ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Многостороннее регулирование экономической политики и региональная экономическаяИнтеграция ■
8.1. Роль многостороннего регионального регулирования в системе мирового хозяйства Организационно-хозяйственное регулирование, осуществляемое на основе многостороннего экономического сотрудничества в рамках региональных экономических группировок, реализует процесс экономической интеграции стран-участниц. Экономическая интеграция ставит целью стирание различий между экономическими субъектами, относящимися к разным государствам на основе устранения дискриминации иностранных партнеров в каждой стране, укрупнения рынков сбыта. Степень экономической интеграции зависит от форм экономического сотрудничества. В современных условиях более 60% международной торговли осуществляется в рамках действующих или планируемых региональных механизмов свободной торговли. На их долю в мировой торговле в 1997 г. приходилось: Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — 23,7%; Европейский Союз (ЕС) — 22,8%; Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) - 7,9%. В рамках региональных экономических организаций и группировок осуществляется процесс региональной торговой либерализации, который начался с конца 40-х годов и особенно активно происходит в 90-ые годы, несмотря на укрепление многосторонней системы ГАТТ/ВТО. Региональная интеграция в определенной степени компенсирует недостаточный прогресс в отношении реализации результатов «Уругвайского раунда» торговых переговоров. Существуют различные формы региональной экономической интеграции, которые характеризуют степень и виды взаимосвязей в рамках региональных организаций и группировок: • зона свободной торговли (free trade area — FTA) предполагает, что • таможенный союз (custom union) предусматривает, что все страны-уча 206 • общий рынок (common market) предполагает, что все характеристики • экономическое сотрудничество предусматривает: согласование эконо азвитию внутрирегиональной торговли; поэтапное создание единого общего рынка или зоны свободной торговли в будущем; выработку общих позиций и стратегий по экономическим и социальным вопросам при рассмотрении их в международных организациях и на международных форумах. Это этап на пути к экономической интеграции; • экономический союз предполагает экономическое сотрудничество стран Полная экономическая интеграция пока осуществилась только в Европейском Союзе (ЕС), когда унифицируются кредитно-денежная и социальная политика, стратегия экономического развития, налогообложения, а также создается наднациональный орган, решения которого обязательны для каждого члена экономического союза. Экономический союз предполагает и определенный уровень политической интеграции. Учреждение Европейского парламента было шагом в направлении политического объединения Европы, что также важно, как и экономическая интеграция. При полной экономической интеграции обеспечиваются перемещение через национальные границы всех факторов производства, а также определенная гармонизация экономической, социальной и политической жизни. Экономическая интеграция способствует повышению эффективности распределения ресурсов, влияет на производство и потребление, обеспечивает экономию, обусловленную ростом масштабов производства отдельных фирм и внешними факторами. Динамичное изменение емкости рын-позволяет фирмам производить товары по более низким ценам, по-кольку постоянные издержки могут быть отнесены на все возрастающее исло единиц продукции. Кроме того, это обеспечивает рост эффектив-)сти производства в результате усиления конкуренции, что, в свою оче-ЗДь, ведет к укрупнению фирм производителей путем слияний и поглощений. Экономическая интеграция — это объективный процесс развития ойчивых экономических связей между национальными хозяйствами. Она ватывает сферу производства, международные экономические отноше-1 и ведет к созданию региональных хозяйственных комплексов. В докладе Генерального директора ВТО Р. Руджеро «Грядущий путь: 'ДУнародная торговая политика в эпоху ВТО», сделанном в ноябре 1996 г., чал ось, что за последние 15 лет произошел взрыв в области заключения ^ений о тесном сотрудничестве отдельных групп стран, и эти соглаше- - ния стали существенным фактором международных экономических отношений (число таможенных союзов и зон свободной торговли уже превышает 100). В настоящее время почти все страны—члены ВТО являются участницами одного или нескольких региональных соглашений. Региональная либерализация сама по себе — не повод для беспокойства сторонников многосторонней системы. Региональные инициативы могут вносить существенный вклад в развитие многосторонних правил и обязательств, а также давать сильный импульс ускорению роста национальных хозяйств в рамках более широкого экономического пространства. Однако, подчеркнул Генеральный директор, необходимо ясно сформулировать принципы, подкрепленные твердыми обязательствами, которые предотвратили бы превращение региональных схем в центробежные силы разрушения многосторонней системы. Он предложил решать эту проблему посредством утверждения принципа «открытого регионализма». Конкретизируя свое предложение, руководитель ВТО выдвинул два требования, которым должны следовать участники региональных соглашений. Во-первых, каждая региональная зона преференциальной торговли должна соответствовать правовым требованиям многосторонней системы. Во-вторых, постепенное устранение торговых барьеров во взаимной торговле стран-членов регионального объединения должно применяться примерно в том же объеме и в те же сроки в отношениях со странами, не являющимися членами объединения. Это будет означать, что региональная либерализация де-факто, как и де-юре, будет полностью совместима с принципом режима наибольшего благоприятствования. Подобный подход уже осуществляют члены МЕРКОСУР и АТЭС. Организационно-хозяйственное регулирование предпринимательства, осуществляемое в рамках региональных экономических союзов, ставит целью согласование, координацию и совместную деятельность на многосторонней основе в разработке и проведении экономической политики. Основными направлениями в деятельности региональных экономических организаций являются: • совместные согласованные действия в развитии экономики стран-уча • координация планов и перспектив развития важнейших отраслей эко • содействие инвестиционной и инновационной деятельности в рамках • содействие развитию предпринимательства на уровне отдельных фирм; Регулирование предпринимательства в рамках экономических группировок осуществляется на разных уровнях их организационной структуры. На высшем уровне — путем встреч высших руководителей стран и решения общих воп- 208 соВ координации экономической политики; на уровне министров — решение Ьункциональных вопросов по соответствующим областям; на уровне комитетов л рабочих групп — решение конкретных вопросов регулирования хозяйственной еятельности, содействия развитию предпринимательства на уровне фирм. Интеграция на хозяйственном уровне как форма организации международного бизнеса находит отражение в политике государств и имеет прямую государственную поддержку, а также реализуется в деятельности международных экономических организаций. Взаимосвязанная система регионального экономического сотрудничества опирается на такие важнейшие организации, как: специализированные региональные организации системы ООН; региональные организации — Европейский Союз (ЕС), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОАГ); региональные банки развития и фонды развития. Региональные банки развития возникли в 40—60-х годах в отдельных регионах. Так, в 1949 г. был образован Межамериканский банк развития (МБР), в котором участвуют 27 развивающихся стран и 16 развитых стран. В 1964 г. был создан Африканский банк развития (АфБР), членами которого состоят 50 развивающихся стран региона и 25 развитых стран; в 1966 г. был образован Азиатский банк развития (АзБР), в котором участвуют соответственно 31 и 14 стран. Характерными чертами региональных банков развития являются их общие цели и методы финансирования. Объектами кредитования выступают такие отрасли инфраструктуры, как строительство или модернизация автострад, морских портов, причалов, аэропортов. Основные цели региональных банков развития — достижение экономического сотрудничества и интеграция развивающихся стран; преодоление их внешней зависимости. Практика региональных банков развития, которые с начала 80-х годов осуществляют кредитование структурных и отраслевых реформ стран-членов, свидетельствует, что расширение таких кредитов связано с необходимостью создания благоприятного инвестиционного климата — основного условия для эффективного использования привлекаемых средств. Для их получения страна-заемщик должна обсудить с банком-кредитором свою инвестиционную программу, включая такие вопросы, как меры по совершенствованию ценообразования, налогообложения, приватизации или рационализации госсектора, развитию акционерных форм собственности, созданию рынка ценных умаг. Окончательное решение принимается правительством страны-заем-*ка, которое самостоятельно решает, пользоваться кредитами, предостав-:мыми для финансирования структурных и отраслевых реформ, или нет, читывать рекомендации банков-кредиторов или нет. В отличие от Всемирного банка и региональных банков развития — Некого, Африканского, Европейского инвестиционного, которые со- 1ничают как с госсектором, так и с частным сектором, руководствуясь ражениями рентабельности вложений, Европейский банк реконструк- и Развития (ЕБРР) сосредоточивает свои усилия на частном секторе. 209 ~ Для повышения ответственности частных предпринимателей по их обязательствам ЕБРР придерживается практики Международной финансовой корпорации и не требует от правительств стран—членов гарантий по кредитам предоставляемым предприятиям частного сектора. 8.2. Особенности экономического развития и политики регулирования экономики в развивающихся странах В современных условиях усложняется характер многостороннего сотрудничества в рамках международных и региональных организаций, которое охватывает экономическую, валютно-финансовую, научно-техническую области. Эти сложности вытекают из существенных различий: (1) в уровнях экономического развития стран — между развитыми и развивающимися странами; среди развитых и среди развивающихся стран; (2) в темпах экономического развития; (3) в уровне развития финансовой сферы и рынка капитала; (4) в обеспеченности природными и трудовыми ресурсами и др. Уровень экономического развития стран характеризуется обычно объемом ВВП на душу населения. По этому показателю все страны мира делятся на три группы: (1) страны с национальным доходом на душу населения свыше 9 тыс. (2) страны с национальным доходом на душу населения от 750 до (3) страны с национальным доходом на душу населения ниже 750 долл. ООН и специализированные международные экономические организации по уровню экономического развития делят развивающиеся страны также на три группы, выделяя при этом страны-экспортеры и страны-импортеры нефти. В первую группу стран с высокими доходами на душу населения, соответствующими промышленно развитым странам, входят Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ, Сингапур. Вторая группа стран со средними показателями ВВП на душу населения включает в основном страны-экспортеры нефти и новые индустриальные страны (НИС). К странам-экспортерам нефти относятся 19 государств, в экспорте которых нефть и нефтепродукты превышают 50%.
♦Национальный доход рассчитывается как ВВП минус амортизация (чистый ВВП), минус косвенные налоги, плюс субсидии. 210 Новые индустриальные страны охватывают государства, в которых доля абатываюшей промышленности в ВВП составляет более 20%. Основной ьей экспорта НИС стала продукция обрабатывающей промышленности, j которой в экспорте превышает 50%. Таких стран 15. К числу НИС носятся: Бразилия, Мексика, Аргентина, Республика Корея, Тайвань, Г гапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия, Индия, Филиппины. В тре-о группу входят бедные развивающиеся страны, в которых ВВП на душу •еления не превышает 750 долл. (1995 г.). Речь идет о большинстве афри-анских стран, около десяти азиатских стран, преимущественно из Южной ^зии и Индокитая, а также Гайяна, Гаити, Гондурас и Никарагуа из Латинской Америки. ООН выделяет 48 наименее развитых стран, из которых 33 — страны Африки. На их территории проживает 2,5% населения мира, но они производят только 0,1% мирового ВВП. Средний доход на душу населения в этих странах составляет лишь одну четвертую часть от уровня всех развивающихся стран. Экономика африканских стран характеризуется высокой степенью зависимости от экспорта сырьевых товаров. Для ряда стран — Анголы, Мозамбика, Сомали, Эфиопии — характерна высокая степень социальной и политической нестабильности. По данным ООН, на долю всех развивающихся стран в 1994 г. приходилось 19,4% мирового ВВП, в том числе на долю стран Южной и Восточной Азии — 6,4%, Западной Азии — 2,3; Латинской Америки — 4,6; на 4 страны — Гонконг, Республику Корею, Сингапур и Тайвань — 2,4; Китай — 3,4; Индию — 0,7 и на наименее развитые страны — менее 0,1%. Доля 15 крупнейших стран-должников составляла 5,1% мирового ВВП. Различия в уровне экономического развития отдельных стран и регионов обусловлены многими обстоятельствами, в числе которых исторические различия, разница в масштабах национального хозяйства, в обеспечении минеральными ресурсами, в степени зависимости от внешнего рынка, демографической ситуации, величина внешней задолженности. Важную роль играет направленность экономической политики государств — подход к стратегии развития, обеспечения темпов экономического роста. Особенно быстрыми темпами развивались НИС. Высокие темпы достигались за счет высо-й нормы накопления, использования современных технологий, привлече-1 иностранного капитала, высокого уровня производительности труда. >ждая страна использовала собственную модель развития, однако в основе ных моделей лежали рыночные принципы хозяйствования в сочетании с ^дарственным регулированием предпринимательства и деятельностью в амках региональных экономических организаций. Среднегодовые темпы роста ВВП развивающихся стран, по данным НКТАД, составили в 1991—1996 гг. в среднем 4,9%, в том числе в странах 1ской Америки — 3,2%, в странах Южной и Восточной Азии (без КНР) — в КНР — 11,6, в странах Западной Азии — 2, в странах Африки — 1,6%. °мика развивающихся стран крайне неоднородна в отраслевом и техно- 2U логическом аспектах, а также в степени вовлеченности отдельных стран и регионов в мирохозяйственные связи. На долю развивающихся стран в 1995 г. по данным ЮНКТАД, приходилось 28,2% мирового экспорта, в том числе на азиатские страны падало 24,2%, страны Латинской Америки — 4,6, страны Африки — 2,2%. Увеличение промышленного потенциала, и в особенности за счет обрабатывающей промышленности, обусловило увеличение экспорта готовых изделий из этих стран. В результате доля развивающихся стран в мировом экспорте машин и оборудования возросла с 6% в 1980 г. до 22% в 1995 г текстиля — с 34 до 54%, химикатов — с 7 до 16%, металлов — с 7 до 23% соответственно. Доля развивающихся стран в мировом экспорте продовольствия и сельскохозяйственного сырья за период с 1980 по 1995 г. практически не изменилась и сохранилась на уровне 30%, в то время как в мировом экспорте топлива снизилась с 73 до 57%. Удельный вес развивающихся стран в мировом экспорте минерального сырья повысился с 27 в 1980 г. до 36% в 1995 г. Для этого периода характерно повышение степени обработки сырья в его производстве и экспорте из развивающихся стран. Страны, в экспорте которых продукция обрабатывающей промышленности превышает 50%, имели наиболее высокие темпы экономического роста — 6,8% в год (за период с 1980 по 1992 г.); страны с диверсифицированным экспортом — 3,6; страны, в экспорте которых преобладали услуги — 2,5; страны, экспортирующие в основном минеральное и сельскохозяйственное сырье — 1,4, нефтеэкспортеры — 0,4% в год. На развитие экспорта из развивающихся стран существенное влияние оказал рост торговых барьеров в промышленно развитых странах. По данным ОЭСР, в 80-ые годы в 20 из 24-х развитых стран торговые барьеры возросли, в то время как в развивающихся странах произошла значительная либерализация торговли. Нетарифные барьеры в 1993 г. распространялись на 14% импорта промышленно развитых стран. Высокие барьеры существуют в торговле сельскохозяйственной продукцией, сталью, текстилем и одеждой, обувью, автомобилями, электроникой, самолетами. Наличие барьеров в торговле обходится развивающимся странам, по некоторым оценкам, в 100 млрд. долл. в виде потери доходов от экспорта сельскохозяйственной продукции и в 50 млрд.долл. — от экспорта текстиля. Важную роль в индустриальном развитии развивающихся стран играет импорт иностранной технологии, который осуществляется в основном по внутрифирменным каналам ТНК, на долю которых падает 75% мировой лицензионной торговли. Наибольший приток технологий приходится на крупные развивающиеся страны — Аргентину, Бразилию, Китай, Индонезию, Мексику и НИС азиатских стран. На экономический рост и промышленное развитие развивающихся стран существенное воздействие оказал приток иностранного капитала, который заметно увеличился в 90-ые годы. Если в 1983 1990 гг. прямые капиталовложения составляли 1,2 млрд. долл. в среднем в год, то в 1991 — 1995 гг. они возросли до 28,2 млрд. долл. в год. Крзт- 212
осрочные займы и портфельные инвестиции в 1991—1995 гг. составля-24,0, млрд. долл., официальные кредиты — 18,9 млрд долл., пере-од финансовых ресурсов — 76,0 млрд. долл. в среднем в год. Свыше 0% всего притока внешних финансовых средств и около 80% их притока в эедные страны приходилось на экономическую помощь, преимущественно гранам Африки. В ряде государств она обеспечила социально-экономи-еские и технико-экономические условия для прибыльного функционирования частного капитала. В странах Азии приток иностранного капитала осуществлялся в основном в виде коммерческих кредитов и частных инвестиций. На долю ссудного капитала приходилось в целом примерно 25% всех предоставляемых развивающимся странам финансовых средств. Прямые капиталовложения составляли в 1995 г., по данным ЮНИДО, примерно одну треть всего внешнего финансирования. Они направлялись преимущественно в небольшую группу стран среднего уровня развития. На долю десяти стран в 1991—1994 гг. падало 88% капиталовложений во все развивающиеся страны. Самые крупные инвестиции — 19,3 млрд. долл. в среднем в год в период 1991 — 1994 гг. приходились на Китай. В число десяти стран входят, кроме Китая, Сингапур — 6,6 млрд. долл.; Аргентина — 5,6; Мексика — 5,4; Малайзия — 4,6; Индонезия — 2,1; Гонконг — 1,6; Таиланд — 1,4; Бразилия — 1,4; Нигерия — 1,2 млрд. долл. в среднем в год. Однако крупные развивающиеся страны не только принимали иностранный капитал, но и вышли в число экспортеров предпринимательского капитала. Прямые инвестиции из развивающихся стран за рубежом в 1995 г. составляли 7,8% мирового объема иностранных прямых капиталовложений (против 1,2% в 1980 г.). Инвестиционная деятельность ряда крупных развивающихся стран сосредоточена в сфере нефтедобычи и нефтепереработки в других развивающихся странах, а также в их обрабатывающей промышленности и в переработке сельскохозяйственного сырья. Общий объем прямых инвестиций из развивающихся стран в 1995 г. оценивался в 47 млрд. долл., из которых на страны Азии приходилось 43 млрд. долл., на страны Латинской Америки — 3,8 млрд., КНР — 3,5 млрд. долл. Характерной особенностью внешнеэкономических связей развивающихся стран является их ориентация на промышленно развитые страны при крайне низком уровне взаимной региональной торговли. Среди более чем 12 торговых группировок развивающихся стран ни в одной из них внутрирегиональный торговый обмен не превышает 21% общего объема. В странах Восточ-1ой Азии на долю внутрирегиональной торговли приходится около 35%, между ем как 65% падает на торговлю со странами вне региона. В африканских странах доля внутрирегиональной торговли составляет лишь 5%, тем не ме-95% экспорта направляется в неафриканские страны. Среди промыш-;нно развитых стран основными контрагентами развивающихся стран явля-Ся США и Япония. На долю США приходится 20% экспорта развиваю-:ся стран, Японии — 10%. Дифференциация развивающихся стран уси-1ется не только по таким показателям, как темпы экономического роста, 213 структура и уровень развития обрабатывающей промышленности, степень зависимости от внешнего рынка, но и по характеру предпринимательства — доли мелкого, среднего, крупного предпринимательства; по роли государственного сектора в предпринимательской структуре; по степени развития рыночных отношений и роли государственного регулирования предпринимательской деятельности, социально-экономической структуре национального хозяйства; по уровню развития и обеспеченности инфраструктурой. Положение отдельных развивающихся стран в современной мировой системе хозяйства во многом определяется той экономической политикой которая осуществлялась в рамках экономических группировок и реализовыва-лась в конкретных странах в форме проведения экономических реформ. Экономическая политика в каждой стране имела свои специфические особенности, однако общим для всех стран было стремление к формированию такой промышленной и структурной политики, которая бы способствовала индустриализации страны, рациональному использованию природных ресурсов, развитию приоритетных отраслей экономики, созданию соответствующей инфраструктуры и повышению уровня социально-экономического развития. На разработку экономической политики в развивающихся странах большое влияние оказали международные экономические организации, которые ориентировали их на выработку открытой рыночной стратегии развития, снижение импортных барьеров, изменение валютных курсов, развитие экспорта, повышение конкурентоспособности продукции обрабатывающих отраслей промышленности, в особенности работающих на экспорт. Соблюдение рекомендаций международных валютно-финансовых организаций было главным условием предоставления займов на основе соответствующих программ развития. За период с 1980 по 1991 г. 76 стран, одобривших программы Всемирного банка, получили на их осуществление займы. Отмеченные выше направления экономической политики стали рассматриваться как универсальное средство решения социальных и экономических проблем безотносительно к уровню, типам и национальным особенностям развития стран. Особое внимание в рекомендациях международных финансовых организаций уделялось двум направлениям экономической политики: структурной перестройке экономики и проведению стабилизационной политики. Структурная перестройка экономики предполагает: создание стратегически важных для экономики страны отраслей промышленности и сельского хозяйства; развитие энергетики, транспорта и связи; содействие развитию конкурентоспособного экспортного производства, ориентированного на конкретные рынки; развитие конкурентоспособных импортозамещающих отраслей, в первую очередь потребительского назначения. Структурная перестройка обеспечивалась следующими мерами государственного регулирования: либерализация внешнеторговой политики; оказание содействия предпринимателям, в первую очередь экспортерам; повышение эффективности производства путем привлечения новых инвестиций, создания рациональной системы 214
налогообложения; либерализация ценообразования; содействие увеличению 'ережений и повышению внутреннего покупательского спроса; повышение эффективности государственных расходов и инвестиций; улучшение уп-авления предприятиями, в том числе государственными. Важную роль в теме регулирования призвано играть поддержание валютного курса, что юлабляет давление инфляции и отражает интересы частных и государственных получателей зарубежных кредитов, поскольку в противном случае увеличиваются размеры их долговых обязательств в национальных денежных единицах. Поддержание определенного уровня самообеспеченности помогало правительствам развивающихся стран стабилизировать экономическое и социальное развитие и ослабить зависимость от воздействия мирового рынка. Политика стабилизации была направлена на использование денежно-кредитных инструментов — изменение учетных ставок, сокращение дефицитов бюджета, контроль за денежной эмиссией в целях создания определенной экономической устойчивости. Стабилизационные меры не во всех странах дали положительные результаты и способствовали повышению темпов экономического развития. Из 55 стран, осуществлявших программы развития МВФ и МБРР, в 27 странах не наблюдалось темпов прироста ВВП на душу населения. Только в 7 странах структурная перестройка имела положительные результаты. Это — Республика Корея (Южная Корея), Индонезия, Таиланд, Китай, Пакистан, Турция, Тунис. Среди 31 страны, которые не одобрили программы Всемирного банка, в 16 странах не было темпов прироста ВПП на душу населения. Это объяснялось слабой интеграцией экономических структур в мировую хозяйственную систему, низкой эффективностью использования иностранной помощи, дефицитностью платежных балансов, обусловленной в значительной степени падением цен на сырьевые товары на мировых рынках. Все это сопровождалось девальвацией валют многих стран, в особенности имеющих высокий уровень задолженности. Падение валютного курса повышало прибыльность экспорта, что давало дополнительный стимул развитию экспортного производства. Однако это способствовало росту диспропорций в национальных хозяйствах развивающихся стран. В результате структурной перестройки внутренние доходы и, следовательно, покупательная способность внутренних рынков не увеличились. В 90-ые годы большое внимание со гороны МВФ и региональных организаций уделялось разработке и проведению долгосрочной структурной политики, направленной на преодоление >зяйственных диспропорций. По мнению экспертов МВФ, на макроэконо-еские диспропорции необходимо воздействовать не только со стороны •са, но и со стороны предложения. Это требует усиления эффективности пользования существующего производственного потенциала за счет переопределения ресурсов, стимулирования внутренних сбережений и инвес-*и. В качестве приоритетных целей экономической политики выдвига-• увеличение капиталовложений путем осуществления целенаправлен- 215 ных инвестиционных программ; стимулирование частных инвестиций на основе рыночных методов и использования инструментов государственного регулирования, в частности, установления реалистичного уровня учетных ставок и валютного курса. Важнейшими направлениями программы переустройства системы мирохозяйственных связей международные экономические организации считают следующие: восстановление равновесия цен на сырьевые и промышленные товары с целью стабилизации доходов от экспорта развивающихся стран-улучшение условий доступа развивающихся стран к передовой технике и технологии; перераспределение национальных доходов между развитыми и развивающимися странами. Действующая при ЮНКТАД Комиссия по экономическому сотрудничеству развивающихся стран специально занималась разработкой различных форм хозяйственных связей между развивающимися странами. Особое внимание при этом уделялось хозяйственным аспектам сотрудничества на предпринимательском уровне. Политика регионального сотрудничества направлена в первую очередь на стимулирование экономического роста в странах региона. Решение этой проблемы во многом зависит от согласования и координации экономической и прежде всего промышленной политики отдельных стран. Решение проблем промышленной политики непосредственно увязывается с созданием региональной системы управления в области разработки природных ресурсов, энергетики, развития обрабатывающих отраслей промышленности. В основе взаимозависимости национальных хозяйств лежат интернационализация производства и дифференцированные воздействия научно-технического прогресса на структурную перестройку. Рост взаимозависимости стран влечет за собой воздействие извне на платежный баланс отдельной страны, что вынуждает правительства государств добиваться сохранения равновесия баланса путем использования различных инструментов экономической политики на основе международного сотрудничества. Это предполагает согласование между странами торговой политики, политики инвестиций, оказания различного рода помощи и в ряде случаев выработки единой стратегии на региональном уровне, основывающейся на равноправных партнерских отношениях развивающихся стран. Понимание механизма функционирования взаимосвязанной системы регионального экономического сотрудничества имеет принципиально важное значение. Региональная координация в рамках торговых и таможенных объединений предполагает согласование экономической политики, разработку совместных программ социально-экономического развития, координацию планов и программ по структурной перестройке национальных хозяйств, согласование торгово-политических мер по отношению к третьим странам. Для современного этапа новым является существенный рост региональных экономических связей, что нашло отражение в усилении региональной торговли, расширении производственно-технического сотруДнИ" чества. 216 Глава 9_________________________ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|