ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Международное сотрудничество в борьбе с коррупцией■ 19.1. Содержание понятия «коррупция» и значение борьбы с коррупцией в современных условиях В последнее десятилетие международные и региональные экономические организации уделяли большое внимание выработке документов, направленных на борьбу с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях. В этих документах, в частности, давалось определение понятия «коррупция» и связанных с ним понятий «взяточничество» и «вымогательство». В обобщенном представлении «коррупция» — это незаконные выплаты фирм должностным лицам в своей стране и за рубежом в целях их подкупа для получения льготных или более благоприятных условий для своего бизнеса. Цель коррупции — выиграть в конкурентной борьбе. Средства коррупции: подкуп должностных лиц путем взяток; сокрытие в отчетности выплат на взятки; легализация доходов от незаконной деятельности (отмывание денег); вымогательство. Понятие «незаконные», или «сомнительные», платежи (questinable payments) в мировой практике включает экономические преступления — коррупция, взяточничество, мошенничество, которые используются для обеспечения конкурентных позиций на рынке. Для борьбы с коррупцией и взяточничеством применяются как законодательные основы, так и методы рыночного регулирования. Взяточничество (Bribery) в международной практике обычно носит скрытый характер, и доказать факт взятки бывает достаточно сложно. Одним из распространенных способов взяточничества является оплата услуг разного рода консультантов, агентов, посредников, а также официальных лиц за рубежом. ТНК расходуют на такие выплаты огромные суммы из общекорпоративных средств с целью получения конкурентных преимуществ на международном рынке. ТНК авиакосмической и военной отраслей США тратят на услуги консультантов 4—6% от суммы сделок. Взяточничество в законах многих западных стран является уголовным преступлением. Единообразного толкования этого понятия в уголовном праве не существует. Одни страны относят к взяточничеству все случаи дачи взятки, когда целью было извлечение выгоды или пользы для взяткодателя; другие — лишь случаи, где приманкой были деньги или собственность. В США определение взяточничества свя- 367 зывается лишь с нарушением административной этики госслужащими в законодательной, исполнительной и судебной областях. При этом в случае доказательства факта взятки, если деньги или другие блага были предложены или получены с незаконной целью, не имеет значения, было ли действительно совершено действие, ради которого давалась взятка, или нет. Под наказание подпадает также получение взятки, которую дали конкуренты или правоохранительные органы с целью проверки должностных лиц на честность. В изданном в США исследовании «Разрабатываемые стандарты международной торговли и инвестиций» (многонациональные кодексы поведения корпораций) приводится классификация различных видов платежей, относящихся к разряду взяток.* 1. Плата за услуги должностным лицам — вымогателям («способствую 2. Выплаты правительственным, государственным высшим должност 3. Выплаты чиновникам с целью содействовать принятию необходимого Взятки выплачиваются в различных формах: наличными деньгами, пу-гем косвенных выплат, путем взносов в фонды партий и др. В США на основе расследования, проведенного в середине 70-х годов, >ыло установлено, что около 20% из 500 крупнейших компаний платили взят-си через разного рода посредников зарубежным правительственным чиновни-сам, политическим партиям и торговым агентам государственных предприятий, причем не всегда добровольно. Были названы крупнейшие фирмы в нефтяной, газовой, авиакосмической, химической промышленности, в произ-юдстве телекоммуникаций. В числе получателей взяток назывались полита -[еские и государственные деятели Японии, ФРГ, Италии, Колумбии, Ира-ia, Филиппин. Размеры взяток, например, с японских компаний оцениваюсь в размере 15% от суммы контракта. Комиссия по ценным бумагам и биркам США в результате проведенного расследования о выплатах государствен-1ым чиновникам установила, что сумма таких выплат в форме взяток и подку-ia достигает нескольких сотен миллионов долларов. Взяточничество распрос-ранено и во многих других странах. Расследование показало, что взятки бе->ут как чиновники промышленно развитых, так и развивающихся стран; как шостранцы; так и американцы, как коммунисты, так и антикоммунисты. * Emerging Standards of International Trade and Investment (Multinational Codes and Corporate Conduct), N.J., 1983, p. 34. 368 Мотивы взяточничества довольно разнообразны. На первом месте по размерам оказались взятки с целью обеспечения начала бизнеса, который в противном случае не мог вообще начаться, или взятки с целью устранения конкурентов будущего предприятия. В этих случаях платили преимущественно для получения государственных контрактов, причем наибольшие суммы предлагались в авиакосмической промышленности. Вторыми по значению оказались взятки ради облегчения доступа к государственным услугам, на которые фирмы вправе были рассчитывать, но могли их своевременно не получить по прихоти чиновников. К таким услугам можно отнести регистрацию продукции, разрешение на строительные работы, таможенную очистку импортных товаров. Некоторые фирмы давали взятки для того, чтобы уменьшить задолженность по налоговым платежам. Американская фирма «Дженерал Тайр» (General Tire) заплатила, чтобы в Марокко не был допущен ее конкурент. Группа американских компаний, выпускающих резинотехнические изделия, внесла определенную сумму через палату изготовителей резинотехнических изделий в Мексике, с тем чтобы правительство этой страны разрешило повысить регулируемые цены. Некоторые американские компании сообщили о вынужденной даче взяток. Например, «Мобил» (Mobil) дала взятку ради ускорения закрытия ее нефтеперерабатывающего завода в Италии. Фирмы Бойс Кэскейд (Boise Cascade), ИБМ (IBM) и Жилетт дали взятку для обеспечения безопасности своих работников. Практика выдачи взяток политическим партиям в США запрещена, между тем как в некоторых странах она вполне законна. Методы дачи взяток весьма разнообразны и носят как открытый, так и скрытый характер. Почти все выплаты осуществлялись наличными. Некоторые фирмы расплачивались своей продукцией. Например, американская фирма «АТТ» подарила цветной телевизор директору-распорядителю бельгийской государственной системы телефонной связи. Выплаты взяток производились непосредственно государственным чиновникам, но чаще всего для этой цели использовались посредники или организации в третьих странах. Так, лицо, оказывающее влияние на выбор решений о закупках, или его родственник время от времени попадало в платежную ведомость фирмы как консультант. В ряде случаев лицо, выступавшее под видом посредника, получало суммы, намного превышавшие обычные комиссионные. Получил распространение и такой метод: переплата посреднику или правительственному учреждению и выдача этой переплаты лицу из другой страны во избежание налогообложения или контроля за расходованием иностранной валюты. Иногда в качестве посредников для передачи взяток используются аудиторские фирмы. Так, фирма «Пульман» (Pullman) через своего аудитора выплатила взятки. Действия, связанные со взяточничеством, привели к замене глав государств в Японии, Италии, Гондурасе. В Венесуэле, Иране, Пакистане государственные чиновники были осуждены судом за взяточничество. В Шри-Ланке были аннулированы заказы на самолеты компании «Локхид» (Lockheed) 369 в связи с тем, что эта фирма оказалась замешанной во взятках и подкупе должностных лиц в разных странах мира. В Англии взяточничество определяется как уголовно наказуемое действие, выразившееся в получении или даче вознаграждения за предоставленные блага со стороны официального лица. Вымогательство (Extortion) в западных странах определяется как незаконное требование денег или собственности посредством запугивания должностных и частных лиц (что сопоставимо с ограблением или шантажом) в частных интересах. Коррупционные методы ведения дел (Currupt practice) предполагают решение деловых вопросов путем: подкупа должностных лиц; применения недозволенных методов (война компроматов, в том числе с использованием прессы, шантаж, вымогательство, уголовные преступления); легализации незаконных доходов через коммерческие банки. В качестве причин, способствующих развитию коррупции, обычно называют: несовершенство законов; бюрократизация общественной жизни, возрастание численности чиновничества; организационное усложнение предпринимательства, рост числа посредников; отсутствие у предпринимателей рыночной культуры в цивилизованных отношениях; изменение стандартов законных требований к методам хозяйственной деятельности; отсутствие или несоблюдение элементарных морально-этических норм. Нормы цивилизованных отношений власти и рынка предполагают выработку мер и средств борьбы с коррупцией. К их числу относятся: разработка и введение законной системы передачи (представления) интересов бизнеса в правительственные органы и аппарат правительства (именуемая лоббизмом). Это касается и интересов иностранного бизнеса. В конгрессе США зарегистрированы 7200 лоббистов иностранного бизнеса. В их числе десятки бывших высокопоставленных чиновников, которые получают гонорары за представление интересов зарубежных фирм. Считается, что действительное число лоббистов на 30—60% больше. Лоббизм ограничивает возможности коррумпирования аппарата, так как вводит процесс консультирования иностранных фирм и доведения их интересов до представительной и исполнительной власти в определенные законом рамки*. Предлагаемые международными организациями меры по борьбе с коррупцией и взяточничеством следующие: • принятие односторонних обязательств на национальном уровне; * Журнал «Проблемы теории и практики управления», 1997, № 2, с. 123. 370 • провозглашение добровольных обязательств отдельными фирмами; со • сертификация фирм и их зарубежных отделений с целью предотвра • разработка соответствующих кодексов поведения, в которых предус • заключение международного соглашения по борьбе с коррупцией. честный и высоконравственный лидер; открытое и демократическое правительство; компетентное администрирование; социальное регулирование и контроль; обновление регулирующих законов; ограничение государственной монополии; профессиональная карьерная служба. 19.2 Деятельность ООН в области борьбы с коррупцией и взяточничеством В рамках ООН ведется значительная работа по выработке и применению мер по борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных операциях. Она особенно усилилась в 1996—1997 гг. в связи с принятием Генеральной Ассамблеей следующих наиболее важных документов по этим вопросам. 1. Резолюция о борьбе с коррупцией и Международный кодекс пове 2. Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в между 3. Декларация ООН о преступности и общественной безопасности (см. В середине 70-х годов предпринимались попытки выработать международный кодекс по борьбе с коррупцией, при этом главным движущим мотивом было стремление унифицировать конкурентные правила на рынке. Была предпринята попытка выработки международного соглашения по борьбе с коррупцией в рамках ООН. 15 декабря 1975 г. Генеральной Ассамблеей была принята Резолюция 3514(ХХХ) «Меры против коррупции, практикуемой транснациональными и другими корпорациями, их посредниками и другими причастными к этому сторонами», которая дала толчок к разработке соответствующего международного соглашения. В 1976 г. в Комиссии ООН по ТНК началась разработка соответствующего соглашения. К 1980 г. проект между- 371 народного соглашения по борьбе с коррупцией был в ООН готов, однако был отложен на неопределенное время. В 1991 г. ООН вновь вернулась к идее заключения международного соглашения по борьбе с коррупцией. Вопросы борьбы с коррупцией и взяточничеством в рамках ООН являются прерогативой следующих органов. 1. Генеральная Ассамблея ООН (ГА ООН) — принимает резолюции о Резолюция 3514 (XXX) от 15 декабря 1975 г. о коррупции; Резолюция 1995/14 ЭКОСОС от 24 июля 1995 г. о борьбе с коррупцией- Резолюция 50/225 от 19 апреля 1996 г. о государственном управлении и развитии; Резолюция 51/59 от 12 декабря 1996 г. о принятии Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (см. Приложение 7). Резолюция 51/191 от 16 декабря 1996 г. о принятии Декларации ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях (см. Приложение 8). Кроме того, в рамках ООН были подготовлены следующие доклады о борьбе с коррупцией: Доклад Генерального секретаря ООН (1997 г.) о борьбе с коррупцией и взяточничеством (E/CN. 15/1997/3); Доклад на совещании группы экспертов по вопросам коррупции, состоявшемся в Буэнос-Айресе с 15 по 21 марта 1997 г. (E/CN/1997/3/Add.l) (см. Приложение 10). 2. Генеральный секретарь ООН — по поручению ГА готовит доклады, 3. ЭКОСОС — готовит проекты резолюций о борьбе с коррупцией и 4. Группа экспертов по вопросам коррупции — проводит совещания 5. Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосу В резолюции 1997/25, подготовленной Экономическим и социальным советом (ЭКОСОС) от 21 июля 1997 г., международное сотрудничество в борьбе с коррупцией и взяточничеством в «международных коммерческих операциях» отмечается, что Генеральная Ассамблея обеспокоена дачей взяток отдельными лицами и предприятиями других стран государственным должностным лицам в связи с международными коммерческими операци- 372 яМи (см. Приложение 11). Особое беспокойство вызывает фискальная политика правительств некоторых развитых стран, которые разрешают национальным предприятиям декларировать расходы, понесенные в связи с дачей взяток государственным должностным лицам в развивающихся странах в качестве эксплуатационных затрат, которые поэтому не учитываются при налогообложении. Сссылаясь на свою резолюцию 3514(ХХХ) от 15 декабря 1975 г., в которой она осудила все виды коррупции, включая взяточничество, практикуемые транснациональными и другими корпорациями, их посредниками и другими причастными к этому сторонами в нарушение законов и правил принимающих стран, Генеральная Ассамблея вновь подтвердила право любого государства: принимать законодательство; проводить расследования; принимать соответствующие правовые меры в соответствии со своими национальными законами и правилами против подобной коррупции. Генеральная Ассамблея призвала все правительства государств—членов ООН: осуществлять сотрудничество для предотвращения коррупции, включая взяточничество; использовать в качестве инструмента, которым они должны руководствоваться в своих усилиях по борьбе с коррупцией, Международный кодекс поведения государственных должностных лиц, принятый ГА 12 декабря 1996 г. (Резолюция 51/59); принимать все возможные меры для осуществления Декларации ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях, принятую 16 декабря 1996 г. (Резолюция 51/191); осуществлять соответствующие международные декларации и ратифицировать должным образом международные конвенции по борьбе с коррупцией. Генеральная Ассамблея просила ЭКОСОС и его вспомогательные органы, в частности, Комиссию по предупреждению преступности и уголовному правосудию, содействовать осуществлению Декларации ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих сделках, регулярно рассматривать вопрос о коррупции и взяточничестве в международных коммерческих операциях и содействовать эффективному осуществлению резолюций ГА. Через своего Генерального секретаря Генеральная Ассамблея предложила каждому государству-члену представить доклад о мерах, принятых для осуществления положений Декларации, в частности: положений, касающихся установления уголовной ответственности; принятия эффективных санкций; вычета из облагаемых налогом сумм; стандартов и методов учета; разработки кодексов поведения в области предпринимательской деятельности, незаконного обогащения, взаимной юридической помощи и положений о банковской тайне; разработки национальных стратегий и политики в области борьбы с коррупцией. 373 Генеральная Ассамблея поручила Генеральному секретарю обобщить подготовленные доклады, распространить их для рассмотрения на седьмой сессии. Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию с целью выработки дальнейших мер, направленных на осуществление Декларации в полном объеме. Одновременно было поручено компетентным международным, региональным и неправительственным организациям представить Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию соответствующую информацию о международных усилиях по борьбе с коррупцией и взяточничеством. Предполагалось, что Комиссия будет уделять особое внимание вопросу о даче взяток государственным должностным лицам других государств в ходе проведения международных коммерческих операций и включит в обсуждение на своей Седьмой сессии вопрос о рассмотрении мер, принятых государствами—членами ООН в целях осуществления Декларации. Генеральная Ассамблея выразила свою убежденность в том, что такая практика подрывает государственный аппарат и ослабляет политику в социальной и экономической областях, способствуя распространению коррупции в государственном секторе и тем самым снижая к нему доверие. Поэтому борьба с коррупцией должна подкрепляться решительными усилиями в области международного сотрудничества. Генеральная Ассамблея призвала государства-члены в скоординированной форме установить уголовную ответственность за дачу взяток государственным должностным лицам другого государства в ходе международных коммерческих операций и поощрять государства, в случае необходимости, к осуществлению программных мероприятий в целях сдерживания, предотвращения и пресечения взяточничества и коррупции, например, на основе: снижения организационных препятствий путем разработки комплексных систем управления и содействия проведению правовых реформ в соответствии с их основополагающими правовыми принципами как в государственном, так и в частном секторах; содействия повышению роли граждан в создании транспарентных (прозрачных) и подотчетных систем управления; поддержки активного участия неправительственных организаций в выявлении, планировании и осуществлении инициатив, способствующих повышению этических норм и практики в рамках как государственных, так и коммерческих операций; обеспечения по мере необходимости подготовки кадров и технической помощи для других государств в целях разработки и осуществления стандартов надлежащего управления, в частности, отчетности и открытости, законного коммерческого и финансового поведения и других мер по борьбе с коррупцией. В Резолюции Генеральной Ассамблеи 1997/25 (21/7/97) были названы, кроме ООН, и другие международные организации, которые способствовали укреплению международного взаимопонимания и сотрудничества в отношении взяточничества в транснациональных коммерческих операциях. 374
1. Организация американских государств. В марте 1996 г. приняла Меж 2. Совет Европы. Разрабатывает международные конвенции, включа 3. Всемирная торговая организация. Осуществляет работу по повыше 4. ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Го 19.3. Деятельность Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в борьбе со взяточничеством в международных коммерческих операциях ОЭСР предложила своим членам принять добровольные обязательства, основанные на мерах морального воздействия против коррупции. В документе «Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных корпораций» (раздел «Общая политика») содержатся, в частности, статьи, требующие: не платить взяток и иных неподобающих платежей, прямых или косвенных, любому государственному служащему или руководителю общественной организации (ст. 7); не делать взносов (если это не разрешено законом) кандидатам на общественные посты, политическим партиям либо другим политическим организациям (ст. 8). Взяточничество, по мнению ОЭСР, — широко распространенное явление в международных коммерческих сделках, в том числе в торговле и осуществлении инвестиций. Активная работа по вопросам борьбы с незаконными платежами в международных экономических операциях началась в 1989 г. Был распространен подход, основанный на общей отрицательной оценке взяточничества, что Должно способствовать принятию членами правительств серии внутренних и международных мер в целях его предотвращения. Первым существенным шагом был отказ от традиционных воззрений, таких как то, что только соглашение может быть эффективно. Опыт отдельных корпораций, например Financial Action Task Force, связанный с отмыванием денег, показал, что Мягкий закон (особенно рекомендации), если ему следовать, может быть 375 действенным только путем введения международных стандартов. Работа ОЭСР в этой сфере была завершена принятием в 1994 г. рекомендаций по взяточничеству в международных коммерческих операциях, которые были направлены на то, чтобы придать особое значение гражданским, коммерческим и административным мерам предотвращения коррупции, таким как хранение протоколов и расчетных документов. Рекомендации подчеркивают необходимость принятия на национальном и международном уровнях дополнительных мер в борьбе со взяточничеством. На основе рекомендаций был основан Специальный комитет для того, чтобы добиться результатов выполнения этих принципов (см. Приложение 12). Вариант судебного преследования иностранных государственных чиновников был обозначен только как одно из возможных решений, хотя он кажется наиболее эффективным. Однако осторожный подход, которому следует ОЭСР, кажется целесообразным из-за риска и недостатков, отмеченных до этого на ранней стадии развития международного сотрудничества в данной области. Это не означает, что международное сотрудничество не будет основываться на расширяющихся уголовных санкциях. С одной стороны, общее признание того, что международная коррупция — это преступление экономического характера, гораздо легче достижимо на региональном уровне, а с другой — некоторые международные документы, особенно двусторонние договоры, регулируют взаимное сотрудничество и выдачу преступников также по преступлениям, связанным с коррупцией, при условии, что нарушение признается преступлением обоими законами. 19.4. Деятельность Совета Европы в борьбе против коррупции Разработкой программы мер по борьбе против коррупции в рамках Совета Европы занимается многопрофильная группа по вопросам коррупции (МГК), компетенция которой была утверждена в 1994 г. (Multidisciplinary Group on Corruption — GMC). Она разрабатывает и подготавливает для принятия на сессиях Совета Европы документы по вопросам коррупции. В частности, были подготовлены и приняты следующие документы: «Рекомендации ОЭСР о взяточничестве в международных коммерческих операциях». Совет Европы. Страсбург, 2 января 1995 (GMC (95)1). Европейский банк реконструкции и развития — «Политика и правила проведения сделок (по проектам, финансируемым ЕБРР)». Совет Европы. Страсбург, 16 декабря 1994 (GMC (94) 4). Международная торговая палата — «Вымогательство и взяточничество в коммерческих операциях». Совет Европы, Страсбург, 19 декабря 1994 (GMC (94) 5). «Межамериканская региональная конвенция по борьбе с коррупцией». Принята в марте 1996 г. Организацией американских государств. Содержит статью о запрещении взяточничества в международных коммерческих операциях. 376
В 1995 г. МГК подготовила документ «Программа мер борьбы против коррупции», в котором подробно изложены все вопросы, относящиеся к КОррупции: определение понятия коррупции; меры и средства выявления коррупции; защита и ответственность должностных лиц от проявления коррупции; формы и методы борьбы с коррупцией и отмыванием доходов от коррупции; ответственность лиц и корпораций за коррупцию. 19.5. Межамериканская конвенция по борьбе с коррупцией Разработана ЭКОСОС в связи с Резолюцией 50/106 Генеральной Ассамблеи: предпринимательство и развитие. Она была подписана 21 государством западного полушария и представлена на Специальную конференцию Организации американских государств по борьбе с коррупцией, которая проходила в марте 1996 г. в Каракасе (Венесуэла). Конвенция является официальным документом ЭКОСОС. Разработке этого документа предшествовала Встреча на высшем уровне стран Америки по борьбе с коррупцией, которая состоялась в Майами (США) 9 декабря 1994 г. На Встрече был принят План действий, в котором, в частности, утверждается, что проблема коррупции привлекает к себе серьезное внимание не только в западном полушарии, но и во всех регионах мира. Коррупция, как в государственном, так и в частном секторе, ослабляет демократические устои и подрывает правовые основы правительств и институтов. Совершенствование государственного устройства, в том числе мероприятия по дерегулированию, приватизации и упрощению методов управления, уменьшает возможности для коррупции. Все аспекты государственного управления в демократическом обществе должны быть ясны и понятны для общественности. В Плане действий предусматривается, что правительства: • будут содействовать открытому обсуждению наиболее важных про • обеспечат надлежащий надзор за исполнением правительственными • установят для государственных служащих нормы, регулирующие кон • обратятся с призывом к правительствам всех стран мира обеспечить 377
нии всех финансовых или коммерческих операций со странами западного полушария и для достижения этой цели предлагают Организации американских государств (ОАГ) установить связь с Рабочей группой ОЭСР по проблеме взяточничества в международных деловых операциях; • разработают механизмы сотрудничества в судебной и банковской об • будут уделять первоочередное внимание совершенствованию государствен • разработают в рамках ОАГ, уделяя должное внимание применимым 19.6. Деятельность Международной торговой палаты (МТП) в борьбе против коррупции и вымогательства в международных коммерческих сделках Международная торговая палата (МТП), выражающая интересы предпринимателей разных стран, еще в 70-е годы пришла к выводу о необходимости распространения в международном деловом сообществе высокого этического стандарта в рамках добросовестной конкуренции. МТП предложила разработать систему мер на национальных уровнях по борьбе с коррупцией, а именно: усилить национальное законодательство против взяточничества; установить, что фирмы обязаны сообщать правительству по конкретному запросу о платежах, совершенных в ходе взаимоотношений с любым органом любого правительства. Международная торговая палата предложила сотрудничество и юридическую помощь на международном уровне в решении этих вопросов. МТП высказалась за заключение международного соглашения с целью обеспечения эффективности мер, предпринимаемых против взяточничества и вымогательства. Она разработала и предложила базисные принципы или «правила поведения» в качестве добровольных обязательств бизнеса при разработке такого соглашения. Они содержатся в опубликованных в 1977 г. «Правилах ведения борьбы с вымогательством и взяточничеством». В 14 статьях базисных принципов содержится декларация об отказе от взяток и вымогательства, а также перечислены меры, которые обязывается проводить бизнес. В их числе: ведение требуемой отчетности, недопустимость секретных счетов, позволяющих утаивать выплаты; 378
повышение ответственности предприятий и должностных лиц; принятие фирмами своих кодексов с учетом специфики условий деятельности; усиление и ужесточение национальных законов против коррупции и принятие добровольного кодекса поведения международного бизнеса. Указанные правила не имеют прямого правового эффекта и не умаляют значения соответствующих национальных законов; они являются их предметом, поскольку национальные правовые системы не идентичны. Однако их добровольное принятие предприятиями должно не только повысить стандарты честности в сделках как между предприятиями и частными лицами, так и между самими предприятиями, но и выстроить цепную защиту для предприятий, подвергаемых вымогательству или недобросовестной конкуренции. Данные правила рекомендованы предприятиям и частным лицам в качестве образца корректной торговой практики, которым нужно следовать как дома, так и за границей; более того, может быть созвана группа специалистов для толкования и надзора за применением Правил, а также для констатации нарушений. Правила МТП содержат адресованную компаниям рекомендацию составить собственные кодексы. Следуя данному указанию, в 70-х и 80-х годах, некоторые американские ТНК приняли этические кодексы поведения. Ряд крупных итальянских компаний поступил так же. Эти документы выделяют основные принципы честного поведения работников, в особенности отношений с правительством и государственными чиновниками, в целях предотвращения формирования «коррумпированной среды». В действительности, компании должны были концентрировать свои усилия для того, чтобы соответствовать этим принципам, так как их реальное использование в повседневной жизни корпорации может быть эффективным средством против международной коррупции, возможно более эффективным, чем международные декларации, или иногда даже более эффективным, чем санкции уголовных кодексов. Правила МТП, подготовленные в форме доклада на тему «Вымогательство и взяточничество в коммерческих сделках», были одобрены 131-й сессией Совета МТП 29 ноября 1977 г. Советом Европы он был принят в декабре 1994 г. после рассмотрения многопрофильной группой по борьбе с коррупцией*. 19.7. Легализация доходов, полученных от незаконного бизнеса Легализация доходов, полученных незаконным путем, обозначается термином «отмывание грязных денег». «Грязные деньги» (dirty money) — 'то доходы, полученные от незаконного бизнеса или преступным путем (торговля наркотиками, оружием, проституция, вымогательство и др.). Такие Доходы не могут приносить прибыли на капитал, если не будут размещены * Extortion and Bribery in Business Transactions. Report adopted by the 131th Session of the Council of the ICC-1997 International Chamber of Commerce, p. 7—16. 379 через финансовую систему. Размещение «грязных денег» через финансовую систему обозначается термином «отмывание». По оценкам Интерпола, через банковскую индустрию, главным образом в США, ежегодно отмывается 500 млрд. долл. В большинстве стран под давлением США развернулась борьба с организованной преступностью, в связи с чем были приняты законы, позволяющие конфисковывать незаконные доходы и привлекать к суду тех, кто занимается отмыванием «грязных» денег. Процесс отмывания «грязных денег» можно разделить на три этапа: вливание средств в финансовую систему («размещение»); инвестирование средств в различные финансовые операции и их перевод из одной страны в другую («рассредоточение»); использование отмытых средств для финансирования как легальной, так и нелегальной финансовой, промышленной и коммерческой деятельности («интеграция»). В последние годы проблема отмывания денег является самой серьезной проблемой для банковской индустрии, особенно в Швейцарии, которая всегда привлекала внимание владельцев «грязных» денег. Проблема «грязных» денег стала вызывать серьезную озабоченность в конце 80-х годов, когда стал очевиден бурный рост преступности в самых разных формах (вымогательство, торговля наркотиками и оружием, проституция) и тот факт, что огромные доходы преступного мира реинвестировались в структуру экономики, ставя под угрозу как саму экономику, так и демократические устои в разных странах. Несомненно, уязвимым местом организованной преступности являются деньги. Действительно, криминальная деятельность, не приносящая прибыли на вложенный капитал, успешно развиваться не может. Поэтому в большинстве стран под давлением США развернулась настоящая охота за деньгами организованной преступности, для чего были приняты законы, позволяющие конфисковывать незаконные доходы и привлекать к суду тех, кто занимается отмыванием «грязных» денег. Государства, в которых действует организованная преступность, еще в 1936 г. предпринимали попытки борьбы с ней путем претворения в жизнь положений международных соглашений, каждое из которых оказало влияние на эволюцию отношения Швейцарии к проблеме отмывания денег. Наиболее важными являются положения, содержащиеся в Конвенции ООН 1988 г. по вопросу о незаконной торговле наркотиками и психотропными средствами (известной под названием Венской конвенции 1988 г.), которые легли в основу борьбы с финансовыми операциями, используемыми для отмывания денег. Венская конвенция 1988 г. определяет отмывание денег следующим образом: «конвертация и перевод средств, имеющие целью скрыть их незаконное происхождение или оказание содействия преступнику с целью помочь ему избежать правосудия; приобретение, хранение и использование таких средств». В июне 1980 г. Европейский Союз принял Рекомендацию № R 80 (Ю), целью которой было поощрение стран-участниц к принятию мер против отмывания денег. Речь идет о следующих мерах: 380
проверка личности клиента; адекватное обучение банкиров и клиентов; обмен информацией между банками и судебно-правовыми органами. 12 декабря 1988 г. Базельский комитет принял «Декларацию о контроле над банками в связи с использованием банков для отмывания денег» (известную под названием «Базельской декларации»). Базельский комитет был создан в 1974 г. двенадцатью самыми богатыми западными странами (США, Канадой, Японией, Германией, Францией, Великобританией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Швецией, Швейцарией и Люксембургом) для того, чтобы облегчить взаимодействие банковской деятельности этих стран. Базельская декларация предлагает банкам: осуществлять проверку личности всех клиентов; принимать меры против попыток отмывания денег; оказывать всяческую поддержку судебным органам в их борьбе против отмывания денег; осуществлять обучение банковского персонала. В июле 1989 г. 24 страны—участницы Организации экономического сотрудничества и развития, а также Гонконг и Сингапур создали международный орган для борьбы с отмыванием денег. Этот орган получил название «Специальная финансовая комиссия — СФК» или «Финансовый отряд борьбы с отмыванием денег» (ФАТФ) (Financial Action Task Force on Money — FATF, или франц. GAFI). В апреле 1990 г. ФАТФ выпустил сорок рекомендаций по совершенствованию национальных правовых систем и усилению контроля за финансовыми учреждениями (см. Приложение 14). Например, рекомендация № 4 предлагает всем странам установить норму права, позволяющую привлекать к судебной ответственности за отмывание денег, полученных за счет изготовления и сбыта наркотиков. Рекомендация № 13 предлагает банкам тщательно устанавливать личность не только клиента, т.е. лица или фирмы, с которой заключается договор, но и подлинного владельца денежных сумм, которые вкладываются в банки. Рекомендация № 14 предлагает банкам хранить документы о любой сделке в течение пяти лет после прекращения взаимоотношений с клиентом. Рекомендации №№ 16 и 19 предлагают банкам воздерживаться от оказания услуг клиентам в случае подозрительных сделок, а также сообщать о таких сделках правительственным органам. Для координации мер, предусмотренных в каждой из стран ЕС, Совет Европейского сообщества принял 10 июня 1991 г. общие положения, касающиеся предотвращения использования банковской индустрии для отмывания денег (известные под названием «Общие положения ЕЭС 1991 года»). В соответствии с требованиями этого документа все члены ЕС до января 1993 г. должны были принять специальные законы, которые позволяли бы привлекать к суду за отмывание денег, а также обязали бы банки устанавливать личность клиентов и подлинных владельцев любой суммы, превышающей 15000 экю, и заявлять о любой подозрительной сделке компетентным правительственным органам. 381 8 ноября 1990 г. Совет Европы (г. Страсбург) принял Конвенцию Мь 141 по вопросу об отмывании денег, предусматривающую арест и конфискацию незаконных доходов. Эта Конвенция была ратифицирована Швейцарией в 1993 г. Страсбургская конвенция по отмыванию, выявлению, изъятию и конфискации доходов от преступной деятельности действует в международном масштабе. Значение этого документа состоит в том, что он содержит новое представление об отмывании денег. Считается, что это связано не только с перемещением денег, полученных от серьезных преступлений таких как торговля наркотиками или оружием, но и распространяется на коррупцию. Что касается наказания, каждая страна обязывается наказывать отмывание денег, даже если преступление было совершено за границей (см Приложение 13). Страсбургская конвенция — это важный шаг в международном сотрудничестве, даже если она основывается на классической системе двойного обвинения, т.е требования того, что нарушение должно признаваться нарушением по закону затронутой стороны, если оно совершается в пределах ее юрисдикции. Этот метод часто использовался в международных соглашениях в рамках правовой взаимопомощи и выдачи преступников. Следует отметить, что все европейские государства подписали целый ряд соглашений, с тем чтобы в национальное законодательство были включены статьи о преследовании в судебном порядке за отмывание денег, а также меры по предотвращению использования или подключения банков к схемам по отмыванию денег. Пока еще не разрешен и остается открытым основной вопрос — вопрос определения понятия «отмывания денег». Некоторые государства, такие как Франция и Люксембург, ограничивают понятие «грязных» денег доходами от торговли наркотиками, в то время как другие государства, такие как Швейцария, не ограничивали это понятие каким-либо специфическим видом криминальной деятельности и, таким образом, оставляли лазейку для злоупотреблений. В ФАТФ в настоящее время входят 26 государств, 2 региональные организации, Комиссия ЕС и Совет по сотрудничеству стран Персидского залива. Директор Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю (ВЭК) провел переговоры с президентом международной организации ФАТФ о вступлении России в эту организацию. Достигнута договоренность о сотрудничестве между ВЭК и ФАТФ, а также с американской организацией по борьбе с финансовыми преступлениями (ФИНСЕН) и аналогичной организацией во Франции (ТРАКФИН). Руководство ВЭК проинформировало ФАТФ о деятельности службы по предотвращению утечки капиталов за рубеж, борьбе с валютными правонарушениями и участию в осуществлении комплекса мероприятий по повышению собираемости налогов. Руководитель ВЭК считает, что необходимо принять закон об ответственности за легализацию преступных доходов. В соответствии с августовским (1996 г.) указом Президента Российской Федерации функции ВЭК переданы Минфину РФ. 382 Глава 20_______ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|