ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Международныевалютно-финансовые организации и их роль в развитии экономического сотрудничества 7 страница• нормализация международной торговли сырьевыми товарами путем Механизм многостороннего регулирования рынка предусматривает заключение межправительственных соглашений, разработанных и действующих в рамках или под эгидой Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и межправительственных соглашений стран-продуцентов, стран-экспортеров и стран-потребителей того или иного товара. 164 Межправительственные соглашения, разработанные и действующие в ках и под эгидой ЮНКТАД, реализуются на основе Международных то- ubix соглашений (МТС) и в деятельности Международных исследователь- гоупп (МИГ). Их целью является обеспечение многостороннего сотруд- ества на межправительственном уровне по наиболее важным для между- ,одной торговли сырьевым товарам (зерновые, сахар, каучук, хлопок, ные металлы, какао, кофе, маслосемена). Основные цели МТС: • постановка и анализ проблем, связанных с международной торгов- • изучение мировой конъюнктуры рынка данного товара, регулярное • сбор и публикация статистических данных и подготовка экономичес • организация многосторонних консультаций по проблемам торговли • выработка мер по расширению производства и укреплению экспортного По сути дела МТС и МИГ играют роль международных форумов для обсуждения различных проблем, возникающих в мировой торговле конкретными товарами. Организационными формами реализации межправительственных соглашений, разработанных и действующих под эгидой ЮНКТАД, являются: • Международные товарные организации (МТО) и • Международные исследовательские группы (МИГ). Межправительственные организации стран-производителей и потребителей того или иного вида сырья; • Международные ассоциации производителей и экспортеров сырьевых 6.2. Механизм регулирования мировых товарных рынков. Международные товарные соглашения Международные товарные соглашения (МТС) — это многосторонние 'авительственные договоры, направленные на стабилизацию цен на ми- х товаРных рынках путем установления определенных соотношений между *-165 спросом и предложением с использованием конкретных механизмов регулирования. Заключение МТС началось еще до второй мировой войны, когда были подписаны первые межправительственные товарные соглашения и был создан институциональный механизм их организации, а также были основаны консультативные органы и исследовательские группы на межправительственной основе. К числу таких соглашений относятся: соглашение по пшенице (1933 г.) и по сахару (1937 г.). Международные товарные соглашения начали заключаться и перезаключаться в 50-е годы и особенно интенсивно в 60-е—70-е годы под эгидой и в рамках Конференции ООН, а также Комитета ЮНКТАД по сырьевым товарам. В рамках ООН решения о необходимости принятия мер по разработке товарных соглашений с целью регулирования и стабилизации мировых рынков сырьевых товаров принимались в Программе действий по установлению нового международного экономического порядка (Резолюция 3202 VI специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Резолюция 3362 VII специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН), а также на сесси На I сессии ЮНКТАД в 1964 г. были разработаны «Принципы международных торговых отношений и торговой политики», предусматривавшие, в частности, необходимость принятия совместных мер, направленных на стабилизацию экспортных поступлений, в том числе из развивающихся стран, на базе справедливых и выгодных цен, и установления взаимоприемлемого соотношения цен на сырье и готовые промышленные товары. Была также принята специальная резолюция «Международные товарные соглашения и устранение препятствий к расширению торговли», в которой подчеркивалась роль товарных соглашений в стимулировании экономического развития развивающихся стран. На этой сессии были разработаны общие цели и принципы международных товарных соглашений. На II сессии ЮНКТАД в 1968 г. при рассмотрении проблем торговли сырьем был рекомендован потоварный подход к заключению соглашений и принятию других мер стабилизационного характера на рынках железной руды, никеля, марганцевой руды, вольфрама. Большое значение при этом придавалось созданию стабилизационных запасов, осуществлению программы диверсификации, координации сбытовой политики и цен. Международные товарные соглашения составляли важную часть Интегрированной программы для сырьевых товаров (ИПСТ), которая была принята на IV сессии ЮНКТАД в 1976 г. — Резолюция 93(IV). Целью этой программы было проведение широкого комплекса мероприятий по реорганизации и нормализации международной торговли сырьем, включая разработку новых Международных товарных стабилизационных соглашений по широкому кругу товаров, в которых бы участвовали все основные страны-про-дуценты и потребители на условиях взаимного уважения интересов всех государств. В соответствии с положениями Интегрированной программы по 166 пью международными стабилизационными товарными соглашениями пред- 1галось охватить 18 видов сырьевых товаров, включая медь, бокситы, гезную РУДУ; марганец. Однако подготовительные совещания по меди, [езной руде и марганцу, проводившиеся в конце 70-х годов в рамках ЮН- •дд оказались безрезультатными, а по бокситам так и не состоялись. Предполагалось, что Международные товарные соглашения будут включать следующий механизм реализации: • меры и процедуры по установлению лимитов колебаний цен; • экспортные квоты и многосторонние обязательства по закупкам и про • нормы и процедуры установления развивающимися странами государ • меры по обеспечению устойчивого роста объема производства и экс • стабилизационные запасы (когда их создание возможно и целесооб • другие меры по стабилизации рынков при условии их финансирования • меры по диверсификации экономики и экспорта развивающихся стран; • совместные действия стран по развитию перерабатывающей промыш Для целей реализации Интегрированной программы был учрежден Общий фонд для сырьевых товаров в качестве международной финансовой организации, призванной служить важнейшим инструментом повышения эффективности действующих международных товарных соглашений. Международные товарные соглашения в послевоенные годы заключались и перезаключались по следующим товарам: какао — в 1972, 1975, 1980, 1987, 1993 гг.; кофе - в 1962, 1968, 1976, 1983; 1994 гг.; натуральному каучуку — в 1979, 1987, 1995 гг.; сахару - в 1954, 1959, 1968, 1974, 1977, 1984, 1987, 1992 гг.; оливковому маслу — в 1956, 1963, 1979; 1993 гг.; олову — в 1956, 1961, 1966, 1971, 1976, 1981 г. (прекратило действие в 1989 гг.); по пшенице - в 1949, 1953, 1956, 1959, 1962, 1967, 1971, 1986, 1995 гг. лашение 1995 г. носит название «Международное соглашение по зерну»); по джуту и джутовым изделиям — в 1984, 1989 гг.; по тропической древесине — в 1983, 1994 гг. Основными целями заключенных и действующих МТС являются: смяг-е резких колебаний цен; обеспечение рынков сбыта для соответствую- 'варов участвующих стран-экспортеров по выгодным и справедливым [ и поставок товаров странам-импортерам по справедливым ценам и на 167 ~ " регулярной основе; обеспечение получения стабильной валютной выручКР1 участвующими странами-экспортерами. Цели МТС и механизм их реализации во многом определяются видом соглашения. По целям и механизму реализации Международные товарные соглашения делятся натри вида: стабилизационные, административные и по мерам развития. Стабилизационные МТС имеют целью регулирование соотношения спроса и предложения на рынке путем использования следующих методов: установление определенных пределов колебания рыночных цен и обязательств экспортеров и импортеров вести торговлю в рамках установленного в соглашении диапазона цен (интервал между максимальной и минимальной ценой); использование системы экспортных квот; создание товарных фондов (буферных или стабилизационных запасов); регулирование размеров производства. Каждый из этих трех методов применялся в Соглашениях самостоятельно либо в сочетании с другими; одновременно или в определенной последовательности в зависимости от состояния конъюнктуры мирового товарного рынка. Выбор метода регулирования рынка во многом определяется тем, какие страны выступают основными экспортерами товара — развитые или развивающиеся; зависит от числа стран-производителей товара, от удельного веса экспорта в мировом производстве товара, от степени обеспеченности данным видом сырья стран-импортеров, от качественных характеристик товара. К стабилизационным соглашениям первоначально относились соглашения по натуральному каучуку, какао, кофе, олову. В настоящее время в качестве стабилизационного действует лишь одно соглашение — Международное соглашение по натуральному каучуку (МСНК); в стадии ликвидации находится Международное соглашение по какао (МСКК). Административные МТС имеют цели: согласование на многосторонней основе мер внутренней политики стран-производителей и потребителей с целью сбалансирования объемов производства и потребления конкретного товара; изучение состояния и тенденций развития конъюнктуры соответствующего мирового товарного рынка; регулярную информацию участников соглашения о положении на рынке; сбор и публикацию статистических данных и подготовку экономических обзоров рынка; организацию многосторонних консультаций по проблемам торговли данным товаром. К административным соглашениям относятся: Международное соглашение по пшенице (МСП), Международное соглашение по сахару (МСС); Международное соглашение по кофе (МОК), соглашения по хлопку, никелю, свинцу и цинку, каучуку-Число участвующих в таких соглашениях стран велико и они не предусматривают статей по регулированию рынка. Соглашения по мерам развития имеют цели: выработка мер по расширению производства и укреплению экспортного потенциала стран-производи- 168 лей сырья; развитие соответствующей инфраструктуры; содействие расши->нию участия стран-производителей в переработке (облагораживании) и 5ыте сырья; улучшение охраны окружающей среды; анализ проектов раз-тИя и выработка рекомендаций правительствам стран-производителей ырья. К соглашениям по мерам развития относятся: Международное со-яашение по оливковому маслу, Международное соглашение по тропинкой древесине, Международное соглашение по джуту и джутовым изделиям. Участниками международных товарных соглашений выступают правительства как стран-экспортеров, так и стран-импортеров (включая США, страны ЕС, Японию). Развитые страны участвуют в МТС с целью воспрепятствовать созданию картелей стран-производителей и гарантировать поставки важнейших видов сырья на свои внутренние рынки и, в частности, по стабильным ценам. По мнению большинства промышленно развитых стран-импортеров сырья, создание стабилизационных запасов являлось антирыночной мерой и не оправдывало затрат на их содержание и хранение. В связи с этим практически из всех заключенных в последние годы Межправительственных соглашений по сельскохозяйственным товарам были исключены все так называемые «экономические» положения, т.е. статьи, предусматривающие какое бы то ни было вмешательство на рынке со стороны международной товарной организации, будь то интервенции на рынке с помощью буферных запасов, либо установление системы квот. Многие промышленно развитые страны в настоящее время продолжают участие в МТО в значительной мере в силу политических соображений, а также в целях поддержания стабильных торгово-экономических отношений со своими бывшими колониями, как традиционными поставщиками сельскохозяйственного и промышленного сырья. Заключение соглашений по либерализации торговли сельскохозяйственными товарами в рамках ГАТТ и успешное начало деятельности Всемирной торговой организации (ВТО) побудило руководство МТО предпринять конкретные действия по установлению более тесного взаимодействия этой крупнейшей международной организацией. В свою очередь, ВТО *явила о своей готовности на постоянной основе сотрудничать с МТО с (елью дальнейшего развития международной торговли. В подтверждение <ого подхода Комитет по сельскому хозяйству ВТО в июне 1995 г. принял -шение предоставить Международному совету по зерну (МСЗ) право уча-•вать в качестве наблюдателя во всех своих заседаниях, в том числе зак-•IX. Со своей стороны представители ВТО вместе с делегациями ФАО, о фонда и других специализированных международных организаций гствовали в качестве наблюдателей на сессиях МТО. Тем самым ими признана важность той роли, которую играют в настоящее время мно-онние товарные соглашения в деле стабилизации рынков сырьевых >ВаРов и расширение торговли ими. Схема 5 6.3. Классификация международных организаций по регулированию мировых товарных рынков Международные организации по регулированию мировых товарных рынков Многосторонние межправительственные организации по регулированию мировых товарных рынков Межгосударственные организации стран — производителей и экспортеров сырья
Международные товарные организации (МТО)
Международные организации (МО) Международные советы (МС) Международные консультативные комитеты (МКК) Международные исследовательские группы (МИГ)
по хлопку (МККХ) Комитет ЮНКТАД по вольфраму
■ по каучуку (МИГК) по свинцу и цинку (МИГСЦ) по никелю (МИГН) по меди (МИГМ) Межправительственные рабочие группы по бананам цитрусовым рыбе зерну жестким волокнам шкурам и кожам мясу маслосеменам и жирам рису чаю
Глава 7_______________________________ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|