Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Международное регулирование межфирменных рыночных отношении 3 страница




Групповая ОДП предполагает проведение фирмами коллективных или согласованных действий, последствием которых является ограничение кон­куренции и нанесение ущерба другим участникам рыночных отношений. Их можно объединить следующим образом.

(1) Образование картелей и синдикатов, что предполагает обязатель­
ную регистрацию с перечислением видов деятельности регулируемых в рам­
ках картеля или синдиката. Деятельность картелей подчиняется специально­
му законодательству или установленным нормам и правилам, которые суще­
ствуют практически во всех странах. Обычно запрещаются картели, имею­
щие целью монополизацию рынков и их раздел. Образование синдикатов
происходит как легальным, так и нелегальным путем на основе соглашений
о создании единого сбытового органа, имеющего или не имеющего юриди­
ческой самостоятельности.

(2) Заключение межфирменных соглашений, содержащих следующие
условия в отношении производственной деятельности фирм, включая инве­
стиции, изготовление продукции и обеспечение ее технического уровня:

 

• о разделе объемов производства в рамках установленных квот;

• о рационализации производства на основе специализации и коопери­
рования в изготовлении продукции;

• об объемах капиталовложений в развитие производства;

• о разделе источников снабжения в форме установления импортных
квот для определенных территорий;

• о соблюдении стандартов;

• о взаимном обмене технической и коммерческой информацией, па­
тентами и лицензиями;

• об учреждении совместных филиалов («джоинт венчур» — «joint
venture») и финансовых организаций.

(3) Заключение соглашений, содержащих следующие условия в отно­
шении коммерческой деятельности фирм:

• установление уровня покупных или продажных цен;

• о разделе рынков сбыта на основе разграничения сфер влияния и квот
реализации товаров;

403


• о предоставлении скидок постоянным покупателям соразмерно объе­
му закупок;

• о применении общих условий в отношении сроков платежей, гаран­
тий и ответственности;

• о продаже товаров только определенному кругу лиц (фирм) покупа­
телей по одобренному списку или составление «черных списков» фирм, с
которыми запрещается заключать сделки;

• о приобретении товаров только у определенных поставщиков или про­
даже товаров исключительно лицам, согласным поддерживать установлен­
ный уровень цен при их перепродаже;

• заключение на групповой основе соглашений с торговыми посредни­
ками с предоставлением им исключительных прав на продажу на оговорен­
ной территории.

 

(4) Заключение негласных (тайных) соглашений, что является обычной
практикой и используется для достижения господствующего положения объе­
динившихся фирм на конкретном рынке. В секрете сохраняется наибольшая
часть соглашений во избежание возможной их квалификации как ОДП, запре­
щаемой законом. Путем негласных, тайных и джентльменских соглашений
фирмы осуществляют коллективный бойкот или другие групповые акции про­
тив фирм-аутсайдеров, принуждая их к выполнению конкретных действий или
принудительных условий. К этой категории ОДП относится так называемая
дискриминационная торговля, под которой понимается осуществляемое «не­
добросовестно» или «без разумных оснований» неравное отношение к участни­
кам рыночных отношений при идентичных или сходных обстоятельствах, ста­
вящее их в неодинаковое конкурентное положение. Это может проявляться в
установлении различного уровня цен, отказе торговать или «селективной» тор­
говле, а также в применении бойкота, т.е. коллективного отказа вести ком­
мерческую деятельность с конкретными участниками рыночных отношений.

(5) Проведение согласованной практики — скоординированных дей­
ствий фирм, основанных на соглашении, не содержащем формально юри­
дических обязательств. Такое соглашение, именуемое в американском зако­
не «сговор», преследует цель совершения на рынке единообразных действий.
К сговору относят проведение двумя или несколькими фирмами, участвую­
щими в торгах, предварительных взаимных консультаций и согласования по­
ведения в процессе обсуждения тендерных предложений (оферт) фирм на
проведение научно-технических и/или производственных работ.

(6) Создание смешанных по капиталу фирм для осуществления совме­
стной деятельности, а также консорциумов или личная уния путем перепле­
тения директоратов фирм относятся к ОДП в тех случаях, когда их совмест­
ная деятельность может быть отнесена к недобросовестной конкуренции или
имеет своим последствием нанесение ущерба другим фирмам.

Важно выделить некоторые особенности ограничительной деловой прак­тики в современных условиях, осуществляемой ТНК. Прежде всего — это при­оритетное использование методов индивидуального доминирования (единолич-

-


ной экспансии) ТНК на мировых рынках. Индивидуальная ОДП для ТНК особенно эффективна, поскольку каждая такая компания имеет разветвленную сеть зарубежных предприятий, может вести конкурентную борьбу с местными конкурентами непосредственно на их собственных рынках. Особое развитие получила в деятельности ТНК групповая ограничительная деловая практика.

Крупнейшие ТНК — члены международных картелей или международ­ных негласных сговоров создают на национальных рынках других стран цент­ры координации деятельности своих филиалов — «мини картели», которые на коллективной основе:

проводят раздел рынков;

устанавливают согласованные цены;

блокируются на торгах;

осуществляют коллективные подрывные действия против аутсайдеров (включая коллективные войны цен, бойкоты и др.).

Групповое монополистическое давление на конкурентов и потребите­лей осуществляется также путем усиления «вертикального» контроля ТНК над международным движением товарных масс «производство — транспорти­ровка — сбыт — распределение» (особенно в сырьевом секторе).

Разработка Комплекса правил и принципов по ОДП в ЮНКТАД ООН началась практически после того, как Генеральная Ассамблея ООН 20 декаб­ря 1973 г. приняла решение о создании при конференции ООН по торговле и развитию конференции по ограничительной деловой практике. В 1980 г. на 35-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН был принят «Комплекс согласо­ванных на многосторонней основе принципов и правил по контролю за огра­ничительной деловой практикой», призванный содействовать устранению ба­рьеров, искусственно возводимых фирмами (предприятиями), что приводит к нарушению условий конкуренции и оказывает отрицательное влияние на международную торговлю. По оценке Секретариата ЮНКТАД, «ограничи­тельная деловая практика вероятно приобрела такое же значение как офици­альные торговые барьеры». Особенно большое значение ограничительная деловая практика имеет в области передачи технологии.

Одним из важнейших принципов, содержащихся в Комплексе, являет­ся развитие сотрудничества между правительствами на двусторонней и много­сторонней основе с целью облегчения контроля за ограничительной деловой практикой, а также разработка на международном уровне соответствующих механизмов для облегчения обмена информацией между правительствами раз­личных стран. С 1981 г. в рамках ЮНКТАД регулярно проводятся сессии Меж­правительственной группы экспертов по ограничительной деловой практике, рассматривающие вопросы, относящиеся к Комплексу принципов и правил. В течение 80-х годов были проведены две международные конференции ООН по контролю за ограничительной деловой практикой, на которых обсуждались вопросы эффективности принимаемых мер против нарушения конкуренции. Правительства многих стран представили в Секретариат ЮНКТАД информа­цию о соблюдении закрепленных в Комплексе принципов и правил. В Сек-

405


ретариате ЮНКТАД сосредоточиваются также сведения, поступающие от раз­личных экономических фуппировок (ЕС, ОЭСР и др.) по вопросам наднаци­онального контроля за офаничительной деловой практикой.

В Комплексе принципов и правил отмечается, что ОДП:

наносит вред международной торговле, в особенности развитию разви­вающихся стран;

сводит на нет те преимущества, которые вытекают из либерализации таможенных в нетарифных офаничений;

наносит ущерб деятельности ТНК.

Поэтому необходимы совместные усилия государств на национальном уровне с целью ликвидации или установления контроля за ОДП. Комплекс принципов и правил призван способствовать развитию законодательства и проведению поли­тики контроля в области ОДП на национальном и региональном уровнях.

Содержание Комплекса принципов и правил

A. Цели и задачи

1. ОДП не должна препятствовать осуществлению преимуществ, кото­
рые вытекают из либерализации торгового обмена, таможенных и нетариф­
ных офаничений.

2. Цель Комплекса — повысить эффективность международной торгов­
ли в особенности для развивающаяся стран путем:

создания, поощрения, защиты конкуренции;

контроля за концентрацией капитала и наращивания экономической мощи фирм;

поощрения новшеств и нововведений.

Ответственность за оценку осуществления Комплекса возложена на Межправительственную фуппу экспертов.

3. Задачи Комплекса:

ликвидировать помехи, которые являются результатом деятельности ТНК и др. предприятий в области ОДП;

установить справедливые принципы и правила контроля за ОДП, вы­работанные на многосторонней основе, для их принятия в международном масштабе и облегчения их законодательного закрепления на национальном и региональном уровнях.

Б. Область применения ОДП

Комплекс принципов и правил включает:

деятельность ТНК;

все сделки независимо от их вида;

все фирмы (предприятия) во всех странах;

государственные и региональные органы управления.

Кодекс не применяется к межправительственным соглашениям.

B. Справедливые принципы по контролю за ОДП предполагают:
необходимость совместных действий на национальном, региональном

международном уровнях;

особое внимание уделяется влиянию на экономику развивающихся стран.

406


Г. Принципы и правила, относящиеся к предприятиям (фирмам), вклю­чая ТНК:

при осуществлении ОДП предприятия должны действовать в рамках национального законодательства тех стран, где они осуществляют свою дея­тельность;

предприятия должны предоставлять государственным органам стран, где они действуют, данные (сведения) о соглашениях, носящих ограничи­тельный характер;

все предприятия, исключая те, которые связаны единой собственнос­тью, находятся под единым контролем или по другим причинам не могут действовать друг без друга, должны воздерживаться от действий ограничива­ющих доступ на рынки или сдерживающих конкуренцию, которая наносит вред развитию международной торговли;

предприятия должны воздерживаться от следующих действий, если до­стижением или злоупотреблением своим господствующим положением на рынке они ограничивают доступ на рынок или сдерживают конкуренцию, рискуя нанести вред международной торговле и в особенности торговле раз­вивающихся стран:

(а) злоупотребление действиями, наносящими вред конкурентам, такими
как использование цен ниже прейскурантных, с целью устранения конкурентов;

(б) фиксация цен или качества, а также дискриминационные условия
продажи и закупки товаров и услуг, включая способы фиксации цен в сдел­
ках между филиалами ТНК, когда они платят цену завышенную или зани­
женную против нормальной и использование таких цен в сделках между пред­
приятиями, не являющимися филиалами одной ТНК;

(в) слияние, взятие под контроль, совместное предпринимательство и
другие способы осуществления контроля;

(г) установление цен, по которым экспортируемые товары могут быть
перепроданы в стране-импортере;

(д) увязка поставки отдельных товаров или услуг с принятием огово­
рок, касающихся распространения или производства конкурирующих или
других товаров.

Д. Принципы и правила для применения на государственном и региональ­ном уровне предполагают, что государства должны:

установить на национальном уровне или через посредство региональ­ных организаций нормы для контроля за ОДП, включая действия ТНК;

государствам должны создавать свое законодательство, препятствующее злоупотреблению фирмами своим господствующим положением на рынке;

гарантировать одинаковый, справедливый подход ко всем предприяти­ям; законы и регламентации должны быть доступны всем;

улучшать процедуру получения от предприятий, особенно от ТНК, све­дений о деталях договоров и соглашений.

Е. Меры, выполнение которых предусмотрено на международном уров­не, включают:

407


предоставление государствами Генеральному секретарю конференции по торговле и развитию ООН сведений о решениях и внедрении принципов и правил;

предоставление консультаций отдельным государствам, особенно раз­вивающихся стран, по вопросу о контроле за ОДП;

продолжение работы по выработке общего типового закона об ОДП с целью оказания помощи развивающимся странам в создании соответствую­щего законодательства.

Ж. Международный институциональный механизм представлен Меж­правительственной группой экспертов, которая служит руководящим орга­ном и дает распоряжения в отношении консультаций, дискуссий, многосто­ронних обменов мнениями между государствами по проблемам, содержащимся в Комплексе.

Таким образом, Комплекс принципов и правил, одобренный Гене­ральной Ассамблеей ООН в Резолюции 35/63 от 5 декабря 1980 г., определяет обязанности отдельных стран по разработке законодательства, обеспечению административной и судебной защиты против актов ОДП в интересах разви­тия международной торговли. Следует отметить, что деятельность ЕС в обла­сти политики конкуренции полностью соответствует нормам и правилам, принятым на международном уровне в рамках ЮНКТАД ООН.

Ограничительная деловая практика в области передачи технологии. В современных условиях чрезвычайно важное значение приобрела ограничи­тельная деловая практика в области передачи технологии, где она считается нормальной деловой практикой, которая вытекает из использования патен­товладельцем монопольных прав на изобретение в рамках, установленных соответствующим законодательством. Методы и средства, используемые круп­ными фирмами для ограничения деловой практики в области передачи тех­нологии, можно охарактеризовать следующим образом.

(1) Сознательное ограничение распространения технических новшеств.
Фирма сама может решить либо: вообще не использовать патент в стране его
выдачи; использовать патент только самостоятельно, отказываясь предостав­
лять на него лицензии другим заинтересованным фирмам. Создаваемые круп­
ными компаниями патентные фонды используются ими для искусственного
блокирования рыночных операций конкурентов или целых направлений на­
учно-исследовательских работ. Например, фирма «Поляроид» таким путем в
течение 15 лет препятствовала фирме «Кодак» создать собственную камеру
для мгновенного фото, а фирма «Ксерокс» отказывалась выдавать лицензии
на 1700 принадлежавших ей патентов.

(2) Ограничение операций лицензиата (покупателя лицензии) как конку­
рента.
Права лицензиата могут ограничиваться следующим образом:

по использованию лицензируемой технологии: запрет использовать тех­нологию после истечения срока действия соответствующего патента; запрет на проведение лицензиатом самостоятельной технической политики в обла­сти НИОКР в определенных направлениях; запрет на приобретение конку-

_ —■


рИрующей технологии; принуждение закупать все улучшения в приобретен­ную технологию у лицензиара (продавца лицензии);

ограничение свободы коммерческой деятельности лицензиата: предпи­сание уровня производства, допустимой доли рынка, лимит цен; запрет за­ниматься производством и сбытом конкурирующей продукции; установление лимитов на экспорт лицензируемой продукции; требования оплаты лицензии акциями лицензиата; участие в управлении предприятием лицензиата;

режим платежей: требования платежей за незарегистрированные па­тенты или патенты, по тем или иным причинам потерявшие силу; много­кратное взимание платежей; установление гарантируемых сумм платежей.

(3) Образование союзов монополистов на чисто патентной базе. Чаще
всего это двусторонние союзы. В их основе лежит перекрестное лицензиро­
вание прав на промышленную собственность. Они образуются, когда фир­
мы осуществляют научно-техническое сотрудничество или владеют зависи­
мыми патентами, без сбора которых в единый блок ни одна из фирм не
может начать производство. Такой технологический обмен (что является обыч­
ной коммерческой практикой) дополняется: разделом рынков; дискримина­
цией конкурентов и усилением контроля над рынком, так как перекрестное
лицензирование позволяет основывать операции не только на собственных
патентах, но и на патентах партнера. Например, английская фирма «Бичем»
и американская «Бристол-Майерз» разделили таким образом рынки Англии
и США по производимой ими номенклатуре медикаментов. «Дюпон» по ус­
ловиям обмена патентами с «ИКИ» на долгие годы оставался монополистом
на рынке США в производстве полиэтилена и терилена.

(4) Образование патентных пулов. В их основе лежит объединение ли­
цензий по своим патентам в единый блок, закрытый для аутсайдеров. В
итоге блокированными от посторонней конкуренции оказываются целые от­
расли промышленности, внутри которых члены пула получают свободу как в
разделе рынка и ценообразовании, так и в скупке новинок техники. Так,
только в США действовали национальные патентные пулы в стекольной и
табачной промышленности, производстве антибиотиков, санитарного обо­
рудования, радиотехники, машин для обувной промышленности. Нередко
участники пулов фуппируются вокруг патента или блока патентов и образу­
ют международные картели (например, электроламповый картель, патенты
которого находились в административном центре картеля — обществе «Фе-
бус» (Швейцария). Эти средства ограничения конкуренции позволяют ТНК
перераспределять в свою пользу «технологическую ренту», которую дает част­
ная собственность на результаты научно-исследовательских работ, а также уси­
ливать свои позиции на рынке в ущерб немонополизированным отраслям.

Развивающиеся страны ведут борьбу с ТНК, и часто успешно, за уста­новление порядка в передаче технологии по следующим направлениям: ис­пользование мероприятий национального государства в защиту своих инте­ресов, т.е. государственное регулирование вопросов, связанных с приобре­тением иностранной технологии; объединение усилий отдельных стран на

409


региональной основе; разработка принципов получения технологии; исполь­зование международных организаций в целях устранения ограничительных условий, связанных с передачей технологии; разработка Международного кодекса поведения в области передачи технологии.

Решение о необходимости выработки Международного кодекса пове­дения в области передачи технологии было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г. В 1978 г. под эгидой ЮНКТАД был подготовлен проект Кодекса. Цель Кодекса поведения в области передачи технологии заключает­ся в том, чтобы сформулировать международные нормы, способные обеспе­чить развивающимся странам доступ на равноправных и недискриминацион­ных условиях к передовой технологии, которой монопольно владеют ТНК.

Проект Кодекса включает преамбулу и десять глав: 1) определение и сфера применения, 2) цели и принципы, 3) национальное регулирование сделок по передаче технологии, 4) ОДП, 5) ответственность и обязательства сторон, 6) специальное регулирование для развивающихся стран, 7) между­народное сотрудничество, 8) международный институциональный механизм, 9) применимое право и разрешение споров, 10) прочие условия.

В 1983 г. состоялась 5 сессия специальной конференции ООН по раз­работке Кодекса. Было принято решение рассматривать проект Кодекса как документ рекомендательного порядка. Достигнуто соглашение по определе­нию объектов и сферы применения Кодекса. Так, его объектами могут быть: чисто технологические сделки; технологическое содержание таких сделок, как оказание технической помощи, проекты «под ключ», продажа или предостав­ление по лицензии прав на объекты промышленной собственности; техноло­гическое содержание соглашений по производственному кооперированию.

________________________________________________________________

20.3. Многостороннее регулирование международной деятельности ТНК

Для современного этапа характерно переплетение основных механиз­мов регулирования хозяйственной структуры мирового хозяйства — рыноч­ной конкуренции, монополистического регулирования и государственного вмешательства в экономику.

Различие между монопольными и конкурентными силами — это не столько различия между регулирующими и стихийными силами, сколько между разными типами регулирования.

Механизм монополистического регулирования мирохозяйственных свя­зей и мировых товарных рынков вытекает из особенностей деятельности в современных условиях транснациональных корпораций.

В международной практике получили широкое распространение термины: «транснационализация производства», «транснационализация капитала», «транс­национализация хозяйственной жизни». Этими терминами обозначаются:

410


• новые явления, качественные изменения, происходящие в мировой
экономике, а именно, рост числа и активности транснациональных корпо­
раций (ТНК) и транснациональных банков (ТНБ);

• новый этап процесса интернационализации мирового хозяйства, от­
личающийся от предыдущих: изменения самого характера вовлечения стран
и предприятий в международное разделение труда, что находит проявление в
интернационализации научно-технического прогресса и процесса производ­
ства, когда мировой рынок фактически диктует стандарты качества и техни­
ко-экономические показатели продукции, выпускаемой как материнской
компанией, так и ее филиалами и дочерними компаниями;

• форма интернационализации хозяйственной жизни в рамках ТНК,
результатом которой является развитие международного производства в рам­
ках ТНК, включающего производство на предприятиях материнской компа­
нии, ее филиалов и дочерних компаний тех видов продукции, которые уча­
ствуют в международном внутрифирменном кооперировании;

• новый более высокий уровень интернационализации производства и
капитала, когда происходит его переход в новое качество;

• процесс транснационализации неразрывно связан с расширением мас­
штабов деятельности ТНК, с превращением ТНК в реальных субъектов меж­
дународных рыночных отношений,

• новые формы организации хозяйственной жизни, которые способ­
ствуют ее интернационализации.

Процесс транснационализации рассматривается как процесс расшире­ния международной деятельности промышленных фирм, банков, компаний сферы услуг, их выхода за национальные границы отдельных стран, что при­водит к перерастанию национальных компаний в транснациональные. Для него характерно переплетение капиталов за счет поглощения фирм других стран, создание совместных компаний, привлечение финансовых средств ино­странных банков, установление прочных долговременных связей за рубежом промышленных компаний и банков одной и той же страны.

Как феномен современного мирового хозяйства процесс трансна­ционализации имеет под собой объективную основу — углубляющуюся интернационализацию хозяйственной жизни, науки, техники, произ­водства, резкое повышение роли и расширение географических рамок кооперационных связей, позволяющих объединять в крупные междуна­родные научно-производственные образования элементы производствен­ных структур различных стран. Транснационализация производства и ка­питала определяется громадной концентрацией экономической мощи, финансовых, производственных и научно-технических ресурсов в рамках крупнейших ТНК.

При сопоставлении терминов «транснационализация» и «интернацио­нализация» следует иметь в виду, что понятие «интернационализация» шире, чем «транснационализация». Под транснационализацией обычно понимает­ся образование международных промышленных и финансовых концернов пу-

411


гем создания зарубежного производства (для ТНК) или филиалов банков для ТНБ) на основе единой собственности, обеспечивающей контроль за деятельностью подконтрольных предприятий.

Процесс транснационализации производства и капитала в 80—90-ые чэды продолжал усиливаться и приобрел много новых черт.

1. Укрупнение масштабов собственности в рамках ТНК, происходившее
ia счет слияний и поглощений, привело к изменению монополистической
:труктуры как отдельных отраслей хозяйства, так и международной монопо-
[истической структуры в целом. Характерно, что наиболее активными учас-
никами таких слияний и поглощений были гигантские корпорации, входя-
цие в группы отраслевых лидеров.

Специфику современных слияний и поглощений можно представить ледующим образом:

межнациональный характер интеграции производства в рамках ТНК;

приобретение активов крупных зарубежных фирм, слияния компаний-игантов;

наиболее высокая интенсивность слияний в базовых отраслях промыш-енности — автомобильной, химической, сталелитейной, резинотехнической;

слияния и поглощения охватывает небольшие по размерам фирмы;

многократные перепродажи ранее приобретенных фирм, которые сра-у не вписываются в оргструктуру головной фирмы или не обеспечивают на-геченную прибыль;

ликвидация технологически устаревших, малоэффективных производств.

В 1995 г. число ТНК превысило 39 тыс. В сферу их деятельности ходило свыше 270 тыс. дочерних компаний и филиалов за границей. На их олю приходилась одна треть промышленных активов мира и две трети акти-ов в странах базирования. Эти корпорации осуществляли в год продаж на,4 трлн. долл., т.е. почти в 2 раза больше, чем весь мировой экспорт (2,5 рлн. долл. вывоза из всех стран и всех регионов, если не считать внутри-1Ирменные поставки). Рост прямых иностранных инвестиций в результате асширения ТНК превосходил все остальные виды хозяйственных связей в ире: в 4 раза — внутреннее производство, в 2 раза — внутренние инвести-ии, в 2,5 раза — экспорт, в 1,5 раза — платежи за технологию. Транснаци-нальные корпорации осуществляют 80—90% экспорта промышленно разви-лх стран мира.

2. В зарубежном инвестировании появились новые тенденции, которые
ратко можно охарактеризовать следующим образом:

замедление темпов роста зарубежного прямого инвестирования;

изменение направленности прямых зарубежных капиталовложений: пре->ащение США в крупнейшего импортера иностранного капитала; выдвиже-ие Японии на третье место (после США и Англии) среди крупнейших инве-■оров капитала благодаря завоеванию японскими компаниями значительных жкурентных преимуществ в ряде технологически передовых отраслей;

резкое сокращение капиталовложений ТНК в развивающиеся страны;

412


увеличение зарубежных инвестиций крупными международными ком­паниями новых индустриальных стран (Южной Кореи, Тайваня, Гонконга, Бразилии).

3. Важным элементом процесса транснационализации капитала явля­
ется увеличение в огромных масштабах заграничной деятельности крупнейших
коммерческих банков
и превращение их в мощные транснациональные банки —
ТНБ. Развитие системы участий нередко приводит к превращению банковс­
ких и промышленных предприятий в равноправные структурные звенья ди­
версифицированных концернов. Многие крупные промышленные и торго­
вые фирмы поглощают кредитные учреждения или создают собственные кре­
дитные институты, через которые привлекают вклады, осуществляют опера­
ции страхования, торговлю недвижимостью.

4. Новым аспектом транснационализации капитала является расширение
деятельности ТНК в сфере услуг.
Это относится к деятельности страховых,
торговых, туристических компаний, превратившихся в ТНК и занимающих
решающие позиции в своих областях деятельности. Характерно расширение
операций и сферы деятельности транснациональных банков: создание ими вен­
чурных компаний по изобретательству, лизинговых и инжиниринговых фирм.
Произошло увеличение инвестиций промышленных ТНК в наукоемкие услуги
и услуги производственного характера, что во многом явилось результатом
транснационализации специализирующихся на услугах компаний, которые
являются относительно новым субъектом прямого зарубежного инвестирова­
ния. У промышленных ТНК также появилось много дочерних компаний и
филиалов, относящихся к сфере услуг. Промышленным ТНК принадлежит
почти половина всех зарубежных прямых инвестиций в сферу услуг.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных