишь тогда, наконец, когда все мы поймем, что ни социально-экономические, ни политические, ни мировоззренческие принципы – ничто не может быть более ценным, чем человек, его жизнь, благополучие и развитие человеческого рода в условиях свободы и уважения достоинства каждой личности, каждого народа.

К пониманию этой, казалось бы, очень простой истины современное общество приходит непозволительно медленно. К такому пониманию его неотвратимо подталкивает ядерное зло, которое перечеркнуло благодушную веру в бессмертие человечества, в бесконечность жизни на Земле, которая убедительно показывает, что «живое время, отпущенное природой человечеству, стало катастрофически сокращаться. Оно словно вытекает из бытия...»

«Человек – мера всех вещей», – учил великий сын древней Греции Протагор. Искусство такого понимания сущности социального бытия должно быть непременно освоено современной международной дипломатией, особенно в области прав человека.

Международное сообщество наций находится на пороге празднования 40-летия Всеобщей декларации прав человека. Каждый юбилей – это время подведения позитивных итогов, выявления недостатков и ошибок прошлой деятельности, время определения задач на будущее. В этом плане хотелось бы надеяться, что деятельность Комиссии еще больше будет способствовать тому, чтобы «национальное законодательство и административные правила и в гуманитарной области были приведены в соответствие с международными обязательствами и нормами», чтобы развивалось сотрудничество государств по обмену опытом в деле наиболее полного обеспечения прав человека, чтобы больше изучался богатый опыт других организаций системы ООН, в частности опыт ЮНЕСКО. Я хочу выразить надежду, что 40-летний юбилей Всеобщей декларации станет серьезным стимулом для Комиссии в поиске новых, более эффективных форм сотрудничества в области прав человека.

Завершая свою деятельность в качестве председателя, благодарю вас, уважаемые члены Комиссии, за доверие, признание и честь, которые вы оказали мне и моей стране, за высокий дух сотрудничества, который проявился на прошлой сессии. Разрешите пожелать вам успехов в самой гуманной социальной деятельности, каковой является работа во имя блага и свободы человека и всех народов мира.

 

 

Элитарная демократия и права человека *

 

Господин Председатель!

Все мы являемся свидетелями того, что мир устал от конфронтации и его передовые силы ищут возможности разумного позитивного сотрудничества в разрешении всех, даже самых острых проблем. Тенденция поиска путей к диалогу и практическому сотрудничеству активно пробивает дорогу и в Комиссии по правам человека. Лишь одна делегация в ходе всей сессии упорно продолжает политику конфронтации. Примеров этого много. Один из них – стремление делегации США – страны колоссальной экономической и военной мощи – любыми средствами доказать, что маленькая революционная Куба, первой сбросившая ярмо самой мрачной тирании в Центральной Америке, есть сосредоточение зла и массового нарушения прав человека.

Такая постановка вопроса воскрешает в памяти восклицание известного литературного персонажа: «А судьи – кто?!» Каковы их концепции? Что представляет собой в этом плане страна, от имени которой они выступают?

Не признавая социально-экономические права за права человека, представители США считают себя приверженцами гражданских и политических прав, особенно тех, которые сформулированы во Всеобщей декларации прав человека. Поучая весь мир, они дают понять, что эта гамма прав, как и демократия в целом, в их стране осуществляется повсеместно, абсолютно, универсально.

Конечно, нельзя не признать, что создание более 200 лет тому назад союза штатов в виде конфедерации и Конституция США оформили образование на американском континенте демократической республики. Действительно, нельзя не признать, что Конституция США и Билль о правах – свидетельства первых прогрессивных шагов американской демократии. Нельзя не признать доказательством демократичности идею Конституции США о разделении законодательной, исполнительной и судебной власти. Нельзя не признать демократической победой американского народа, что со времени принятия XV поправки к Конституции в итоге почти столетней борьбы негритянское население наконец получило право на участие в выборах. Можно говорить и о ряде других достижений демократии и прав человека в США.

Но идея об абсолютной, универсальной реализации гражданских и политических свобод и демократии в США – это действительно, господа члены делегации США, сказка из книги «Алиса в стране чудес». Об этом говорят факты почти полного отсутствия представителей трудового народа в высших органах власти США, которые в целом представляют собой, как говорят сами американцы, клуб миллионеров. Об этом говорят факты массовой нереализации в США права на участие в выборах, подавления прав человека на свободу мысли, слова, убеждений, собраний, в том числе и факты полицейского произвола в отношении религиозных свобод и религиозных деятелей. Об этом говорят факты узурпирования свободы печати промышленными и финансовыми монополиями. Об этом говорят тысячи арестованных за участие в манифестациях сторонников мира и ядерного разоружения. Об этом говорит политический, экономический и правовой нигилизм официальной Америки по отношению к коренному населению. Об этом говорят серьезные ограничения в самих США прав человека на въезд и выезд, прав, которые официальные представители сделали чуть ли не знаменем в идеологической борьбе против социализма. Об этом говорят внушительные цифры политических заключенных в тюрьмах США. Об этом говорят те оранжерейные условия, которые создают государственные органы и законы страны для процветания ультраправых реакционных экстремистских организаций с их политикой антиафриканизма, антисемитизма, антикоммунизма и прочих «анти» – оголтелой расовой дискриминации в целом.

Все перечисленное свидетельствует о фактах грубого нарушения прав человека, о кризисе демократии в Соединенных Штатах Америки. Невозможно сегодня привести в качестве примера ни одного права из Всеобщей декларации, которое не нарушалось бы так или иначе в этой стране.

Все это, господин Председатель, не случайные эпизоды, а глубоко закономерные тенденции, ибо американская демократия – это не всеобщая демократия для всего американского народа. Американская система гражданских и политических прав – ЭТО НЕ ВСЕОБЩИЕ ПРАВА ДЛЯ ВСЕГО АМЕРИКАНСКОГО НАРОДА. ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ДЕМОКРАТИЯ И ПРАВА ПРАВЯЩЕЙ ЭЛИТЫ И ДЛЯ ПРАВЯЩЕЙ ЭЛИТЫ. ЭТО ЭЛИТАРНАЯ ДЕМОКРАТИЯ. Со всеми ее антидемократическими и противоправными проявлениями.

Господин Председатель! Уважаемые члены Комиссии! Это не мои собственные выводы. Я повторяю выводы американских ученых, которых нельзя заподозрить ни в коммунистических симпатиях, ни в отсутствии лояльности по отношению к своему правительству и своей политической системе.

Вот они, эти выводы.

«...Демократия, правление народа» – вовсе не означает, что широкие массы могут или должны быть вовлечены в процесс принятия решений или управления. «Народ никогда не может стать правительством», – американский социолог Вильсон, книга «Теория общественного мнения».

«...Особенность масс – некомпетентность, неинформированность, непонимание... Единственное мнение, которое эффективно в политическом процессе, – мнение внимательной общественности, иными словами, элиты», – американский социолог Бест, книга «Общественное мнение: микро или макро».

«...Интеллектуальная элита могла бы поднять некомпетентную серость масс до своего уровня, но это не нужно и нежелательно», – американский социолог Куалтер, книга «Контроль мнения в демократии».

Американские политологи Ипполито, Волкер, Калсан, главные теоретики «элитарной демократии» (книга «Общественное мнение и ответственная демократия»), считают весьма демократичным «разделение общества в США на немногих, которые принимают решения и, соответственно, пользуются большой властью, и остальных, имеющих весьма ограниченный прямой контроль над тем, что предпринимает правительство», утверждая при этом, что в демократической системе США «элита играет решающую роль».

«...ЭЛИТА, А НЕ МАССЫ ПРАВИТ АМЕРИКОЙ», – таков вывод авторов книги «Ирония демократии» Томаса Дал и Хэрнона Зейглера. Подобные выводы американских ученых могли бы занять десятки страниц.

Главная особенность современной американской демократии в том, что народ допускается ею только до избирательных урн, а управление, власть – абсолютная власть – это безраздельная область промышленной, финансовой и политической элиты. Неудивительно, что в этот «демократический клуб» многопартийных миллионеров можно войти, лишь уплатив за участие в выборах баснословные суммы. Подметив эту особенность, секретарь штата Нью-Йорк Гейл Шеффер признал следующее: «Подлинная демократия находится в опасности. Фактически она может оказаться исчезнувшим видом. Главный виновник этого – деньги...» Ибо в результате, продолжает Шеффер, избранники народа «должны руководствоваться интересами корпораций, которые финансируют их путь к власти».

Элитарная демократия неизбежно порождает колоссальный рост исполнительной власти, репрессивных органов государства, осуществляющих волю элиты, и неизбежно рост негативных явлений в области прав человека. На этой основе возникают явные тенденции перехода от элитарной демократии к очевидным элементам государственного тоталитаризма. Во внутренней политике это выражается в перечисленных выше явлениях, во внешней – в поддержке США самых реакционных режимов – от Батисты, Самосы до Чили, от ЮАР до Сальвадора, не говоря уже о ведении необъявленных войн с использованием наемников, создаваемых спецслужбами США, терзающих Никарагуа, Афганистан, Мозамбик, Анголу и др.

Господин Председатель! Учитывая все сказанное и то, что не позволяет изложить регламент, по нашему глубокому убеждению, уважаемая делегация США не имеет ни морального, ни юридического права выступать здесь в роли верховного прокурора в области прав человека. По нашему глубокому убеждению, наступило время и США подумать о демократизации своего политического режима и дальнейшем развитии в целях реального осуществления всего комплекса гражданских и политических, социальных и экономических прав человека.

Благодарю Вас.

 

* * *

 

Господин Председатель! *

Я не собирался второе выступление по п. 12 посвящать Соединенным Штатам Америки. Однако выступление руководителя делегации США снова во весь рост, как говорят, поставило вопрос о двойных стандартах. Как и во всех других выступлениях, он в худших традициях холодной войны говорил о странах социализма, очень вежливо и очень бегло говоря о проблемах своей страны.

Именно поэтому я намерен предложить Вашему вниманию некоторую детализацию моего первого выступления об элитарной демократии в этой стране и реальной тенденции развития элементов государственного тоталитаризма, ставящих под угрозу фундаментальные гражданские и политические права в этой стране.

Первое. Почти полное отсутствие представителей трудового народа страны в высших органах законодательной власти. Уверен, что данное явление настолько очевидно и для коллег из делегации США, и для всех присутствующих, что нет смысла дополнительно аргументировать его. Однако сообщим, пожалуй, что, по данным США, в законодательных органах страны они составляют менее 1%.

Второе. Массовый политико-правовой нигилизм по отношению к коренному населению – индейцам. Об этом свидетельствует многое, в том числе и факт полного отсутствия в органах законодательной власти Соединенных Штатов представителей коренного населения. Даже в тех местах, где индейцы составляют большинство населения. Чтобы убедиться в этом, смотрите, например, доклад Национального совета церквей США, изданный в январе 1988 г.

Третье. Массовая нереализация в США права на участие в выборах. Например, выборы 1984 г.: 60 млн. из имеющих право голоса по разным причинам вообще не зарегистрировались или не были зарегистрированы. Из примерно 115 млн. зарегистрировавшихся не голосовало 25 млн. Реально голосовало немногим более 90 млн., и около 85 млн. граждан, примерно 45%, не приняли участие в выборах совсем.

Четвертое. Массовые нарушения и подавление прав человека на свободу мысли, слова и убеждения, выражения своих идей и взглядов. Вспомним в этой связи обвинения, выдвинутые против 16 лидеров церковного движения в Нью-Мексико и Оризоне, преследование профессоров Гарвардского университета Клейр Далтона и Дэвида Грубека, уволенных за принадлежность к организации «Критические юридические исследования», тюремное заключение религиозных деятелей, участников движения за предоставление убежища политическим беженцам из Центральной Америки Элдер и Лини, тюремное заключение писателя и издателя Филиппа Фрея, автора книг и статей о несправедливой системе налогообложения в США. Можно было бы долго перечислять подобные факты.

Вспомним в этой связи, однако, и вопиющее в условиях демократии грубое подавление движения сторонников мира и ядерного разоружения, выступающих от имени самого гуманного, самого приоритетного в системе всех прав – права на жизнь, выживание и развитие рода человеческого. За реализацию этого права в США в 1982 г. арестовано 4 тыс. граждан, в 1983 г. в ходе только семи демонстраций, организованных Ливерморской группой действия, полиция арестовала 2474 человека. В Вашингтоне в этом же году за участие в выступлениях протеста против планов администрации относительно ракет MX подверглись арестам 242 активиста религиозных организаций. В 1984 г. было произведено свыше 1100 арестов участников манифестации, а против 577 наиболее активных возбуждены уголовные дела. Судебные процессы по делам борцов за мир и ядерное разоружение идут по всей Америке.

Пятое. Узурпирование столь дорогой сердцу американских политиков, идеологов, дипломатов свободы печати узкими группами гигантских концернов и монополий. По свидетельству американских средств информации, из 64,4 млн. экземпляров всех ежедневных газет США 26,5 млн. издается десятью гигантскими концернами. «Гэнней Компани», например, владеет 91 газетой с ежедневным тиражом 5,8 млн. экземпляров. «Нью-Йорк Компани», занимающая седьмое место в этой десятке, владеет 26 газетами, издавая 1,7 млн. экземпляров ежедневно. 2/3 из 1700 ежедневных газет США – собственность различных корпораций. Это значит, что 80% ежедневного тиража всех американских газет непосредственно подчинены воле узких кругов промышленного и финансового капитала. Не случайно газета «The Christian Science Monitor» писала: «Американцы высоко чтут свободу прессы, но большинство из них сомневается в действительной свободе средств массовой информации».

Шестое. Ограничение права на въезд и выезд, которое представляется сегодня официальной Америкой как абсолютно реализуемое в их стране право. Но это лишь очередной пример двойных стандартов в области прав человека. В США с 1952 г. действует закон Маккарэна-Уолтера, согласно которому въезд в страну запрещен для «коммунистов, марксистов и лиц, связанных с группами, исповедующими подобные убеждения». За время действия закона более чем 33 тыс. иностранцев был запрещен въезд в США. Среди них известные писатели Пабло Неруда, Грэхем Грин, Фарм Моут, вдова президента Чили Ортенсия де Альенде, лауреат Нобелевской премии колумбийский писатель Габриель Гарсия Маркес, бывший член британского парламента Бернадетта Давлин, писательница Маргарэт Рэндал. Эта практика часто применяется в наши дни, особенно в отношении граждан Советского Союза, Латинской Америки и других стран. Служба иммиграции и натурализации США насильственно выселяет из страны десятки тысяч иммигрантов.

Седьмое. Усиление репрессивного аппарата, его возможностей и власти, растущее полицейское преследование инакомыслящих.

Согласно данным американской печати, ежедневно в 36 федеральных ведомствах 85 компьютерных систем обновляют досье на 114 млн. американских граждан, почти 90% арестов в США производится без предусмотренного Конституцией ордера. Европейский парламент отмечает, что в США в отличие от международно-правовой практики и юридической традиции, сложившейся в цивилизованных странах, в последние годы суды в некоторых штатах практикуют вынесение смертных приговоров несовершеннолетним. По имеющимся данным, в США зарегистрировано 32 таких случая, причем некоторым из приговоренных к смерти едва исполнилось 16 лет. При вынесении смертных приговоров присутствует явная расистская тенденциозность. Из 1901 смертного приговора 787, или 41%, вынесены в отношении афроамериканцев.

В США до сих пор сохраняют силу многие законодательные акты, принятые в годы расцвета маккартизма, позволяющие властям открыто преследовать инакомыслящих. Создаются новые акты, активизирующие этот процесс. Декрет Президента № 12333 от 4 декабря 1981 г. и решение Министерства юстиции от 21 марта 1983 г. резко расширили прерогативы ЦРУ и ФБР в борьбе с так называемыми «внутренними противниками», т.е. участниками прогрессивных и антивоенньгх движений, борцами за гражданские права. В этом плане вполне заслуживают доверия данные общественной организации узников совести, которая считает, что в тюрьмах США содержатся тысячи политзаключенных. Эти люди брошены в тюрьмы на основе сфабрикованных обвинений в совершении уголовных преступлений.

Известны случаи убийств или попыток убийств по политическим мотивам: попытка убийства в тюрьме Л. Пелтиера, убийство в Чикаго профсоюзного активиста Р. Лозан, в Балтиморе – руководителя пикетов бастующих докеров Дж. Тейлора.

Восьмое. Благоприятные условия, создаваемые правоохранительными органами США для правоэкстремистских организаций, фактическое поощрение оголтелого расизма.

По данным американской печати, в настоящее время в США насчитывается свыше 3,5 тыс. национальных, региональных и местных организаций и групп ультраправой ориентации типа общества Джона Берча, Ку-клукс-клана, организации «Порядок», мирской ветви миссии Батлера «Арийские нации», «Лиги защиты христиан», «Лиги защиты христианских патриотов», «Группы призванных граждан», «Завет», «Меч и рука господня» и др. Их цель – борьба с прогрессивными движениями, инородцами и демократией.

Не случайно в упоминавшемся уже докладе Национального совета церквей США, где дан анализ расизма и разгула правоэкстремистского террора в США, отмечается, что каждый день анализируемого семилетнего периода отмечен варварскими акциями против достоинства человека, его гражданских и политических прав.

Как уже отмечалось, сползание американской элитарной демократии к тенденциям тоталитарного государства приобретает и международное измерение, что выражается в поддержке США наиболее реакционных режимов.

Список подобных негативных социально-политических явлений в области прав человека, характеризующих современные Соединенные Штаты, легко можно было бы продолжить. Эти явления и приведенные в связи с ними факты свидетельствуют о том, что прежде чем учить гражданским и политическим правам социалистические страны, и в том числе Кубу, следовало бы уважаемой делегации обратить взоры на свою собственную страну. Коллегам из делегации великой страны следовало бы серьезно задуматься над положением дел у себя дома.

Благодарю Вас, господин Председатель.

 

* * *

 

Господин Председатель! *

Я не хочу снова перечислять негативные явления и факты, свидетельствующие о серьезных нарушениях прав человека в США. В качестве резюме приведу еще раз высказывание гражданина США, журналиста и политолога Майкла Паронти: «У нас есть все основания для тревоги. Статистические данные обнажают поразительную трагедию нашей страны. Я говорю не о том смутном чувстве неудовлетворенности, которое все мы можем время от времени испытывать, а о явных и иногда катастрофических бедствиях... Вот какая она, «счастливая страна». Вопреки официальным заявлениям, МЫ ЖИВЕМ В ОБСТАНОВКЕ СКРЫТОЙ КАТАСТРОФЫ» (выделено мною. – Л. Е.).

Исходя из реальностей самих Соединенных Штатов Америки, я часто задаю себе вопрос, почему по этой стране нет до сих пор в Комиссии специальной резолюции, почему США отсутствуют в докладе о дискриминации религиозных и иных убеждений, почему США ежегодно не представляют информации по реализации международных пактов и конвенций? Конечно, причиной этого являются не блестяще реализуемые права человека, а ПРАВО СИЛЫ супердержавы. Но это не делает чести ни Комиссии, ни Организации Объединенных Наций, ни великому американскому народу.

В этом плане очень многое можно было бы сказать и в адрес целого ряда западных стран, включая и Соединенное Королевство, и ФРГ, и Ирландию, не говоря уже о таких странах, как Турция и ряд ей подобных, где фундаментальные права человека, все без исключения, находятся в состоянии, вызывающем необходимость критического анализа.

Однако, господин Председатель, я хочу подчеркнуть, что главное для нас сегодня вовсе не акцентирование внимания только на негативных явлениях. Мы хотим еще раз обратить внимание уважаемой Комиссии на тот факт, что мир устал от конфронтации, он ищет реальные пути разрешения проблем посредством политического согласия, национального примирения, равновесия интересов. Область прав человека – не исключение. Не случайно она находится в одном ряду с проблемами ядерного разоружения на переговорах на высшем уровне. Сегодня, господин Председатель, в процесс позитивного диалога, непосредственного сотрудничества вовлекаются не только политики и дипломаты, но и широкие массы населения: школьники, ученые, космонавты, сторонники движения за мир, члены высших законодательных органов власти. Этот процесс набирает силу и в США и в СССР.

Не меняется в этом плане лишь позиция делегации США в Комиссии по правам человека. Она по большинству обсуждаемых вопросов осталась конфронтационной. Об этом свидетельствует явление деформации истины о положении на Кубе, о проблемах, существующих в СССР, в том числе и в сфере национальных отношений. При этом необходимо заметить, что дискуссия с социализмом ведется не на почве его реальных проблем, а на почве старых антисоветских стереотипов политического мышления правоконсервативной Америки. Наверное, именно поэтому так легко прогнозировать основные положения выступлений уважаемой делегации буквально по любому вопросу.

Правда, если сказать, что в делегации США не произошло никаких изменений вообще, это будет неверно. Например, было интересно заметить, как уважаемая делегация сразу вся заговорила по-испански. Однако все мы очень хотели бы, чтобы эта делегация научилась многому другому, например, говорить в Комиссии языком конструктивного диалога и серьезного практического сотрудничества.

Господин Председатель! Все присутствующие здесь делегации, если они хотят быть на позициях реализма, должны признать, что в каждой из наших стран в области прав человека есть свои проблемы. Вот почему мы не должны быть друг для друга ни прокурорами, ни адвокатами, а честными партнерами позитивного практического сотрудничества в поиске реальных путей разрешения проблем прав человека в каждой стране. В первую очередь самых острых и сложных, с которыми уже многие годы сталкиваются, не находя ни выхода, ни решения, народы Ливана, Палестины, юга Африки, Чили, Сальвадора, Кипра, Афганистана и др. Именно этого ждут от нас сегодня миллионы голодных, больных, неграмотных, угнетенных, раздавленных насилием, горем и страданиями отдельных людей и целых народов.

Благодарю Вас.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных