ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Международныевалютно-финансовые организации и их роль в развитии экономического сотрудничества 5 страницаа) поддерживать Соглашение о ВТО перед своими компетентными орга б) одобрить министерские декларации и решения. 3. Представители стран-участниц обязались принять меры, чтобы Со 144 глашения были ратифицированы всеми участниками «Уругвайского раун-и вступили в силу с 1 января 1995 г. Они остаются открытыми для принятия в течение двух лет после этой даты. 4 Соглашение о создании ВТО открыто для подписания всеми участ 5 До принятия Соглашения о создании ВТО его участники, кото- ювести переговоры о присоединении к ГАТТ и стать Договаривающимися сторонами последнего. Для стран, не являющихся членами ГАТТ на дату принятия Заключительного акта, порядок не был определен и должен быть установлен для целей их присоединения к ГАТТ и принятия Соглашения о ВТО. 6. Заключительный акт и тексты, приложенные к нему, депонированы у Генерального директора ГАТТ. Соглашение о создании ВТО является одним из самых важных результатов многосторонних переговоров. Оно образует основу, на которой базируются другие многосторонние соглашения, разработанные в ходе «Уругвайского раунда». Эти соглашения входят в список гшщюжений к Соглашению о создании ВТО. ГвТО^оздает правовуюоснову для дальнейших переговоров в сфере между народной^^орговли товарами и услугами^. ВТО не имеет устава, содержащего правовые нормы и положения. Правовой основой ВТО являются: ГАТТ в редакции 1994 г. (ГАТТ-Л994), включающее ряд новых соглашений, договоренностей и решений, а также Генеральное соглашен ие п о торговле услу гами (ГАТС). Сощагиение_по^торговь1м аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). (См. Приложение 3). ТВсемирная торговая организация — постоянно действующая международная организация ^ отличие от Г АТТ она является специализированньш_учрежде- нием системы ООН. ГАТТ не имело формального статуса специализированного учреждения. Оно^тносилось к межправ^тель£гвенным^р^ждениям, увязанным с системой ООН формальным соглаше нием. Всемирная торговая организация представляет собой организацию и од-_новременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере -ждународной торговли товарами и услугами. Членами ВТО являются 132 го-:ударства и еще 31 страна, среди которых Китай, Российская Федерация, Саудовская Аравия, которые ведут переговоры о вступлении в нее. Среди чле-В JpL~ 32_развитых страны и 100 развивающихся стран. Щелью ВТО является либерализация меж дународн ой торговли и прида-1у_стрйчивой основы, обеспечивая таким образом экономический рост ^Sl£JLiIP^bniie_H He благ осостояния людей. Это достигается частично ;е выработки и устаномй^йя правили "соглащений, касающихся тор-1 между странами-членами и частично путем переговоров, направлен-1а дальнейшую либерализацию торговли товарами и услугами. I 145
Основными направлениями деятельности ВТО являются: • контроль за принятием и применением многосторонних торговых со • выполнение роли форума для проведения многосторонних торговых • урегулирование торговых споров между странами-членами; • наблюдение за торговой политикой стран-членов; • сбор, изучение и предоставление информации по вопросам развития ВТО охватывает соглашениями практически всю сферу международной торговой политики и значительную часть международной коммерческой практики, а именно: таможенно-тарифное регулирование; антидемпинговое регулирование и применение компенсационных пошлин; использование субсидий и компенсационных мер; нетарифные ограничения; количественное регулирование и лицензирование экспорта и импорта, запреты экспорта и импорта; деятельность государственных торговых предприятий; таможенные союзы и зоны свободной торговли; таможенные формальности, сборы, требования к внешнеторговой документации; внутренние налоги, сборы, правила, относящиеся к внутренней торговле; защитные меры в торговле; технические барьеры в торговле; санитарные и фитосанитарные меры; правила происхождения товара;, торговля услугами; торговые аспекты защиты прав интеллектуальной собственности, вклю-чая торговлю поддельными товарами; торговля текстилем и одеждой; торговля сельскохозяйственной продукцией; осуществление правительственных закупок; торговля гражданской авиатехникой; торговые аспекты инвестиционных мер; международная торговля и защита окружающей среды. Ва жнейшие принципы ВТО в области регулирования международной торговли и торговой политики следующие. Принцип наибольшего благоприятствования или принцип недискриминации. Этот принцип требует, чтобы любое преимущество, привилегия, льгота или иммунитет, предоставленные любой страной-участницей любому продукту, происходящему из или предназначенному для любой другой страны, были распространены немедленно и безусловно на аналогичный продукт, проис- 146 одяи из или предназначенный для всех других стран-участниц (ст. I — гдтТ-1994). Режим наибольшего благоприятствования носит безусловный пактер, и страны, вступившие в ВТО, обязаны применять данную статью е полном объеме. Это означает, что если в ходе двусторонних переговоров Договаривающаяся сторона предоставляет другой стороне тарифные льготы, такие же льготы в принципе имеют право требовать все остальные Договаривающиеся стороны, т.е. нл_одна_страна не должна предос^гавлять_особые торговые преимущества другой стдане_илиприменять в отношении HeejjjCK ЙПЗДХоД Г~Принцип национального режима. Данный принцип устанавливает, что страны-участницы должны предоставлять товар ам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам^ в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю (ст. III). v/ Принцип зашиты национальной промышленности. Предполагается, что через импортные тарифы в интересах развития национальной промышленности страна может осуществлять защиту, основанную только н а тамож енных тарифах, а не на иных торгово-политических мерах, включая количествен-ные~ограничения (квоты), стандарты и др. (ст. XI—XVI ч. II). В ст. VI говорится, что «ни одна из стран-участниц не должна устанавливать на ввоз любого товара с территории другой страны-участницы никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий и других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов». -* Принцип создания устойчивой основы торговли. Обеспечивается обязательностью соблюдения тарифных^ровней, согласованных Договаривающимися сторонами. Это предполагает, что тарифы должны, сокращахься гюсредством многосторонних переговоров ине^ могут швмшаться_власжж™ии (ст. II ч. I). Принцип содействия справедливой конкуренции. Речь идето^юше^нии воп росов субсидий и демпинга. В антидемпинговом кодексе ГАТТ содержатся равила, используемые правительствами с целью реагирования на демпинг, /ществляемый на их внутреннем рынке заграничными конкурентами. В [О_может&ыть поставлен^проср^аличии^ншшщньщизнутрещнихсуб- негат ивных последствий с убсидий. Необходимость многостороннего регулирования в данной сфере обусловлена прежде всего тем, что субсидирование производства и экспорта продукции обеспечивает экспортерам определен-i преимущества в конкурентной борьбе на мировом рынке. Применение х мер одной страной вызывает ответную реакцию со стороны других стран, горым, по их мнению, наносится ущерб. Это приводит к взаимным обви-ям в недобросовестной конкуренции, введению так называемых ком-ационных мер. Отсюда стремление ВТО не допустить ведение «войны сидий» и использование компенсационньгхм£р__в протехционисхских целях (ст. XVI ч. И). 147 -j Общее запрещение количественных ограничений импорта. Такие ограничения до сих пор оказывают влияние на торговлю сельскохозяйственными товарами, текстилем, сталью и некоторыми другими товарами. Исключение составляют случаи применения количественных ограничений в целях защиты платежного баланса (ст. XII ч. II) и предотвращения утечки запасов иностранной валюты, вызванной спросом на импортные товары в связи с развитием внутреннего производства (ст. XVIII ч. II). А Принцип возможных действий в чрезвычайных обстоятельствах. В данном случае предусматриваются «изъятия» и применение «защитной оговорки». «Изъятия» (ст. XXV ч. III) означают возможность отмены конкретных обязательств в рамках ВТО, если это вызвано экономическими или торговыми обстоятельствами. «Защитная оговорка» (ст. XIX ч. III) предполагает возможность установления ограничений на импорт или временную отмену тарифных уступок в отношении товаров, которые импортируются в увеличивающихся количествах и причиняют или могут причинить серьезный ущерб конкурирующим национальным производителям. \\ Принцип региональных торговых договоренностей, в рамках которых группа стран соглашается ликвидировать или снизить барьеры^отношении друг другаТ Это допускается в качестве исключения из общего правила режима наибольшего благоприятствования при условии соблюдения определенных жестких критериев (ст. XXIV ч. III). Предусматривается, что региональные торговые группировки могут выступать как таможенный союз или зона свободной торговли. В обоих случаях пошлины и другие барьеры практически во всей торговле между странами группировки должны быть ликвидированы. В зоне свободной торговли каждая страна?член проводит свою собственную внешнеторговую политику, включая установление тарифов в отношении третьих стран. В случае таможедн^£о.сокхза^станавливается_еди_нь1Й таможенный тариф для третьих стран. Региональная интеграция призвана дополнять многостороннюю торговую систему. Д Специальные условия для развивающихся стран предусматривают поощ I бождение этих стратг от'"взаимности по обязательствам о сокращении или 0 устранении тарифов и других торговых барьеров. По итогам Токийского раунда было принято положение о предоставлении развивающимся странам режима всеобщей системы преференций (ВСП), которая допускает специальный торговый режим для наименее развитых стран. \(Исключение в отношении текстиля и одежды предполагает регулирование (в соответствии с Соглашением о многих видах волокон) торговли этими товарами путем установления промышленно развитыми странами квот на импорт текстиля и одежды из более конкурентоспособных развивающихся стран. Организационная структура ВТО определена в ст. IV Соглашения о создании ВТО. Высшим органом ВТО является Конференция на уровне министров (Ministerial Conference), которая собирается раз в два года. Первая Конференция состоялась в Сингапуре в декабре 1996 г., вторая — в Женеве 148 f Швейцария) в мае 1998 г. Заключительная декларация первой Конферен- ии министров подтвердила курс ВТО на^либерализацию торговли и осуще- -вление контроля за торговой политикой, а также приоритет многосторон- ей торговой системы перед региональными торговыми соглашениями. Вто- >ая конференция была посвящена 50-летию ГАТТ/ВТО. На ней присутство- зли помимо министров главы государств и правительств, в частности, США, Швейцарии, ЮАР, Кубы. За выполнение текущей^ работы ВТО отвечает Генеральный совет. (General Council), состоящий из представителей членов ВТО. Генеральный совет делегирует функции трем советам: Совету по торговле товарами (Council for Trade in Goods); Совету по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (Council for Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights) и Совету по торговле услугами (Council for Trade in Services). ^Совет по торговле товарами осуществляет контроль за действием многосторонних соглашений по торговле товарами, содержащихся в Приложении 1А (Annex 1A) Соглашения о создании ВТО. Он руководит деятельностью 14 комитетов, которые занимаются контролем за соблюдением принципов ВТО и соглашений ГАТТ-1994 по важнейшим направлениям деятельности ВТО в сфере торговли^товарами. (В 1996 г. был создан Комитет по региональным торговым_соглашени-ям, который наблюдает за соглашениями оТонах свободной торговли и таможенными союзами, относящимися к ВТО, обеспечивая форум для проведения переговоров и дискуссий во взаимотношениях между региональными соглашениями и многосторонней торговой системой. В результате региональной экономической интеграции и создания более гибких механизмов в форме зон свободной торговли и таможенных союзов, признанных ГАТТ, некото-рые группы стран действуют в ВТО совместно^ имея единого представителя, выступающего на заседаниях и переговорах. Это относится к таким региональным организациям, как^С^ЦЕРКОСУР, СЕЛА. Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность 1ШШ) осуществляет контроль за соблюдением соответствующего согла- ия, содержащегося в Приложении_ЛС_ (Annex 1С) к Соглашению о создании ВТО. Он занимается также вопросами, связанными с избежанием конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами. Совет nojroproBjiejcjjyra.Mii осуществляет контроль за выполнением со-ветствующего соглашения, содержащегося в Приложении IB (Annex IB), также оказывает помощь группам переговоров по таким вопросам, как базовые телекоммуникации, передвижение физических лиц, услуги по морс-им перевозкам. Он имеет в своем составе Комитет по торговле финансовы-услугами и Рабочую группу по профессиональным услугам. Генеральному совету подотчетны 4 комитета: по торговле и развитию; ограничениям, связанным с платежным балансом; по бюджету, финан- 1 административным вопросам. Кроме того, в его ведении находятся 2 циальных органа: по проведению периодических обзоров торговой поли- 1 и По Рассмотрению спорных вопросов. 149 Секретариат возглавляется Генеральным директором и четырьмя его заместителями. Он несет ответственность за обеспечение деятельности органов ВТО в том, что касается ведения переговоров, осуществления соглашений и предоставления технической помощи развивающимся странам. Входящий в Секретариат отдел технического сотрудничества и профессиональной подготовки кадров оказывает помощь развивающимся странам путем предоставления информации, справочной и технической документации; проведения семинаров; организации миссий и курсов подготовки кадров в области торговой политики для государственных служащих из развивающихся стран и стран Восточной и Центральной Европы. ВТО имеет статус юридического лица и пользуется всеми привилегиями и иммунитетами, предоставленными специализированным учреждениям ООН. Бюджет ВТО и размер индивидуальных взносов стран-членов основываются на традиционной практике и правилах ГАТТ-1994, а именно, на основе долей стран-членов ВТО в общем объеме осуществляемой ими торговли. Деятельность ВТО. Начальный период деятельности ВТО характеризуется решением следующих задач: • реализация соглашений «Уругвайского раунда» переговоров, в резуль • разрешение торговых споров. Создан эффективный механизм их раз • создание апелляционного органа; • расширение числа членов организации; • разработка широкомасштабной программы деятельности по торговле • ведение переговоров в таких секторах сферы услуг, как финансовые, ГПри определении целей ВТО на перспективу в качестве первоочередной ставится дальнейшая либерализация торговли товарами и услугами через совершенствование торговых правил. Проблема заключается прежде всего в разном понимании этой цели: одна группа стран не проявляет заинтересованности в увеличении своих обязательств по либерализации, взятых во время «Уругвайского раунда», тогда как другая, наоборот, предлагает ускорить и расширить снижение таможенных тарифов, проработать возможность либерализации торговли профессиональными видами услуг (имеются в виду услуги врачей, юристов, артистов, ученых и т. д.), больше гармонизировать технические стандарты и упростить правила определения происхождения товаров. К этому следует добавить договоренность на «Уругвайском раунде» о том, чтобы до конца столетия начать переговоры об обязательствах в сфере сельского хозяйства, услуг, регулирования инвестиций и конкурентной политики. 150 В области регулирования инвестиций главная задача состоит в разработке многосторонних правил, подобно существующим многосторонним пра-шлам в торговле. В дополнение к мерам в отдельных секторах необходим сеобъемлющий подход к инвестициям в рамках ВТО, который бы распространил на заграничные капиталовложения ее основополагающие принципы — >ежим наибольшего благоприятствования и национальный режим, а также зключал бы требования, связанные с охраной окружающей среды. В настоящее время отсутствуют четкие многосторонние рамки, потенциально несовместимых и даже дискриминационных национальных режимов в отношении иностранных инвестиций. Вопрос заключается в том, как обеспечить действительно многосторонний подход к этой проблеме, который бы принимал во внимание не только роль инвестиций в международной торговой системе, но и общую заинтересованность индустриальных и развивающихся стран в благоприятном инвестиционном климате. Ныне в мире существует свыше 900 двусторонних инвестиционных соглашений, и лучше иметь одно для всех стран с одинаковыми правилами и дисциплиной. Что касается регулирования конкурентней политики, то по мере либерализации торговли ее значение возрастает, ибо независимо от государственных мер торговые барьеры создают сами компании. Предполагается принять решение на многосторонней базе, обязывающее правительства соответственно скорректировать национальную конкурентную политику, либо разработать основные правила конкуренции. Важное значение в современных условиях приобретает коррупция в международной торговле, связанная, в частности, с государственными закупками; регионализм, т. е. распространение соглашений о преференциальной торговле между группами стран и влияние мировых цен на сырье и доходы от торговли. Предполагается, что индустриальные страны должны сохранять открытыми свои рынки и больше их либерализовать в будущем. Развивающиеся страны должны продолжать идти по пути либерализационных реформ и углублять интегрированность в глобальную систему. Индустриальные и развивающиеся страны вместе должны содействовать улучшению обстановки в наименее развитых странах. В качестве средства решения этой задачи предлагается обеспечить полную свободу доступа на внешние рынки товаров и услуг из наименее развитых стран (закрепить беспошлинный режим и устранить все остающиеся количественные ограничения импорта), улучшить ре-им для иностранных инвестиций в указанных странах, содействовать их региональному сотрудничеству и принять более гибкие правила происхождения отношении товаров последних. Важно добиться универсальности ВТО: принять Китай, Россию и все другие страны в ее систему. Сохранение приоритета правил и системы разрешения споров ВТО яв- ся не самоцелью, а средством избежать хаоса конкуренции и противоре- [ юрисдикции, когда правительства выбирают те правила, которые им е подходят. Механизм конвергенции региональных и многосторонней гем требует особого внимания. В лице ВТО мир имеет в настоящее время 151 постоянно действующий форум в области торговой политики, а также более эффективные средства для согласования обязательств и претворения в жизнь торговых правил. С созданием ВТО и заключением всеобъемлющих соглашений о сотрудничестве с МБРР и МВФ не только завершится, но и обновится объединение торговли и финансов*. На первой Конференции, проходившей в 1996 г. в Сингапуре, была принята декларация, которая является по сути дела программным документом для стран-членов, хотя она носит не директивный, а рамочный характер. В ней определены масштабные цели организации. Конференция подтвердила в качестве одной из своих главных задач стремление и готовность способствовать «интеграции развивающихся, наименее развитых стран и стран с переходной экономикой в многостороннюю систему регулирования мировой торго вли». /Важное значение приобрел вопрос о новых методах регулирования внешнеэкономической деятельности на многосторонней основеДк ним, в частности, относятся: • увязывание в дальнейшем условий торговли и торговых режимов с • принятие мер по обеспечению прозрачности государственных закупок, • определение принципов «открытого регионализма», подкрепленных На второй Конференции ВТО, проходившей в Женеве в мае 1998 г., было предложено начать в 1999 г. переговоры о снижении тарифов и субсидий, сдерживающих рост производительности труда в сельском хозяйстве; продолжить снижение пошлин на промышленные товары и с этой целью • Сабельников Л.В. Международная торговля и торговая политика. БИКИ, 152 кд соглашения по отдельным секторам — от торговли химической |0ДуКцией до передачи технологий в области окружающей среды; увязывать доставление уступок по нескольким отраслям: например, развитая страна огла бы снизить тарифы на текстиль, а развивающаяся страна, со своей - оооны, устранить барьеры на пути ввоза компьютеров; производить торго-е переговоры на двусторонней основе; расширить сотрудничество между iTO и МОТ в вопросах гарантий трудовых стандартов, в котором заинтере-ованы развитые страны. Развивающиеся страны проявляют особый интерес к такой проблематике ВТО, как вопросы сельского хозяйства; торговля текстилем; антидемпинг; свободная миграция рабочей силы; снижение пошлин на импорт промышленной продукции; отмена квот в странах ЕС и США на текстиль и готовую одежду, с тем чтобы либерализовать торговлю к 2005 г.; гармонизация правил конкуренции в мире. Было принято решение о годичном моратории на введение таможенных тарифов на трансграничные передачи электронной информации, в частности, через Интернет. Предполагается, что к 2002 г. объем электронной торговли возрастет до 300 млрд. долл. В мае 1998 г. страны—члены ВТО договорились не вводить таможенные сборы на международные электронные операции и принять рабочую программу с рекомендациями по поводу развития торговли в Интернет с учетом специфических нужд развивающихся стран. Предполагается провести новый раунд переговоров под названием «раунд тысячелетия», на котором будут проведены многосторонние переговоры по Соглашениям ГАТТ-1994, в том числе по вопросам сельского хозяйства и торговли сельскохозяйственными товарами. Предстоит выработать единую концепцию либерализации мировой торговли товарами и услугами. С 1 января 1996 г. вступило в силу соглашение, достигнутое в рамках Всемирной торговой организации, в соответствии с которым иностранные компании получают доступ к правительственным контрактам на несколько миллиардов долларов. Оно охватывает больше стран и заказчиков, а также распространяется на более широкую гамму контрактов, чем договоренности, одобренные по линии ГАТТ 15 лет назад. Впервые включаются контракты на предоставление услуг, а также такие, в которых заказчиком выступают органы власти второго уровня (штатов, провинций, департаментов и т. п.) и коммунальные службы. Соглашение ратифицировано более чем 20 странами, в том числе США, 15 членами ЕС, Японией, Республикой Корея, вейцарией. Сингапур и некоторые другие государства намерены также соединиться к нему. Ряд областей исключаются из сферы его действия, в стности иностранные компании не смогут участвовать в тендерах на заказы эоронных структур, телекоммуникационного сектора ЕС, региональных и городских транспортных систем США. Соглашение предусматривает сложную систему предельных стоимост-юказателей, выраженных в СДР, при превышении которых контракт «тически становится открытым для международной конкуренции. Со-ение конкретизирует особенности самой процедуры тендера прежде все- 153 го с тем расчетом, чтобы отношение к иностранным участникам, товарам и услугам было бы таким же, как и к отечественным. В декабре 1997 г. в Женеве в рамках ВТО было подписано многостороннее соглашение о либерализации рынка финансовых услуг. По его условиям около 100 государств обязались обеспечить различную степень открытости своих финансовых рынков с 1999 г. Объем рынка, где совершаются банковские и страховые сделки, операции с ценными бумагами, оценивается более чем в триллион долларов. Свободная конкуренция в этой сфере открывает крупному банковскому и страховому капиталу перспективу завоевания новых рынков, в частности в Азии, а позднее и в России, когда она сможет присоединиться к соглашению. Конкретным потребителям банковских и страховых услуг либерализация этих рынков даст выгоды в виде новых услуг и низких цен. Одновременно в сложной ситуации окажутся национальные банки и страховые общества. По соглашению о говядине было принято специальное постановление Рабочей группы ВТО в 1998 г. Согласно постановлению, ЕС должен заниматься сбором доказательств пагубного влияния на здоровье населения говядины, произведенной с использованием гормонов роста и импортируемой из США. 5.3. Конференция ООН по торговле и развитию — ЮНКТАД (United Nations Conference on Trade and Development — UNCTAD) Создана, согласно резолюции Генеральной Ассамблеи, в 1964 г. в качестве специального постоянного органа ООН. Первая сессия Конференции состоялась в Женеве в 1964 г. В дальнейшем сессии ЮНКТАД проводились каждые четыре года. Последняя IX сессия состоялась в Мидранде (ЮАР) в мае 1996 г. Следующая X сессия намечена на 2000 г. и будет проходить в Таиланде. Членами ЮНКТАД являются 185 государств—членов ООН и 3 члена представляют специализированные агентства. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|