ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Международное регулирование межфирменных рыночных отношении 1 страница■ 20.1. Многостороннее регулирование международной конкуренции 20 1 1. Суть и содержание международной конкуренции Конкуренция в современных условиях является основой функционирования механизма рынка и мирового рыночного хозяйства в целом. «Конкуренция в мировом хозяйстве — экономический рычаг стимулирования производства и повышения качества продукции, приспособления ее к потребностям потребителей, одно из объективных условий функционирования и развития предприятия на базе международного труда»*. По нашему мнению, конкуренция — это соперничество хозяйственных субъектов рынка с целью добиться конкурентных преимуществ у потребителей ради увеличения объема продаж, завоевания или удержания доли рынка, получения намечаемого уровня прибыли. Конкурентные рыночные отношения претерпели в современных условиях существенные изменения. Это проявилось в первую очередь в уменьшении элементов стихийности в межфирменных отношениях и в усилении регулирующих начал под воздействием проводимой на государственном уровне антимонопольной политики. Традиционно считается, что свободная конкуренция обеспечивает эффективное использование ресурсов, стимулирует инновационные процессы и появление новой высококачественной продукции. Конкуренция — это, по существу, предложение конкурентами дополнительных возможностей, их более широкий выбор. Конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену получить. Поэтому в условиях рынка положение фирмы объективно зависит от конечных результатов ее деятельности, признанных и оплаченных потребителем. Рынок и конкуренция выступают мощными стимуляторами повышения качества, обновления продукции и технологии, действенным средством постоянного контроля за движением издержек производства. Фирма может получить дополнительную прибыль только в том случае, если она будет вести предпринимательскую деятельность более эффективно, чем конкуренты. Как не может быть конкуренции без конкурентов, так и конкуренция невозможна, если конкурентам запрещено предпринимать действия, целью которых является увеличение их доли на рынке. * Правила рынка. Под ред. В.Д. Щетинина. М.: МО, 1993, с. 51. 383 Международная конкуренция — это процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между хозяйственными субъектами рынка за наиболее выгодные условия производства и реализации продукции на мировом рынке за свою долю на рынке. Для современных условий характерно завоевание доли рынка не столько методами силового давления, сколько путем использования согласованных скоординированных действий производителей при установлении и повышении цен, определении объемов и видов продукции, применяемых технологий и оборудования, выборе партнеров. Такие согласованные действия могут осуществляться на основе картельных и других соглашений, а также путем сговора крупнейших производителей и применения ими методов и средств «несправедливой деловой практики». Под «несправедливой деловой практикой» понимаются такие действия производителей, которые направлены на достижение исключительного положения на рынке несправедливыми методами (завышенные или заниженные цены, устранение с рынка конкурента, ограничение сферы предпринимательской деятельности контрагента, защитная практика, бойкоты, дискриминация партнеров). Тот факт, что цена у всех продавцов на рынке одинакова, еще не говорит о наличии или отсутствии конкуренции. Важно то, каким образом эти цены оказались одинаковыми, т.е. какими методами и средствами происходит регулирование межфирменных рыночных отношений между участниками олигополии или между фирмами-конкурентами. Обычно деятельность фирмы или олигополии признается антиконкурентной по результатам ее воздействия на рыночную ситуацию и структуру рынка. Для выявления этого воздействия анализируется объем предложения товара на рынке, сокращение продаж и размеров производства, установление уровня цен. Уменьшение элемента стихийности, проявляющегося в конкуренции, связано с осуществлением маркетинга, планирования и прогнозирования в рамках крупнейших фирм—участников олигополии. Это дало возможность говорить о рыночном управлении, о регулировании пропорций рынка на межфирменном уровне. Проведение государственной антимонопольной законодательной политики, направленной на поддержание конкуренции, мотивируется тем, что конкуренция является эффективным координатором экономической деятельности, но для сохранения ее на должном уровне требуется государственная поддержка против поведения монополий на рынке, т.е. против монопольно регулирующих сил. В условиях международной конкуренции происходит экспорт или перевод определенных видов деятельности за рубеж, причем это касается в первую очередь высокотехнологичных отраслей промышленности и их сегментов, где применяются комплексные технологии и высококвалифицированная рабочая сила и где существуют международные конкурентные преимуше~ ства. В современных условиях произошла интернационализация конкуренции во многих сферах — как в отраслях промышленности, так и в сфере услуг и в области промышленной собственности. Конкуренция присуща междуна- _______. _ — одному рынку капитала и рынку труда. Распределению сфер конкуренции пособствовал процесс монополизации рынков и транснационализации капитала. Все это определило специфические черты конкуренции в современных условиях. 20.1-2. Особенности международной конкуренции в современных условиях Главными субъектами международной конкуренции в современных условиях стали транснациональные корпорации, превратившиеся в крупнейшие многоотраслевые комплексы, осуществляющие конкурентную борьбу одновременно на многих отраслевых товарных рынках и имеющие возможности маневрирования на разных рынках в рамках глобальной стратегии ТНК в целом. Это обеспечивает им определенную устойчивость в получении прибылей, в особенности в периоды ухудшения хозяйственной конъюнктуры. Экономической основой конкуренции стали отношения в сфере производства. Здесь главные усилия конкурентов направлены на борьбу за международную кон курентоспособность: создание конкурентоспособной продукции, отвечающей потребностям мирового рынка и запросам конечных потребителей за счет повышения производительности труда; использование при разработке новой продукции или совершенствовании выпускаемой продукции передовых достижений научно-технического прогресса и выпуск принципиально новой продукции; постоянное снижение издержек производства на всех этапах и во всех звеньях технологического процесса; согласование с потребителем (на крупные поставки) цен до начала выпуска продукта и установление цен на новую продукцию с учетом условий сбыта на каждом конкретном рынке; борьба фирм за источники сырья дополняется борьбой за подчинение всех вертикальных ступеней изготовления товаров, от сырья и полуфабрикатов до комплектующих узлов; использование внутрифирменных связей для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и получения преимуществ в конкурентной борьбе. Это делается за счет: передачи лицензий и передовой технологии своим дочерним компаниям, манипулирования ценами; повышения уровня качества и новизны продукции на заграничных предприятиях; создания зарубежного снабжающего производства. В международной конкуренции на современном этапе тесно переплетаются две тенденции, два основных вида экономических отношений: С) неценовое соперничество в рамках олигополии и стремление к взаимодействию, к согласованию, координации действий на рынках (олигополия — это относительно узкие группировки близких по экономическому 'отенциалу ТНК определенной отрасли производства в мировом масшта-)е); (2) конкурентная война против аутсайдеров вплоть до их устранения. 385 Конкуренция по линии цен и неценовых факторов играет решающую роль в стимулировании НТР, способствует повышению эффективности производства компаний. Она побуждает фирмы идти на риск нововведений. В настоящее время для рыночных условий характерна насыщенность рынка обусловленная быстрой реакцией объемов производства и цен на изменение спроса. Поэтому конкуренция выступает в качестве важнейшего механизма обеспечения необходимой эффективности производства. В рамках транснациональных олигополии конкуренция имеет специфические черты. Высокий уровень концентрации производства и капитала в руках фирм-гигантов вносит качественно новые моменты во всю структуру международных рыночных отношений: с одной стороны, обостряются противоречия и конкурентная борьба на мировом рынке как между фирмами-гигантами и аутсайдерами, так и между самими крупнейшими компаниями; с другой стороны, фирмам-гигантам легче прийти к сговору, достичь компромисса. Характерной чертой процесса транснационализации капитала является образование олигополии ТНК с высокой степенью сплоченности партнеров. Число ТНК в олигополии невелико и между их членами существуют длительные отношения монополистической конкуренции, имеющей специфические особенности. Именно олигополистическая структура обусловливает возникновение новых форм внутриотраслевой взаимосвязи между компаниями важнейших отраслей. В рамках олигополии ТНК координируют свою деятельность в отдельные периоды на основе использования гибких, неформальных методов координации. Наиболее распространена политика так называемых взаимных уступок, в соответствии с которой ТНК сознательно не идут на открытое соперничество. Экономические отношения между конкурирующими ТНК строятся не на ломке, а на стремлении сохранения сложившегося баланса сил в рамках олигополии на конкретных товарных рынках. В тех отраслях, где олигополии сложились не очень давно и когда фирма не достигает достаточного взаимопонимания, она применяет тактику подражания или следования за лидером. Суть ее состоит в следующем: когда один из членов олигополитической группировки повышает цену или прибегает к расширению производственных мощностей, остальные незамедлительно повторяют этот шаг; когда один осваивает новое производство или внедряется в новую отрасль, другие делают то же самое, иначе они могут оказаться в критическом положении, если лидер перейдет к конкурентной войне; когда одни участники олигополии расширяют сеть филиалов за границей, другие следуют за ним на тех же рынках. Эта практика является типичной для отраслей, в которых на 8 крупнейших корпораций приходится 60—70 % продаж. Практика подражания в области заграничных инвестиций характерна как для американских ТНК, так и для японских и германских. Тактика лидерства в ценах наиболее эффективно применялась в 70-е годы, когда монопольно-регулирующие силы в промышленности наиболее ярко проявлялись в сфере взаимодействия или прямого согласования рыночной, особенно ценовой, политики. Это делалось путем создания системы 386 прейскурантных цен, которые были приблизительно одинаковы по величи-не и изменялись синхронно. В 80—90-е годы практика ценового лидерства в таких отраслях, как радиотехническая, пищевая, текстильная, практически потеряла свое значение, так как в этих отраслях появилось много новых конкурентов. Это касается и автомобильной промышленности. Если раньше ценовая конкуренция была направлена преимущественно на устранение небольших компаний, то теперь она обострилась между крупнейшими корпорациями. Ценовые войны стали характерными на рынках стали, автомобилей, химических товаров, электроники, всех видов транспорта и связи. В современных условиях монопольное положение немногих крупнейших фирм позволяет им целенаправленно, «планомерно» подавлять, хотя и менее мощных в финансовом отношении, но вполне конкурентоспособных по технико-экономическим параметрам продукции, соперников. Усилилась конкурентная борьба монополий с аутсайдерами путем установления трудно преодолимых экономических барьеров на перелив капитала из одной отрасли в другую. Можно выделить несколько типов таких барьеров: барьеры, определяемые размерами комплексов для оптимального (рентабельного) производства. Внедрение роботов, гибких производственных систем значительно повышает уровень оптимизации производства, который доступен только крупнейшим компаниям, обладающим огромными финансовыми ресурсами; барьеры, связанные с наукоемкостью продукции ряда отраслей, таких как электронное машиностроение. Здесь требуются не просто крупные единовременные расходы на НИОКР, но и накопление соответствующей информации и опыта; патентная монополия, благодаря которой ТНК получают исключительные права на все виды технической и коммерческой эксплуатации технологии на 15—20 лет — на срок действия патента; внутрифирменный обмен, предполагающий предоставление подконтрольным предприятиям особых условий на конкретных рынках в условиях острой конкуренции (займы, субсидии), способствующих капиталовложениям своих предприятий и препятствующих переливу капиталов конкурентов. Существенно изменились экономические методы во взаимоотношениях крупных фирм с мелкими и средними компаниями. Процесс монополизации не приводит к ликвидации и не уменьшает масштабов немонополизиро-ванного сектора. Средние и мелкие фирмы не только могут достаточно стабильно удерживать за собой различные традиционные сферы производства и Услуг, но и, что особенно важно, захватывают позиции в новых областях, непосредственно связанных с научно-техническим прогрессом. Многие из так называемых венчурных компаний, создаваемых для прикладных научно-технических разработок и их внедрения в производство, выступают как независимые фирмы. Экономической основой конкурентной борьбы в современных условиях стала крупная собственность, объединенная в рамках ТНК. Производство 387 и сбыт товаров в большинстве отраслей мирового хозяйства оказались в руках небольшой группы крупнейших компаний, которые, установив контроль над производством и сбытом товаров, диктуют цены на мировом рынке и поддерживают их на высоком уровне. Наряду с экономическими методами конкуренции ТНК широко применяют прямое насилие, бойкот, принудительные слияния и другие методы давления на конкурента. Роль конкуренции, особенно ценовой, в последние два десятилетия значительно возросла, причем как на национальных товарных рынках, так и на мировых товарных рынках. Крупные компании имеют возможность использовать различные варианты ценовой политики с учетом характера продукта и рынка, а также действий других ведущих производителей. Участники транснациональных олигополии, обладающие примерно одинаковым потенциалом и в равной мере не желающие внедрения новичков, отказываются от разрушительной ценовой конкуренции как главного орудия соперничества. При примерном равенстве финансово-технологических ресурсов конкурирующих компаний использование ценовых методов борьбы обходятся слишком дорого, а главное, практически не может привести ее инициаторов к победе. Фронтальное наступление на основе снижения цен внутри транснациональных олигополии применяется обычно лишь при возникновении радикальных сдвигов в соотношении сил, когда резко возросшая конкурентоспособность отдельных ТНК дает им возможность перекраивать сферы влияния. 20.1.3. Регулирование межАунаролной конкуренции на многосторонней основе Регулирование международной конкуренции в деятельности международных экономических организаций направлено на исключение недобросовестной конкуренции и антидемпинговой практики в коммерческих операциях. Под недобросовестной конкуренцией понимается такой вид конкурентной борьбы, который связан с нарушением на рынке цивилизованных правил и норм конкуренции, объединяемых понятиям «честная конкуренция». Предполагается, что честная конкуренция дает преимущества в конкурентной борьбе за счет снижения издержек производства, выпуска более совершенной продукции, ее быстрого обновления, применения наиболее эффективных методов сбыта и послепродажного обслуживания изделий. К методам недобросовестной конкуренции относятся: • использование монопольных позиций на рынке или достижение их с • использование дискриминационных цен или коммерческих условий; • тайный сговор на торгах; • создание тайных картелей; • ложная информация и реклама для введения в заблуждение потреби • незаконное копирование (имитация) товаров и продукции конкурентов, • нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг, 388 • применение недозволенных приемов продажи; • недобросовестное использование имени или различительного знака • применение недозволенных приемов рекламы; • дискредитация или незаконное использование преимуществ товаров • незаконное присвоение экономических ценностей конкурента: завла • незаконное использование деловых достижений конкурента; • вмешательство в деловые отношения конкурента; • предоставление субсидий и компенсационных льгот; • использование демпинга; • злоупотребление доминирующим положением на рынке; • использование коррупции и взяточничества с целью повышения кон В цивилизованном рыночном хозяйстве такие действия считаются противоправными и регулируются нормами конкурентного права. Это предполагает, что использование недобросовестной конкуренции преследуется в судебном порядке. Понятие «конкурентное право» охватывает как антимонопольное право, так и право на охрану против недобросовестной конкуренции. Особенности конкурентного права состоят в том, что, во-первых, оно носит комплексный характер, поскольку включает нормы гражданского, уголовного и административного права; во-вторых, оно неоднородно, поскольку регулирует конкурентные отношения, возникающие по поводу объектов промышленной собственности (например, товарных знаков), договорных обязательств (договоры о сбыте), личных прав предпринимателей (честь, репутация). Правовые нормы по пресечению недобросовестной конкуренции содержатся в гражданских и торговых кодексах отдельных стран, в законодательстве о товарных знаках, либо в специальном законодательстве о недобросовестной конкуренции. В странах общего права нет специального законодательства в этой области или общего закона о недобросовестной конкуренции, поэтому ответственность за проводимую недобросовестную конкуренцию определяется судебными прецедентами. Законодательство о недобросовестной конкуренции, запрещая нечестную практику, может обеспечить защиту даже тогда, когда другие разделы закона о промышленной собственности ее не обеспечивают. Законодательство о недобросовестной конкуренции устанавливает запрет на недобросовестную конкуренцию и регулирует отношения между производителями, а также между производителями и потребителями. Международное регулирование недобросовестной конкуренции распространяется на различные виды недобросовестной конкуренции и дополняется регулированием в области услуг и промышленной собственности. По этим 389 вопросам принят ряд международных соглашений, деклараций в рамках ВТО ЮНКТАД, ВОИС, ЕС. Защита от недобросовестной конкуренции в деятельности ВОИС рассматривается как часть промышленной собственности. Она обеспечивается не путем получения охранной грамоты, выданной государственным органом а на основе сопоставительного анализа последствий, вызванных тем или иным действием, связанным с промышленной собственностью, и существующим законодательством, направленным на поощрение частного предпринимательства и запрещения действий, противоречащих честному бизнесу, правилам и обычаям промышленной и торговой практики. Парижская конвенция по охране промышленной собственности, действующая в рамках ВОИС, в ст. lObis предусматривает следующее: (1) страны Союза обязаны обеспечить гражданам государств, уча (2) актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конку (3) в частности, подлежат запрету:
• все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать со • ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельнос • указания или утверждения, использование которых при осуществле Типовой закон по товарным знакам, фирменным наименованиям и актам недобросовестной конкуренции для развивающихся стран определяет как недобросовестную конкуренцию следующие виды деятельности: подкуп покупателей конкурентов, направленный на то, чтобы привлечь их в качестве клиентов; промышленный или коммерческий шпионаж путем подкупа служащих конкурента или другим путем; неправомочное использование или раскрытие ноу-хау конкурента; переманивание служащих конкурента; ограничительная деловая практика по отношению к конкуренту при заключении лицензионных соглашений на передачу технологии или товарного знака с целью противодействия конкуренции в сфере торговли; бойкотирование торговли другой фирмы для противодействия или недопущения конкуренции; демпинг, т.е. продажа своих товаров ниже стоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее; 390 создание впечатления, что потребителю предоставляется возможность покупки на необычайно выгодных условиях, когда на самом деле этого нет; намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента; поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами; выпуск рекламы, в которой проводится сравнение с товарами или услугами конкурентов; нарушение правовых положений, не имеющих прямого отношения к конкуренции, когда такое нарушение позволяет добиться неоправданного преимущества перед конкурентами. Распространенным примером нарушения принципов честной конкуренции является использование известных товарных знаков на поддельных товарах. В соответствии с законодательством большинства стран мира подобные действия преследуются по закону. Законодательство о недобросовестной конкуренции предназначено для обеспечения соблюдения честных правил в условиях свободной конкуренции. Свободная конкуренция обеспечивается антимонопольным законодательством. В некоторых странах существуют законы о добросовестной конкуренции, которые обеспечивают механизм принятия защитных мер не только в случае нарушения прав на патенты или товарные знаки, но и при нарушении коммерческих секретов и секретов производства, недобросовестной рекламы. В соответствии со ст. lObis (2) Парижской конвенции недобросовестной конкуренцией считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. Распространенным вариантом недобросовестной конкуренции является случай, когда недобросовестный предприниматель стремится добиться успеха в конкуренции, опираясь не на свои достижения в повышении качества продукта (или услуги) и в понижении его цены, а неправомерно используя результаты труда других или воздействуя на потребителя путем простановки фальшивых обозначений или вводящими в заблуждение заявлениями. Наиболее современные законы о недобросовестной конкуренции, например, закон Швейцарии от 1986 г. или закон Испании от 1991 г., обеспечивают решение одновременно трех задач: зашиты частного предпринимателя, защиты потребителя и защиты интересов общества в целом. В рамках В ТО вопросы регулирования международной конкуренции определяются положениями Соглашения ГАТТ-1994 и конкретно антидемпингового кодекса и Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам. В них содержатся меры защиты от несправедливой деловой практики и содействия справедливой конкуренции. Демпинговая практика предполагает продажу значительных по объему партий товаров по ценам, существенно более низким, чем при обычных коммерческих операциях на внутреннем рынке или в стране происхождения товара. Для противодействия демпингу, как средству искусственного повышения конкурентоспособности и захвата преимущественных позиций на рынке 391 по отношению к конкурентам, применяются антидемпинговые пошлины Антидемпинговые пошлины — это дополнительные пошлины, взимаемые с импортируемых товаров, в отношении которых установлено, что они продаются на экспорт по цене ниже их цены на внутреннем рынке страны экспортера. В последние 15—20 лет эти пошлины стали широко использоваться как один из методов конкурентной борьбы на мировом рынке. Законодательство США, ЕС и ряда других стран было пересмотрено в сторону включения более жестких норм, разрешавших использование антидемпинговых мер. Антидемпинговый кодекс в рамках ГАТТ был принят в 1979 г. Его официальное название — Соглашение о применении Статьи VI ГАТТ. В новом модифицированном тексте Антидемпингового кодекса, принятого в ходе «Уругвайского раунда», как Соглашение о применении Статьи VI ГАТТ-1994 ряд положений приведены в соответствие с действующим антидемпинговым законодательством США и ЕС; в нем содержатся более детальные нормы регулирующие процедуру установления демпинга, расследования ущерба, причиненного демпингом, и правила расчета антидемпинговой пошлины. Статья VI ГАТТ определяет демпинг как торговую операцию, «состоящую в том, что товары одной страны поступают в другую по цене ниже нормальной стоимости товаров». В случае продажи товаров на экспорт по цене ниже нормальной правила ГАТТ разрешают применять антидемпинговую пошлину, численно равную разнице между нормальной и фактической экспортной ценой. Обложение импортных товаров этой пошлиной может производиться только в том случае, если демпинг наносит материальный ущерб промышленности импортирующей страны или создает угрозу такого ущерба и является причиной ущерба. Соглашение о применении Статьи VI ГАТТ (Антидемпинговый кодекс) конкретизировало методику определения факта демпинга, правовые мотивы, дающие возможность использовать антидемпинговую пошлину, установило критерии, которые должны с этой целью применяться. Соглашение о применении Статьи VI ГАТТ (Антидемпинговый кодекс) определяет демпинг как операцию, при которой товары одной страны поступают в торговлю другой страны по цене, «меньшей их нормальной стоимости»., и говорит, что демпинг имеет место в том случае, «если экспортная цена продукта, экспортируемого из одной страны в другую меньше сравнимой цены... подобного продукта, предназначенного для потребления в экспортирующей стране». Соглашение устанавливает, что антидемпинговая пошлина может быть наложена только после установления факта демпинга и определения того, что демпинг причиняет ущерб национальному производству в импортирующей стране. Статьи II и III Соглашения устанавливают критерии, которые должны в этих случаях применяться. Статья VIII определяет, что размер антидемпинговой пошлины не должен превышать разницу между демпинговой и нормальной ценами (масштаб демпинга). Новый антидемпинговый кодекс включил положения, касающиеся определения ушер-ба, в методику установления антидемпинговых пошлин. Кроме того, в ко- ■ деке вошли положения, отражающие интересы развивающихся стран. Одно з них требует учета особенностей ценообразования в развивающихся странах при определении факта демпинга и в этой связи подчеркивает, что случай, когда экспортная цена развивающейся страны ниже ее внутренней цены, не всегда влечет за собой автоматическое обвинение в демпинге. В этом случае экспортная цена развивающейся страны должна сопоставляться с издержками производства в стране производства товаров. Антидемпинговый кодекс ГАТТ в редакции 1994 г. содержит более ясные и четкие положения, затрудняющие произвольное применение антидемпинговых процедур. Усилено положение, требующее от импортирующей страны при проведении антидемпингового расследования установления четкой причинной взаимосвязи между демпинговым ввозом и ущербом для национального производства. Термин «национальное производство» в новой редакции Соглашения включает всех национальных производителей, а не отдельные крупные компании, доля которых в производстве должна быть не ниже 50%. Соглашение устанавливает минимальный размер импорта товара по демпинговым ценам и минимальный разрыв в ценах, ниже которого антидемпинговое расследование не должно производиться. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|