ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Договора о разграничении полномочий между центром и отдельными ре гионами.¶ 16* ¶ ¶ Глава 6 Региональная политика и баланс отношений "центр — регионы " в современной России Конституция России предполагает разграничение полномочий с помощью собственно конституции, Федеративного договора, федеральных законов, а также индивидуальных договоров (см. ниже). 6.2 Федеральный центр как субъект отношений "центр — регионы" Федеральный центр как субъект отношений "центр — регионы" не является монолитным образованием, что всегда нужно учитывать при анализе региональной политики. Отсутствие абсолютного единства определяется двумя факторами. 1. Функциональная дифференциация процессов и форм принятия решений в сфере региональной политики между различными властными органами общенационального уровня. В некоторых случаях это может приводить к конфликтам между этими органами власти по поводу тех или иных решений в области региональной политики. 2. Лоббистская деятельность и конкуренция групп влияния общефедерального уровня или регионального происхождения, влияющая на процесс принятия решений. Федеральный центр представляет собой неоднородную подсистему в отношениях "центр — регионы". В этой подсистеме целесообразно выделить отдельные структурные элементы, проанализировав их роли и функции. 6.2.1 Президент России Важнейшим институтом общефедералъного уровня, определяющим баланс отношений "центр — регионы" и тенденции в его изменении, является институт президента России. В соответствии со ст. 80, п. 3 российской Конституции "Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства". Региональная политика является одним из направлений внутренней политики. Соответственно, определение основных направлений региональной политики можно считать функцией президента в стране в системе "центр — регионы". Президент принимает принципиальные решения о курсе и идеологии в региональной ¶ 6.2 Федеральный центр как субъект отношений "центр — регионы " политике, об изменениях баланса сил в сторону централизации или, наоборот, децентрализации, создании новых политических институтов, внесении поправок в федеральное законодательство и др. Следует помнить, что президент является субъектом законодательной инициативы и имеет право вносить законопроекты в российский парламент. Эти законопроекты могут относиться к любым аспектам региональной политики. Таким путем президент может инициировать самые глубокие и разноплановые изменения, разумеется, соответствующие конституции и имеющие шансы на прохождение через парламент. Деятельность президента в области региональной политики не сводится, таким образом, к его "указному праву", имеющему ограниченную сферу применения, в отличие от федеральных законов. Президент имеет большие полномочия в кадровой политике, определяющие его влияние на агентов центральной администрации в регионах. На региональном уровне важнейшим институтом президентского влияния являются полномочные представители президента (с 1991 г. в субъектах федерации, с 2000 г. — в федеральных округах). Их назначает непосредственно президент, они осуществляют контрольные функции в его интересах и исходя из поставленных им задач. В российской практике президент непосредственно курирует силовой блок в правительстве, а через него — влияет на территориальные подразделения силовых и правоохранительных структур. Более того, назначение руководителей региональных управлений внутренних дел производится самим президентом. Ключевой, хотя формально вспомогательной структурой, которая содействует президенту в вопросах региональной политики, является администрация президента. В российских условиях администрация президента превратилась в мощный центр принятия политических решений в сфере региональной политики (подготовка президентских решений, кадровая политика президента, принятие решений по поддержке кандидатов и партий на региональных выборах и при назначениях региональных чиновников и т.п.). Значительная часть этих решений относилась к текущей политике, нередко в российской практике она имела теневой характер и не была формализована в виде тех или иных нормативных актов (например, решения о поддержке кандидатов на выборах). На разных этапах в новейшей российской истории складывались ситуации, когда в администрации президента шла острая теневая борьба между группами влияния за принятие тех или иных решений (реальная структура президентской администрации носила сложный характер и предполагала ее формирование по принципу раздела сфер влияния между группами интересов и острой лоббистской борьбы). Возникали ситуации, когда ключевые решения теневого характера принимались в самой администрации президента и ей же осуществлялись при лояльном отношении самого президента к такой практике (например, в отношении позиции центра на региональных выборах). ¶ Глава 6 Региональная политика и баланс отношений "центр — регионы "«современной России Специализированной структурой президентской администрации, которая занималась вопросами отношений "центр — регионы", долгое время являлось территориальное управление (также называлось главным территориальным управлением). Эта структура прекратила существование во время административной реформы 2004 г., когда было создано единое главное управление внутренней политики. Кроме того, российские президенты активно используют институт своих советников и помощников. В их числе, как правило, есть советники (помощники) по вопросам региональной политики. 6.2.2 Правительство России Еще одним элементом в подсистеме федерального центра является федеральное правительство. Если не считать силовой блок правительства, работающий под контролем президента, правительство играет огромную роль в разработке и реализации региональной экономической политики. Согласно конституции, правительство обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики, управляет федеральной собственностью, обеспечивает проведение политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии и др. (ст. 114 российской Конституции). Все эти конституционные полномочия содержат региональную проекцию и потому имеют самое непосредственное отношение к региональной политике. Как и в случае с президентом, правительство действует двумя способами: • принятие собственных нормативных актов в рамках полномочий; • использование права законодательной инициативы и лоббирование законопроектов в парламенте. Важнейшим примером законопроекта, который разрабатывается правительством, является федеральный бюджет. Этот документ должен быть принят парламентом в форме федерального закона, после чего правительство на протяжении года занимается его исполнением. Аналогично, правительство вправе разрабатывать другие законопроекты, определяющие основы экономической политики (например, Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс), ее частные аспекты или развитие отдельных территорий. Любые решения правительства или его законодательные инициативы могут рассматриваться с точки зрения влияния на отношения "центр — регионы". Они всегда ведут к определенному перераспределению ресурсной базы между центром И регионами в целом и между отдельными субъектами федерации в частности, могут трактоваться с точки зрения выгоды тех или иных управленческих уровней или регионов. Изменения в объеме и структуре ресурсной базы непосредственно влия- ¶ 6.2 Федеральный центр как субъект отношений "центр — регионы " ют на политическую стабильность в регионах, позиции региональных элит, определяют пространство для маневра региональной власти, ее возможности и уровень реальной автономии. В структуре российского правительства на разных этапах выделялись специализированные структуры, отвечающие за региональную политику. История России и отечественного федерализма сложилась таким образом, что региональная и национальная политика составляли, по сути, единое целое. Вспомним, что одним из первых ведомств, созданных при советской власти, был Наркомнац, активно участвовавший в разработке основ национально-территориальной автономии. В советское время в структуре правительства обязательно существовал Государственный комитет по делам национальностей (Госкомнац). В постсоветский период данное направление было сохранено и видоизменено в контексте развития новых федеративных отношений. Как правило, в структуре правительства существовало министерство по делам федерации и национальностей (названия могли немного корректироваться, но были близки к приведенному выше). При премьер-министре Е. Примакове в 1998 г. впервые в истории в структуре правительства было создано специализированное министерство по региональной политике, которое было отделено от министерства по делам национальностей. Однако с уходом Е. Примакова национальная и региональная политика вновь были объединены в рамках одного ведомства. Реальная ситуация, однако, сложилась таким образом, что главное влияние на региональную политику оказывали не специализированные ведомства, на долю которых обычно оставалась только разработка концептуальных основ. Формировалось отношение к этим ведомствам как к слабым звеньям в правительственной структуре, не влияющим на процесс принятия решений (в особенности это относилось к региональной политике). Так, министерство, ведавшее вопросами национальной и региональной политики, было ликвидировано в октябре 2001 г. в процессе очередной реорганизации. В декабре 2001 г. был назначен министр без портфеля В. Зорин, ведавший национальными вопросами, но при реформе правительства 2004 г. его должность также была ликвидирована. Осенью 2004 г. в структуре российского правительства было создано министерство регионального развития. Первым министром стал В. Яковлев, бывший губернатор Санкт-Петербурга и полномочный представитель президента в Южном федеральном округе. Однако ключевую роль в проведении региональной политики играют основные министерства из экономического блока, имеющие непосредственное отношение к распоряжению государственными финансами и иными ресурсами. Министерство финансов и министерство экономического развития и торговли на практике являются ведущими разработчиками и проводниками региональной экономической политики, вместе с некоторыми другими министерствами и ведомствами. ¶ Глава 6 Региональная политика и баланс отношений "центр — регионы " в современной России 6.2.3 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|