ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Д.Г. Сидорова, А.В. ПутинФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный аграрный университет имени П.А.Столыпина»
В настоящее время в системе высшего профессионального образования России экологическое образование играет весьма заметную роль. Комплексная университетская подготовка по всем образовательным программам подразумевает в большей или меньшей мере изучение экологических дисциплин. Особенностью экологического образования в высших аграрных образовательных учреждениях является наряду с прикладным компонентом его теоретическая направленность. Поэтому профессиональная ориентация будущих специалистов должна быть, прежде всего, направлена на понимание взаимосвязей организмов друг с другом, факторами окружающей среды, влияния хозяйственной деятельности человека на природу и зависимости человека и общества от процессов, происходящих в природных сообществах в результате антропогенного воздействия. Ключевые слова: экологическое образование, экологическое воспитание, профориентационная деятельность, окружающая среда.
The role of career guidance in the bachelors-ecologists preparation.
Today in higher professional education, environmental education plays very important role. Integrated University training in all educational areas involves the study of environmental disciplines. In higher agrarian educational institutions environmental education is along with the applied component have a theoretical orientation. Therefore, professional orientation of future specialists should be primarily directed towards understanding the interactions of organisms with each other, environmental factors, the impact of human activities on nature and dependence of man and society from the processes in natural communities as a result of anthropogenic impact. Keywords: environmental education, environmental upbringing, vocational guidance, environment.
По мере того, как продолжает расти человеческая популяция, увеличивается и ее воздействие на окружающую среду. Основные экологические изменения продолжают набирать скорость в 21 веке. Это является прямым результатом человеческой эксплуатации ресурсов планеты. Возрастающее беспокойство общественности по поводу таких вопросов, как деградация и разрушение коралловых рифов и тропических лесов, ускоренное таяние льдов в Арктике, исчезновение различных видов растений и животных, глобальное изменение климата и его другие последствия, делают экологию одной из наиболее популярных наук современности. Успешные действия по сохранению биоразнообразия Земли должны быть основаны на правильном понимании экологических процессов и их отношений между собой, которые подвергаются воздействию изменений окружающей среды. Необходимость поиска решений сложившихся проблем говорит о том, что существует спрос на профессиональных экологов, которые играют ключевую роль в защите окружающей среды и её сохранении для будущих поколений. При поиске ответов на эти и многие другие вопросы, связанные с практическим сохранением планеты, необходимо развивать профессиональную ориентацию молодежи. Проблемы взаимоотношения человека и природы охватывают комплекс естественных знаний, в ряду которых, как один из наиболее значимых, следует выделить экологический образовательный компонент. Решение многих социально-экономических вопросов тесно связано с проблемами природопользования, а значит, необходимостью научно обоснованного, разумного обращения каждого человека и общества в целом с природой. Понимание студентами глобальности масштаба экологических проблем, чрезвычайно ценно для их воспитания как всесторонне развитых, гуманистически ориентированных личностей, пик профессиональной активности которых придется на время бурного развития инновационных технологий в сфере природопользования в целом и ресурсосбережения в частности. Следует отметить, что одной из главных функций профориентации является обеспечение качественного и количественного соответствия между спросом и предложением рабочей силы различного профиля и квалификации в разных районах и населенных пунктах [3]. Эффективные меры профориентации повышают производительность труда, что прямым образом влияет на экономические показатели страны и способствует уровню удовлетворённости населения жизнью, так как труд занимает большую часть жизни жителей и немаловажно, чтобы трудовая деятельность каждого работника приносила моральное удовлетворение, заинтересованность и желание трудиться и развиваться в своей трудовой сфере. Е.Г. Антосенков отмечает, что производительность труда работников, которые по своим качественным характеристикам соответствуют выбранной профессии, в среднем на 20 процентов выше, чем у тех, кто этого не имеет. Также автор приводит во внимание тот факт, что 40 процентов, меняющих место работы – это персонал, избравший профессию не по интересам. Успешная работа профориентации среди молодежи позволяет сократить расходы на возможную переквалификацию специалистов, разочаровавшихся в своем профессиональном выборе [1,2]. Профессиональная ориентация бакалавров должна предусматривать ознакомление студентов с особенностями профилей программы, спецификой работы специалистов и возможностями их трудоустройства, продолжения образования в магистратуре или использования широкого спектра программ дополнительного профессионального образования с присвоением квалификации. Каждый желающий защитить природу задается главным вопросом «где получить профессию эколога». Обучающиеся Омского ГАУ уже сделали свой первый шаг на пути профессионального самоопределения, они выбрали и поступили на направление подготовки «Экология и природопользование». Одной из самых популярных форм профориентационной работы является профинформация. Особенностью профинформации в случае обучающихся Омского ГАУ, является упор на выбранную ими программу «Экология региона». Незнание рынка труда и мира профессий являются главными факторами нестабильности и несоответствия спроса и предложения. Незнание содержания профессиональной деятельности и потребностей рынка труда влечет ложное представление обучающихся о будущей работе и перспективах карьеры [4]. Потому одним из ключевых аспектов успешной профориентации является наличие сотрудничества учебного заведения с ведущими предприятиями. Взаимное сотрудничество позволяет приглашать успешных специалистов для информирования учащихся о своей профессии, условиях и содержании труда. Организация экскурсий на производство – возможность своими глазами увидеть и оценить характер работы и ее условия, служит успешным фактором профессионального самоопределения личности. Экологи могут работать в различных областях, в зависимости от уровня их образования. Направления профессии эколога разнообразны – это полевые и лабораторные исследования, работа лесника или натуралиста, работа в отраслях, связанных с образованием, консалтинговыми услугами и местными или государственными учреждениями [7]. Это все виды работ, позволяющие анализировать, координировать и рационализировать управление состоянием природных ресурсов в целях улучшения качества окружающей среды. Активные формы профориентационной работы в подготовке бакалавра-эколога – понятие, которое включает в себя профориентационные игры, тренинги, профориентационные занятия, кейсы, направленные на помощь обучающимся в профессиональном самоопределении и формировании жизненных планов. Посредством игры учащимся предоставляется возможность «смоделировать», проанализировать и проиграть те жизненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Участвуя в подобных играх, ребята раскрывают свои таланты, учатся высказывать свои мысли, развивают ораторское мастерство и многое другое [5,6]. Невозможно также переоценить вклад экологического образования в деле подготовки будущих экологов. Направления профессиональной подготовки данных специальностей согласно требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) предусматривают углубленное понимание специалистами экологических закономерностей. Прежде всего, спектра взаимосвязей организмов друг с другом и с факторами окружающей среды, законов функционирования природных сообществ, влияния хозяйственной деятельности человека на природу и зависимости человека и общества от процессов, происходящих в природных сообществах в результате антропогенного воздействия. Целям наглядного изучения экологических адаптаций организмов к среде обитания служит богатейшая коллекция Зоологического музея ОмГАУ, насчитывающая более десяти тысяч экземпляров позвоночных и беспозвоночных животных основных систематических категорий. В коллекции богато представлена фауна Сибири в целом и Омской области в частности, а также основных наземных и водных биогеоценозов России и мира (представители арктической, тундровой, лесной и степной фауны, обитатели различных зон мирового Океана). Экспозиция музея составлена таким образом, чтобы наглядно знакомить студентов с адаптациями животных к среде обитания. Так, большинство экспонатов располагаются в виде экологических групп, например: «Птицы леса», «Водные и околоводные птицы», «Лесные млекопитающие», «Обитатели морского дна» и т. д. С учетом специфики преподаваемых дисциплин кафедры в коллекции очень подробно рассматриваются паразито-хозяинные связи. Имеется богатейшая коллекция влажных препаратов, в том числе основных классов паразитических червей и паразитических членистоногих. Чтение лекций, проведение лабораторных и практических занятий сопровождается демонстрацией учебно-методических таблиц и влажных препаратов. Весь этот богатейший наглядный материал, которым располагает кафедра экологии, природопользования и биологии, служит цели обеспечения неразрывной связи теоретического и практического курса экологических дисциплин, преподаваемых на кафедре. Среди ожидаемых результатов правильно налаженной профориентационной работы в подготовке бакалавра-эколога можно выделить: · обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; · ориентирование будущих специалистов экологов на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях и повышение мотивации к труду; · оказание психологической помощи в осознанном выборе будущей профессии. Следует подчеркнуть важность постоянства организации профориента-ционной работы, которая должна сопровождать обучающихся на протяжении учебы. Только лишь долговременная и непрерывная форма профориентационной деятельности способна произвести должный эффект и сыграть немаловажную роль как на индивидуальном уровне, отражающем потребности студентов в будущем самоопределении карьерной траектории, так и на макроуровне, характеризующем максимальное соответствие и баланс спроса и предложения на рынке труда.
Библиографический список
1. Антосенков Е. Г. Профориентация и эффективность экономики. // Труд и социальные отношения. – 2011. – № 4. – С. 11–17. 2. Донецкий А. М., Крымова Н. А. Профориентация населения – важное условие эффективной занятости. // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. – 2011. – № 1. — С. 226–228. 3. Лернер И. Я. Способы и уровни усвоения содержания образования // Биология в школе. – 1988. – № 2. – С. 62–64. 4. Плешакова М. В., Степанцова М. А. Современные проблемы молодежного рынка труда: региональный аспект. // Экономика: теория и практика. –2014. – №4 (36). 5. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 496 с. 6. Черепанова О. В., Первушина Н. С. Опыт внедрения профессиональных проб в систему профориентации. // Пермский педагогический журнал. – 2012. – №3. 7. Яковлев В. Я. Активные формы и методы обучения биологи. – М.: Просвещение, 1992.
Сведения об авторах
Сидорова Дарья Геннадьевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры экологии, природопользования и биологии Омского ГАУ, e-mail: daria-sidorova@bk.ru, 8-905-940-7333 Путин Андрей Викторович, кандидат биологических наук, доцент кафедры экологии, природопользования и биологии Омского ГАУ, e-mail: super.a89609828179@yandex.ru, 8-960-982-8179
Sidorova Daria Gennadievna, candidate of biological sciences, associate Professor at the Department of ecology, environmental management and biology at the Omsk state agrarian university, e-mail: daria-sidorova@bk.ru, 8-905-940-7333 Putin Andrey Viktorovich, candidate of biological Sciences, associate Professor at the Department of ecology, environmental management and biology at the Omsk state agrarian university, e-mail: super.a89609828179@yandex.ru, 8-960-982-8179
УДК 631.17:631.331 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|