ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Международное регулирование межфирменных рыночных отношении 3 страницаГрупповая ОДП предполагает проведение фирмами коллективных или согласованных действий, последствием которых является ограничение конкуренции и нанесение ущерба другим участникам рыночных отношений. Их можно объединить следующим образом. (1) Образование картелей и синдикатов, что предполагает обязатель (2) Заключение межфирменных соглашений, содержащих следующие
• о разделе объемов производства в рамках установленных квот; • о рационализации производства на основе специализации и коопери • об объемах капиталовложений в развитие производства; • о разделе источников снабжения в форме установления импортных • о соблюдении стандартов; • о взаимном обмене технической и коммерческой информацией, па • об учреждении совместных филиалов («джоинт венчур» — «joint (3) Заключение соглашений, содержащих следующие условия в отно • установление уровня покупных или продажных цен; • о разделе рынков сбыта на основе разграничения сфер влияния и квот 403 • о предоставлении скидок постоянным покупателям соразмерно объе • о применении общих условий в отношении сроков платежей, гаран • о продаже товаров только определенному кругу лиц (фирм) покупа • о приобретении товаров только у определенных поставщиков или про • заключение на групповой основе соглашений с торговыми посредни
(4) Заключение негласных (тайных) соглашений, что является обычной (5) Проведение согласованной практики — скоординированных дей (6) Создание смешанных по капиталу фирм для осуществления совме Важно выделить некоторые особенности ограничительной деловой практики в современных условиях, осуществляемой ТНК. Прежде всего — это приоритетное использование методов индивидуального доминирования (единолич-
ной экспансии) ТНК на мировых рынках. Индивидуальная ОДП для ТНК особенно эффективна, поскольку каждая такая компания имеет разветвленную сеть зарубежных предприятий, может вести конкурентную борьбу с местными конкурентами непосредственно на их собственных рынках. Особое развитие получила в деятельности ТНК групповая ограничительная деловая практика. Крупнейшие ТНК — члены международных картелей или международных негласных сговоров создают на национальных рынках других стран центры координации деятельности своих филиалов — «мини картели», которые на коллективной основе: проводят раздел рынков; устанавливают согласованные цены; блокируются на торгах; осуществляют коллективные подрывные действия против аутсайдеров (включая коллективные войны цен, бойкоты и др.). Групповое монополистическое давление на конкурентов и потребителей осуществляется также путем усиления «вертикального» контроля ТНК над международным движением товарных масс «производство — транспортировка — сбыт — распределение» (особенно в сырьевом секторе). Разработка Комплекса правил и принципов по ОДП в ЮНКТАД ООН началась практически после того, как Генеральная Ассамблея ООН 20 декабря 1973 г. приняла решение о создании при конференции ООН по торговле и развитию конференции по ограничительной деловой практике. В 1980 г. на 35-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН был принят «Комплекс согласованных на многосторонней основе принципов и правил по контролю за ограничительной деловой практикой», призванный содействовать устранению барьеров, искусственно возводимых фирмами (предприятиями), что приводит к нарушению условий конкуренции и оказывает отрицательное влияние на международную торговлю. По оценке Секретариата ЮНКТАД, «ограничительная деловая практика вероятно приобрела такое же значение как официальные торговые барьеры». Особенно большое значение ограничительная деловая практика имеет в области передачи технологии. Одним из важнейших принципов, содержащихся в Комплексе, является развитие сотрудничества между правительствами на двусторонней и многосторонней основе с целью облегчения контроля за ограничительной деловой практикой, а также разработка на международном уровне соответствующих механизмов для облегчения обмена информацией между правительствами различных стран. С 1981 г. в рамках ЮНКТАД регулярно проводятся сессии Межправительственной группы экспертов по ограничительной деловой практике, рассматривающие вопросы, относящиеся к Комплексу принципов и правил. В течение 80-х годов были проведены две международные конференции ООН по контролю за ограничительной деловой практикой, на которых обсуждались вопросы эффективности принимаемых мер против нарушения конкуренции. Правительства многих стран представили в Секретариат ЮНКТАД информацию о соблюдении закрепленных в Комплексе принципов и правил. В Сек- 405 ретариате ЮНКТАД сосредоточиваются также сведения, поступающие от различных экономических фуппировок (ЕС, ОЭСР и др.) по вопросам наднационального контроля за офаничительной деловой практикой. В Комплексе принципов и правил отмечается, что ОДП: наносит вред международной торговле, в особенности развитию развивающихся стран; сводит на нет те преимущества, которые вытекают из либерализации таможенных в нетарифных офаничений; наносит ущерб деятельности ТНК. Поэтому необходимы совместные усилия государств на национальном уровне с целью ликвидации или установления контроля за ОДП. Комплекс принципов и правил призван способствовать развитию законодательства и проведению политики контроля в области ОДП на национальном и региональном уровнях. Содержание Комплекса принципов и правил A. Цели и задачи 1. ОДП не должна препятствовать осуществлению преимуществ, кото 2. Цель Комплекса — повысить эффективность международной торгов создания, поощрения, защиты конкуренции; контроля за концентрацией капитала и наращивания экономической мощи фирм; поощрения новшеств и нововведений. Ответственность за оценку осуществления Комплекса возложена на Межправительственную фуппу экспертов. 3. Задачи Комплекса: ликвидировать помехи, которые являются результатом деятельности ТНК и др. предприятий в области ОДП; установить справедливые принципы и правила контроля за ОДП, выработанные на многосторонней основе, для их принятия в международном масштабе и облегчения их законодательного закрепления на национальном и региональном уровнях. Б. Область применения ОДП Комплекс принципов и правил включает: деятельность ТНК; все сделки независимо от их вида; все фирмы (предприятия) во всех странах; государственные и региональные органы управления. Кодекс не применяется к межправительственным соглашениям. B. Справедливые принципы по контролю за ОДП предполагают: международном уровнях; особое внимание уделяется влиянию на экономику развивающихся стран. 406 Г. Принципы и правила, относящиеся к предприятиям (фирмам), включая ТНК: при осуществлении ОДП предприятия должны действовать в рамках национального законодательства тех стран, где они осуществляют свою деятельность; предприятия должны предоставлять государственным органам стран, где они действуют, данные (сведения) о соглашениях, носящих ограничительный характер; все предприятия, исключая те, которые связаны единой собственностью, находятся под единым контролем или по другим причинам не могут действовать друг без друга, должны воздерживаться от действий ограничивающих доступ на рынки или сдерживающих конкуренцию, которая наносит вред развитию международной торговли; предприятия должны воздерживаться от следующих действий, если достижением или злоупотреблением своим господствующим положением на рынке они ограничивают доступ на рынок или сдерживают конкуренцию, рискуя нанести вред международной торговле и в особенности торговле развивающихся стран: (а) злоупотребление действиями, наносящими вред конкурентам, такими (б) фиксация цен или качества, а также дискриминационные условия (в) слияние, взятие под контроль, совместное предпринимательство и (г) установление цен, по которым экспортируемые товары могут быть (д) увязка поставки отдельных товаров или услуг с принятием огово Д. Принципы и правила для применения на государственном и региональном уровне предполагают, что государства должны: установить на национальном уровне или через посредство региональных организаций нормы для контроля за ОДП, включая действия ТНК; государствам должны создавать свое законодательство, препятствующее злоупотреблению фирмами своим господствующим положением на рынке; гарантировать одинаковый, справедливый подход ко всем предприятиям; законы и регламентации должны быть доступны всем; улучшать процедуру получения от предприятий, особенно от ТНК, сведений о деталях договоров и соглашений. Е. Меры, выполнение которых предусмотрено на международном уровне, включают: 407 предоставление государствами Генеральному секретарю конференции по торговле и развитию ООН сведений о решениях и внедрении принципов и правил; предоставление консультаций отдельным государствам, особенно развивающихся стран, по вопросу о контроле за ОДП; продолжение работы по выработке общего типового закона об ОДП с целью оказания помощи развивающимся странам в создании соответствующего законодательства. Ж. Международный институциональный механизм представлен Межправительственной группой экспертов, которая служит руководящим органом и дает распоряжения в отношении консультаций, дискуссий, многосторонних обменов мнениями между государствами по проблемам, содержащимся в Комплексе. Таким образом, Комплекс принципов и правил, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН в Резолюции 35/63 от 5 декабря 1980 г., определяет обязанности отдельных стран по разработке законодательства, обеспечению административной и судебной защиты против актов ОДП в интересах развития международной торговли. Следует отметить, что деятельность ЕС в области политики конкуренции полностью соответствует нормам и правилам, принятым на международном уровне в рамках ЮНКТАД ООН. Ограничительная деловая практика в области передачи технологии. В современных условиях чрезвычайно важное значение приобрела ограничительная деловая практика в области передачи технологии, где она считается нормальной деловой практикой, которая вытекает из использования патентовладельцем монопольных прав на изобретение в рамках, установленных соответствующим законодательством. Методы и средства, используемые крупными фирмами для ограничения деловой практики в области передачи технологии, можно охарактеризовать следующим образом. (1) Сознательное ограничение распространения технических новшеств. (2) Ограничение операций лицензиата (покупателя лицензии) как конку по использованию лицензируемой технологии: запрет использовать технологию после истечения срока действия соответствующего патента; запрет на проведение лицензиатом самостоятельной технической политики в области НИОКР в определенных направлениях; запрет на приобретение конку- _ —■ рИрующей технологии; принуждение закупать все улучшения в приобретенную технологию у лицензиара (продавца лицензии); ограничение свободы коммерческой деятельности лицензиата: предписание уровня производства, допустимой доли рынка, лимит цен; запрет заниматься производством и сбытом конкурирующей продукции; установление лимитов на экспорт лицензируемой продукции; требования оплаты лицензии акциями лицензиата; участие в управлении предприятием лицензиата; режим платежей: требования платежей за незарегистрированные патенты или патенты, по тем или иным причинам потерявшие силу; многократное взимание платежей; установление гарантируемых сумм платежей. (3) Образование союзов монополистов на чисто патентной базе. Чаще (4) Образование патентных пулов. В их основе лежит объединение ли Развивающиеся страны ведут борьбу с ТНК, и часто успешно, за установление порядка в передаче технологии по следующим направлениям: использование мероприятий национального государства в защиту своих интересов, т.е. государственное регулирование вопросов, связанных с приобретением иностранной технологии; объединение усилий отдельных стран на 409 региональной основе; разработка принципов получения технологии; использование международных организаций в целях устранения ограничительных условий, связанных с передачей технологии; разработка Международного кодекса поведения в области передачи технологии. Решение о необходимости выработки Международного кодекса поведения в области передачи технологии было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г. В 1978 г. под эгидой ЮНКТАД был подготовлен проект Кодекса. Цель Кодекса поведения в области передачи технологии заключается в том, чтобы сформулировать международные нормы, способные обеспечить развивающимся странам доступ на равноправных и недискриминационных условиях к передовой технологии, которой монопольно владеют ТНК. Проект Кодекса включает преамбулу и десять глав: 1) определение и сфера применения, 2) цели и принципы, 3) национальное регулирование сделок по передаче технологии, 4) ОДП, 5) ответственность и обязательства сторон, 6) специальное регулирование для развивающихся стран, 7) международное сотрудничество, 8) международный институциональный механизм, 9) применимое право и разрешение споров, 10) прочие условия. В 1983 г. состоялась 5 сессия специальной конференции ООН по разработке Кодекса. Было принято решение рассматривать проект Кодекса как документ рекомендательного порядка. Достигнуто соглашение по определению объектов и сферы применения Кодекса. Так, его объектами могут быть: чисто технологические сделки; технологическое содержание таких сделок, как оказание технической помощи, проекты «под ключ», продажа или предоставление по лицензии прав на объекты промышленной собственности; технологическое содержание соглашений по производственному кооперированию. ________________________________________________________________ 20.3. Многостороннее регулирование международной деятельности ТНК Для современного этапа характерно переплетение основных механизмов регулирования хозяйственной структуры мирового хозяйства — рыночной конкуренции, монополистического регулирования и государственного вмешательства в экономику. Различие между монопольными и конкурентными силами — это не столько различия между регулирующими и стихийными силами, сколько между разными типами регулирования. Механизм монополистического регулирования мирохозяйственных связей и мировых товарных рынков вытекает из особенностей деятельности в современных условиях транснациональных корпораций. В международной практике получили широкое распространение термины: «транснационализация производства», «транснационализация капитала», «транснационализация хозяйственной жизни». Этими терминами обозначаются: 410 • новые явления, качественные изменения, происходящие в мировой • новый этап процесса интернационализации мирового хозяйства, от • форма интернационализации хозяйственной жизни в рамках ТНК, • новый более высокий уровень интернационализации производства и • процесс транснационализации неразрывно связан с расширением мас • новые формы организации хозяйственной жизни, которые способ Процесс транснационализации рассматривается как процесс расширения международной деятельности промышленных фирм, банков, компаний сферы услуг, их выхода за национальные границы отдельных стран, что приводит к перерастанию национальных компаний в транснациональные. Для него характерно переплетение капиталов за счет поглощения фирм других стран, создание совместных компаний, привлечение финансовых средств иностранных банков, установление прочных долговременных связей за рубежом промышленных компаний и банков одной и той же страны. Как феномен современного мирового хозяйства процесс транснационализации имеет под собой объективную основу — углубляющуюся интернационализацию хозяйственной жизни, науки, техники, производства, резкое повышение роли и расширение географических рамок кооперационных связей, позволяющих объединять в крупные международные научно-производственные образования элементы производственных структур различных стран. Транснационализация производства и капитала определяется громадной концентрацией экономической мощи, финансовых, производственных и научно-технических ресурсов в рамках крупнейших ТНК. При сопоставлении терминов «транснационализация» и «интернационализация» следует иметь в виду, что понятие «интернационализация» шире, чем «транснационализация». Под транснационализацией обычно понимается образование международных промышленных и финансовых концернов пу- 411 гем создания зарубежного производства (для ТНК) или филиалов банков для ТНБ) на основе единой собственности, обеспечивающей контроль за деятельностью подконтрольных предприятий. Процесс транснационализации производства и капитала в 80—90-ые чэды продолжал усиливаться и приобрел много новых черт. 1. Укрупнение масштабов собственности в рамках ТНК, происходившее Специфику современных слияний и поглощений можно представить ледующим образом: межнациональный характер интеграции производства в рамках ТНК; приобретение активов крупных зарубежных фирм, слияния компаний-игантов; наиболее высокая интенсивность слияний в базовых отраслях промыш-енности — автомобильной, химической, сталелитейной, резинотехнической; слияния и поглощения охватывает небольшие по размерам фирмы; многократные перепродажи ранее приобретенных фирм, которые сра-у не вписываются в оргструктуру головной фирмы или не обеспечивают на-геченную прибыль; ликвидация технологически устаревших, малоэффективных производств. В 1995 г. число ТНК превысило 39 тыс. В сферу их деятельности ходило свыше 270 тыс. дочерних компаний и филиалов за границей. На их олю приходилась одна треть промышленных активов мира и две трети акти-ов в странах базирования. Эти корпорации осуществляли в год продаж на,4 трлн. долл., т.е. почти в 2 раза больше, чем весь мировой экспорт (2,5 рлн. долл. вывоза из всех стран и всех регионов, если не считать внутри-1Ирменные поставки). Рост прямых иностранных инвестиций в результате асширения ТНК превосходил все остальные виды хозяйственных связей в ире: в 4 раза — внутреннее производство, в 2 раза — внутренние инвести-ии, в 2,5 раза — экспорт, в 1,5 раза — платежи за технологию. Транснаци-нальные корпорации осуществляют 80—90% экспорта промышленно разви-лх стран мира. 2. В зарубежном инвестировании появились новые тенденции, которые замедление темпов роста зарубежного прямого инвестирования; изменение направленности прямых зарубежных капиталовложений: пре->ащение США в крупнейшего импортера иностранного капитала; выдвиже-ие Японии на третье место (после США и Англии) среди крупнейших инве-■оров капитала благодаря завоеванию японскими компаниями значительных жкурентных преимуществ в ряде технологически передовых отраслей; резкое сокращение капиталовложений ТНК в развивающиеся страны; 412 увеличение зарубежных инвестиций крупными международными компаниями новых индустриальных стран (Южной Кореи, Тайваня, Гонконга, Бразилии). 3. Важным элементом процесса транснационализации капитала явля 4. Новым аспектом транснационализации капитала является расширение Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|