ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Международныевалютно-финансовые организации и их роль в развитии экономического сотрудничества 3 страницаФонд расширенной структурной перестройки — ЕСАФ (Enhanced Structural Adjustment Facility — ESAF) фактически стал преемником САФ с 1987 г. Он имеет *е же цели, что и САФ. Различие состоит в уровне доступа стран-членов к ресурсам, в масштабах и темпах реализации структурной перестройки в стране-заемщике; в процедурах мониторинга и в источниках финансирования. По состоянию на 30 апреля 1997 г. из фонда САФ было выдано кредитов на сумму 7,5 млн. СПЗ 10,2 млн. долл.), из которых 4,9 млн. СПЗ (6,7 млн. долл.) было оплачено. Правом пользоваться ресурсами ЕСАФ получили 72 страны. Кредиты «доставляются сроком на 4 года тем странам, в которых проводившаяся е экономическая политика осуществления структурных реформ дала удов- ворительные результаты и которые предпринимали эффективные меры в 123 регулировании платежных балансов. Кредиты предоставляются как за счет неиспользованных ресурсов фонда САФ, так и за счет специальных займов и взносов (6 млрд. СПЗ). Кредиты выдаются сроком на 3 года до 190% квоты, а при исключительных обстоятельствах — до 255% квоты. В 1993 г. был образован новый расширенный фонд структурной перестройки — правопреемник предыдущего. Объем ресурсов нового фонда составил 5 млрд. СПЗ (около 7 млрд. долл.) для предоставления льготных займов сроком на три года и 2 млрд. СПЗ (около 3 млрд. долл.) для субсидирования процентных ставок по этим займам. Предполагалось, что в программах структурной перестройки, осуществляемых в рамках нового фонда, будет уделяться больше внимания специальной защите населения и совершенствованию структуры государственных расходов. Предоставление Фондом кредитов странам-членам связано с выполнением последними определенных политико-экономических условий. Такой порядок получил название «обусловленности» (conditionality) и он строится на определенных принципах, установленных МВФ. 1. Возвратность предоставленных Фондом финансовых средств. Пред 2. Обоснование реальности возврата средств предполагает, что до пре 3. Страна-заемщик средств у МВФ выплачивает сумму сборов, необ Поскольку государства-члены выплачивают МВФ полученные ими средства, ресурсы Фонда используются на основе возобновляемое™. Практически все страны, входящие в МВФ, имеют право получить иностранную валюту без каких-либо ограничений и условий в пределах своей 25%-ной квоты в капитале МВФ (резервная доля). Предоставление займов сверх этой суммы обусловливается выполнением рекомендаций МВФ в области экономической и социальной политики. Система квот служит выполнению следующих задач: 124 • формирование пула финансовых средств, используемых Фондом в • усиление роли расчетного базиса для определения Фондом размеров • определение количества голосов, предоставляемых каждому государ В то время, как МБРР выдает займы только бедным развивающимся странам, МВФ может предоставить финансовые средства любой стране-члену которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств кредиторам в других странах или нуждается в финансовых ресурсах для осуществления экономических реформ или стабилизации платежного баланса. В своей деятельности МВФ придерживается жесткой финансовой политики, предполагающей выполнение страной, нуждающейся в займе, обязательств скоординировать свою политику с рекомендациями МВФ. Разработанные МВФ рекомендации относятся как к развивающимся странам, так и к странам с переходной экономикой. В них заложены определенные критерии, обязательные для выполнения. 1. Макроэкономическая политика должника должна быть направлена 2. Стабилизация внутреннего спроса за счет ограничения государствен 3. Использование займов на финансирование производственной сфе 4. Обеспечение бездефицитности (равновесия) государственного бюд
5. Проведение эффективной налоговой политики, способствующей 6. Стабилизация денежного обращения, что предполагает проведение 7. Обеспечение максимального использования рыночных механизмов 8. Осуществление структурной перестройки экономики как основы дол- 125 финансирование; развитие экспортных отраслей за счет как налоговых стимулов, так и девальвации, повышающей эффективность экспортной продукции; содействие притоку прямых иностранных инвестиций путем снижения уровня налогообложения и предоставления гарантий на вывоз прибылей. 9. Обеспечение стабильности политической власти, поскольку смена власти влечет за собой решение вопроса о преемственности внешних обязательств, включая займы. При выработке своих рекомендаций МВФ руководствуется монетаристской концепцией, которая исходит из взаимозависимости между величиной денежной массы в стране, объемом совокупного спроса, с одной стороны, и состоянием платежного баланса — с другой. Основную причину неуравновешенности платежного баланса Фонд видит в наличии избыточного совокупного платежеспособного спроса в стране, вызываемого в первую очередь дефицитом государственного бюджета и чрезмерным расширением денежной массы. МВФ своими рекомендациями содействует созданию в странах-заемщиках благоприятных макроэкономических условий, снижающих риск невозвращения займов. Поскольку этот риск связан с проведением государственной экономической политики, можно считать, что МВФ своими действиями обеспечивает снижение политического риска, который непосредственно связан также со стабильностью политической власти. В развитых странах, выступающих кредиторами на международном финансовом рынке, существует механизм страхования политического риска по частным займам. Он основан на политической линии конкретной страны-донора и его отношениях со страной-должником. Нередко эти отношения подкрепляются заключением соглашений о сотрудничестве. При предоставлении займов, не обеспеченных государственными гарантиями, политический риск целиком ложится на банк-кредитор. От его оценки степени риска зависит цена кредита. Помимо политического риска учитывается и предпринимательский риск. Обычно он возникает при предоставлении займов непосредственно частным компаниям под определенный проект или коммерческим банкам. В этих случаях важную роль играет установление прямых, непосредственных связей между банком-кредитором или его отделением в стране получателя кредита и компанией или банком-заемщиком. Большое значение и применение приобрели международные стандарты банковского дела, которые способствуют мобилизации источников финансирования. Важнейшую роль в развитии внешнего финансирования в современных условиях играют транснациональные банки (ТНБ), которые содействовали выработке критериев внешнего финансирования и международных стандартов в этой сфере. Исполнительный совет МВФ в начале 1998 г. одобрил создание дополнительной резервной системы — ДРС (Supplemental Reserve Facility), рассчитанной на предоставление финансовой помощи странам-участницам, испытывающим серьезные проблемы с платежным балансом вследствие острых потребностей в крупных средствах для краткосрочного финансирования, 126 никших в связи с потерей доверия участников рынка к данной стране. Пои таком положении усиливается давление на баланс движения капиталов на ее официальные валютные резервы. Указанный механизм используется элько в том случае, если существует уверенность, что быстрая перестройка и достаточное финансирование приведут в сжатые сроки к преодолению труд-остей с внешними платежами. Новая инициатива МВФ соответствует кур-/ этой организации на усиление ее наблюдательных функций и на предотвращение кризисов путем проведения странами-участницами адекватной экономической политики. Решение о помощи соответствующему государству принимается с учетом финансирования, предоставленного другими кредиторами. Средства выделяются двумя или более траншами, причем доступ к первому открывается уже при одобрении использования данного механизма для страны-заявителя. При принятии решения Фондом учитывается ее кредитоспособность, эффективность программы развития национальной экономики, прошлая помощь МВФ, положение с ликвидными средствами самого МВФ и другие факторы. Страны, пользующиеся ДРС, обязаны погашать свои обязательства в течение 12—18 месяцев со времени предоставления каждого транша. Исполнительный совет МВФ имеет право продлевать этот срок, но не более чем на один год. На саммите «Европа—Азия», состоявшемся в апреле 1998 г., лидеры представленных государств высказались в пользу укрепления возможностей МВФ по реализации оперативных мер в деле преодоления стихийно возникающих финансовых трудностей в отдельных странах и регионах, за облегчение доступа к расширенным механизмам финансирования МВФ путем увеличения квот и скорейшей ратификации положения о Новых механизмах заимствования. Участвуя вместе с Парижским клубом в разработке мер по повышению платежеспособности должников, в частности, мер по выравниванию их платежных балансов, М ВФ практически стал выступать важнейшим органом по предоставлению займов развивающимся и восточноевропейским странам. Произошло повышение роли МВФ как координатора международных кредитов и гаранта платежеспособности стран-должников. Заключение страной-должником кредитного соглашения с МВФ, главным элементом которого являются определенные экономические и политические условия (так называемый обусловленный кредит МВФ), предъявляемые данной стране Фондом в форме программы стабилизации экономики, служит для банков-кредиторов гарантией платежеспособности, достаточной для отсрочки погаше-ия долгов и предоставления стране новых кредитов. Отказ страны выпол-1ить условия МВФ закрывает ей доступ к мировому рынку капиталов. В то е время даже небольшой займ МВФ дает стране возможность получить более крупный кредит в банках. тВФ стремится к усовершенствованию своей системы кредитования и >ит задачей упростить финансирование не только наиболее бедных разви-Щихся стран, но и государств Восточной и Центральной Европы, а так-же Российской Федерации. 127 ■ 4.3. Банк международных расчетов — БМР (Bank for International Settlement — BIS) Создан в 1930 г. как межгосударственный банк, совмещающий проведение чисто коммерческих операций для центральных банков с ролью организатора и участника валютного сотрудничества. Банк учрежден на основе межправительственного соглашения, так называемого Гаагского соглашения, подписанного шестью государствами — Бельгией, Великобританией, Германией, Италией, Францией, Японией, — и Конвенции этих государств со Швейцарией, на территории которой функционирует Банк. Фактически он был организован центральными банками этих стран. В 1931—1932 гг. к нему присоединились 19 центральных банков стран Европы. Сейчас в состав членов — их 33 — входят все страны Западной Европы, 6 государств Восточной Европы, которые вступили в него в довоенный период и остались его акционерами в силу преемственности, а также США, Япония, Австралия, ЮАР и др. Учредителями БМР и первоначальными подписчиками на его капитал наряду с центральными банками шести стран были также частные коммерческие банки США. Федеральные резервные банки США поддерживают с БМР корреспондентские отношения и другие контакты. Федеральный резервный банк Нью-Йорка, будучи корреспондентом БМР, выполняет по его поручению операции на рынке ссудных капиталов США. Несмотря на участие в БМР Соединенных Штатов Америки, традиционно лидирующее положение в нем принадлежит странам Западной Европы, в отличие от МБРР и МВФ. Центральные банки являются основателями, руководителями и клиентами БМР, который можно считать международным банком центральных банков. Поэтому БМР представляют собой старейшую международную организацию в области международного валютного сотрудничества. По правовому положению БМР является акционерным обществом с капиталом 1,5 млрд. золотых франков (оплачено около 20%). Вместе с тем он создан как международная организация, деятельность которой регулируется международным правом и которая пользуется привилегиями и иммунитетами, необходимыми для выполнения своих функций. Банк находится в г. Базель (Швейцария), но он не является субъектом ни швейцарского федерального законодательства, касающегося банков и сберегательных банков, ни положений швейцарского законодательства о компаниях. Членами Банка являются 33 государства, представленные их центральными банками. Цели Банка: • содействие сотрудничеству между центральными банками; • обеспечение дополнительных благоприятных условий для междуна • оказание содействия сторонам в качестве доверенного лица или меж 128 В своей деятельности Банк руководствуется следующими положениями: • операции Банка осуществляются в соответствии с валютной полити- • операции Банка за собственный счет совершаются только в валютах, золотообменного стандарта; • характер операций Банка определяет Совет директоров; • операции Банка с центральными банками, коммерческими банками, раны могут осуществляться, если у центрального банка страны нет против этого возражений; • Банк может вступать в специальные соглашения с центральными бан • Банк не может выпускать банкноты с оплатой по предъявлению, ак • руководство деятельностью Банка должно осуществляться с учетом Основными направлениями деятельности Банка являются: • проведение различных операций по поручениям центральных банков — • в соответствии с Уставом БМР имеет право совершать следующие покупать, продавать, обменивать и хранить золото, как за собственный счет, так и за счет центральных банков, и получать ссуды от них; учитывать, переучитывать центральным банкам, покупать и продавать зекселя и другие первоклассные краткосрочные обязательства; продавать и покупать иностранную валюту и ценные бумаги (за исклю- 1ем акций) как за собственный счет, так и за счет центральных банков; принимать от центральных банков средства на текущие счета и во вклады; принимать во вклады правительственные средства по соглашениям, в горых Банк выступает доверенным, а также другие средства по решению Совета директоров; =уществлять краткосрочное финансирование центральных банков; согласно Уставу, банку запрещается: выпускать банкноты с оплатой по [влению; акцептовать переводные векселя; предоставлять ссуды прави- >ам (за исключением покупки государственных облигаций); приобретать ь над каким-либо предприятием; владеть недвижимостью, попадаю- Шку в результате погашения обязательств перед ним в течение более отельного срока, чем требуется для выгодной реализации этой недви- 129 ~ • использование технического аппарата и опыта Банка для различ • выполнение роли форума для международного валютного сотрудни • контроль за банковской деятельностью, выполнение функций Базель- • оказание технической помощи центральным банкам Восточной Евро • осуществление экономического и валютного сотрудничества в Ев • выполнение роли центра экономических исследований в целях содей Акционерный капитал Банка принадлежит крупнейшим центральным банкам, преимущественно европейских стран. Высшим органом БМР является общее собрание акционеров, созываемое ежегодно. Участие в голосовании принимают только представители центральных банков. Голоса распределяются пропорционально числу акций, которые были выделены соответствующему банку при подписке, независимо от того, сколько акций находится в его владении в момент голосования. Ежегодные общие собрания утверждают годовой финансовый отчет. Управление банком осуществляет Совет директоров в составе управляющих 13 центральных банков, в том числе 5 центральных банков стран-учредителей, каждый из которых вводит в Совет одного представителя финансовых, промышленных или торговых кругов своей страны-Должности членов Совета директоров не могут быть заняты членами пра- 130 I тельства, законодательных органов или государственными служащими, исключением управляющих центральными банками. Председатель Со- 3 я его заместитель и президент БМР избираются из числа членов Со- я'на срок не более трех лет. Аппарат БМР состоит также из Банковс- (операционного) управления, Валютно-экономического управления и Секретариата. БМР, хотя и является межгосударственным институтом, функциони-т на ЧИСто коммерческой основе как акционерное общество, выплачивающее дивиденды на акции. Хотя все акции имеют равные права в отношении выплаты по ним ежегодных дивидендов, частные держатели акций, на долю которых приходится 16% капитала, не могут осуществлять трансферт акций без согласия центрального банка и самого БМР и не имеют права голоса или представительства на общих собраниях. С 60-х годов БМР стал центром различных соглашений по поддержанию европейской валютной системы, а с 70-х годов Банк хранит средства Европейского фонда валютного сотрудничества и участвует в расчетах, связанных с поддержкой курсов валют, входящих в Европейскую валютную систему. С 1982 г. БМР предоставляет промежуточный кредит по гарантии центрального банка странам, ожидающим кредит МВФ, чтобы избежать кризиса их международной валютной ликвидности. Такие кредиты получили Венгрия, Мексика, Бразилия, Аргентина, Югославия. БМР является агентом ЕОУС, ОЭСР, ЕФВС (заменен Европейским валютным институтом в 1994 г.), а также международных валютных клирингов. Банк организует регулярные встречи управляющих центральными банками с целью координации мировой валютной и кредитной политики. Оставаясь в основном региональным западноевропейским международным банком и валютно-финансовым центром «Группы десяти», БМР фактически превратился в международную валютно-кредитную организацию по составу участников и характеру деятельности. Это обусловлено тем, что БМР являйся международным банком центральных банков, агентом и распорядителем в различных международно-расчетных и финансовых операциях, Цент-экономических исследований и форумом международного валютно-кре-дитного сотрудничества. Особенностью БМР является строго конфиденциальный характер дея- >сти, так же как и заседаний Базельского клуба, куда входят страны- ены Банка. БМР поддерживает тесные связи с МВФ и группой Всемирно- о анка и имеет административный пост во Временном комитете МВФ. обеспечивает работу секретариата Комитета управляющих ЕС, Адми- эативного совета ЕВС. Рекомендации, подготовленные БМР на базе гса, иногда имеют большее значение, чем межгосударственные и наднациональные решения. 131 4.4. Исламский банк развития — ИБР (Islamic Development Bank — ISDB) Создан в 1974 г. в целях содействия экономическому и социальному развитию стран-членов и мусульманских общин в соответствии с принципами шариата. Его члены — 47 государств: Азербайджан, Албания, Алжир, Афганистан, Бангладеш, Бахрейн, Бенин, Бруней, Буркина-Фасо, Габон, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Джибути, Египет, Индонезия, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Камерун, Катар, Коморские Острова, Кувейт, Кыргызстан, Ливан, Ливия, Мавритания, Малайзия, Мальдивы, Мали, Марокко, Нигер, ОАЭ, Оман, Палестина, Пакистан, Саудовская Аравия, Сенегал, Сирия, Сьерра-Леоне, Сомали, Судан, Тунис, Турция, Уганда, Чад. Основными направлениями деятельности Банка являются: • финансирование (в форме предоставления займов и кредитов) произ • предоставление займов для финансирования проектов инфраструктуры — • инвестирование средств в акционерный капитал промышленных и • финансирование проектов, обеспечивающих быструю отдачу путем • финансирование импорта путем предоставления краткосрочных кре • финансирование технической помощи, предоставляемой странам- • управление специальными фондами, создаваемыми для конкретных • сотрудничество с рядом арабских национальных и региональных фи Финансовые ресурсы Банка состоят из уставного капитала и дополнительных финансовых средств. Банк разработал системы кратко- и среднесрочного финансирования импорта для проектов развития в странах-членах, а также системы долгосрочного финансирования в целях содействия 132 звитию их экспорта. В 1980 г. Банк ввел новую систему — инвестицион--депозитный план, согласно которому Банк принимает краткосрочные позиты как от организаций, так и от индивидуальных вкладчиков, кото-е используются для финансирования импорта. В 1987 г. был создан «Пор- Ьель исламских банков» с целью использования подписного капитала для /Ьинансирования торговли между странами-членами и осуществления опера-ий связанных с лизингом и ценными бумагами. В 1988 г. Банк присту-л'к осуществлению плана долгосрочного финансирования торговли, до-злняюшего его программу финансирования импорта. Целью этого плана было оказание содействия расширению экспорта нетрадиционных товаров стран—членов Организации исламской конференции (ОИК) путем предоставления финансовых средств на срок от 6 до 60 месяцев для осуществления экспорта из стран-участниц в любую страну, являющуюся членом Банка. В 1989 г. был создан Отдельный инвестиционный фонд в целях привлечения дополнительных финансовых ресурсов и их инвестирования. Банк имеет специальный счет помощи, предназначенный для финансирования профессионального обучения и проводимых исследований в целях оказания помощи странам-членам в переориентации их экономики, финансовой и банковской системы. Банк оказывает финансовое содействие Исламскому научно-исследовательскому и учебному институту в проведении исследований, способствующих развитию экономики и банковского дела в странах-членах, а также в подготовке кадров. 4.5. Региональные банки и фонды развития Региональные банки Европейский инвестиционный банк; Азиатский банк развития — АзБР; Арабо-африканский международный банк — ААМБ; Арабский банк экономического развития Африки — АБЭРА; Африканский банк развития — АфБР; Банк развития государств Центральной Африки — БДЕАС; Западноафриканский банк развития — БОАД; Карибский банк развития — КБР; Латиноамериканский экспортный банк — ЛАЭБ; Межамериканский банк развития — МАБР; Центральноамериканский банк экономической интеграции — ЦАБЭИ; Арабо-латиноамериканский банк — АРЛАБАНК. Региональные фонды и финансовые организации Карибский инвестиционный фонд — КАРИКОМ; Андский резервный фонд — АРФ; Арабский валютный фонд — АВФ; 133 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|