Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Многостороннее регулирование экономической политики и региональная экономическая




Интеграция


 


8.1. Роль многостороннего регионального регулирования в системе мирового хозяйства

Организационно-хозяйственное регулирование, осуществляемое на ос­нове многостороннего экономического сотрудничества в рамках региональ­ных экономических группировок, реализует процесс экономической интег­рации стран-участниц. Экономическая интеграция ставит целью стирание различий между экономическими субъектами, относящимися к разным го­сударствам на основе устранения дискриминации иностранных партнеров в каждой стране, укрупнения рынков сбыта. Степень экономической ин­теграции зависит от форм экономического сотрудничества. В современ­ных условиях более 60% международной торговли осуществляется в рамках действующих или планируемых региональных механизмов свободной тор­говли. На их долю в мировой торговле в 1997 г. приходилось: Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — 23,7%; Европей­ский Союз (ЕС) — 22,8%; Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) - 7,9%.

В рамках региональных экономических организаций и группировок осу­ществляется процесс региональной торговой либерализации, который начал­ся с конца 40-х годов и особенно активно происходит в 90-ые годы, несмотря на укрепление многосторонней системы ГАТТ/ВТО. Региональная интегра­ция в определенной степени компенсирует недостаточный прогресс в отноше­нии реализации результатов «Уругвайского раунда» торговых переговоров.

Существуют различные формы региональной экономической интегра­ции, которые характеризуют степень и виды взаимосвязей в рамках регио­нальных организаций и группировок:

зона свободной торговли (free trade area — FTA) предполагает, что
участники ослабляют или отменяют ограничения на торговлю внутри зоны
при сохранении внешних таможенных тарифов. Здесь экономическая интег­
рация позволяет странам-участникам торговать друг-с другом без тарифной
дискриминации при сохранении протекционизма в отношении неучастников;

таможенный союз (custom union) предусматривает, что все страны-уча­
стницы договариваются о единых тарифах на продукцию, импортируемую из
государств, не входящих в союз. Это означает, что все внутренние тарифы
заменяются едиными внешними;

206


общий рынок (common market) предполагает, что все характеристики
оженного союза дополняются свободным движением капитала, рабочей
ь1 услуг, что означает отсутствие ограничений на перемещение всех фак­
торов производства;

экономическое сотрудничество предусматривает: согласование эконо­
мической политики в целях обеспечения устойчивого развития; содействие

азвитию внутрирегиональной торговли; поэтапное создание единого общего рынка или зоны свободной торговли в будущем; выработку общих позиций и стратегий по экономическим и социальным вопросам при рассмотрении их в международных организациях и на международных форумах. Это этап на пути к экономической интеграции;

экономический союз предполагает экономическое сотрудничество стран
в разработке экономической политики и стратегии стран-членов; координа­
цию промышленной политики; свободное перемещение товаров, капиталов,
рабочей силы; координацию в области регулирования частного предприни­
мательства и законодательства;

Полная экономическая интеграция пока осуществилась только в Евро­пейском Союзе (ЕС), когда унифицируются кредитно-денежная и соци­альная политика, стратегия экономического развития, налогообложения, а также создается наднациональный орган, решения которого обязатель­ны для каждого члена экономического союза. Экономический союз пред­полагает и определенный уровень политической интеграции. Учреждение Европейского парламента было шагом в направлении политического объе­динения Европы, что также важно, как и экономическая интеграция. При полной экономической интеграции обеспечиваются перемещение че­рез национальные границы всех факторов производства, а также опреде­ленная гармонизация экономической, социальной и политической жиз­ни. Экономическая интеграция способствует повышению эффективности распределения ресурсов, влияет на производство и потребление, обеспе­чивает экономию, обусловленную ростом масштабов производства отдель­ных фирм и внешними факторами. Динамичное изменение емкости рын-позволяет фирмам производить товары по более низким ценам, по-кольку постоянные издержки могут быть отнесены на все возрастающее исло единиц продукции. Кроме того, это обеспечивает рост эффектив-)сти производства в результате усиления конкуренции, что, в свою оче-ЗДь, ведет к укрупнению фирм производителей путем слияний и погло­щений. Экономическая интеграция — это объективный процесс развития ойчивых экономических связей между национальными хозяйствами. Она ватывает сферу производства, международные экономические отноше-1 и ведет к созданию региональных хозяйственных комплексов.

В докладе Генерального директора ВТО Р. Руджеро «Грядущий путь:

'ДУнародная торговая политика в эпоху ВТО», сделанном в ноябре 1996 г.,

чал ось, что за последние 15 лет произошел взрыв в области заключения

^ений о тесном сотрудничестве отдельных групп стран, и эти соглаше-

-


ния стали существенным фактором международных экономических отноше­ний (число таможенных союзов и зон свободной торговли уже превышает 100). В настоящее время почти все страны—члены ВТО являются участни­цами одного или нескольких региональных соглашений. Региональная либе­рализация сама по себе — не повод для беспокойства сторонников многосто­ронней системы. Региональные инициативы могут вносить существенный вклад в развитие многосторонних правил и обязательств, а также давать силь­ный импульс ускорению роста национальных хозяйств в рамках более широ­кого экономического пространства. Однако, подчеркнул Генеральный ди­ректор, необходимо ясно сформулировать принципы, подкрепленные твер­дыми обязательствами, которые предотвратили бы превращение региональ­ных схем в центробежные силы разрушения многосторонней системы. Он предложил решать эту проблему посредством утверждения принципа «откры­того регионализма».

Конкретизируя свое предложение, руководитель ВТО выдвинул два тре­бования, которым должны следовать участники региональных соглашений. Во-первых, каждая региональная зона преференциальной торговли должна соответствовать правовым требованиям многосторонней системы. Во-вторых, постепенное устранение торговых барьеров во взаимной торговле стран-чле­нов регионального объединения должно применяться примерно в том же объе­ме и в те же сроки в отношениях со странами, не являющимися членами объединения. Это будет означать, что региональная либерализация де-фак­то, как и де-юре, будет полностью совместима с принципом режима наи­большего благоприятствования. Подобный подход уже осуществляют члены МЕРКОСУР и АТЭС.

Организационно-хозяйственное регулирование предпринимательства, осуществляемое в рамках региональных экономических союзов, ставит це­лью согласование, координацию и совместную деятельность на многосто­ронней основе в разработке и проведении экономической политики.

Основными направлениями в деятельности региональных экономичес­ких организаций являются:

• совместные согласованные действия в развитии экономики стран-уча­
стниц: обеспечении устойчивых темпов роста, свободного движения товаров
и капиталов;

• координация планов и перспектив развития важнейших отраслей эко­
номики: промышленности, сельского хозяйства, финансов, транспорта и №■',

• содействие инвестиционной и инновационной деятельности в рамках
отдельных стран и в рамках экономической группировки;

• содействие развитию предпринимательства на уровне отдельных фирм;
обеспечение свободного передвижения капиталов и рабочей силы; защита прав
собственности и свободы ведения бизнеса.

Регулирование предпринимательства в рамках экономических группиро­вок осуществляется на разных уровнях их организационной структуры. На выс­шем уровне — путем встреч высших руководителей стран и решения общих воп-

208


соВ координации экономической политики; на уровне министров — решение Ьункциональных вопросов по соответствующим областям; на уровне комитетов л рабочих групп — решение конкретных вопросов регулирования хозяйственной еятельности, содействия развитию предпринимательства на уровне фирм.

Интеграция на хозяйственном уровне как форма организации между­народного бизнеса находит отражение в политике государств и имеет прямую государственную поддержку, а также реализуется в деятельности междуна­родных экономических организаций.

Взаимосвязанная система регионального экономического сотрудниче­ства опирается на такие важнейшие организации, как:

специализированные региональные организации системы ООН; региональные организации — Европейский Союз (ЕС), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОАГ); региональные банки развития и фонды развития. Региональные банки развития возникли в 40—60-х годах в отдельных ре­гионах. Так, в 1949 г. был образован Межамериканский банк развития (МБР), в котором участвуют 27 развивающихся стран и 16 развитых стран. В 1964 г. был создан Африканский банк развития (АфБР), членами которого состоят 50 развивающихся стран региона и 25 развитых стран; в 1966 г. был образован Азиатский банк развития (АзБР), в котором участвуют соответственно 31 и 14 стран. Характерными чертами региональных банков развития являются их общие цели и методы финансирования. Объектами кредитования выступают такие отрасли инфраструктуры, как строительство или модернизация авто­страд, морских портов, причалов, аэропортов. Основные цели региональ­ных банков развития — достижение экономического сотрудничества и интег­рация развивающихся стран; преодоление их внешней зависимости.

Практика региональных банков развития, которые с начала 80-х годов осуществляют кредитование структурных и отраслевых реформ стран-членов, свидетельствует, что расширение таких кредитов связано с необходимостью создания благоприятного инвестиционного климата — основного условия для эффективного использования привлекаемых средств. Для их получения стра­на-заемщик должна обсудить с банком-кредитором свою инвестиционную программу, включая такие вопросы, как меры по совершенствованию цено­образования, налогообложения, приватизации или рационализации госсек­тора, развитию акционерных форм собственности, созданию рынка ценных умаг. Окончательное решение принимается правительством страны-заем-*ка, которое самостоятельно решает, пользоваться кредитами, предостав-:мыми для финансирования структурных и отраслевых реформ, или нет, читывать рекомендации банков-кредиторов или нет.

В отличие от Всемирного банка и региональных банков развития —

Некого, Африканского, Европейского инвестиционного, которые со-

1ничают как с госсектором, так и с частным сектором, руководствуясь

ражениями рентабельности вложений, Европейский банк реконструк-

и Развития (ЕБРР) сосредоточивает свои усилия на частном секторе.

209 ~


Для повышения ответственности частных предпринимателей по их обяза­тельствам ЕБРР придерживается практики Международной финансовой кор­порации и не требует от правительств стран—членов гарантий по кредитам предоставляемым предприятиям частного сектора.


8.2. Особенности экономического развития и политики регулирования экономики в развивающихся странах

В современных условиях усложняется характер многостороннего со­трудничества в рамках международных и региональных организаций, кото­рое охватывает экономическую, валютно-финансовую, научно-техничес­кую области. Эти сложности вытекают из существенных различий: (1) в уровнях экономического развития стран — между развитыми и развиваю­щимися странами; среди развитых и среди развивающихся стран; (2) в тем­пах экономического развития; (3) в уровне развития финансовой сферы и рынка капитала; (4) в обеспеченности природными и трудовыми ресурса­ми и др. Уровень экономического развития стран характеризуется обычно объемом ВВП на душу населения. По этому показателю все страны мира делятся на три группы:

(1) страны с национальным доходом на душу населения свыше 9 тыс.
долл. (в ценах 1995 г.). Сюда входят страны Западной Европы (кроме Греции
и Албании), США, Канада, Япония, Израиль, Республика Корея, Синга­
пур, Кувейт, ОАЭ;

(2) страны с национальным доходом на душу населения от 750 до
8,5 тыс. долл. К ним относятся: Греция, ЮАР, Венесуэла, Бразилия,
Уругвай, Тринидад и Тобаго, Оман, Ливия, страны Центральной и Вос­
точной Европы;

(3) страны с национальным доходом на душу населения ниже 750 долл.
Это — Индия, Китай, Пакистан, Мозамбик, Эфиопия, Танзания, Сома­
ли, Бангладеш, всего свыше 60 государств*.

ООН и специализированные международные экономические организа­ции по уровню экономического развития делят развивающиеся страны также на три группы, выделяя при этом страны-экспортеры и страны-импортеры нефти. В первую группу стран с высокими доходами на душу населения, соответствующими промышленно развитым странам, входят Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ, Сингапур. Вторая группа стран со средними показателями ВВП на душу населения включает в основном страны-экспортеры нефти и новые индустриальные страны (НИС). К странам-экспортерам нефти от­носятся 19 государств, в экспорте которых нефть и нефтепродукты превы­шают 50%.


 


♦Национальный доход рассчитывается как ВВП минус амортизация (чистый ВВП), минус косвенные налоги, плюс субсидии.

210


Новые индустриальные страны охватывают государства, в которых доля абатываюшей промышленности в ВВП составляет более 20%. Основной ьей экспорта НИС стала продукция обрабатывающей промышленности, j которой в экспорте превышает 50%. Таких стран 15. К числу НИС носятся: Бразилия, Мексика, Аргентина, Республика Корея, Тайвань, Г гапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия, Индия, Филиппины. В тре-о группу входят бедные развивающиеся страны, в которых ВВП на душу •еления не превышает 750 долл. (1995 г.). Речь идет о большинстве афри-анских стран, около десяти азиатских стран, преимущественно из Южной ^зии и Индокитая, а также Гайяна, Гаити, Гондурас и Никарагуа из Латин­ской Америки.

ООН выделяет 48 наименее развитых стран, из которых 33 — страны Африки. На их территории проживает 2,5% населения мира, но они произ­водят только 0,1% мирового ВВП. Средний доход на душу населения в этих странах составляет лишь одну четвертую часть от уровня всех развивающихся стран. Экономика африканских стран характеризуется высокой степенью за­висимости от экспорта сырьевых товаров. Для ряда стран — Анголы, Мозам­бика, Сомали, Эфиопии — характерна высокая степень социальной и поли­тической нестабильности.

По данным ООН, на долю всех развивающихся стран в 1994 г. прихо­дилось 19,4% мирового ВВП, в том числе на долю стран Южной и Восточной Азии — 6,4%, Западной Азии — 2,3; Латинской Америки — 4,6; на 4 страны — Гонконг, Республику Корею, Сингапур и Тайвань — 2,4; Китай — 3,4; Ин­дию — 0,7 и на наименее развитые страны — менее 0,1%. Доля 15 крупней­ших стран-должников составляла 5,1% мирового ВВП.

Различия в уровне экономического развития отдельных стран и регио­нов обусловлены многими обстоятельствами, в числе которых исторические различия, разница в масштабах национального хозяйства, в обеспечении ми­неральными ресурсами, в степени зависимости от внешнего рынка, демог­рафической ситуации, величина внешней задолженности. Важную роль иг­рает направленность экономической политики государств — подход к страте­гии развития, обеспечения темпов экономического роста. Особенно быст­рыми темпами развивались НИС. Высокие темпы достигались за счет высо-й нормы накопления, использования современных технологий, привлече-1 иностранного капитала, высокого уровня производительности труда. >ждая страна использовала собственную модель развития, однако в основе ных моделей лежали рыночные принципы хозяйствования в сочетании с ^дарственным регулированием предпринимательства и деятельностью в амках региональных экономических организаций.

Среднегодовые темпы роста ВВП развивающихся стран, по данным

НКТАД, составили в 1991—1996 гг. в среднем 4,9%, в том числе в странах

1ской Америки — 3,2%, в странах Южной и Восточной Азии (без КНР) —

в КНР — 11,6, в странах Западной Азии — 2, в странах Африки — 1,6%.

°мика развивающихся стран крайне неоднородна в отраслевом и техно-

2U


логическом аспектах, а также в степени вовлеченности отдельных стран и регионов в мирохозяйственные связи. На долю развивающихся стран в 1995 г. по данным ЮНКТАД, приходилось 28,2% мирового экспорта, в том числе на азиатские страны падало 24,2%, страны Латинской Америки — 4,6, стра­ны Африки — 2,2%.

Увеличение промышленного потенциала, и в особенности за счет об­рабатывающей промышленности, обусловило увеличение экспорта готовых изделий из этих стран. В результате доля развивающихся стран в мировом экспорте машин и оборудования возросла с 6% в 1980 г. до 22% в 1995 г текстиля — с 34 до 54%, химикатов — с 7 до 16%, металлов — с 7 до 23% соответственно. Доля развивающихся стран в мировом экспорте продоволь­ствия и сельскохозяйственного сырья за период с 1980 по 1995 г. практичес­ки не изменилась и сохранилась на уровне 30%, в то время как в мировом экспорте топлива снизилась с 73 до 57%. Удельный вес развивающихся стран в мировом экспорте минерального сырья повысился с 27 в 1980 г. до 36% в 1995 г. Для этого периода характерно повышение степени обработки сырья в его производстве и экспорте из развивающихся стран.

Страны, в экспорте которых продукция обрабатывающей промышлен­ности превышает 50%, имели наиболее высокие темпы экономического роста — 6,8% в год (за период с 1980 по 1992 г.); страны с диверсифицированным экспортом — 3,6; страны, в экспорте которых преобладали услуги — 2,5; страны, экспортирующие в основном минеральное и сельскохозяйственное сырье — 1,4, нефтеэкспортеры — 0,4% в год. На развитие экспорта из разви­вающихся стран существенное влияние оказал рост торговых барьеров в промышленно развитых странах. По данным ОЭСР, в 80-ые годы в 20 из 24-х развитых стран торговые барьеры возросли, в то время как в развива­ющихся странах произошла значительная либерализация торговли. Нета­рифные барьеры в 1993 г. распространялись на 14% импорта промышленно развитых стран. Высокие барьеры существуют в торговле сельскохозяйствен­ной продукцией, сталью, текстилем и одеждой, обувью, автомобилями, элек­троникой, самолетами. Наличие барьеров в торговле обходится развиваю­щимся странам, по некоторым оценкам, в 100 млрд. долл. в виде потери доходов от экспорта сельскохозяйственной продукции и в 50 млрд.долл. — от экспорта текстиля.

Важную роль в индустриальном развитии развивающихся стран играет импорт иностранной технологии, который осуществляется в основном по внутрифирменным каналам ТНК, на долю которых падает 75% мировой ли­цензионной торговли. Наибольший приток технологий приходится на круп­ные развивающиеся страны — Аргентину, Бразилию, Китай, Индонезию, Мексику и НИС азиатских стран. На экономический рост и промышленное развитие развивающихся стран существенное воздействие оказал приток ино­странного капитала, который заметно увеличился в 90-ые годы. Если в 1983 1990 гг. прямые капиталовложения составляли 1,2 млрд. долл. в среднем в год, то в 1991 — 1995 гг. они возросли до 28,2 млрд. долл. в год. Крзт-


212


 


осрочные займы и портфельные инвестиции в 1991—1995 гг. составля-24,0, млрд. долл., официальные кредиты — 18,9 млрд долл., пере-од финансовых ресурсов — 76,0 млрд. долл. в среднем в год. Свыше 0% всего притока внешних финансовых средств и около 80% их притока в эедные страны приходилось на экономическую помощь, преимущественно гранам Африки. В ряде государств она обеспечила социально-экономи-еские и технико-экономические условия для прибыльного функционирова­ния частного капитала. В странах Азии приток иностранного капитала осу­ществлялся в основном в виде коммерческих кредитов и частных инвести­ций. На долю ссудного капитала приходилось в целом примерно 25% всех предоставляемых развивающимся странам финансовых средств. Прямые ка­питаловложения составляли в 1995 г., по данным ЮНИДО, примерно одну треть всего внешнего финансирования. Они направлялись преимущественно в небольшую группу стран среднего уровня развития. На долю десяти стран в 1991—1994 гг. падало 88% капиталовложений во все развивающиеся стра­ны. Самые крупные инвестиции — 19,3 млрд. долл. в среднем в год в пери­од 1991 — 1994 гг. приходились на Китай. В число десяти стран входят, кроме Китая, Сингапур — 6,6 млрд. долл.; Аргентина — 5,6; Мексика — 5,4; Малайзия — 4,6; Индонезия — 2,1; Гонконг — 1,6; Таиланд — 1,4; Бра­зилия — 1,4; Нигерия — 1,2 млрд. долл. в среднем в год. Однако крупные развивающиеся страны не только принимали иностранный ка­питал, но и вышли в число экспортеров предпринимательского капи­тала. Прямые инвестиции из развивающихся стран за рубежом в 1995 г. составляли 7,8% мирового объема иностранных прямых капиталов­ложений (против 1,2% в 1980 г.). Инвестиционная деятельность ряда крупных развивающихся стран сосредоточена в сфере нефтедобычи и нефте­переработки в других развивающихся странах, а также в их обрабатывающей промышленности и в переработке сельскохозяйственного сырья. Общий объем прямых инвестиций из развивающихся стран в 1995 г. оценивался в 47 млрд. долл., из которых на страны Азии приходилось 43 млрд. долл., на страны Латинской Америки — 3,8 млрд., КНР — 3,5 млрд. долл.

Характерной особенностью внешнеэкономических связей развивающих­ся стран является их ориентация на промышленно развитые страны при крайне низком уровне взаимной региональной торговли. Среди более чем 12 торго­вых группировок развивающихся стран ни в одной из них внутрирегиональ­ный торговый обмен не превышает 21% общего объема. В странах Восточ-1ой Азии на долю внутрирегиональной торговли приходится около 35%, между ем как 65% падает на торговлю со странами вне региона. В африканских странах доля внутрирегиональной торговли составляет лишь 5%, тем не ме-95% экспорта направляется в неафриканские страны. Среди промыш-;нно развитых стран основными контрагентами развивающихся стран явля-Ся США и Япония. На долю США приходится 20% экспорта развиваю-:ся стран, Японии — 10%. Дифференциация развивающихся стран уси-1ется не только по таким показателям, как темпы экономического роста,

213


структура и уровень развития обрабатывающей промышленности, степень зависимости от внешнего рынка, но и по характеру предпринимательства — доли мелкого, среднего, крупного предпринимательства; по роли государ­ственного сектора в предпринимательской структуре; по степени развития рыночных отношений и роли государственного регулирования предпринима­тельской деятельности, социально-экономической структуре национального хозяйства; по уровню развития и обеспеченности инфраструктурой.

Положение отдельных развивающихся стран в современной мировой системе хозяйства во многом определяется той экономической политикой которая осуществлялась в рамках экономических группировок и реализовыва-лась в конкретных странах в форме проведения экономических реформ. Эко­номическая политика в каждой стране имела свои специфические особенно­сти, однако общим для всех стран было стремление к формированию такой промышленной и структурной политики, которая бы способствовала индус­триализации страны, рациональному использованию природных ресурсов, развитию приоритетных отраслей экономики, созданию соответствующей инфраструктуры и повышению уровня социально-экономического развития. На разработку экономической политики в развивающихся странах большое влияние оказали международные экономические организации, которые ори­ентировали их на выработку открытой рыночной стратегии развития, сниже­ние импортных барьеров, изменение валютных курсов, развитие экспорта, повышение конкурентоспособности продукции обрабатывающих отраслей промышленности, в особенности работающих на экспорт. Соблюдение рекомендаций международных валютно-финансовых организаций было главным условием предоставления займов на основе соответствующих про­грамм развития. За период с 1980 по 1991 г. 76 стран, одобривших про­граммы Всемирного банка, получили на их осуществление займы. Отме­ченные выше направления экономической политики стали рассматриваться как универсальное средство решения социальных и экономических проблем безотносительно к уровню, типам и национальным особенностям разви­тия стран.

Особое внимание в рекомендациях международных финансовых орга­низаций уделялось двум направлениям экономической политики: структур­ной перестройке экономики и проведению стабилизационной политики.

Структурная перестройка экономики предполагает: создание стратеги­чески важных для экономики страны отраслей промышленности и сельского хозяйства; развитие энергетики, транспорта и связи; содействие развитию конкурентоспособного экспортного производства, ориентированного на кон­кретные рынки; развитие конкурентоспособных импортозамещающих отрас­лей, в первую очередь потребительского назначения. Структурная перестройка обеспечивалась следующими мерами государственного регулирования: либе­рализация внешнеторговой политики; оказание содействия предпринимате­лям, в первую очередь экспортерам; повышение эффективности производ­ства путем привлечения новых инвестиций, создания рациональной системы

214


 


налогообложения; либерализация ценообразования; содействие увеличению 'ережений и повышению внутреннего покупательского спроса; повыше­ние эффективности государственных расходов и инвестиций; улучшение уп-авления предприятиями, в том числе государственными. Важную роль в теме регулирования призвано играть поддержание валютного курса, что юлабляет давление инфляции и отражает интересы частных и государствен­ных получателей зарубежных кредитов, поскольку в противном случае уве­личиваются размеры их долговых обязательств в национальных денежных

единицах.

Поддержание определенного уровня самообеспеченности помогало пра­вительствам развивающихся стран стабилизировать экономическое и соци­альное развитие и ослабить зависимость от воздействия мирового рынка. По­литика стабилизации была направлена на использование денежно-кредитных инструментов — изменение учетных ставок, сокращение дефицитов бюдже­та, контроль за денежной эмиссией в целях создания определенной эконо­мической устойчивости.

Стабилизационные меры не во всех странах дали положительные ре­зультаты и способствовали повышению темпов экономического развития. Из 55 стран, осуществлявших программы развития МВФ и МБРР, в 27 стра­нах не наблюдалось темпов прироста ВВП на душу населения. Только в 7 стра­нах структурная перестройка имела положительные результаты. Это — Респуб­лика Корея (Южная Корея), Индонезия, Таиланд, Китай, Пакистан, Тур­ция, Тунис. Среди 31 страны, которые не одобрили программы Всемирного банка, в 16 странах не было темпов прироста ВПП на душу населения. Это объяснялось слабой интеграцией экономических структур в мировую хозяй­ственную систему, низкой эффективностью использования иностранной помощи, дефицитностью платежных балансов, обусловленной в значитель­ной степени падением цен на сырьевые товары на мировых рынках. Все это сопровождалось девальвацией валют многих стран, в особенности имеющих высокий уровень задолженности. Падение валютного курса повышало при­быльность экспорта, что давало дополнительный стимул развитию экспорт­ного производства. Однако это способствовало росту диспропорций в наци­ональных хозяйствах развивающихся стран. В результате структурной пере­стройки внутренние доходы и, следовательно, покупательная способность внутренних рынков не увеличились. В 90-ые годы большое внимание со гороны МВФ и региональных организаций уделялось разработке и проведе­нию долгосрочной структурной политики, направленной на преодоление >зяйственных диспропорций. По мнению экспертов МВФ, на макроэконо-еские диспропорции необходимо воздействовать не только со стороны •са, но и со стороны предложения. Это требует усиления эффективности пользования существующего производственного потенциала за счет пере­определения ресурсов, стимулирования внутренних сбережений и инвес-*и. В качестве приоритетных целей экономической политики выдвига-• увеличение капиталовложений путем осуществления целенаправлен-

215


ных инвестиционных программ; стимулирование частных инвестиций на ос­нове рыночных методов и использования инструментов государственного ре­гулирования, в частности, установления реалистичного уровня учетных ста­вок и валютного курса.

Важнейшими направлениями программы переустройства системы ми­рохозяйственных связей международные экономические организации счита­ют следующие: восстановление равновесия цен на сырьевые и промышлен­ные товары с целью стабилизации доходов от экспорта развивающихся стран-улучшение условий доступа развивающихся стран к передовой технике и тех­нологии; перераспределение национальных доходов между развитыми и раз­вивающимися странами. Действующая при ЮНКТАД Комиссия по эконо­мическому сотрудничеству развивающихся стран специально занималась раз­работкой различных форм хозяйственных связей между развивающимися стра­нами. Особое внимание при этом уделялось хозяйственным аспектам сотруд­ничества на предпринимательском уровне.

Политика регионального сотрудничества направлена в первую очередь на стимулирование экономического роста в странах региона. Решение этой проблемы во многом зависит от согласования и координации экономической и прежде всего промышленной политики отдельных стран. Решение про­блем промышленной политики непосредственно увязывается с созданием ре­гиональной системы управления в области разработки природных ресурсов, энергетики, развития обрабатывающих отраслей промышленности.

В основе взаимозависимости национальных хозяйств лежат интерна­ционализация производства и дифференцированные воздействия научно-тех­нического прогресса на структурную перестройку. Рост взаимозависимости стран влечет за собой воздействие извне на платежный баланс отдельной страны, что вынуждает правительства государств добиваться сохранения рав­новесия баланса путем использования различных инструментов экономичес­кой политики на основе международного сотрудничества. Это предполагает согласование между странами торговой политики, политики инвестиций, оказания различного рода помощи и в ряде случаев выработки единой стра­тегии на региональном уровне, основывающейся на равноправных партнер­ских отношениях развивающихся стран.

Понимание механизма функционирования взаимосвязанной системы регионального экономического сотрудничества имеет принципиально важ­ное значение. Региональная координация в рамках торговых и таможенных объединений предполагает согласование экономической политики, разра­ботку совместных программ социально-экономического развития, коорди­нацию планов и программ по структурной перестройке национальных хо­зяйств, согласование торгово-политических мер по отношению к третьим странам. Для современного этапа новым является существенный рост реги­ональных экономических связей, что нашло отражение в усилении регио­нальной торговли, расширении производственно-технического сотруДнИ" чества.

216


Глава 9_________________________






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных