ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Регулирование предпринимательской 3 страницакартели, деятельность которых ограничена строго определенной территорией; дискриминация торговых партнеров; навязывание партнерам дополнительных условий, не связанных по своему характеру с предметом контракта. Картельное право в ЕС, как и в США, предполагает запрет всех видов картелей (исключая сельскохозяйственное производство) с разрешением их деятельности в особых условиях. Проведение единой политики по обеспечению условий свободной конкуренции в рамках единого рынка было предусмотрено Римским договором о создании ЕЭС от 1957 г. в статьях 35, 37, 85—94, где запрещаются разного рода соглашения, поглощения, слияния, а также другие индивидуальные и групповые действия частных и государственных предприятий, которые влекут за собой те или иные ограничения конкуренции и препятствуют свободному обращению между государствами—членами ЕС товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. Согласно ст. 35 в странах—членах ЕС запрещены все соглашения между предприятиями, решения объединенных предприятий и согласованные действия, которые могут помешать торговле между государствами-членами, целью и результатом которых могут стать предотвращение, ограничение или искажение конкуренции внутри ЕС. В ст. 37 Римского договора устанавливается, что государства—члены ЕС должны преобразовать существующие монополии таким образом, чтобы они не дискриминировали партнеров. Основные нормы законодательства о конкуренции со- 443 держатся в статьях 85 и 86 Римского договора. Предполагалось, что упразднение государственных ограничений между странами-членами будет заменено соглашениями между частными компаниями по разделу рынков. В 1962 г. Совет ЕЭС впервые одобрил введение Инструкции № 17, устанавливающей рамочные процедуры для проведения политики в сфере конкуренции. Два современных договора должны оказать значительное воздействие на европейскую политику в области конкуренции. Это: • Маастрихтский договор, который предусматривает повышение роли • Договор Европейского экономического региона между странами—чле Статья 85 Римского договора направлена против практики сговора между предприятиями, затрудняющей нормальную конкуренцию. В этой статье предусмотрены меры против ограничительной деловой практики. Статья 85(1) запрещает практику заключения договоров и проведение согласованных действий между предприятиями и принятие решений ассоциациями предпринимателей, которые: а) могут воздействовать на торговлю между государствами-членами; б) которые должны иметь своей целью или результатом предотвраще Для определения нарушения ст. 85(1) должен быть выявлен сговор: 1) между предприятиями; 2) который имел целью или результатом ограничение конкуренции в 3) который может оказать воздействие на торговлю между государства (1) Сговор между предприятиями предполагает наличие договоров и Свидетельством согласованных действий могут быть схожесть поведения компаний, которые не могут быть объяснены иначе, как антиконкурентной практикой, такой как установление компаниями идентичных цен, повышающихся в одно и то же время в различных странах—членах ЕЭС. (2) Сговор, который имел целью или результатом ограничение конкурен 444 фиксированные цены покупки или продажи и другие контрактные условия; ограничение или управление объемами производства, технологическим развитием, инвестициями; раздел рынков и источников снабжения. Запрещения по ст. 85(1) Договора применяются к вертикальным договорам, регулирующим распределение, франчайзинг, и к лицензионным соглашениям. (3) Сговор, который может оказать воздействие на торговлю между государствами-членами. Для того, чтобы антиконкурентные соглашения или практика были запрещены, они должны оказывать воздействие на торговлю между государствами—членами ЕС. Этот критерий служит для определения границ между сферой, охватываемой соответственно законодательством ЕС и национальными законами. Когда воздействие такого соглашения или практики ограничивается индивидуально государством-членом, то применяется только национальное законодательство. Если его воздействие имеет более широкий и ощутимый эффект, то применяется законодательство ЕС в сфере конкуренции. Доминирующее положение. Статья 86 Договора запрещает любое злоупотребление одним или более предприятиями доминирующим положением в рамках Общего рынка или в его существенной части в той мере, в какой это может воздействовать на торговлю между странами—членами ЕС. Здесь важнейшими являются два элемента: господство и недобросовестное использование такой рыночной власти. Для определения, имеет ли предприятие доминирующее положение, Комиссия сначала устанавливает соответствующий рынок, а затем оценивает степень доминирования (господства) на нем. Под соответствующим рынком понимается оценка рынка продукта и оценка географического рынка. Рынок продукта включает все замещающие данный продукт товары и оценивается посредством учета спроса потребителей и предложения других компаний, которые могут легко выйти на данный рынок. Комиссия ЕС определяет замещающие товары достаточно узко, ограничивая тем самым рынок продукта и увеличивая возможность оценки доминирующего положения фирмы. Географический рынок трактуется широко, если продукт регулярно продается и покупается во всех странах—членах ЕС, и узко, когда продукт не может быть куплен или продан в отдельных странах, или продается и покупается в ограниченных количествах или нерегулярно. Это обусловливается: природой продукта или его специфическими особенностями, ограничивающими его мобильность; наличием барьеров, ограничивающих его доступ на национальные рынки. Оценка доминирования проводится Комиссией ЕС после оценки соответствующего рынка. Основным является выяснение вопроса, подвергается ли данное предприятие обычным ограничениям конкуренции или оно действует независимо от своих конкурентов и потребителей. При этом учитываются следующие критерии: 445 маркетинговая доля предприятия; маркетинговые доли конкурентов; структурные преимущества, используемые предприятием; барьеры проникновению на рынок; поведение предприятия на рынке. Выясняется прежде всего вопрос о злоупотреблении доминирующим положением. Сам факт нахождения в доминирующем положении не запрещается как таковой. Запрещается только злоупотребление доминирующим положением, которое включает: грубое давление на тех, с кем доминирующая фирма ведет дела; установление несправедливых или дискриминационных цен; отказ в поставке; установление несправедливых условий торговли; ограничение производства; добавление дополнительных обязательств при заключении контрактов. Установление доминирующего положения, которое достигается посредством роста объемов продаж до такого уровня, когда создаются помехи всем существующим на рынке конкурентам, может перерасти в злоупотребление. Соблюдение всех установленных правил могло бы привести к негативным последствиям в развитии интеграционных процессов и рыночных отношений. Во избежание таких последствий в Римском договоре в ст. 85, п. 3 были предусмотрены исключения, разрешающие фирмам заключать соглашения, «которые способствуют улучшению производства или распределения товаров и содействуют техническому и экономическому прогрессу». Обширность такой формулировки привела к тому, что все фирмы, заключая соглашения об объединении фирм или координации деятельности, стремились доказать, что они это делают в целях улучшения производства и сбыта и ради технического прогресса. Запрещения ст. 85(1) не являются абсолютными — Комиссия ЕС может признавать обоснованными ограничительные соглашения, если это приносит экономические преимущества. В ст. 85(3) Договора Комиссии ЕС предоставляется право выдавать индивидуальные изъятия, если соблюдены следующие условия: • соглашение должно вносить вклад в усовершенствование производ • справедливая доля получающихся в результате соглашения выгод дол • соглашение не подпадает под ограничения, которые являются суще • соглашение не предоставляет сторонам возможность устранения кон Индивидуальные изъятия могут быть предоставлены после формального уведомления Комиссии ЕС о заключенном соглашении. Такое уведомле- 446
ние дает право на получение индивидуального изъятия и предоставляет иммунитет на полномочия Комиссии ЕС, касающиеся наложения штрафов на действия, имевшие место после уведомления. В Комиссию ЕС может быть также подано заявление для «негативного очищения», которым является заключение, что рассматриваемое соглашение находится вне сферы действия запрета ст. 85. Формальное изъятие и негативное очищение соглашения по заявлению могут быть предоставлены заинтересованным фирмам только по решению Комиссии ЕС. Однако на практике такие решения принимаются редко. Вместо этого Генеральный директорат по вопросам конкуренции (DG IV) обычна посылает «одобрительные письма», информирующие стороны, что у него нет причин для дальнейших действий и что он закрывает дело. Однако «одобрительное письмо» не предоставляет исключения или негативного очищения, хотя точка зрения Комиссии ЕС, выраженная в письме, может быть принята во внимание национальным судом при определении, является ли соглашение незаконным. Групповые изъятия (исключения) также играют важную роль. Комиссии ЕС предоставлены полномочия выпускать постановления и инструкции, освобождающие от санкций ряд соглашений, отвечающих определенным критериям изъятия. Соглашение, удовлетворяющее этим критериям,, автоматически освобождается от действия ст. 85(1) без подачи уведомления. В число групповых изъятий (исключений) вошли следующие соглашения: о сбыте и торговле, о закупках с исключительными правами; о сбыте и обслуживании транспортных средств; о специализации производства; о научных исследованиях и разработках; о патентах, лицензиях, ноу-хау; о франшизах; о страховании; по воздушному и морскому транспорту. Групповые исключения предоставляются лишь на условиях, гарантирующих сохранение конкуренции. Фирмы, занимающиеся перечисленными видами деятельности, освобождаются от предоставления заявок-нотификаций и получения соответствующих разрешений. Помимо исключений из правил конкуренции, предусмотренных Римским договором, впоследствии был принят ряд регламентов, устанавливающих исключения для отдельных видов деятельности, где укрепление взаимодействия было признано целесообразным и полезным для экономического развития ЕС (под регламентом понимается, согласно ст. 189 Римского договора, положение, которое подлежит непосредственному исполнению в государствах-членах и имеет для них силу закона). Эти исключения получили название групповых секторальных исключений (групповых изъятий). К особым секторам относятся следующие. 447 • Уголь и сталь. Являются предметами регулирования ЕОУС, включа • Сельское хозяйство. Предусматриваются изъятия от запрещений по • Транспорт. Для транспортных сообщений по автомобильным, желез • Общественные предприятия. Предусматриваются исключения из ста Помимо групповых исключений специально выделяются определенные виды межфирменных отношений, на которые не распространяется порядок предоставления нотификаций, поскольку они не подпадают под общие правила конкуренции. Это: соглашения с монопольными агентами; соглашения между материнскими и дочерними компаниями; соглашения с субпоставщиками и субконтракторами; определенные виды соглашений (всего 18 видов), имеющих целью обмен опытом; совместное проведение исследований — рыночных и отраслевых; совместное выполнение контрактов по исследованиям и развитию; совместная рекламная деятельность; соглашения между малыми и средними предприятиями, имеющими оборот до 200 млн ЭКЮ в год. Контроль за применением на практике статей 85—86 Римского договора был возложен на Европейскую комиссию ЕС, которая получила право собирать и проверять необходимую информацию о нарушениях правил конкуренции и на ее основе выносить самостоятельные решения, обязывающие предприятия прекратить незаконную практику. Решения Комиссии могут быть изменены или отменены только по решению суда ЕС. Комиссия ЕС получила право по своему усмотрению освобождать картели на определенный срок от запретов, а также от ограничений, если картель: действует только на национальном рынке или в торговле с третьими странами; имеет менее 5% рынка товаров определенной отрасли производства и годовой оборот предприятий, участвующих в картельных соглашениях, не превышает 50 млн ЭКЮ; осваивает рынок, на котором фирма ранее не выступала. Это касается прежде всего ограничивающих конкуренцию соглашений, содействующих внедрению фирм на новые рынки; способствует техническому прогрессу; 448 в периоды кризисов ограничивает размеры производства. Деятельность таких картелей разрешена Комиссией ЕС с 1984 г. Комиссия ЕС, наделенная широкими полномочиями, проводит выявление и расследование случаев нарушения правил конкуренции как по заявлению одной из стран—членов ЕС, так и по собственной инициативе. В порядке проведения расследования члены Комиссии имеют право вести проверку документации фирм, посещать предприятия, требовать представления текстов соглашений, заключаемых между фирмами, обращаться к правительствам стран—членов ЕС или их компетентным органам. Согласно регламенту Совета ЕС, принятому в 1962 г., фирмы обязаны предоставлять Комиссии сведения обо всех заключенных соглашениях о сотрудничестве или скоординированных действиях. Такие сведения даются с соблюдением определенного порядка по установленной форме для заявок. Заявки содержат подробные сведения о деятельности фирмы, ее обороте, связях, поставщиках и покупателях. В заявке указываются принадлежность фирмы-филиала или дочерних компаний и сведения о материнской компании, ее деятельности и деятельности других ее филиалов на рынках стран-членов ЕС. При этом необходимо обратить внимание Комиссии на те условия соглашений, которые могут ограничивать свободу принятия фирмой самостоятельных решений в отношении уровня цен, скидок с цены, объемов производства, выбора источников снабжения. По сути в заявках, направляемых в Комиссию ЕС, фирмы стремятся доказать, что они не нарушают конкуренцию и не оказывают негативного воздействия на взаимную торговлю стран—членов ЕС. Рассмотрением заявок, именуемых нотификациями, занимается Генеральная дирекция Комиссии ЕС по вопросам конкуренции, которая имеет исключительное право на одобрение согласованных действий фирмы в форме выдачи индивидуальных деклараций на определенный срок или специальных решений. В случае установления факта нарушения правил конкуренции Генеральная дирекция может вынести решение о взыскании штрафа или прекращении действия межфирменных соглашений. Размеры штрафных санкций определены достаточно четко: за осуществление деятельности, запрещенной Римским договором, штраф может составлять до 1 млн ЭКЮ или до 10% годового оборота фирмы; за предоставление в ответ на запрос КЕС неправильной или неполной информации — до 50 тыс. ЭКЮ; за просрочку в выполнении решений КомиссииЕС, — от 25 до 100 тыс. ЭКЮ за каждый день просрочки; лишение правовой силы соглашений, заключенных в нарушение ст. 85 Римского договора. Участники соглашения, признанного неправомерным, лишаются возможности предъявления друг другу финансовых претензий через судебные органы или другим способом. Решения Комиссии, принимаемые по итогам рассмотрения дел, касающихся конкуренции, публикуются в Официальном вестнике ЕС. В каче- 449 стве примеров можно привести следующие решения Комиссии ЕС, относящиеся к 1989—1991 гг. • Решение о взыскании штрафа в 9,5 млн ЭКЮ с 14 металлургических пред • Решение о взыскании штрафа в 500 тыс. ЭКЮ с крупнейшего в Германии и • Решение о взыскании штрафа в 48 млн. ЭКЮ с трех крупных химических • Решение о применении штрафных санкций в отношении 15 нефтехимичес • Решение о взыскании штрафа в 60,5 млн ЭКЮ с 23 фирм — производителей Правила конкуренции в ЕС распространяются и на предприятия третьих стран, осуществляющих свою деятельность в странах—членах ЕС, согласно решениям Комиссии и суда ЕС. Причем они распространяются и в тех случаях, когда фирмы третьих стран выступают на едином рынке ЕС через свои филиалы и дочерние компании, расположенные в странах—членах ЕС. Согласно правилам ЕС, ответственность за такие действия несут их материнские компании. И хотя ни Комиссия, ни суд ЕС не могут, не затрагивая суверенитета третьих стран, взыскивать штрафные суммы с фирм, находящихся в юрисдикции своих национальных судов, они вправе наложить арест на их активы, находящиеся на территории стран—членов ЕС. Это касается в первую очередь деятельности ТНК. На практике Комиссия применяет штрафные санкции в отношении компаний третьих стран. Например, Комиссия наложила штраф в 2 млн. ЭКЮ на японскую фирму «Тосиба», обвинив ее в нарушении правил конкуренции ЕС. «Тосиба», как стало известно, включила в соглашение с дистрибьюторами в странах—членах ЕС несколько оговорок, ограничивающих свободную перепродажу закупаемых у «Тосиба» фотокопировальных машин на рынках западноевропейских стран. Правила конкуренции в ЕС с конца 80-х годов стали распространяться не только на картельные соглашения, но и на сферу концентрации производства. Стремление фирм к упрочнению своих позиций на едином европейском рынке, поощрение органами ЕС трансевропейской концентрации про- 450 изводства и капитала привели к значительному росту слияний и поглощений компаний в странах—членах ЕС. Так, число слияний и поглощений фирм в ЕС во второй половине 80-х годов увеличилось более чем вдвое при опережающем росте транснациональных слияний крупных фирм. В связи с этим Совет министров ЕС в декабре 1989 г. принял регламент о либерализации контроля за слиянием компаний разных стран ЕС, заложив основы для завершения создания наднациональной конкурентной политики. Регламент о контроле за концентрацией производства дал право Комиссии ЕС осуществлять предварительный контроль за слияниями и поглощениями фирм тогда, когда их совокупный оборот превышает 5 млрд ЭКЮ, а раздельный оборот двух из объединяющихся компаний — 250 млн ЭКЮ. В этих случаях фирмы должны поставить в известность Комиссию ЕС о предстоящем слиянии или поглощении, и Комиссия в случае нарушения конкуренции и возникновения отрицательных последствий выносит решение, запрещающее такое объединение. Необходимость принятия подобного регламента диктуется также ростом конкуренции на западноевропейском рынке со стороны американских и японских компаний. В соответствии с Римским договором правила ЕС применяются в тех случаях, когда нарушение конкуренции затрагивает отношения между странами—членами ЕС. Во всех других случаях действует национальное законодательство. В ст. 100 Римского договора отмечается, что Совет ЕС единогласно решает вопросы, касающиеся сближения тех национальных правовых норм, которые непосредственно препятствуют созданию Общего рынка. В ст. 18 Единого европейского акта, принятого спустя почти 30 лет, речь идет о выравнивании юридических нормативов, связанных с образованием единого рынка на основе квалифицированного большинства. Законодательство ЕС в отношении конкуренции и картелей оказало существенное воздействие на национальное законодательство стран—членов ЕС, способствуя его гармонизации. Конкурентная политика в области антикартельного регулирования направлена на обеспечение интеграции национальных рынков, создание препятствий тем компаниям, которые пытаются создать собственные барьеры между национальными рынками путем заключения соглашений о разделе рынков и т.д. Осуществляемая в ЕС антикартельная политика обеспечивает единый подход к регулированию наиболее важных сфер экономической жизни, препятствует распространению недобросовестной практики, способствует формированию однородной предпринимательской среды в рамках ЕС и укреплению трансевропейских хозяйственных связей. Вопросы субсидирования регулируются ст. 92 Римского договора. В ней запрещаются любые формы государственного субсидирования, за исключением дотаций социального характера. Эта статья устанавливает единые правила, касающиеся государственной помощи национальным фирмам; при- 451 знается несовместимой любая форма государственной помощи, если она может нарушить конкуренцию, создавая более благоприятные условия для отдельных предприятий или их продукции. Исключение составляет государственная помощь по возмещению ущерба, причиненного чрезвычайными обстоятельствами; помощь с целью содействия экономическому развитию отдельных регионов с низким уровнем жизни и в некоторых других целях. Согласно ст. 93 (абз. 3) субсидирование производства в рамках ЕС распространяется на проекты, отражающие «общие европейские интересы», или на цели «устранения существенных помех» в хозяйственной практике одного из государств-членов, на развитие отдельных отраслей хозяйства. Основной задачей органов ЕС в области регулирования предоставления государственной помощи предприятиям является создание препятствий для государственной помощи, нарушающей условия конкуренции и мешающей формированию равных возможностей для конкурентов на едином рынке. Хотя меры, направленные на сокращение государственной помощи, предпринимаемые органами ЕС, в краткосрочном плане могут дать неблагоприятный эффект (сокращение производства, потеря позиций на рынках), однако в долгосрочной перспективе они должны привести к устранению конкурентных нарушений и к укреплению позиций европейских компаний не только на едином европейском рынке, но и на мировом. Важным направлением регулирования предпринимательской деятельности является выработка единого антимонопольного законодательства ЕС. Его цель — обеспечение свободной конкуренции на уровне предприятий. В рамках национального регулирования конкуренции запрещаются разного рода действия со стороны предприятий и государств, которые влекут за собой те или иные офаничения конкуренции и препятствуют свободному обращению товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. На Комиссию ЕС возложены функции по предварительному контролю за концентрацией производства (под которой понимаются слияния, приобретение контроля и создание определенного вида совместных предприятий) в случае, если совокупный оборот предприятий превышает 5 млрд. ЭКЮ, а оборот в пределах ЕС превышает 250 млн. ЭКЮ. Если она установит, что это может существенно ухудшить конкуренцию, то слияние запрещается. Однако следует отметить, что ни одно из заявленных слияний пока еще не было запрещено. Нарушение правил конкуренции может повлечь за собой штрафы в размере до 1 млн. ЭКЮ или в сумме до 10% совокупного годового оборота предприятий, а в случае предоставления Комиссией в ответ на ее запрос неправильной информации — штраф в размере до 50 тыс. ЭКЮ. Юрисдикция ЕС распространяется на компании других государств и в тех случаях, когда они выступают на едином рынке не непосредственно, а через свои филиалы в странах-участницах. По правилам ЕС ответственность за противоправные действия филиалов возлагается на материнские компании. 452
21.3.2. Антимонопольная практика Антимонопольная практика в ЕС особенно широкое развитие получила в 90-е годы и стала одним из важнейших направлений регулирования предпринимательства, что было связано с процессом транснационализации производства и капитала. При проведении антимонопольной политики с использованием соответствующих санкций ЕС исходит прежде всего из последствий доминирования на рынке крупнейших компаний. Принимаются во внимание, помимо указанных выше, следующие обстоятельства: (1) обеспечивают ли доминирующие на рынке фирмы своевременное, обусловленное спросом, обновление ассортимента выпускаемой продукции; (2) повышается ли конкурентоспособность продукции, поступающей на рынок; (3) обеспечивается ли повышение качества продукции; (4) достигается ли эластичность цен. Если, несмотря на доминирование на рынке, поддерживаются конкурентные силы компаний, антимонопольные меры к таким субъектам не применяются, т.е. его структура не подвергается демонополизации. Поскольку монополия на рынке возникает прежде всего на основе концентрации производства и капитала, одним из важнейших средств антимонопольной практики является контроль за слияниями и поглощениями. Слияния фирм обычно ведут к повышению экономической эффективности производства. Сам рост масштабов фирмы обусловливает экономию на производственных издержках, улучшение организационной структуры и деятельности функциональных служб. Вертикальная интеграция улучшает организацию поставок комплектующих изделий или организацию сбыта конечного продукта, а также содействует решению финансовых проблем фирм-участниц слияния. Слияния в определенных условиях способствуют усилению конкуренции, в особенности в тех случаях, когда слияние двух фирм порождает сильного конкурента. Слияния содействуют повышению уровня менеджмента, если приобретается слабая фирма, имеющая малоэффективное управление. Тогда высокоорганизованная компания путем приобретения контрольного пакета акций устанавливает жесткий контроль за деятельностью управляющих, добиваясь их эффективной работы. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|