Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Н.Н. Тищенко, Н.А. Поползухина, Л.В. Коржова, Е.Г. Бобренко




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина»

 

Рассмотрены особенности современной многоуровневой системы высшего образования в РФ в области экологии, природопользования и техносферной безопасности на примере ФГБОУ ВО Омский ГАУ.

Ключевые слова: многоуровневая система высшего образования, экология и природопользование, техносферная безопасность

 

N.N. Tishchenko, N. A. Popolzukhina, L.V. Korzhova, E.G. Bobrenko

Features of multilevel system of the higher education in the Russian Federation in the field of ecology, environmental management and a technosphere safety

 

Features of modern multilevel system of the higher education in the Russian Federation in the field of ecology, environmental management and a technosphere safety on the example of Federal public budgetary educational institution of the higher education Omsk GAU are considered.

Keywords: multilevel system of the higher education, ecology and environmental management, technosphere safety.

С 2003 г. Россия вступила в Болонский процесс, одной из основных целей которого является «содействие мобильности путём преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения» [1]. Для этого необходимо, чтобы уровни высшего образования в странах-участницах Болонского соглашения были максимально сходными, а получаемые по результатам обучения научные степени – легко сопоставимыми. В связи с этим, в России была введена двухуровневая система подготовки кадров (бакалавриат-магистратура). Однако специфика образовательного пространства в России не позволила полностью перейти на «новую» систему подготовки кадров. Многие вузы и сегодня продолжают готовить специалистов [2].

В настоящее время система высшего образования РФ является трехуровневой: бакалавриат – магистратура – подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура).

Бакалавриат – базовый уровень высшего образования, где студенты получают фундаментальную подготовку по дисциплинам без узкой специализации. Срок обучения по программам бакалавриата составляет четыре года. Программы подготовки бакалавров носят практико-ориентированный характер. По окончании выпускник получает диплом о высшем образовании с присвоением ученой степени (квалификации) «бакалавр» по определенному направлению. Диплом бакалавра дает право занимать должность, для которой предусмотрено высшее образование [2].

C 2008 г. на кафедре экологии, природопользования и биологии Омского ГАУ осуществляется подготовка бакалавров. Сейчас обучение проводится по двум направлениям подготовки: 05.03.06 – Экология и природопользование (Профиль «Экология») и 20.03.01 – Техносферная безопасность (Профиль – «Охрана природной среды и ресурсосбережение»). В дальнейшем, бакалавры имеют возможность продолжить обучение в магистратуре по своему направлению подготовки или выбрать другое направление.

Магистратура формирует второй уровень высшего образования, где обучение направлено на более глубокое освоение теоретического материала направления подготовки, а также ориентирует обучаемого на научно-исследовательскую деятельность.

Магистратура является второй ступенью двухуровневой системы образования. В нашем вузе на кафедре экологии, природопользования и биологии магистратура открыта с 2010 г. В настоящее время подготовка магистров ведется по направлениям: 05.04.06 – Экология и природопользование (Профиль «Экология региона») и 20.04.01 – Техносферная безопасность (Профиль «Мониторинг и защита окружающей среды»). Срок обучения составляет 2 года, и по окончании выпускнику выдается диплом о высшем образовании и присваивается степень «магистр» по искомому направлению подготовки. Получение магистерского диплома необходимо для тех, кто стремится получить ученую степень или имеет желание заниматься научно-исследовательской деятельностью и/или преподавательской работой. Диплом магистра может получить как бакалавр, так и специалист. Для бакалавра обучение по программе магистратуры является второй ступенью высшего образования, а для специалиста - вторым высшим образованием.

В бакалавриате первые два года студенты изучают общеобразовательные и общепрофессиональные дисциплины. Начиная с третьего курса, бакалавры изучают специальные дисциплины и проходят практику, имеющую отношению к выбранной профессии. Магистратура предполагает дальнейшее, более углублённое изучение специальных дисциплин по выбранной программе подготовки, а также готовит выпускников для научной работы. После окончания магистратуры магистры имеют возможность продолжить обучение в аспирантуре.

В РФ существует третий уровень высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации. Он включает в себя программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Обучение в аспирантуре предполагает подготовку диссертации на соискание учёной степени кандидата наук.

Аспирантура по специальности 03.02.08 – Экология была аккредитована в университете при кафедре экологии и биологии в 2009 г. С 2015 г. подготовка кадров высшей квалификации на кафедре экологии, природопользования и биологии осуществляется в соответствии c Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.07.2014 г. No871 по направлению подготовки 06.06.01 – Биологические науки (профиль - Экология). Обучение в аспирантуре продолжается 4 года. На кафедре функционируют одна научно-педагогическая школа и три научных направления, в которых исследования проводятся под руководством профессоров Я.Р. Рейнгарда, Н.А. Поползухиной, О.П. Баженовой, А.В. Синдиревой [3,4]. За этот период подготовлено 13 кандидатских и 1 докторская диссертация.

На кафедре экологии, природопользования и биологии реализуются все уровни высшего образования РФ – бакалавриат, магистратура, аспирантура.

В целом, многоуровневая система подготовки кадров позволяет бакалаврам продолжить свое обучение в магистратуре, в том числе по другому профилю, что безусловно является плюсом. Из минусов такой системы можно назвать низкую конкурентоспособность бакалавров, в сравнении с магистрами.

 

Библиографический список

 

1. Болонский процесс: европейские и национальные структуры квалификаций Книга-приложение 2) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 220 с.

2. Сюпова М. С. Современная структура высшего образования: достоинства и недостатки / М. С. Сюпова, Н. А. Бондаренко, К. А. Уразова // Электронные заметки ТОГУ. – 2014. – Том 5. – № 2. – С. 297-301.

3. Поползухина Н. А. Реализация концепции экологического образования в интересах устойчивого развития / Н. А. Поползухина, А. В. Синдирева // Технологическое образование и устойчивое развитие региона: материалы Всероссийской научно-практической конфереции с международным участием / под ред. В. В. Крашенникова (Новосибирск, 28–29 октября, 2010 г.). – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2010. – Ч.1. – С. 189–194.

4. Поползухина Н. А. Концепция экологического образования в Омской государственном аграрном университете / Н. А. Поползухина, А. В. Синдирева, О. В. Нежевляк, Е. Г. Бобренко // Западная Сибирь: экология и образование: мат-лы междунар. науч.-практ. конференции (Омск, 15 сентября 2012г.) – Омск: Полиграфический центр КАН, 2012. – С.150–158.

 

 

Сведения об авторах

Тищенко Наталья Николаевна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры экологии, природопользования и биологии, ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск, Институтская пл., 2, e-mail: nn.tischenko@omgau.org, тел. 8-913-604-65-46.

Поползухина Нина Алексеевна, доктор с.-х. наук, профессор, зав. кафедрой экологии, природопользования и биологии, ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск, Институтская пл., 2, e-mail: popolzuxinana@mail.ru

Коржова Людмила Викторовна, кандидат биолических наук, ст. преподаватель кафедры экологии, природопользования и биологии, ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск, Институтская пл., 2, e-mail: lv.korzhova@omgau.org

Бобренко Елена Геннадьевна, кандидат с.-х наук, доцент, доцент кафедры экологии, природопользования и биологии, ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск, Институтская пл., 2, e-mail: eg.bobrenko@omgau.org

Tishchenko Natalya Nikolaevna, candidate of agricultural sciences, associate professor of ecology, environmental management and biology, Federal public budgetary educational institution of the higher education Omsk GAU, Omsk, Institutskaya square, 2, e-mail: nn.tischenko@omgau.org, 8-913-604-65-46

Popolzukhina Nina Alekseevna, doctor of agricultural sciences, professor, department chair of ecology, environmental management and biology, Federal public budgetary educational institution of the higher education Omsk GAU, Omsk, Institutskaya Square, 2, e-mail: popolzuxinana@mail.ru

Korzhova Lyudmila Viktorovna, candidate of Biology, senior teacher of department of ecology, environmental management and biology, Federal public budgetary educational institution of the higher education Omsk GAU, Omsk, Institutskaya Square, 2, e-mail: lv.korzhova@omgau.org

Bobrenko Elena Gennadyevna, candidate of agricultural sciences, associate professor, associate professor of ecology, environmental management and biology, Federal public budgetary educational institution of the higher education Omsk GAU, Omsk, Institutskaya Square, 2, e-mail: eg.bobrenko@omgau.org

 

 

УДК 656.13.658

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных