Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Многосторонние межправительственные организации по регулированию мировых товарных рынков




Межправительственные организации по регулированию мировых то­варных рынков, именуемые Международными товарными организациями (МТО), включают:

Международные организации,

Международные советы,

Международные консультативные комитеты,

Международные исследовательские группы.

Международные товарные организации имеют целью наблюдение за реализацией международных товарных соглашений, а также изучение состо­яния мировых товарных рынков и обсуждение проблем, связанных с соотно­шением спроса и предложения на конкретных рынках, и выработки реко­мендаций правительствам стран-участниц (Международные консультативные организации и Международные исследовательские группы). Деятельность Международных товарных организаций в определенной степени ограничива­ет возможности для односторонних действий некоторых стран—производи­телей сырья, препятствует образованию международных объединений экс­портеров картельного типа.

7.1. Международные организации

Международные организации (International Organisations) были созда­ны на основе международных товарных соглашений с целью наблюдения за IX реализацией. Они обладают правосубъектностью, имеют конкретные цели организационную структуру. Направления деятельности Международных организаций предполагают использование специально создаваемых механиз-в в зависимости от вида соответствующего международного товарного со­глашения.

В настоящее время в системе ООН действуют Международные орга-

Щии по какао, по кофе, по натуральному каучуку, по сахару, по зер-

0 тропической древесине, по джуту. Организационная структура Меж-

родных организаций, наделенных международной правосубъектностью,

Щипе, однотипна. Она включает Международный совет, Исполни-

и комитет и Исполнительного директора. Международный совет яв-

я высшим органом, состоящим из представителей всех участников Со-

'Ния. Он проводит регулярные очередные и внеочередные сессии, где


принимаются решения, связанные с реализацией Соглашения. Система рас­пределения голосов при принятии решений основана на формальном равен­стве сторон — стран-экспортеров и импортеров. Исполнительный комитет — это высший исполнительный орган, работающий под руководством Совета и отчитывающийся перед ним. Он осуществляет текущее наблюдение за со­стоянием конъюнктуры мирового рынка и вырабатывает рекомендации по механизму его регулирования.

7.1.1. Международная организация по какао МОКК (International Cocoa Organisation ICCO)

Была создана в соответствии со Статьей 5 Международного соглаше­ния по какао, заключенного в 1972 г., с целью наблюдения за его реализа­цией. Она была сохранена в рамках последующих соглашений 1975, 1980 1987, 1993 гг. Международная организация по какао (МОКК) является межправительственной организацией, деятельность которой призвана со­действовать развитию и укреплению международного сотрудничества во всех областях мировой экономики какао между экспортирующими и импорти­рующими странами в соответствии с целями и задачами действующего Международного соглашения по какао (МСКК) 1993 г. Членами МСКК в 1996 г. были 16 стран-экспортеров и 21 страна-импортер (включая РФ), а также Европейское сообщество.

Главной целью при создании Организации была выработка и осуще­ствление странами-участницами мер (в том числе и экономического харак­тера) по предотвращению чрезмерных колебаний цен на какао, обеспече­нию достаточного предложения какао по разумным ценам, а также по обес­печению устойчивых поступлений от экспорта производителям какао. Ос­новным механизмом для достижения этих целей в соглашениях 1975, 1980 и 1987 гг. являлся буферный запас какао, при помощи которого осуществля­лось воздействие на мировые цены. Однако из-за перепроизводства какао попытки стабилизировать цены в 1987 г. оказались безуспешными и закупки в буферный запас были приостановлены, что привело к кризису Организа­ции. Для выхода из создавшейся ситуации было принято решение о «замо­раживании» действия положений соглашения 1987 г., касающихся экономи­ческих мер воздействия на рынок какао. В таком виде соглашение 1987 г. после двух решений о его продлении просуществовало до 1993 г.

В МСКК 1993 г. в основном сохранены многие общие положения старого соглашения, носящие институционный и административно-хозяй­ственный характер, однако оно не имеет механизмов прямого вмешатель­ства на рынках (таких как буферный запас или система удержаний). Равно­весие между спросом и предложением на какао на рынке достигается по­средством корректировки производства и стимулирования потребления.

В соответствии со Статьей 1 МСКК 1993 г. главными целями МОКК являются:

172


• содействовать развитию и укреплению международного сотрудниче-
вО всех секторах мировой экономики какао;

• способствовать стабилизации мирового рынка какао в интересах всех
тников, стремясь, в частности: добиться сбалансированного развития
ка какао путем принятия мер для содействия необходимым корректиров-

производстве и стимулировании потребления в целях обеспечения в есрочном и дОЛГосрочном плане равновесия между предложением и спро-• обеспечить достаточное предложение какао по разумным ценам, koto­s'были бы справедливыми по отношению к производителям и потребите-. способствовать расширению международной торговли какао;

• содействовать транспарентности в функционировании мировой эко­
номики какао посредством сбора, анализа и распространения соответствую­
щих статистических данных и проведения необходимых исследований;

• способствовать проведению научных исследований и разработок в об­
ласти какао;

• обеспечивать соответствующий форум для обсуждения всех вопросов,
касающихся мировой экономики какао.

Суть соглашения заключается в Статье 28, которая предусматривает разработку «плана регулирования производства» производящими странами в рамках Комитета по производству, образуемого Советом МОКК, и выпол­нение этого плана данной группой стран. Каждый экспортирующий участ­ник отвечает за свою «программу регулирования производства», осуществ­ляемую им для достижения целей, определенных планом. Импортирующие страны также являются членами Комитета по производству, однако план регулирования производства и программы определяются и финансируются исключительно экспортирующими странами. Комитет по производству ко­ординирует национальные политики и программы стран, учитывая план ре­гулирования производства, и дает рекомендации в отношении «любых мер и мероприятий (включая, там, где это целесообразно, и диверсификацию), особствующих скорейшему восстановлению устойчивого равновесия меж­предложением и спросом на мировом рынке какао». Комитет на основа-ши прогнозов в области мирового производства и потребления какао уста-авливает показатели годовых уровней мирового производства, необходи-< для достижения и поддержания равновесия между спросом и предложе-ем на какао. Он также осуществляет наблюдение за выполнением плана и ограмм регулирования производства и предоставляет подробные отчеты ', который может давать соответствующие рекомендации. Статья 34 направлена на расширение потребления какао во всех стра-этой целью предусматривает образование Комитета по потреблению, зовать в котором могут все члены Совета. Импортирующие участники Ют усилия для устранения или значительного сокращения внутрен-'епятствий росту потребления, а также для стимулирования мер по Ждению новых областей использования какао. Внутренние налоги и та-


моженные тарифы включаются в данные по потреблению какао, которые каждая страна-участница направляет не реже одного раза в год Исполни­тельному директору МОКК. Комитет по потреблению осуществляет наблю­дение за выполнением программ и делает оценку тенденций в области по­требления, а также определяет препятствия, стоящие на пути расширения потребления какао, в особенности на нетрадиционных рынках, и оказывает содействие научным исследованиям в новых областях использования какао На основании подробного отчета Комитета Совет рассматривает положение с потреблением какао и может давать соответствующие рекомендации. Он вправе образовать подкомитеты с целью осуществления конкретных программ в области потребления какао, которые финансируются участниками на доб­ровольной основе.

Кроме того, соглашение имеет целью содействовать открытости в об­ласти мировой экономики какао посредством сбора, анализа и распростра­нения соответствующих статистических данных и проведения необходимых исследований (Статья 1 d). Одной из статей, направленных на достижение большей открытости, является Статья 32, которая говорит о том, что «уча­стники обязуются ежегодно, не позднее мая, предоставлять Исполнитель­ному директору имеющуюся у них информацию по запасам какао, находив­шимся в их странах в конце сельскохозяйственного года какао (на 30 сентяб­ря)». Не реже одного раза в год Исполнительный директор представляет подробный отчет по данному вопросу Совету, который может давать участ­никам соответствующие рекомендации.

Новшеством соглашения является включение в него статьи об аспек­тах, касающихся окружающей среды. В Статье 53 указывается, что «участ­ники оказывают должное внимание рациональному управлению ресурсами какао и его переработке, помня о принципах, согласованных на восьмой сессии ЮНКТАД и на Конференции ООН по окружающей среде и разви­тию». Буферный запас согласно МСКК 1975, 1980 и 1986 гг. являлся ос­новным механизмом МОКК, который должен был предотвращать чрезмер­ные колебания цен на какао на мировых рынках. Соглашениями предусмат­ривалась защита устанавливаемых в них диапазонов цен на какао: в случае, если рыночная (индикаторная) цена на какао опускалась ниже нижней, ого­воренной соглашением, цены (цены вмешательства), то производились за­купки в буферный запас; и наоборот, если индикаторная цена поднималась выше верхней цены вмешательства, находящиеся в буферном запасе какао-бобы начинали продаваться. Общий объем буферного запаса был установ­лен в количестве 250 тыс. т, включая запасы, переданные после прекраще­ния действия МСКК 1980 г., которые составляли около 100 тыс. т. Допол­нительным средством стабилизации цен являлась система удержаний какао с рынка, объем которой был определен в размере 120 тыс. т какао. Система удержаний вступала в действие после закупки в буферный запас всех 250 тыс. т какао. Предполагалось, что объем буферного запаса может быть увеличен на

174


с Т; если МСКК 1987 г., заключенное на три года, будет продлено на - превышающий один год.

' Операции буферного запаса и введение в действие системы удержаний о с рынка финансировались за счет взносов (сборов) с экспорта и им-1 какао, которые страны—участницы соглашений перечисляли на циальный счет буферного запаса. Размер сборов составлял порядка 30 долл. США с 1 т какао. Основная часть сборов уплачивалась намИ.экспортерами, а страны-импортеры платили такие сборы только пучае закупки какао из стран, не являвшихся участницами соглаше-К 25 февраля 1988 г. буферный запас достиг величины в 250 тыс. т, закупки были прекращены. Так как МСКК 1993 г. не содержит поло-кений о буферном запасе, то согласно МСКК 1987 г. весь имеющийся эуферный запас подлежит ликвидации. На 46 сессии Совета МОКК,проходившей в сентябре 1993 г., были уточнены Правила ликвидации бу­ферного запаса.

МОКК осуществляет постоянное наблюдение за положением на миро­вом рынке какао, проводит сбор, изучение, анализ статистической инфор­мации, получаемой от стран-участниц, регулярно публикует результаты своих исследований и прогнозы состояния рынка какао. Страны—члены МОККполучают выпускаемые МОКК публикации и другие материалы на безвоз­мездной основе.

Главной целью нового международного соглашения по какао, приня­того на Конференции ООН по какао в июле 1993 г., становится не обеспече­ние краткосрочной стабилизации цен путем интервенций на рынке, а выра­ботка средне- и долгосрочной политики сбалансирования спроса и предло­жения на основе межправительственных договоренностей между странами-продуцентами и потребителями путем добровольных мероприятий по регу­лированию производства и потребления.

Международная организация по какао осуществляет свои функции че-Совет МОКК и его органы, а также Секретариат МОКК на основе ад­министративных правил Организации. Совет МОКК является высшим ор­ганом Организации, включающим всех ее участников. Он проводит в конце каждого полугодия сельскохозяйственного года (для какао — с 1 октября 30 сентября) свои регулярные сессии и в случае необходимости созы­вает специальные сессии.

При Совете функционируют комитеты: Исполнительный, Финансовый,

этический, а также подкомитеты: 1) по политике в области производства

о политике в области потребления какао (в рамках Соглашения МСКК —

г-)- Секретариат МОКК включает: (1) Канцелярию Исполнительного ди-

гора; (2) Экономический отдел с секцией экономических исследований и

стики и секцией контроля; (3) Отдел административного обслуживания с

* персонала и общего обслуживания, финансово-расчетный, перево-

эбслуживания конференций. Основным направлением деятельности

175


МОККявляется наряду с мониторингом рынка выработка рекомендаций пра­вительствам стран-членов с целью оптимизации объемов производства какао-бобов и стимулирования потребления какао в странах-импортерах.

В соглашении 1993 г. экономический механизм стабилизации рынка не предусмотрен.

7.1.2. Международная организация по кофе МОК (International Coffee OrganisationICO)

Была создана в соответствии со Статьей 7 Международного соглаше­ния по кофе, подписанного в 1962 г. с целью наблюдения за его реализаци­ей. Она была сохранена в рамках последующих соглашений 1968, 1976, 1983 и 1994 гг. Участниками МОК являются 54 государства — 18 стран-экс­портеров и 36 стран-импортеров (1996 г.).

На своей 64 сессии, состоявшейся в марте 1994 г., Международный совет по кофе принял новое соглашение по кофе, которое заменило согла­шение 1983 г., срок которого истек 1 октября 1994 г.

Цели Соглашения 1994 г.:

• содействие развитию международного сотрудничества в вопросах ми­
ровой торговли кофе;

• обеспечение форума для проведения межправительственных консуль­
таций и переговоров, направленных на достижение разумного соотношения
между мировым предложением и спросом на основе цен, приемлемых для
потребителей и выгодных производителям, что могло бы обеспечить долго­
срочную стабильность между спросом и предложением;

• содействие расширению мировой торговли кофе путем сбора, анали­
за и предоставления статистической информации и публикаций о ценах на
мировом рынке кофе;

• выполнение роли центра по сбору, обмену и изданию информации
по экономическим и техническим вопросам рынка кофе;

• содействие развитию потребления кофе; обеспечение потребителям
достаточного предложения кофе по умеренным ценам, а производителям —
рынки для сбыта кофе по выгодным ценам.

МОК осуществляет свои функции через Международный совет по кофе, Исполнительный комитет, Исполнительного директора и Секретариат. Меж­дународный совет по кофе является высшим органом Организации и вклю­чает всех участников Соглашения. Он проводит две регулярные сессии в год и может собираться на внеочередные сессии. Регулирующий механизм Со­глашения основывается на квотном механизме и фонде содействия развитию потребления.

Соглашение по кофе 1976 г., заключенное в период высоких цен на кофе, было основано на квотном механизме, но не содержало установлен­ного уровня цен, которые этот механизм должен был защищать. В связи с этим в первые четыре года данного Соглашения квоты не вводились. Квот-

176


 


й механизм был введен с 1 октября 1980 г., и были установлены пределы бания КОМплексной индикаторной цены. Мировой рынок кофе был по­ен на квотируемый рынок стран-участниц и неквотируемый рынок стран-* участниц. Фонд содействия развитию потребления финансируется в обя-гельном порядке странами-экспортерами, участвующими в Соглашении, тем уплаты пошлин за марки, подтверждающие экспорт кофе, а страны-мпортеры делают взносы в фонд в добровольном порядке. Средства фонда -пользуются в основном для финансирования проводимых кампаний по шреНИю потребления кофе в странах-импортерах, а также на исследова-иЯ и разработки, направленные на увеличение потребления кофе. Фонд может предоставлять средства на финансирование до 50% стоимости таких кампаний. Деятельностью фонда управляет Комитет фонда, возглавляемый Исполнительным директором. В состав Комитета входят все участники, делаюшие взносы в фонд.

7.1.3. Международная организация по натуральному каучуку МОНК (Internatioal Natural Rubber Organisation INRO)

Была создана в 1980 г. для наблюдения за реализацией Международ­ного соглашения по натуральному каучуку, заключенного в 1979 г. Указан­ное Соглашение было первым, заключенным в рамках Интегрированной программы ЮНКТАД по сырьевым товарам. Международное соглашение по натуральному каучуку 1995 г. было подписано на Международной конфе­ренции по натуральному каучуку, проходившей в Женеве в феврале 1995 г. Оно заменило действовавшее ранее международное соглашение по натураль­ному каучуку от 1987 г., срок которого истек в декабре 1995 г. Соглашение 1995 г. вступило в силу 18 декабря 1995 г. после его подписания четырьмя странами-экспортерами, на долю которых приходится 94% экспорта, и 15 странами-импортерами, а также ЕС, на которые падает около 50% импорта. В январе 1996 г. к Соглашению присоединились еще 3 импорти­рующих страны, доля которых составляет 25% мирового импорта. Срок действия Соглашения — 4 года. Основные положения Соглашения 1995 г. повторяют соглашения 1979 и 1986 гг. Оно имеет те же цели, что и пре­дыдущие соглашения, важнейшими из которых являются стабилизация #н и достижение баланса между спросом и предложением. Как и в со-ашениях 1979 и 1987 гг., цены на натуральный каучук будут стабилизиро-1ться путем проведения операций с международным буферным запасом в ) тыс. т, как единственным инструментом рыночной интервенции. Бу-Рерный запас будет состоять из 400 тыс. т обычного запаса и 150 тыс. т чрезвычайного запаса.

Основные цели Международного соглашения по натуральному каучуку:

• достижение сбалансированного роста предложения натурального ка-

а и спРоса на него, тем самым способствуя смягчению серьезных трудно-

' возникающих в связи с излишками или нехваткой натурального каучука;

177


• достижение устойчивых условий торговли натуральным каучуком п0-
средством устранения чрезмерных колебаний цен на натуральный каучук
неблагоприятно воздействующих на долгосрочные интересы как производи,'
телей, так и потребителей, и стабилизация этих цен, без нарушения долго,
срочных тенденций развития рынка, в интересах производителей и потреби­
телей;

• содействие стабилизации поступлений стран-участниц от экспорта на­
турального каучука по благоприятным и выгодным ценам, тем самым спо­
собствуя обеспечению необходимых стимулов для неуклонного роста темпов
производства и ресурсов для ускоренного экономического роста и социаль­
ного развития стран-участниц;

• стремление к обеспечению достаточных поставок натурального каучу­
ка для удовлетворения потребностей импортирующих участников по справед­
ливым и разумным ценам и стремление к тому, чтобы эти поставки были
более надежными и бесперебойными;

• принятие всех возможных мер в случае появления излишка или не­
хватки натурального каучука, направленных на смягчение экономических труд­
ностей, с которыми могут столкнуться страны-участники;

• достижение расширения международной торговли натуральным кау­
чуком и готовыми изделиями из него и улучшения их доступа на рынок;

• повышение конкурентоспособности натурального каучука путем по­
ощрения исследований и разработок по связанным с ним проблемам;

• содействие улучшению обработки и организации сбыта натурального
каучука;

• расширение международного сотрудничества и консультаций по воп­
росам, связанным с натуральным каучуком, и влияющим на предложение и
спрос;

• содействие развитию и координации программ по проведению иссле­
дований и оказанию помощи, а также других программ в отношении нату­
рального каучука.

МОНК осуществляет свои функции через Международный совет по натуральному каучуку, Исполнительного директора и Управляющего стаби­лизационным запасом. Международный совет по натуральному каучуку яв­ляется высшим органом МОНК, включающим всех членов Организации. Совет наделен полномочиями и выполняет все функции, необходимые для обеспечения выполнения Международного соглашения по натуральному ка­учуку (МОНК-94). Совет избирает на каждый год председателя и заместите­ля председателя поочередно от стран-участниц (экспортеров и импортеров) по принципу ротации. Совет обычно проводит две очередные сессии в год, все его решения и рекомендации принимаются раздельным простым боль­шинством голосов. В составе Совета имеются следующие комитеты: Коми­тет по административным вопросам; Комитет по операциям со стабилизаци­онным запасом; Комитет по статистике; Комитет по прочим мерам. Совет

178


иинством голосов устанавливает состав и круг ведения каждого коми-ддминистративный бюджет МОНК образуется из взносов каждой стра-

умма которого исчисляется на основе количества голосов, которыми лагает страна в Совете. Регулирующий механизм Соглашения осно-ется на создании международного стабилизационного запаса, кото-является единственным инструментом вмешательства для стабилиза-еН на рынке. Стабилизационный запас натурального каучука (СЗНК) "оглашению 1979 г. был определен в 550 тыс. т, в том числе обычный ялизационный запас был установлен в размере 400 тыс. т и чрезвычай­ный - в 150 тыс. т.

финансирование всех расходов на создание стабилизационного запаса аспределяется поровну между участниками Соглашения — как экспортера-i так и импортерами. Механизм МОНК-79 предусматривал, что закупки натурального каучука в стабилизационный запас производятся, когда цены на рынке падают ниже установленного уровня, и продажи из запаса осуще­ствляются, если цены превысят согласованный уровень. Решение на закуп­ки натурального каучука в стабилизационный запас принимает Исполни­тельный директор в зависимости от уровня цен на мировом рынке.

Финансовые обязательства стран—членов МОНК по финансированию СЗНК подлежат выполнению в течение месяца по получении извещения Исполнительного директора МОНК о причитающихся суммах, иначе на об­разовавшуюся задолженность начисляются проценты по рыночным кредит­ным ставкам. Внесенные суммы остаются собственностью стран—участниц Соглашения и подлежат возврату в случае прекращения его действия или ликвидации стабилизационного запаса.

7.1.4. Международная организация по сахару МОС (International Sugar Organisation ISO)

Международное соглашение по сахару (МСС) впервые было подписа-

о в 1937 г.(СССР был участником), однако оно прекратило свое действие

! началом второй мировой войны, хотя формально продолжал существовать

Секретариат. В 1953 г. Конференция ООН по сахару разработала текст

вого Международного соглашения по сахару, которое вступило в силу в

4 г. сроком на 5 лет. В нем участвовало 23 страны (в том числе СССР). В

9 г. вступило в силу новое соглашение сроком на 5 лет. Однако в связи с

;м, что участники соглашения не смогли договориться об установлении экс-

Ртных квот на последние два года действия Соглашения, оно фактически

£кратило свое действие в 1961 г. Сохранился лишь Международный совет по

*аРУ и его Секретариат. Очередное Международное соглашение по сахару

о разработано и принято на Конференции ООН по сахару в 1968 г. Оно

о в силу в 1969 г. сроком на 5 лет. Основная цель соглашения состо-

^табилизации цен на мировом рынке путем экспортных квот. Конфе-

ия ООН по сахару 1973 г. не смогла разработать текст нового соглаше-


ния. С целью сохранения Международного совета по сахару и его Секрета­риата было принято лишь административное Международное соглашение по сахару, которое действовало с 1974 по 1977 г. На Конференции ООН по сахару в 1977 г. было принято новое Международное соглашение по сахару (МСС 1977 г.), которое вступило в силу с 1 января 1978 г. и впоследствии было продлено до 31 декабря 1984 г. В нем участвовало 44 экспортирующих страны и 15 стран-импортеров (включая СССР). В ходе переговоров по зак­лючению нового международного соглашения по сахару, проходивших в 1983—1984 гг., противоречия между экспортерами сахара, особенно между ЕС и развивающимися странами, не позволили разработать соглашение с регулирующим механизмом. В результате с 1984 г. оно стало функциониро­вать без экономических статей. Следующее международное соглашение по са­хару было заключено в 1987 г. и действовало до 1992 г. В 1992 г. вступило в силу новое МСС, которое продолжает действовать и также без экономичес­ких статей. В него входят 46 участников.

Основные цели Международного соглашения по сахару:

• расширение международной торговли сахаром и прежде всего с целью
увеличения экспортной выручки развивающихся стран-экспортеров;

• достижение стабильных условий в международной торговле сахаром,
в частности, предотвращение чрезмерных колебаний цен при таких уровнях
цен, которые были бы выгодными и справедливыми для производителей и
оправданными для потребителей;

• обеспечение поставок сахара, достаточных для удовлетворения по­
требностей импортирующих стран;

• увеличение потребления сахара;

• содействие равновесию между предложением сахара и спросом на него;

• обмен информацией о мировом рынке сахара;

• содействие координации политики отдельных стран в организации
сбыта сахара.

МОС осуществляет свою деятельность через Международный совет по сахару, а также Исполнительного директора, Управляющего фондом фи­нансирования запасов и Секретаря, назначаемых Советом. Международ­ный совет по сахару является руководящим органом и состоит из представи­телей всех участвующих в Соглашении стран. Он проводит две регулярные сессии в год (в мае и ноябре).

Совет осуществляет следующие функции:

• делает дважды в год оценку вероятного объема производства и по­
требления сахара в текущем и будущем году;

• следит за состоянием и тенденциями развития мирового рынка саха­
ра, выявляет краткосрочные и долгосрочные проблемы развития сахарной
промышленности и с этой целью проводит соответствующие исследования;

• собирает и обобщает информацию о новых областях применения са­
хара, о производстве заменителей;

180


• выпускает периодические издания и отдельные монографии по рынку

сахара-

Для оказания помощи Совету в выполнении возложенных на него фун-

иИЙ созданы и функционируют следующие вспомогательные органы: Ис-нительный комитеТ; Статистический комитет, Комитет по потреблению ixapa, Комитет по пересмотру цен, Комитет по специальному резерву квот, Мандатный комитет, Финансовый комитет и рабочая группа по присоеди­нению к Соглашению.

Для целей финансирования расходов МОС ежегодно утверждается ад­министративный бюджет.

 

7.2. Международные советы

Международные советы (International Councils) в отличие от Между­народных организаций не обладают правосубъектностью и не предусматри­вают специальных механизмов регулирования рынков. Они создавались в рамках международных товарных соглашений с целью оказания содействия их реализации путем регулирования отношений между участниками согла­шений, предоставления им информации о состоянии и тенденциях развития мирового товарного рынка и принятия мер по регулированию мировых цен. В настоящее время действуют Международные советы по оливковому мас­лу, олову, зерну. Рабочими органами Международных советов являются пленарные сессии, комитеты и Секретариат.

7.2.1. Междунаролный совет по оливковому маслу МСОМ (International Olive Oil Council I00C)

Международный совет по оливковому маслу был создан в 1959 г. в рамках Международного соглашения по оливковому маслу 1956 г. и про­должал функционировать в рамках последующих соглашений 1963, 1979 и Э86 г. Соглашение 1986 г. было продлено до 31 декабря 1993 г. В марте 93 г. был принят Протокол, расширяющий сферу действия Соглашения 986 г., который после подписания его 9 членами и ЕС в качестве кол­лективного члена вступил в силу в марте 1994 г. Протокол действовал до 1 декабря 1998 г., однако он может продлеваться на каждые последую­щие два года.

Основные цели Соглашения:

• международное сотрудничество и совместные действия на рынке;

• содействие развитию и взаимному обмену технологиями по выращи-
нию и переработке оливок;

• расширение международной торговли оливковыми продуктами;

• стандартизация в международной торговле оливковыми продуктами.


Международный совет по оливковому маслу призван контролировать выполнение Соглашения и будет продолжать содействовать всеми средства­ми расширению мирового производства оливковой продукции, ее потребле­нию и международной торговли. В его функции входит сбор информации по вопросам оказания помощи в различных формах отраслям промышленно­сти по выращиванию оливок и производству оливковой продукции.

В Соглашении не предусмотрен механизм регулирования мирового рын­ка. Оно не содержит положений, непосредственно предусматривающих ре­гулирование цен. МСОМ может давать лишь соответствующие рекоменда­ции участникам Соглашения.

Рабочими органами МСОМ являются: пленарные сессии Совета, эко­номический комитет, технический комитет, подкомитет по химии оливко­вого масла, комитет экспертов по столовым оливкам, комитет по пропаган­де потребления. В целях стимулирования роста потребления оливкового масла создан Фонд пропаганды потребления. Его средства аккумулируются за счет ежегодных обязательных взносов стран-экспортеров (в размере 300 тыс. долл. на 1979 г.), а также добровольных взносов стран-импортеров. Для целей финансирования рабочих органов МСОМ ежегодно утверждается админист­ративный бюджет.

7.2.2. Междунаролный совет по олову МСО (International Tin Council ITC)

Международное соглашение по олову I, принятое на Конференции ООН по олову в 1953 г., вступило в силу в 1956 г. сроком на 5 лет; II Соглашение действовало с 1961 по 1966 г.; III Соглашение — с 1966 по 1971 г.; IV Соглашение — с 1971 по 1976 г. (впервые принял участие СССР); V Соглашение — с 1976 по 1981 г. и было продлено до 1982 г.; VI Соглашение — с 1982 по 1986 г., VII — с 1986 по 1984 г.

Участниками Международного соглашения по олову являются 6 произво­дящих и 19 потребляющих олово стран.

Основные цели МСО:

• предотвращение чрезмерных колебаний цен на олово;

• обеспечение равновесия между мировым производством и потребле­
нием олова;

• смягчение трудностей, возникающих в результате излишка или не­
хватки олова;

• принятие в случае нехватки олова мер, направленных на увеличение
производства олова и его справедливое распределение.

Международный совет по олову является руководящим органом Со­глашения. Он состоит из представителей всех участвующих в Соглашении стран. Совет проводит, как правило, четыре регулярные сессии в год. Со­вет назначает Исполнительного председателя, Управляющего стабилизаци­онным запасом и Секретаря. Для оказания помощи Совету в выполнении

182


сВоих функций существуют следующие вспомогательные органы: группа экономическим вопросам и рассмотрению цен, административный ко-геТ комитет по финансированию буферного запаса, комитет по издерж-и ценам, мандатный комитет и статистический комитет. Совет может гпеждать любые другие вспомогательные органы. В функции Совета входит:

• проведение ежеквартальной оценки вероятного объема производства
потребления олова на текущий и следующий кварталы;

• наблюдение за издержками производства олова, уровнем производ­
ства, состоянием и тенденциями развития рынка, выявление краткосрочных

[ долгосрочных проблем развития мировой оловянной промышленности и проведение в связи с этим соответствующих исследований;

• сбор и обобщение информации о новых областях применения олова,
о производстве заменителей;

• публикация периодических изданий и отдельных монографий по рын­
ку олова.

Регулирующий механизм международных соглашений по олову пре­терпел определенные изменения. В период действия I, II и III соглашений для ограничения колебания мировых цен на олово в пределах минимального и максимального лимитов цен, установленных Соглашением, использовал­ся стабилизационный (буферный) запас, созданный за счет оловодобываю­щих стран. Кроме того, для защиты минимального уровня цен предусмат­ривалось введение экспортного контроля.

Буферные запасы в период действия I Соглашения создавались в раз­мере 25,4 тыс. т олова, по II и III соглашениям — в 20 тыс. т. Минималь­ные и максимальные цены соглашений неоднократно изменялись в сторону их повышения. Экспортные квоты вводились в период действия I Соглаше­ния (в 1957 — 1959 гг.) и III Соглашения (в 1968 — 1969 гг.). Согласно IV Соглашению, предоставлялась возможность установления категории стра­ны-участницы (производящей или потребляющей) на основе объема экс­порта или импорта олова, а не его производства или потребления, допуска­лась большая оперативность действий Управляющего буферным запасом. В Соглашении общие размеры буферного запаса были определены в 40 тыс. Щ из которых 20 тыс. т составляли обычный запас, финансируемый в обя­зательном порядке производителями, и 20 тыс. т — дополнительный запас, финансируемый на добровольной основе потребителями.

Регулирующий механизм VI Соглашения был основан на создании бу-

Рерного запаса и системе экспортного контроля, что предполагало введение

ограничений на экспорт олова в тех случаях, когда средства буферного запа-

оказывались недостаточными для того, чтобы остановить падение цены

олово. По условиям VI Соглашения буферный запас состоял из обычно-

ЗДаса в 30 тыс. т олова, финансируемого на паритетных началах произ-телями и потребителями, и дополнительного запаса в 20 тыс. т, фи-

183 '


нансируемого за счет денежных займов под обеспечение складскими свиде­тельствами, а в случае необходимости правительственными гарантиями Условия займов подлежали одобрению Советом. В VI Соглашении было сохранено положение о том, что финансовое обязательство производителя который потребляет существенную долю металла, производимого из отече­ственной руды, или финансовое обязательство потребителя, который про­изводит из отечественной руды значительную часть потребляемого им оло­ва, определяется соответственно исходя из объема экспорта или импорта олова.

Если средства запаса окажутся недостаточными для защиты минималь­ной цены, Совет может ввести экспортный контроль, т.е. объявить о введе­нии контрольного периода.

7.2.3. Международный совет по зерну МСЗ (International Grain Council IGC)

Международное соглашение по пшенице было заключено впервые в 1933 г. Последующие заключались в 1949, 1953, 1956, 1959, 1962, 1967 (Соглашение по зерновым) и в 1971 гг. Международное соглашение по пшенице 1971 г. продлевалось 7 раз, Протокол о седьмом продлении был подписан в 1982 г. на 3 года — до 1986 г. Принимая во внимание, что срок дей­ствия положений Международного соглашения по пшенице 1986 г., со­стоящего из Конвенции о торговле пшеницей 1986 г., Конвенции об оказа­нии продовольственной помощи 1986 г., истек 30 июня 1995 г., Международ­ное соглашение по пшенице 1986 г. было обновлено и переименовано в Меж­дународное соглашение по зерну 1995 г., которое состоит из самостоятельных правовых документов — Конвенции о торговле зерном 1995 г. и Конвенции об оказании продовольственной помощи 1995 г.

Соглашение 1967 г. разрабатывалось в рамках ГАТТ, а текст его был принят в рамках ФАО. Соглашение 1971 г. и последующие соглаше­ния разрабатывались в рамках ЮНКТАД. Они состоят из двух самостоя­тельных правовых документов Конвенции о торговле пшеницей и Кон­венции о продовольственной помощи, объединенных общей преамбулой. Конвенция о продовольственной помощи была перезаключена в 1981 г. со сроком действия до 1983 г. и в 1986 г. (СССР участвовал в Конвенци­ях 1962 и 1971 гг). В Конвенции о торговле пшеницей 1981 г. участвова­ло 8 стран-экспортеров и 40 стран-импортеров (СССР участвовал в числе стран-экспортеров).

Основные цели Конвенции о торговле зерном 1995 г.:

• содействие международному сотрудничеству во всех областях торгов­
ли зерном в той степени, в какой они затрагивают положение с продоволь­
ственным зерном; (

• содействие расширению международной торговли зерном и обес­
печение наиболее свободного развития такой торговли, включая ликвида-

184


ию торговых барьеров и недобросовестной и дискриминационной прак-ики, в интересах всех участников, в частности, из числа развивающихся

стран;

• в возможно более полной мере содействие стабилизации между-

ародных рынков зерна в интересах всех участников; укрепление миро-

ой продовольственной безопасности и содействие развитию стран, чья

номика в значительной степени зависит от коммерческих продаж

зерна;

• обеспечение форума для обмена информацией и обсуждения вопро­
сов торговли зерном, вызывающих озабоченность участников.

Осуществлением Конвенции о торговле зерном занимается Междуна­родный совет по зерну, а Конвенции о продовольственной помощи — Ко­митет по продовольственной помощи, являющийся автономным органом, обслуживаемым Секретариатом совета.

Международный совет по зерну (ранее Международный совет по пше­нице), учрежденный на основании Международного соглашения по пше­нице 1949 г., действует в целях осуществления Конвенции о торговле зер­ном 1995 г. Он имеет свои правила и процедуры. Каждый участник явля­ется членом Совета с правом голоса. Совет избирает председателя и за­местителя председателя сроком на один сельскохозяйственный год (с 1 июля по 30 июня). Совет проводит две регулярные сессии в год и может созывать специальную сессию. Совет учреждает Исполнительный коми­тет и назначает председателя и заместителя. Обычно Исполнительный комитет проводит три сессии в году. Его основной задачей является пред­варительное обсуждение повестки дня и соответствующих документов к сессиям Совета. Исполнительный комитет учреждает Комитет по конъ­юнктуре рынка в составе технических представителей (по пяти участников со стороны стран-экспортеров и импортеров). Он осуществляет наблюде­ние за состоянием конъюнктуры рынка и регулярно публикует обзоры положения на рынке зерна, включая информацию о производстве, по­треблении, торговле, ценах.

Текущая оперативная работа Международного совета по зерну осуще­ствляется Секретариатом, возглавляемым Исполнительным директором. Сек­ретариат готовит проекты документов для сессий Совета и Исполнительного митета, проекты обзоров положения на рынке, выпускает ежемесячную формацию о сделках купли-продажи, фрахтовых ставках, следит за дви-^нием цен и рассчитывает индикаторные цены на зерно. Секретариат про-№т также утвержденные Советом исследования по различным вопросам, говит проекты докладов о проходящих сессиях Совета Исполнительного комитета.

Деятельность Международного совета по зерну финансируется из ад-стративного бюджета, создаваемого из ежегодных взносов, определяе-пропорционально числу голосов участников Соглашения.

— 185


7.3. Международные консультативные организации

Международные консультативные организации создаются в виде коми­тетов, целью которых является оказание содействия развитию международной торговли соответствующим товаром путем предоставления участникам инфор­мации о состоянии конъюнктуры мировых товарных рынков, обсуждения про­блем, связанных с развитием производства и международной торговли дан­ным товаром, регулированием рыночных цен. К числу Международных кон­сультативных организаций относятся: Международный консультативный ко­митет по хлопку, Комитет ЮНКТАД по вольфраму.

7.3.1. Международный консультативный комитет по хлопку МККХ (International Cotton Advisory Committee — ICAC)

Международный консультативный комитет по хлопку — это межпра­вительственная организация, объединяющая страны, заинтересованные в сотрудничестве в области производства, мировой торговли и потребления хлопка. МККХ был основан в 1939 г. на международной конференции по хлопку, созванной по инициативе США. В конференции приняли участие 10 стран-производителей хлопка (включая СССР). Было принято решение учредить МККХ, первое заседание которого состоялось в Вашингтоне в 1940 г. В 1946 г. были созданы Секретариат и Исполнительный комитет в качестве руководящего органа организации. В его состав вошли 6 стран-производи­телей и 6 стран — потребителей хлопка. В 1948 г. Исполнительный комитет был преобразован в Постоянный комитет, в который вошли все члены МККХ (СССР с 1962 г. участвовал в качестве полноправного участника Комите­та). В 1982 г. в состав МККХ входило 49 стран-членов.

Основные функции МККХ:

• наблюдение за состоянием конъюнктуры мирового рынка хлопка и
изучение факторов, оказывающих воздействие на ее развитие;

• сбор и распространение статистической и другой информации о миро­
вом производстве, мировой торговле, потреблении, запасах и ценах на хло­
пок, а также информации по другим текстильным волокнам и текстильным
тканям, поскольку они оказывают влияние на развитие рынка хлопка;

• представление рекомендаций правительствам стран—членов МККХ
по проведению конкретных мероприятий, направленных на развитие между­
народного сотрудничества на мировом рынке хлопка;

• организация и проведение обсуждений по вопросам цен на хлопок в
Постоянном комитете и на ежегодных пленарных сессиях с учетом обсужде­
ний, проводимых в ЮНКТАД.

Членство в МККХ открыто для всех стран—членов ООН или ФАО. Прием членов производится на основе письменного заявления, уведомляю­щего о согласии страны выполнять Устав МККХ, предоставлять требуемую статистическую информацию и уплачивать взносы в административный бюд-

186


Высшим органом МККХ является пленарная сессия, созываемая один в год поочередно в странах-экспортерах и странах-импортерах, а также щиальные сессии, созываемые в случае необходимости по решению По-янного комитета. Во время пленарных сессий работа ведется на открытых арных заседаниях, на закрытых заседаниях Руководящего комитета и на рытых заседаниях Комитета по информации и статистике и Комитета по •следованиям в области производства хлопка. Председатель сессии, назна-аемый правительством принимающей страны, является одновременно пред­седателем Руководящего комитета.

Генеральным секретарем сессии является Исполнительный директор МККХ. Председатель Постоянного комитета и Исполнительный директор выступают на пленарных заседаниях с докладами, в которых рассматривают­ся основные направления работы МККХ в период между сессиями; освеща­ется состояние мировых рынков хлопка и текстиля; определяются тенденции движения цен; анализируется национальная политика в области хлопка. На пленарных заседаниях утверждается программа работы МККХ на следующий год. На заседаниях Руководящего комитета заслушиваются доклады предсе­дателя Комитета по информации и статистике и председателя Комитета по исследованиям в области производства хлопка, избираются должностные лица в состав Постоянного комитета, вырабатывается заключительная резо­люция сессии, рассматривается финансовое положение организации. В рамках Комитета по исследованиям в области производства хлопка проводятся тематические семинары по конкретным вопросам производства хлопка и прини­мается соответствующая программа. В функции Комитета по информации и статистике входит подготовка документов для сессии, обсуждение содержания статистических публикаций МККХ, разрабатывается программа деятельности.

В период между пленарными сессиями работа МККХ осуществляется через Постоянный комитет, в который входят все страны—участницы МККХ. Заседания Постоянного комитета проводятся в Вашингтоне. Согласно Уста­ву МККХ, в функции Постоянного комитета входит: подготовка и проведе­ние обсуждений текущего и перспективного развития мирового рынка хлоп­ка; реализация практических мер по решениям пленарных сессий; подготов-:а повестки дня пленарных сессий; утверждение бюджета МККХ и определе­ние размеров взносов стран-членов; руководство деятельностью Секретариа-а и назначение его должностных лиц; рассмотрение рекомендаций Подко­митета по организации и финансам.

Постоянный комитет собирается ежемесячно. Руководит работой

стоянного комитета председатель и его два заместителя, избираемые на

чередных пленарных сессиях. В составе Постоянного комитета один Подко-

— по организации и финансам, который разрабатывает проект бюд-

i организации, определяет размер взносов стран-участниц, осуществля-

«жтроль за расходованием денежных средств, рассматривает кадровые

эсы, готовит проекты изменений, вносимых в Устав МККХ. Текущая

Ративная работа МККХ осуществляется Секретариатом, в состав кото-

187 ~ "


рого входят: исполнительный директор, три экономиста, статистик начальник секции технической информации и технические работники. К. функциям Секретариата относятся: получение от стран-участниц требуе­мой статистической информации; подготовка и распространение ежеме­сячных обзоров положения на мировом рынке хлопка; подготовка доку­ментов к пленарным сессиям и материалов для заседаний Подкомитета по организации и финансам и Постоянного комитета; подготовка отчетов об этих заседаниях; издание ежеквартальных бюллетеней о положении на рын­ке хлопка и выпуск периодически Статистического справочника по хлопку

7.3.2. Комитет ЮНКТАД по вольфраму (Международная группа экспертов по вольфраму) (UNCTAD, Committee on Tungsten)

Создан в 1963 г. В нем могут принимать участие все члены ЮНКТАД. На постоянной основе в нем участвуют 29 стран. Цели Комитета:

• сбор и распространение статистической и иной информации по ми­
ровому рынку вольфрама;

• составление и публикация обзоров состояния и развития конъюнкту­
ры рынка вольфрама;

• рассмотрение мер по стабилизации рынка вольфрама.
Основным направлением деятельности Комитета является разработка

мер по регулированию рынка вольфрама с помощью международного меха­низма. Комитет по вольфраму подотчетен Комитету по сырью Совета ЮН­КТАД. По мере необходимости для рассмотрения отдельных вопросов, вхо­дящих в его ведение, Комитет создает различные вспомогательные органы, действующие на временной основе.

7.4. Международные исследовательские группы по сырьевым товарам

Международные исследовательские группы по сырьевым товарам (МИГ) — это межправительственные многосторонние организации, действующие в рамках или под эгидой Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Их целью является обсуждение актуальных проблем развития мировых товарных рынков и принятие по ним необходимых рекомендаций странам-участникам.

7.4.1. Международная исследовательская группа по каучуку МИГК (International Rubber Study Group IRSG).

Международная исследовательская группа по каучуку — это межправи­тельственная организация, имеющая свой устав. Она была создана в 1944 г. по инициативе США, Великобритании и Нидерландов. МИГК объединяет 27 стран-участниц (СССР участвовал с 1967 г.).

188


Цели группы:

• организация международного форума для обсуждения проблем разви-
я производства, потребления и международной торговли натуральным и

синтетическим каучуком;

• сбор информации и подготовка публикаций по мировому рынку кау­
чука;

• представление рекомендации участникам группы, не носящих обяза­
тельного характера;

• организация симпозиумов по вопросам, связанным с экономикой на­
турального и синтетического каучука, и публикация материалов симпозиумов;

• рассмотрение мер, направленных на расширение мирового потребле­
ния каучука, на устранение препятствий в торговле, на развитие сотрудни­
чества между производителями и потребителями каучука.

Руководство Группой осуществляет генеральный секретарь. Помимо штатного генерального секретаря участники Группы на каждый финансовый год (продолжается с 1 июля по 30 июня) избирают председателя и замести­теля председателя из числа участников Группы. Генеральный секретарь ру­ководит деятельностью Секретариата МИГК, в штат которого входят адми­нистратор, экономист, статистики и технический персонал.

Участники МИГК обязаны представлять Секретариату статистичес­кие данные о национальном производстве, потреблении и внешней тор­говле каучуком. Участники Группы ежегодно уплачивают взносы в адми­нистративный бюджет МИГК, при этом суммы основных взносов, состав­ляющих 60% суммы бюджета, одинаковы для всех участников, а оставши­еся 40% распределяются между участниками пропорционально их доле в мировом производстве или потреблении каучука в календарном году, пред­шествующем текущему финансовому году. Участники Группы собираются ежегодно на сессии или один раз в два года на Ассамблеи, где избирается Исполнительный комитет в составе девяти участников и его председателя. Обязанности Секретаря Исполкома выполняет генеральный секретарь Груп­пы. В функции Исполкома входит: руководство работой Группы и гене­рального секретаря в перерывах между заседаниями Группы; наблюдение за текущей административной и финансовой деятельностью Секретариата; рас­смотрение и одобрение административного бюджета; составление ежегод-loro доклада для заседаний сессий или Ассамблей. Исполком проводит свои заседания не реже двух раз в год.

В состав Группы в качестве его рабочего органа входит также Статис-

ческий комитет, который осуществляет свою деятельность с помощью Ко-

гета экспертов по статистике каучука, назначаемого Группой по реко-

ендации Статистического комитета. Кроме того, МИГК создает по мере

сходимости временные органы-группы и консультативные комиссии для

ведения многосторонних консультаций и исследований по конкретным

Тросам. МИГК поддерживает тесные контакты с такими международны-

и организациями, как ЮНКТАД, ФАО, ЮНИДО, МБРР, Международ-

189


ным институтом производителей синтетического каучука, Международной ассоциацией по каучуку, Международным комитетом по исследованию ц развитию каучуковой промышленности, Ассоциацией производителей на­турального каучука, Бюро связи каучуковой лромышленности ЕС и други­ми организациями, изучающими мировой рынок каучука. После создания в 1980 г. Международной организации по натуральному каучуку (МОНК) роль МИГК как важнейшего источника информации по мировому рынку каучука возросла, поскольку МОНК стала широко пользоваться услугами МИГК в области статистики и прогнозирования конъюнктуры мирового рынка каучука.

7.4.2. Международная исследовательская группа по свинцу и цинку МИГСЦ (International Lead and Zinc Study Group ILZSG)

Международная исследовательская группа по свинцу и цинку была об­разована в 1958 г. на основе решения Международной конференции по свинцу и цинку, проведенной под эгидой ЭКОСОС ООН. Согласно Положению о круге ведения МИГСЦ, принятом в 1960 г., членами Группы могут быть правительства стран—членов ООН, соответствующих специализированных учреждений или членов ВТО, заинтересованные в производстве, потребле­нии и международной торговле свинцом и цинком. Участниками Группы стала 31 страна (СССР участвовал с 1960 г., сейчас членом является РФ).

Цели МИГСЦ:

• проведение межправительственных консультаций по вопросам меж­
дународной торговли свинцом и цинком и в первую очередь касающихся
соотношения спроса и предложения;

• изучение тенденций развития конъюнктуры рынков, проблем сбыта;

• подготовка и представление странам-участницам рекомендаций по
разрешению возникающих трудностей и проблем.

Руководящим органом Группы является Секретариат, возглавляе­мый генеральным секретарем. В штате Секретариата — один статистик и три сотрудника технического персонала. Рабочими органами МИГСЦ являются: общая сессия; постоянный комитет; статистический комитет и его вспомогательные органы; подкомитет по новым горным и метал­лургическим проектам; подкомитет по металлолому; экономический ко­митет и его вспомогательные органы: подкомитет 1 по производству, подкомитет 2 по потреблению, подкомитет 3 по национальной и эконо­мической политике, подкомитет 4 по содержанию свинца в бензине. Основная работа проводится на сессиях Группы, созываемых обычно один раз в год. Подготовкой вопросов к сессии занимаются Секретари­ат и его постоянные комитеты. Членом постоянного комитета, как и других органов, может стать любой участник МИГСЦ, уведомивший ге­нерального секретаря о своем желании принять участие в работе конк­ретного органа. Для целей финансирования расходов Группы, включая проведение сессий и содержание Секретариата, ежегодно утверждается бюджет и шкала взносов стран-участниц.

190


7.4.3. Межлународная исследовательская группа по меди МИГМ (International Copper Study Group ICSG)

Международная исследовательская группа по меди была создана в 1989 г. не рамок ЮНКТАД со статусом независимой международной межправи­тельственной организации. Цели МИГМ:

• обеспечение широкого международного сотрудничества по вопросам,
касающимся меди;

• обмен информацией о международной экономике меди;

• проведение межправительственных консультаций и выработка реко­
мендаций правительствам стран-членов по предотвращению резких колеба­
ний цен и обеспечению сбалансированности спроса и предложения на рын­
ке меди.

7.5. Межгосударственные организации стран-производителей и экспортеров сырья

Межправительственные организации стран-производителей и экспор­теров сырья создавались интенсивно в 60-ые годы по инициативе развиваю­щихся стран-поставщиков сырьевых товаров в целях укрепления националь­ного контроля над природными ресурсами и стабилизации цен на рынках сырьевых товаров. Товарные ассоциации призваны стать противовесом су­ществующей системе организации потребителей на рынках сырья, чтобы устранить положение, при котором западные страны получают односторон­ние преимущества, обусловленные картелизацией рынков покупателей. К некоторым ассоциациям впоследствии присоединились отдельные развитые страны-экспортеры соответствующих видов сырья. В настоящее время су­ществуют межгосударственные ассоциации экспортеров нефти, меди, бок­ситов, железной руды, ртути, вольфрама, олова, серебра, фосфатов, на­турального каучука, древесины тропических пород, кожи, кокосовых про­дуктов, джута, хлопка, черного перца, какао-бобов, кофе, чая, сахара, бананов, арахиса, цитрусовых, мяса и маслосемян. На долю товарных ас­социаций приходится примерно 20% объема мирового экспорта и около 55% :тавок только промышленного сырья и продовольствия. Удельный вес 'варных ассоциаций в производстве и внешней торговле по отдельным сы­рьевым товарам составляет 80—90%, что видно из таблицы (см. табл. 4). Экономическими предпосылками создания товарных ассоциаций явились: появление на мировом рынке значительного числа независимых по-авщиков и усиление их позиций;

сонцентрация экспортного потенциала по многим видам сырья в не-иом числе государств; высокий удельный вес развивающихся стран в


Таблица 4

Организации стран-экспортеров в производстве и экспорте сырья в мире (ориентировочная доля, %)


Название организации


Страны-участницы







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2021 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных