Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Международное сотрудничество в борьбе с коррупцией




19.1. Содержание понятия «коррупция» и значение борьбы с коррупцией в современных условиях

В последнее десятилетие международные и региональные экономичес­кие организации уделяли большое внимание выработке документов, направ­ленных на борьбу с коррупцией и взяточничеством в международных ком­мерческих операциях. В этих документах, в частности, давалось определе­ние понятия «коррупция» и связанных с ним понятий «взяточничество» и «вымогательство».

В обобщенном представлении «коррупция» — это незаконные выпла­ты фирм должностным лицам в своей стране и за рубежом в целях их подкупа для получения льготных или более благоприятных условий для своего бизне­са. Цель коррупции — выиграть в конкурентной борьбе. Средства корруп­ции: подкуп должностных лиц путем взяток; сокрытие в отчетности выплат на взятки; легализация доходов от незаконной деятельности (отмывание де­нег); вымогательство.

Понятие «незаконные», или «сомнительные», платежи (questinable payments) в мировой практике включает экономические преступления — кор­рупция, взяточничество, мошенничество, которые используются для обес­печения конкурентных позиций на рынке. Для борьбы с коррупцией и взя­точничеством применяются как законодательные основы, так и методы ры­ночного регулирования.

Взяточничество (Bribery) в международной практике обычно носит скры­тый характер, и доказать факт взятки бывает достаточно сложно. Одним из распространенных способов взяточничества является оплата услуг разного рода консультантов, агентов, посредников, а также официальных лиц за рубе­жом. ТНК расходуют на такие выплаты огромные суммы из общекорпора­тивных средств с целью получения конкурентных преимуществ на междуна­родном рынке. ТНК авиакосмической и военной отраслей США тратят на услуги консультантов 4—6% от суммы сделок. Взяточничество в законах многих западных стран является уголовным преступлением. Единообразного толко­вания этого понятия в уголовном праве не существует. Одни страны относят к взяточничеству все случаи дачи взятки, когда целью было извлечение вы­годы или пользы для взяткодателя; другие — лишь случаи, где приманкой были деньги или собственность. В США определение взяточничества свя-

367


зывается лишь с нарушением административной этики госслужащими в за­конодательной, исполнительной и судебной областях. При этом в случае доказательства факта взятки, если деньги или другие блага были предложены или получены с незаконной целью, не имеет значения, было ли действитель­но совершено действие, ради которого давалась взятка, или нет. Под наказа­ние подпадает также получение взятки, которую дали конкуренты или право­охранительные органы с целью проверки должностных лиц на честность.

В изданном в США исследовании «Разрабатываемые стандарты меж­дународной торговли и инвестиций» (многонациональные кодексы поведе­ния корпораций) приводится классификация различных видов платежей, от­носящихся к разряду взяток.*

1. Плата за услуги должностным лицам — вымогателям («способствую­
щие», «грязные» подношения). К ним относятся, например: плата тамо­
женному чиновнику, пригрозившему задержать пропуск товара; «подарки»
правительственному служащему (клерку), придерживающему выдачу визы
до тех пор, пока он не получит нужную «компенсацию»; «возвратная взят­
ка», когда часть выплаченной взятки возвращается взяткодателю в награду за
«сотрудничество».

2. Выплаты правительственным, государственным высшим должност­
ным лицам с целью заручиться их доброй волей и обязательством создавать
элагоприятный режим на будущее.

3. Выплаты чиновникам с целью содействовать принятию необходимого
1>ирме (национальной или иностранной) решения, одобрения сделки или заказа.

Взятки выплачиваются в различных формах: наличными деньгами, пу-гем косвенных выплат, путем взносов в фонды партий и др.

В США на основе расследования, проведенного в середине 70-х годов, >ыло установлено, что около 20% из 500 крупнейших компаний платили взят-си через разного рода посредников зарубежным правительственным чиновни-сам, политическим партиям и торговым агентам государственных предприя­тий, причем не всегда добровольно. Были названы крупнейшие фирмы в не­фтяной, газовой, авиакосмической, химической промышленности, в произ-юдстве телекоммуникаций. В числе получателей взяток назывались полита -[еские и государственные деятели Японии, ФРГ, Италии, Колумбии, Ира-ia, Филиппин. Размеры взяток, например, с японских компаний оценива­юсь в размере 15% от суммы контракта. Комиссия по ценным бумагам и бир­кам США в результате проведенного расследования о выплатах государствен-1ым чиновникам установила, что сумма таких выплат в форме взяток и подку-ia достигает нескольких сотен миллионов долларов. Взяточничество распрос-ранено и во многих других странах. Расследование показало, что взятки бе->ут как чиновники промышленно развитых, так и развивающихся стран; как шостранцы; так и американцы, как коммунисты, так и антикоммунисты.

* Emerging Standards of International Trade and Investment (Multinational Codes and Corporate Conduct), N.J., 1983, p. 34.

368


Мотивы взяточничества довольно разнообразны. На первом месте по размерам оказались взятки с целью обеспечения начала бизнеса, который в противном случае не мог вообще начаться, или взятки с целью устранения конкурентов будущего предприятия. В этих случаях платили преимущественно для получения государственных контрактов, причем наибольшие суммы пред­лагались в авиакосмической промышленности. Вторыми по значению оказа­лись взятки ради облегчения доступа к государственным услугам, на которые фирмы вправе были рассчитывать, но могли их своевременно не получить по прихоти чиновников. К таким услугам можно отнести регистрацию продук­ции, разрешение на строительные работы, таможенную очистку импортных товаров. Некоторые фирмы давали взятки для того, чтобы уменьшить задол­женность по налоговым платежам. Американская фирма «Дженерал Тайр» (General Tire) заплатила, чтобы в Марокко не был допущен ее конкурент. Группа американских компаний, выпускающих резинотехнические изделия, внесла определенную сумму через палату изготовителей резинотехнических изделий в Мексике, с тем чтобы правительство этой страны разрешило по­высить регулируемые цены. Некоторые американские компании сообщили о вынужденной даче взяток. Например, «Мобил» (Mobil) дала взятку ради ускорения закрытия ее нефтеперерабатывающего завода в Италии. Фирмы Бойс Кэскейд (Boise Cascade), ИБМ (IBM) и Жилетт дали взятку для обес­печения безопасности своих работников.

Практика выдачи взяток политическим партиям в США запрещена, между тем как в некоторых странах она вполне законна.

Методы дачи взяток весьма разнообразны и носят как открытый, так и скрытый характер. Почти все выплаты осуществлялись наличными. Некото­рые фирмы расплачивались своей продукцией. Например, американская фирма «АТТ» подарила цветной телевизор директору-распорядителю бель­гийской государственной системы телефонной связи. Выплаты взяток про­изводились непосредственно государственным чиновникам, но чаще всего для этой цели использовались посредники или организации в третьих стра­нах. Так, лицо, оказывающее влияние на выбор решений о закупках, или его родственник время от времени попадало в платежную ведомость фирмы как консультант. В ряде случаев лицо, выступавшее под видом посредника, получало суммы, намного превышавшие обычные комиссионные. Получил распространение и такой метод: переплата посреднику или правительствен­ному учреждению и выдача этой переплаты лицу из другой страны во избежа­ние налогообложения или контроля за расходованием иностранной валюты. Иногда в качестве посредников для передачи взяток используются аудиторс­кие фирмы. Так, фирма «Пульман» (Pullman) через своего аудитора выпла­тила взятки.

Действия, связанные со взяточничеством, привели к замене глав госу­дарств в Японии, Италии, Гондурасе. В Венесуэле, Иране, Пакистане го­сударственные чиновники были осуждены судом за взяточничество. В Шри-Ланке были аннулированы заказы на самолеты компании «Локхид» (Lockheed)

369


в связи с тем, что эта фирма оказалась замешанной во взятках и подкупе должностных лиц в разных странах мира. В Англии взяточничество опре­деляется как уголовно наказуемое действие, выразившееся в получении или даче вознаграждения за предоставленные блага со стороны официаль­ного лица.

Вымогательство (Extortion) в западных странах определяется как неза­конное требование денег или собственности посредством запугивания долж­ностных и частных лиц (что сопоставимо с ограблением или шантажом) в частных интересах.

Коррупционные методы ведения дел (Currupt practice) предполагают ре­шение деловых вопросов путем: подкупа должностных лиц; применения не­дозволенных методов (война компроматов, в том числе с использованием прессы, шантаж, вымогательство, уголовные преступления); легализации незаконных доходов через коммерческие банки.

В качестве причин, способствующих развитию коррупции, обычно называют:

несовершенство законов;

бюрократизация общественной жизни, возрастание численности чи­новничества;

организационное усложнение предпринимательства, рост числа посред­ников;

отсутствие у предпринимателей рыночной культуры в цивилизованных отношениях;

изменение стандартов законных требований к методам хозяйственной деятельности;

отсутствие или несоблюдение элементарных морально-этических норм.

Нормы цивилизованных отношений власти и рынка предполагают вы­работку мер и средств борьбы с коррупцией. К их числу относятся: разработ­ка и введение законной системы передачи (представления) интересов бизне­са в правительственные органы и аппарат правительства (именуемая лоббиз­мом). Это касается и интересов иностранного бизнеса. В конгрессе США зарегистрированы 7200 лоббистов иностранного бизнеса. В их числе десят­ки бывших высокопоставленных чиновников, которые получают гонорары за представление интересов зарубежных фирм. Считается, что действитель­ное число лоббистов на 30—60% больше. Лоббизм ограничивает возможнос­ти коррумпирования аппарата, так как вводит процесс консультирования иностранных фирм и доведения их интересов до представительной и испол­нительной власти в определенные законом рамки*.

Предлагаемые международными организациями меры по борьбе с кор­рупцией и взяточничеством следующие:

• принятие односторонних обязательств на национальном уровне;

* Журнал «Проблемы теории и практики управления», 1997, № 2, с. 123.

370


• провозглашение добровольных обязательств отдельными фирмами; со­
здание соответствующих моделей национальных законов против коррупции;

• сертификация фирм и их зарубежных отделений с целью предотвра­
тить незаконные выплаты;

• разработка соответствующих кодексов поведения, в которых предус­
матривались бы меры против коррупции;

• заключение международного соглашения по борьбе с коррупцией.
По мнению американских специалистов, должны существовать опре­
деленные условия, благоприятствующие борьбе с коррупцией:

честный и высоконравственный лидер; открытое и демократическое правительство; компетентное администрирование; социальное регулирование и контроль; обновление регулирующих законов; ограничение государственной монополии; профессиональная карьерная служба.

19.2 Деятельность ООН в области борьбы с коррупцией и взяточничеством

В рамках ООН ведется значительная работа по выработке и применению мер по борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных операциях. Она особенно усилилась в 1996—1997 гг. в связи с принятием Генеральной Ассамблеей следующих наиболее важных документов по этим вопросам.

1. Резолюция о борьбе с коррупцией и Международный кодекс пове­
дения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 ГА от 12 декабря
1996 г.), 82-е пленарное заседание (см. Приложение 7);

2. Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в между­
народных коммерческих операциях (Резолюция 51/191 от 16 декабря 1996 г.),
86-е пленарное заседание (см. Приложение 8).

3. Декларация ООН о преступности и общественной безопасности (см.
Приложение 9).

В середине 70-х годов предпринимались попытки выработать междуна­родный кодекс по борьбе с коррупцией, при этом главным движущим моти­вом было стремление унифицировать конкурентные правила на рынке. Была предпринята попытка выработки международного соглашения по борьбе с коррупцией в рамках ООН. 15 декабря 1975 г. Генеральной Ассамблеей была принята Резолюция 3514(ХХХ) «Меры против коррупции, практикуемой транснациональными и другими корпорациями, их посредниками и другими причастными к этому сторонами», которая дала толчок к разработке соответ­ствующего международного соглашения. В 1976 г. в Комиссии ООН по ТНК началась разработка соответствующего соглашения. К 1980 г. проект между-

371


народного соглашения по борьбе с коррупцией был в ООН готов, однако был отложен на неопределенное время. В 1991 г. ООН вновь вернулась к идее заключения международного соглашения по борьбе с коррупцией.

Вопросы борьбы с коррупцией и взяточничеством в рамках ООН явля­ются прерогативой следующих органов.

1. Генеральная Ассамблея ООН (ГА ООН) — принимает резолюции о
борьбе с коррупцией и на их основе документы; Генеральной Ассамблеей
ООН были приняты следующие резолюции:

Резолюция 3514 (XXX) от 15 декабря 1975 г. о коррупции;

Резолюция 1995/14 ЭКОСОС от 24 июля 1995 г. о борьбе с коррупцией-

Резолюция 50/225 от 19 апреля 1996 г. о государственном управлении и развитии;

Резолюция 51/59 от 12 декабря 1996 г. о принятии Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (см. Приложение 7).

Резолюция 51/191 от 16 декабря 1996 г. о принятии Декларации ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях (см. Приложение 8).

Кроме того, в рамках ООН были подготовлены следующие доклады о борьбе с коррупцией:

Доклад Генерального секретаря ООН (1997 г.) о борьбе с коррупцией и взяточничеством (E/CN. 15/1997/3);

Доклад на совещании группы экспертов по вопросам коррупции, со­стоявшемся в Буэнос-Айресе с 15 по 21 марта 1997 г. (E/CN/1997/3/Add.l) (см. Приложение 10).

2. Генеральный секретарь ООН — по поручению ГА готовит доклады,
выполняет поручения и рекомендации по вопросам коррупции.

3. ЭКОСОС — готовит проекты резолюций о борьбе с коррупцией и
рекомендует их к принятию ГА.

4. Группа экспертов по вопросам коррупции — проводит совещания
экспертов по этим вопросам.

5. Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосу­
дию — оказывает содействие в осуществлении резолюций ООН; собирает от
компетентных международных, региональных и неправительственных орга­
низаций информацию о международных усилиях по борьбе с коррупцией и
взяточничеством; занимается вопросами о даче взяток государственным дол­
жностным лицам других государств в ходе международных коммерческих опе­
раций; обсуждает на своих сессиях вопросы о мерах, принятых государствами
в целях осуществления резолюций.

В резолюции 1997/25, подготовленной Экономическим и социальным советом (ЭКОСОС) от 21 июля 1997 г., международное сотрудничество в борьбе с коррупцией и взяточничеством в «международных коммерческих операциях» отмечается, что Генеральная Ассамблея обеспокоена дачей взя­ток отдельными лицами и предприятиями других стран государственным должностным лицам в связи с международными коммерческими операци-

372


яМи (см. Приложение 11). Особое беспокойство вызывает фискальная по­литика правительств некоторых развитых стран, которые разрешают наци­ональным предприятиям декларировать расходы, понесенные в связи с да­чей взяток государственным должностным лицам в развивающихся странах в качестве эксплуатационных затрат, которые поэтому не учитываются при налогообложении.

Сссылаясь на свою резолюцию 3514(ХХХ) от 15 декабря 1975 г., в которой она осудила все виды коррупции, включая взяточничество, прак­тикуемые транснациональными и другими корпорациями, их посредни­ками и другими причастными к этому сторонами в нарушение законов и правил принимающих стран, Генеральная Ассамблея вновь подтвердила право любого государства: принимать законодательство; проводить рас­следования; принимать соответствующие правовые меры в соответствии со своими национальными законами и правилами против подобной кор­рупции.

Генеральная Ассамблея призвала все правительства государств—членов ООН:

осуществлять сотрудничество для предотвращения коррупции, вклю­чая взяточничество;

использовать в качестве инструмента, которым они должны руковод­ствоваться в своих усилиях по борьбе с коррупцией, Международный кодекс поведения государственных должностных лиц, принятый ГА 12 декабря 1996 г. (Резолюция 51/59);

принимать все возможные меры для осуществления Декларации ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих опе­рациях, принятую 16 декабря 1996 г. (Резолюция 51/191);

осуществлять соответствующие международные декларации и ратифици­ровать должным образом международные конвенции по борьбе с коррупцией.

Генеральная Ассамблея просила ЭКОСОС и его вспомогательные орга­ны, в частности, Комиссию по предупреждению преступности и уголовному правосудию, содействовать осуществлению Декларации ООН о борьбе с кор­рупцией и взяточничеством в международных коммерческих сделках, регу­лярно рассматривать вопрос о коррупции и взяточничестве в международных коммерческих операциях и содействовать эффективному осуществлению ре­золюций ГА.

Через своего Генерального секретаря Генеральная Ассамблея предло­жила каждому государству-члену представить доклад о мерах, принятых для осуществления положений Декларации, в частности: положений, касающихся установления уголовной ответственности; принятия эффективных санкций; вычета из облагаемых налогом сумм; стандартов и методов учета; разработки кодексов поведения в области предпринимательской деятельности, незакон­ного обогащения, взаимной юридической помощи и положений о банковс­кой тайне; разработки национальных стратегий и политики в области борьбы с коррупцией.

373


Генеральная Ассамблея поручила Генеральному секретарю обобщить подготовленные доклады, распространить их для рассмотрения на седьмой сессии. Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосу­дию с целью выработки дальнейших мер, направленных на осуществление Декларации в полном объеме. Одновременно было поручено компетентным международным, региональным и неправительственным организациям пред­ставить Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосу­дию соответствующую информацию о международных усилиях по борьбе с коррупцией и взяточничеством.

Предполагалось, что Комиссия будет уделять особое внимание вопросу о даче взяток государственным должностным лицам других государств в ходе проведения международных коммерческих операций и включит в обсуждение на своей Седьмой сессии вопрос о рассмотрении мер, принятых государства­ми—членами ООН в целях осуществления Декларации.

Генеральная Ассамблея выразила свою убежденность в том, что такая практика подрывает государственный аппарат и ослабляет политику в соци­альной и экономической областях, способствуя распространению корруп­ции в государственном секторе и тем самым снижая к нему доверие. Поэто­му борьба с коррупцией должна подкрепляться решительными усилиями в области международного сотрудничества. Генеральная Ассамблея призвала государства-члены в скоординированной форме установить уголовную ответ­ственность за дачу взяток государственным должностным лицам другого го­сударства в ходе международных коммерческих операций и поощрять госу­дарства, в случае необходимости, к осуществлению программных мероприя­тий в целях сдерживания, предотвращения и пресечения взяточничества и коррупции, например, на основе:

снижения организационных препятствий путем разработки комплекс­ных систем управления и содействия проведению правовых реформ в соот­ветствии с их основополагающими правовыми принципами как в государ­ственном, так и в частном секторах;

содействия повышению роли граждан в создании транспарентных (про­зрачных) и подотчетных систем управления;

поддержки активного участия неправительственных организаций в вы­явлении, планировании и осуществлении инициатив, способствующих по­вышению этических норм и практики в рамках как государственных, так и коммерческих операций;

обеспечения по мере необходимости подготовки кадров и технической помощи для других государств в целях разработки и осуществления стандартов надлежащего управления, в частности, отчетности и открытости, законного коммерческого и финансового поведения и других мер по борьбе с коррупцией.

В Резолюции Генеральной Ассамблеи 1997/25 (21/7/97) были назва­ны, кроме ООН, и другие международные организации, которые способ­ствовали укреплению международного взаимопонимания и сотрудничества в отношении взяточничества в транснациональных коммерческих операциях.

374


 


1. Организация американских государств. В марте 1996 г. приняла Меж­
американскую конвенцию по борьбе с коррупцией.

2. Совет Европы. Разрабатывает международные конвенции, включа­
ющие положения о коррупции в международных коммерческих операциях.

3. Всемирная торговая организация. Осуществляет работу по повыше­
нию транспарентности (прозрачности), открытости и обоснованности про­
цедур государственных закупок.

4. ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Го­
сударства-члены разрабатывают соглашение о запрещении вычета из обла­
гаемых налогом сумм взяток, выплаченных иностранным должностным ли­
цам в ходе международных коммерческих операций, и берут на себя обяза­
тельство установить уголовную ответственность за дачу взяток иностранным
государственным должностным лицам в ходе международных коммерческих
операций.

19.3. Деятельность Организации экономического

сотрудничества и развития (ОЭСР) в борьбе

со взяточничеством в международных коммерческих

операциях

ОЭСР предложила своим членам принять добровольные обязательства, основанные на мерах морального воздействия против коррупции. В доку­менте «Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных корпораций» (раздел «Общая политика») содержатся, в частности, статьи, требующие:

не платить взяток и иных неподобающих платежей, прямых или кос­венных, любому государственному служащему или руководителю обществен­ной организации (ст. 7);

не делать взносов (если это не разрешено законом) кандидатам на об­щественные посты, политическим партиям либо другим политическим орга­низациям (ст. 8).

Взяточничество, по мнению ОЭСР, — широко распространенное яв­ление в международных коммерческих сделках, в том числе в торговле и осуществлении инвестиций.

Активная работа по вопросам борьбы с незаконными платежами в меж­дународных экономических операциях началась в 1989 г. Был распространен подход, основанный на общей отрицательной оценке взяточничества, что Должно способствовать принятию членами правительств серии внутренних и международных мер в целях его предотвращения. Первым существенным ша­гом был отказ от традиционных воззрений, таких как то, что только согла­шение может быть эффективно. Опыт отдельных корпораций, например Financial Action Task Force, связанный с отмыванием денег, показал, что Мягкий закон (особенно рекомендации), если ему следовать, может быть

375


действенным только путем введения международных стандартов. Работа ОЭСР в этой сфере была завершена принятием в 1994 г. рекомендаций по взяточ­ничеству в международных коммерческих операциях, которые были направ­лены на то, чтобы придать особое значение гражданским, коммерческим и административным мерам предотвращения коррупции, таким как хранение протоколов и расчетных документов. Рекомендации подчеркивают необхо­димость принятия на национальном и международном уровнях дополнитель­ных мер в борьбе со взяточничеством. На основе рекомендаций был основан Специальный комитет для того, чтобы добиться результатов выполнения этих принципов (см. Приложение 12).

Вариант судебного преследования иностранных государственных чинов­ников был обозначен только как одно из возможных решений, хотя он ка­жется наиболее эффективным. Однако осторожный подход, которому сле­дует ОЭСР, кажется целесообразным из-за риска и недостатков, отмечен­ных до этого на ранней стадии развития международного сотрудничества в данной области. Это не означает, что международное сотрудничество не бу­дет основываться на расширяющихся уголовных санкциях. С одной стороны, общее признание того, что международная коррупция — это преступление экономического характера, гораздо легче достижимо на региональном уров­не, а с другой — некоторые международные документы, особенно двусто­ронние договоры, регулируют взаимное сотрудничество и выдачу преступ­ников также по преступлениям, связанным с коррупцией, при условии, что нарушение признается преступлением обоими законами.

19.4. Деятельность Совета Европы в борьбе против коррупции

Разработкой программы мер по борьбе против коррупции в рамках Со­вета Европы занимается многопрофильная группа по вопросам коррупции (МГК), компетенция которой была утверждена в 1994 г. (Multidisciplinary Group on Corruption — GMC). Она разрабатывает и подготавливает для при­нятия на сессиях Совета Европы документы по вопросам коррупции. В час­тности, были подготовлены и приняты следующие документы:

«Рекомендации ОЭСР о взяточничестве в международных коммерчес­ких операциях». Совет Европы. Страсбург, 2 января 1995 (GMC (95)1).

Европейский банк реконструкции и развития — «Политика и правила проведения сделок (по проектам, финансируемым ЕБРР)». Совет Европы. Страсбург, 16 декабря 1994 (GMC (94) 4).

Международная торговая палата — «Вымогательство и взяточничество в ком­мерческих операциях». Совет Европы, Страсбург, 19 декабря 1994 (GMC (94) 5).

«Межамериканская региональная конвенция по борьбе с коррупцией». Принята в марте 1996 г. Организацией американских государств. Содержит ста­тью о запрещении взяточничества в международных коммерческих операциях.


376


 


В 1995 г. МГК подготовила документ «Программа мер борьбы против коррупции», в котором подробно изложены все вопросы, относящиеся к КОррупции: определение понятия коррупции; меры и средства выявления коррупции; защита и ответственность должностных лиц от проявления кор­рупции; формы и методы борьбы с коррупцией и отмыванием доходов от коррупции; ответственность лиц и корпораций за коррупцию.

19.5. Межамериканская конвенция по борьбе с коррупцией

Разработана ЭКОСОС в связи с Резолюцией 50/106 Генеральной Ас­самблеи: предпринимательство и развитие. Она была подписана 21 государ­ством западного полушария и представлена на Специальную конференцию Организации американских государств по борьбе с коррупцией, которая про­ходила в марте 1996 г. в Каракасе (Венесуэла). Конвенция является офици­альным документом ЭКОСОС. Разработке этого документа предшествовала Встреча на высшем уровне стран Америки по борьбе с коррупцией, которая состоялась в Майами (США) 9 декабря 1994 г. На Встрече был принят План действий, в котором, в частности, утверждается, что проблема коррупции привлекает к себе серьезное внимание не только в западном полушарии, но и во всех регионах мира. Коррупция, как в государственном, так и в част­ном секторе, ослабляет демократические устои и подрывает правовые осно­вы правительств и институтов. Совершенствование государственного уст­ройства, в том числе мероприятия по дерегулированию, приватизации и упрощению методов управления, уменьшает возможности для коррупции. Все аспекты государственного управления в демократическом обществе дол­жны быть ясны и понятны для общественности. В Плане действий предус­матривается, что правительства:

• будут содействовать открытому обсуждению наиболее важных про­
блем, с которыми сталкивается руководство, и определять очередность осу­
ществления реформ, необходимых для обеспечения ясности действий руко­
водства и его подотчетности;

• обеспечат надлежащий надзор за исполнением правительственными
органами своих функций путем укрепления внутренних механизмов, вклю­
чая механизмы расследования и правоприменения в отношении случаев взя­
точничества, и расширения доступа общественности к информации, необ­
ходимой для обоснованной внешней оценки;

• установят для государственных служащих нормы, регулирующие кон­
фликт интересов, и примут эффективные меры против незаконного обога­
щения, включая строгие наказания для тех, кто использует свое должност­
ное положение в личных интересах;

• обратятся с призывом к правительствам всех стран мира обеспечить
принятие и выполнение мер по борьбе со взяточничеством при осуществле-

377

 


нии всех финансовых или коммерческих операций со странами западного полушария и для достижения этой цели предлагают Организации американ­ских государств (ОАГ) установить связь с Рабочей группой ОЭСР по пробле­ме взяточничества в международных деловых операциях;

• разработают механизмы сотрудничества в судебной и банковской об­
ластях с целью создания возможностей для принятия оперативных и эффек­
тивных мер при международном расследовании случаев подкупа;

• будут уделять первоочередное внимание совершенствованию государствен­
ного регулирования и сбора налога на покупки, отправления правосудия, а
также процессов выборов и законодательных процессов, используя, при необ­
ходимости, поддержку МБР и других международных финансовых учреждений;

• разработают в рамках ОАГ, уделяя должное внимание применимым
договорам и нормам национального законодательства, общеамериканский
подход к случаям подкупа в государственном и частном секторах, предусматри­
вающий выдачу и судебное преследование обвиняемых в этом лиц, на основе
заключения нового межамериканского соглашения или новых договоренностей
в рамках существующей системы международного сотрудничества.

19.6. Деятельность Международной торговой палаты (МТП) в борьбе против коррупции и вымогательства в международных коммерческих сделках

Международная торговая палата (МТП), выражающая интересы пред­принимателей разных стран, еще в 70-е годы пришла к выводу о необходимо­сти распространения в международном деловом сообществе высокого этичес­кого стандарта в рамках добросовестной конкуренции. МТП предложила раз­работать систему мер на национальных уровнях по борьбе с коррупцией, а именно: усилить национальное законодательство против взяточничества; уста­новить, что фирмы обязаны сообщать правительству по конкретному запросу о платежах, совершенных в ходе взаимоотношений с любым органом любого правительства. Международная торговая палата предложила сотрудничество и юридическую помощь на международном уровне в решении этих вопросов.

МТП высказалась за заключение международного соглашения с целью обеспечения эффективности мер, предпринимаемых против взяточничества и вымогательства. Она разработала и предложила базисные принципы или «пра­вила поведения» в качестве добровольных обязательств бизнеса при разработке такого соглашения. Они содержатся в опубликованных в 1977 г. «Правилах ве­дения борьбы с вымогательством и взяточничеством». В 14 статьях базисных принципов содержится декларация об отказе от взяток и вымогательства, а так­же перечислены меры, которые обязывается проводить бизнес. В их числе:

ведение требуемой отчетности, недопустимость секретных счетов, по­зволяющих утаивать выплаты;


378


 


повышение ответственности предприятий и должностных лиц;

принятие фирмами своих кодексов с учетом специфики условий дея­тельности;

усиление и ужесточение национальных законов против коррупции и принятие добровольного кодекса поведения международного бизнеса.

Указанные правила не имеют прямого правового эффекта и не умаляют значения соответствующих национальных законов; они являются их предме­том, поскольку национальные правовые системы не идентичны. Однако их добровольное принятие предприятиями должно не только повысить стандарты честности в сделках как между предприятиями и частными лицами, так и меж­ду самими предприятиями, но и выстроить цепную защиту для предприятий, подвергаемых вымогательству или недобросовестной конкуренции. Данные правила рекомендованы предприятиям и частным лицам в качестве образца корректной торговой практики, которым нужно следовать как дома, так и за границей; более того, может быть созвана группа специалистов для толкова­ния и надзора за применением Правил, а также для констатации нарушений.

Правила МТП содержат адресованную компаниям рекомендацию соста­вить собственные кодексы. Следуя данному указанию, в 70-х и 80-х годах, некоторые американские ТНК приняли этические кодексы поведения. Ряд крупных итальянских компаний поступил так же. Эти документы выделяют основные принципы честного поведения работников, в особенности отноше­ний с правительством и государственными чиновниками, в целях предотвра­щения формирования «коррумпированной среды». В действительности, ком­пании должны были концентрировать свои усилия для того, чтобы соответ­ствовать этим принципам, так как их реальное использование в повседневной жизни корпорации может быть эффективным средством против международ­ной коррупции, возможно более эффективным, чем международные деклара­ции, или иногда даже более эффективным, чем санкции уголовных кодексов. Правила МТП, подготовленные в форме доклада на тему «Вымогательство и взяточничество в коммерческих сделках», были одобрены 131-й сессией Сове­та МТП 29 ноября 1977 г. Советом Европы он был принят в декабре 1994 г. после рассмотрения многопрофильной группой по борьбе с коррупцией*.

19.7. Легализация доходов, полученных от незаконного бизнеса

Легализация доходов, полученных незаконным путем, обозначается термином «отмывание грязных денег». «Грязные деньги» (dirty money) — 'то доходы, полученные от незаконного бизнеса или преступным путем (тор­говля наркотиками, оружием, проституция, вымогательство и др.). Такие Доходы не могут приносить прибыли на капитал, если не будут размещены

* Extortion and Bribery in Business Transactions. Report adopted by the 131th Session of the Council of the ICC-1997 International Chamber of Commerce, p. 7—16.

379


через финансовую систему. Размещение «грязных денег» через финансовую систему обозначается термином «отмывание». По оценкам Интерпола, че­рез банковскую индустрию, главным образом в США, ежегодно отмывается 500 млрд. долл. В большинстве стран под давлением США развернулась борьба с организованной преступностью, в связи с чем были приняты зако­ны, позволяющие конфисковывать незаконные доходы и привлекать к суду тех, кто занимается отмыванием «грязных» денег.

Процесс отмывания «грязных денег» можно разделить на три этапа:

вливание средств в финансовую систему («размещение»);

инвестирование средств в различные финансовые операции и их пере­вод из одной страны в другую («рассредоточение»);

использование отмытых средств для финансирования как легальной, так и нелегальной финансовой, промышленной и коммерческой деятельно­сти («интеграция»).

В последние годы проблема отмывания денег является самой серьез­ной проблемой для банковской индустрии, особенно в Швейцарии, которая всегда привлекала внимание владельцев «грязных» денег.

Проблема «грязных» денег стала вызывать серьезную озабоченность в конце 80-х годов, когда стал очевиден бурный рост преступности в самых разных формах (вымогательство, торговля наркотиками и оружием, прости­туция) и тот факт, что огромные доходы преступного мира реинвестирова­лись в структуру экономики, ставя под угрозу как саму экономику, так и демократические устои в разных странах.

Несомненно, уязвимым местом организованной преступности явля­ются деньги. Действительно, криминальная деятельность, не приносящая прибыли на вложенный капитал, успешно развиваться не может. Поэтому в большинстве стран под давлением США развернулась настоящая охота за день­гами организованной преступности, для чего были приняты законы, позво­ляющие конфисковывать незаконные доходы и привлекать к суду тех, кто занимается отмыванием «грязных» денег.

Государства, в которых действует организованная преступность, еще в 1936 г. предпринимали попытки борьбы с ней путем претворения в жизнь положений международных соглашений, каждое из которых оказало влияние на эволюцию отношения Швейцарии к проблеме отмывания денег. Наибо­лее важными являются положения, содержащиеся в Конвенции ООН 1988 г. по вопросу о незаконной торговле наркотиками и психотропными средствами (известной под названием Венской конвенции 1988 г.), которые легли в осно­ву борьбы с финансовыми операциями, используемыми для отмывания де­нег. Венская конвенция 1988 г. определяет отмывание денег следующим обра­зом: «конвертация и перевод средств, имеющие целью скрыть их незаконное происхождение или оказание содействия преступнику с целью помочь ему из­бежать правосудия; приобретение, хранение и использование таких средств».

В июне 1980 г. Европейский Союз принял Рекомендацию № R 80 (Ю), целью которой было поощрение стран-участниц к принятию мер против от­мывания денег. Речь идет о следующих мерах:


380


 


проверка личности клиента;

адекватное обучение банкиров и клиентов;

обмен информацией между банками и судебно-правовыми органами.

12 декабря 1988 г. Базельский комитет принял «Декларацию о контро­ле над банками в связи с использованием банков для отмывания денег» (из­вестную под названием «Базельской декларации»). Базельский комитет был создан в 1974 г. двенадцатью самыми богатыми западными странами (США, Канадой, Японией, Германией, Францией, Великобританией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Швецией, Швейцарией и Люксембургом) для того, чтобы облегчить взаимодействие банковской деятельности этих стран.

Базельская декларация предлагает банкам:

осуществлять проверку личности всех клиентов;

принимать меры против попыток отмывания денег;

оказывать всяческую поддержку судебным органам в их борьбе против отмывания денег;

осуществлять обучение банковского персонала.

В июле 1989 г. 24 страны—участницы Организации экономического сотрудничества и развития, а также Гонконг и Сингапур создали междуна­родный орган для борьбы с отмыванием денег. Этот орган получил название «Специальная финансовая комиссия — СФК» или «Финансовый отряд борь­бы с отмыванием денег» (ФАТФ) (Financial Action Task Force on Money — FATF, или франц. GAFI). В апреле 1990 г. ФАТФ выпустил сорок реко­мендаций по совершенствованию национальных правовых систем и усиле­нию контроля за финансовыми учреждениями (см. Приложение 14).

Например, рекомендация № 4 предлагает всем странам установить нор­му права, позволяющую привлекать к судебной ответственности за отмывание денег, полученных за счет изготовления и сбыта наркотиков. Рекомендация № 13 предлагает банкам тщательно устанавливать личность не только клиента, т.е. лица или фирмы, с которой заключается договор, но и подлинного вла­дельца денежных сумм, которые вкладываются в банки. Рекомендация № 14 предлагает банкам хранить документы о любой сделке в течение пяти лет после прекращения взаимоотношений с клиентом. Рекомендации №№ 16 и 19 предлагают банкам воздерживаться от оказания услуг клиентам в случае подозрительных сделок, а также сообщать о таких сделках правительствен­ным органам.

Для координации мер, предусмотренных в каждой из стран ЕС, Совет Европейского сообщества принял 10 июня 1991 г. общие положения, каса­ющиеся предотвращения использования банковской индустрии для отмыва­ния денег (известные под названием «Общие положения ЕЭС 1991 года»). В соответствии с требованиями этого документа все члены ЕС до января 1993 г. должны были принять специальные законы, которые позволяли бы привлекать к суду за отмывание денег, а также обязали бы банки устанавли­вать личность клиентов и подлинных владельцев любой суммы, превышаю­щей 15000 экю, и заявлять о любой подозрительной сделке компетентным правительственным органам.

381


8 ноября 1990 г. Совет Европы (г. Страсбург) принял Конвенцию Мь 141 по вопросу об отмывании денег, предусматривающую арест и конфиска­цию незаконных доходов. Эта Конвенция была ратифицирована Швейцари­ей в 1993 г. Страсбургская конвенция по отмыванию, выявлению, изъятию и конфискации доходов от преступной деятельности действует в междуна­родном масштабе. Значение этого документа состоит в том, что он содер­жит новое представление об отмывании денег. Считается, что это связано не только с перемещением денег, полученных от серьезных преступлений таких как торговля наркотиками или оружием, но и распространяется на коррупцию. Что касается наказания, каждая страна обязывается наказывать отмывание денег, даже если преступление было совершено за границей (см Приложение 13).

Страсбургская конвенция — это важный шаг в международном сотруд­ничестве, даже если она основывается на классической системе двойного обвинения, т.е требования того, что нарушение должно признаваться нару­шением по закону затронутой стороны, если оно совершается в пределах ее юрисдикции. Этот метод часто использовался в международных соглашени­ях в рамках правовой взаимопомощи и выдачи преступников.

Следует отметить, что все европейские государства подписали целый ряд соглашений, с тем чтобы в национальное законодательство были вклю­чены статьи о преследовании в судебном порядке за отмывание денег, а также меры по предотвращению использования или подключения банков к схемам по отмыванию денег. Пока еще не разрешен и остается открытым основной вопрос — вопрос определения понятия «отмывания денег». Неко­торые государства, такие как Франция и Люксембург, ограничивают поня­тие «грязных» денег доходами от торговли наркотиками, в то время как дру­гие государства, такие как Швейцария, не ограничивали это понятие ка­ким-либо специфическим видом криминальной деятельности и, таким об­разом, оставляли лазейку для злоупотреблений.

В ФАТФ в настоящее время входят 26 государств, 2 региональные организации, Комиссия ЕС и Совет по сотрудничеству стран Персидского залива. Директор Федеральной службы России по валютному и экспортно­му контролю (ВЭК) провел переговоры с президентом международной орга­низации ФАТФ о вступлении России в эту организацию. Достигнута дого­воренность о сотрудничестве между ВЭК и ФАТФ, а также с американской организацией по борьбе с финансовыми преступлениями (ФИНСЕН) и ана­логичной организацией во Франции (ТРАКФИН). Руководство ВЭК про­информировало ФАТФ о деятельности службы по предотвращению утечки капиталов за рубеж, борьбе с валютными правонарушениями и участию в осуществлении комплекса мероприятий по повышению собираемости нало­гов. Руководитель ВЭК считает, что необходимо принять закон об ответ­ственности за легализацию преступных доходов. В соответствии с августов­ским (1996 г.) указом Президента Российской Федерации функции ВЭК переданы Минфину РФ.

382


Глава 20_______




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных