Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Роль Федерального Собрания




Двухпалатное Федеральное Собрание занимается разработкой и принятием зако­нов, которые в числе прочего относятся к сфере региональной политики. Поэтому его роль в региональной политике также является ключевой.

В Государственной Думе и Совете Федерации существуют специализиро­ванные структуры, занимающиеся вопросами региональной политики (разработка и обсуждение законопроектов, проведение предварительного обсуждения законопро­ектов и инициатив на парламентских слушаниях и "круглых столах", лоббирование законопроектов в процессе их принятия, консультации с иными заинтересован­ными структурами и т.п.). В Госдуме эту роль играют комитет по делам федерации и региональной политике, комитет по вопросам местного самоуправления, коми­тет по проблемам Севера и Дальнего Востока, отчасти — комитет по делам на­циональностей. В Совете Федерации существуют комитет по делам федерации и региональной политике, комитет по вопросам местного самоуправления, коми­тет по делам Севера и малочисленных народов.

В российской практике правом законодательной инициативы в области ре­гиональной политики активно пользуются президент и правительство. Все основные инициативы, направленные на изменения баланса отношений "центр — регионы", были инициированы именно этими структурами. В этой связи реальную политиче­скую роль парламента в сфере региональной политики принято считать несколько вторичной (особенно с учетом высокого неформального контроля за депутатским корпусом со стороны администрации президента и укрепления позиций "партии власти" в парламенте). Как правило, она сводится к некоторой корректировке за­конопроектов, предлагаемых президентом и правительством1, и их принятию. В то же время известны случаи, когда принятые Госдумой законы не были одобрены Советом Федерации или когда президент налагал на них вето.

Функции Федерального Собрания в сфере региональной политики, связан­ные с законотворчеством, принято рассматривать в рамках сложившейся в России в 1990-е гг. системы разделения властей. Эта система предполагала фактическое доминирование президента и исполнительной власти и подчиненную роль пар­ламента (отсюда его функция корректировки "президентских" и "правительствен­ных" законопроектов). Однако она не исключает самостоятельную разработку за­конопроектов в парламенте, также как и появление альтернативных инициатив в

1 Как праиило, и соответствии с практикой начала 2000-х гг. корректировка прово­дилась в сторону некоторого смягчения, в то время как законопроекты, предлагаемые пре­зидентом и правительством, предполагали больший уровень централизации в том или ином аспекте.

6.2 Федеральный центр как субъект отношений "центр — регионы "

в оппозиционных фракциях. При этом такие законопроекты могут не пройти "фильтры" Совета Федерации и президента.

6.2.4

Роль Конституционного суда

Еще одной важной структурой в федеральном центре является Конституционный суд. Он выполняет функцию верховного арбитра, проверяющего соответствие кон­ституции (а значит, и конституционным принципам российского федерализма) нор­мативных актов, принимаемых любыми органами власти.

Во-первых, Конституционный суд принимает решения о соответствии рос­сийской Конституции (ст. 125, п. 2 российской Конституции):

• федеральных законов и иных нормативных актов, принимаемых феде­ральными властными органами (в том числе в сфере региональной политики);

• региональных законов и иных нормативных актов;

• договоров между центром и регионами и между самими регионами.
Во-вторых, Конституционный суд разрешает споры о компетенции (ст. 125, п. 3):

• между органами государственной власти Российской Федерации и орга­нами государственной власти субъектов Российской Федерации;

• между высшими государственными органами субъектов Российской Фе­дерации.

Для того чтобы Конституционный суд приступил к решению того или иного вопроса, в него должен поступить запрос. Правом подачи запроса в Конституцион­ный суд обладают президент. Совет Федерации и Государственная Дума в целом, группы депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации, насчиты­вающие одну пятую от их общего состава, правительство, Верховный суд Россий­ской Федерации, Высший арбитражный суд, органы законодательной и исполни­тельной власти субъектов федерации.

При этом возможна ситуация, когда Конституционный суд по тем или иным причинам отказывается рассматривать запрос.

Решение Конституционного суда имеет самое принципиальное значение для системы "центр — регионы". В соответствии со ст. 125, п. 6 Конституции, "акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу".

Изучая роль Конституционного суда в системе "центр — регионы", необ­ходимо иметь в виду, что рассмотрение запросов может быть весьма длительным процессом. Но в случае принятия четкого решения ответ на запрос может оказать большое влияние на дальнейшее развитие этой системы.

Глава 6 Региональная политика и баланс отношений "центррегионы " в современной России

6.2.5






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных