Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Протокол «Уругвайского раунда» ГАТТ-1994




Соглашение, определяющее статус прилагаемого к нему списка тарифных ус­тупок участников «Уругвайского раунда» — участников Соглашения об учреждении ВТО. Соответствующий национальный список вступает в силу для страны в момент вступления для нее в силу Соглашения об учреждении ВТО. Предусматривается так­же поэтапность снижения тарифных уровней на основании соответствующих нацио­нальных списков (общий принцип — 5 равных снижений уровней тарифов; первое вступает в силу с даты вступления для той или иной страны в силу Соглашения об учреждении ВТО; последующие с 1 января каждого следующего года; последнее — не позднее 4 лет с даты вступления в силу Соглашения об учреждении ВТО).

537


В результате импортные тарифы на промышленные товары снижаются разви­тыми странами более чем на 1/3. Свыше 40% импорта освобождаются от пошлин. Сюда входят: фармацевтические товары, строительное, сельскохозяйственное и ме­дицинское оборудование, сталь, мебель, лес, бумага, игрушки, пиво, алкоголь. Это означает, что экспортеры промышленных товаров получают более легкий доступ на мировые рынки, снижаются цены на потребительские товары, появляется боль­ше стимулов для конкуренции.

2. Соглашение по сельскохозяйственной продукции (Agreement on Agriculture)
Является принципиально новым соглашением. Оно охватывает товары, классифи­
цируемые разделами 1-24 Гармонизированной системы (ГС), кроме рыбы и рыбопродук­
тов. Соглашение предусматривает тарификацию всех нетарифных барьеров на сельскохо­
зяйственную продукцию, ограничивающих ее доступ на внутренние рынки. После этого
полученные ставки тарифов (с учетом уже имеющихся) подлежат снижению в среднем на
36% в течение шести лет (с 1995 по 2001 г.), при этом минимальное снижение уровня
ставок по позициям должно составлять 15%. Все ставки таможенных тарифов становятся
«связанными», т.е. они не могут изменяться в одностороннем порядке.

В Соглашении меры национальной политики по поддержке сельскохозяйствен­ного производства подразделяются на две категории. К первой категории отнесены меры, оказывающие отрицательное воздействие на торговлю. По таким мерам, при­веденным по специальной методике к единым числовым показателям, предусматри­вается снижение уровня субсидирования на 20% в течение шести лет. Ко второй категории отнесены меры, не оказывающие влияние на торговлю сельскохозяйствен­ной продукцией, такие как субсидии на проведение НИОКР, на развитие инфра­структуры, на охрану окружающей среды. По ним участники Соглашения обяза­тельств не принимали. В Соглашении приводится также перечень экспортных суб­сидий, подлежащих сокращению. Уровень субсидирования экспорта сельскохозяй­ственной продукции снижается на 36% в течение шести лет и оно распространяется как на бюджетные средства, так и на количества субсидируемого экспорта. Вместе с тем Соглашение не распространяется на субсидии, не оказывающие влияние на тор­говлю и предназначенные на цели регионального развития, научные исследования, защиту окружающей среды и поддержку уровня доходов сельскохозяйственных про­изводителей.

В настоящее время высокие субсидии фермерам и протекционизм в странах ЕС и США ведут к сокращению экспорта сельскохозяйственной продукции основны­ми производителями, ее перепроизводству и установлению демпинговых цен на из­лишки этой продукции. Предполагается, что субсидии фермерам и импортные ба­рьеры постепенно снижаются на протяжении шести лет, при этом внутренние субси­дии фермерам сокращаются в промышленно развитых странах на 20%, а в развиваю­щихся странах — на 13,3%. Субсидирование экспорта сельскохозяйственной продук­ции снижается по стоимости — на 36% и по количеству — на 21%. Все импортные барьеры заменяются на тарифы, уровень которых понизится на 36%, причем тарифы на тропические фрукты снижаются более чем на 40%.

3. Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер (Agreement
on Application on Sanitary and Phytasanitary Measures) предусматривает право его чле­
нов вводить меры с целью защиты жизни и здоровья людей, животных и растений,
в том числе в соответствии с более жесткими нормами по сравнению с существую-

538


щими международными стандартами. Целью соглашения является гармонизация су­ществующих национальных мер и их применение на недискриминационной основе.

4. Соглашение по текстилю и одежде (Agreement on Textiles and Clothing) пре­
дусматривает, что торговля текстильными товарами и одеждой регулируется в соот­
ветствии с принципами и правилами ГАТТ. Процесс возврата этого сектора торгов­
ли под эгиду ГАТТ разбивается на три этапа, в течение каждого из которых на опре­
деленный перечень ныне квотируемых товаров вновь распространяются правила ГАТТ.
Одновременно оговоренными темпами увеличиваются сохраняющиеся квоты. Пере­
ходный период составляет 10 лет (с 1995 по 1 января 2005 г.), в течение которого
сохраняются и постепенно отменяются квоты, применяемые участниками Много­
стороннего соглашения по текстилю на двустороннем уровне.

Как известно, с 1974 г. промышленно развитые страны ограничивают импорт текстиля и одежды путем использования двусторонних квот в рамках Международно­го соглашения по текстилю. Это предполагает сохранение высоких тарифов на ввоз текстиля и, следовательно, повышенных цен. Соглашением, таким образом, пре­дусматривается, что к 2005 г. двусторонние квоты ликвидируются полностью, а раз­вивающиеся страны будут снижать свои торговые барьеры.

5. Соглашение по техническим барьерам в торговлеТБТ (Agreement on Technical
Barriers to Trade) обязует подписавшие его страны обеспечивать, чтобы при приня­
тии правительствами и другими органами технических норм или стандартов по при­
чинам безопасности, здравоохранения, защиты потребителей или окружающей сре­
ды или в иных целях эти нормы или стандарты, а также связанные с ними програм­
мы испытаний и сертификации не приводили к созданию ненужных препятствий на
пути торговли.

Известно, что стандарты и инструкции к потребительским товарам широко используются в разных странах для того, чтобы убедить потребителя в безопасности данного вида продукции с точки зрения экологии. Вместе с тем часто они использу­ются как скрытые торговые" барьеры. Поэтому в ходе «Уругвайского раунда» было принято решение усовершенствовать правила гарантии соблюдения технических норм, тестирования, процедуры сертификации. Измененные правила призваны способ­ствовать гармонизации международных стандартов и не будут препятствовать введе­нию различными странами более высоких стандартов.

6. Соглашение о торговых аспектах мер инвестиционной политики (Agreement
on Trade-Related Investment Measures — TRIM'S) устанавливает допустимые пределы
инвестиционных мер, ограничивающих или препятствующих торговле.

Запрещается применение мер инвестиционной политики, оказывающих отри­цательное воздействие на торговлю и противоречащих положениям Статьи III ГАТТ «Национальный режим» и Статьи XI «Общий запрет количественных ограничений». С этой целью разработан и прилагается к Соглашению как его составная часть пере­чень таких мер. К их числу, в частности, относятся:

требование определенного уровня использования местной продукции (local content requirements), что обязывает инвестирующие компании закупать в установ­ленном объеме местную продукцию и материалы;

требование об определенном уровне соотносимости количества либо стоимос­ти импорта, осуществляемого предприятием, количеству или стоимости экспорти­руемой им продукции (trade balancing requirements).

539


Соглашением предусматривается обязательное уведомление о всех не соответствую­щих правилам ГАТТ мерах и их постепенную отмену: в течение 2-х лет для промышленно развитых стран; в течение 5 лет для развивающихся стран и в течение 7 лет для наименее развитых стран. Соглашением учреждается Комитет по TRIM'S, основной задачей кото­рого является наблюдение за выполнением сторонами указанных обязательств.

Предусматривается возможность на основе данного Соглашения вырабатывать новые договоренности по широкому кругу вопросов инвестиционной и конкурент­ной политики.

7. Соглашение о применении Статьи VI ГАТГ-1994 (Антидемпинговый кодекс)
предусматривает возможность совмещения демпинга (экспорт по ценам ниже внут­
ренних) и антидемпинговые пошлины. Антидемпинговые меры в Соглашении рас­
сматриваются как форма протекционизма. Новое антидемпинговое соглашение вво­
дит более ясные и детальные правила и критерии для определения необходимости
проведения антидемпинговых процедур по отношению к конкретному товару, а так­
же определения сроков действия антидемпинговых случаев.

Предполагается снижение антидемпинговых пошлин через 5 лет. Вводятся пра­вила, позволяющие обнаружить попытки избежать антидемпинговые пошлины пу­тем размещения производства в третьих странах. Эксперты полагают, что это приве­дет к тому, что США больше не смогут неограниченно долго использовать антидем­пинговые процедуры в целях протекционизма.

8. Соглашение о применении Статьи XII ГАТТ-1994.

9. Соглашение о предотгрузочной инспекции (Agreement on Preshipment Inspec­
tion) также, как и предыдущее соглашение, является впервые разработанной на
многостороннем уровне нормой, регулирующей технические процедуры, возника­
ющие при проведении торговых операций и могущие служить препятствиями в тор­
говле.

Предотгрузочная инспекция является процедурой по проверке отгрузочных до­кументов относительно указания цены, количества, качества товаров. Она широко применяется развивающимися странами с целью проверки соответствия фактичес­кой поставки данным, указанным в отгрузочных документах. В соответствии с со­глашением стороны обязуются не использовать данную процедуру для создания пре­пятствий в торговле.

10. Соглашение о правилах происхождения товаров (Agreement on Rules of Origin)
имеет целью гармонизацию его членами в течение трех лет правил происхождения
товаров. По этому Соглашению участники обязуются применять правила происхожде­
ния таким образом, чтобы они не создавали дополнительных препятствий в торговле.

11. Соглашение по процедурам получения импортных лицензий (Agreement on
Import Licensing Procedures) устанавливает, что подобные процедуры могут приме­
няться, однако они не должны ограничивать импорт.

12. Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам (Agreement on Subsidies
and Countervailing Measures), или иначе Кодекс по субсидиям-94, в основе которого
лежат статьи VI, XVI и XXIII ГАТТ-1994. Заменяет действующее Соглашение, при­
нятое в 1979 г. «Токийским раундом». Оно определяет виды и порядок предоставле­
ния субсидий и порядок введения компенсационных пошлин. Соглашение призвано
содействовать сокращению масштабов субсидирования и упорядочению практики от­
ветных мер.

540


Предыдущее Соглашение содержало лишь примерный перечень субсидий. Новое Соглашение конкретизирует и развивает действующие правила в отношении ужесто­чения дисциплины в применении как субсидий, так и компенсационных пошлин, с тем чтобы те и другие не препятствовали развитию международной торговли. В Со­глашении впервые дается согласованное определение понятия «субсидия» и приво­дится классификация субсидий.

Под субсидией понимается оказание правительством или государственным ор­ганом страны—участника финансовой помощи предприятиям и отраслям экономики на ее территории в виде:

дотаций, кредитов или гарантий по кредитам;

участия в капитале предприятий;

отмены или снижения налогов или других сборов, обычно поступающих в

доход государства;

предоставления на льготных условиях товаров и услуг;

взносов в финансовые фонды, предназначенные для поддержки предприятий

и отраслей;

любых форм поддержания доходов и цен, способствующих прямо или косвен­но увеличению экспорта или сокращению импорта, при условии, что все та­кие действия приносят доход получателям субсидий.

Предусмотренная Соглашением субсидия распространяется лишь на «спе­цифические» субсидии. В Соглашении определена категория «специфической» субсидии, предоставляемой отдельному предприятию или группе предприятий. Предполагается, что эта категория субсидий направлена на селективную поддер­жку отдельных предприятий и по этой причине они считаются несправедливыми.

Субсидия рассматривается как специфическая, если субсидирующий орган или законодательство данной страны прямо офаничивают круг ее возможных получателей. Субсидия носит специфический характер в результате использования той или иной про-фаммы субсидирования офаниченным числом предприятий, выделения непропорцио­нально больших сумм субсидий некоторым из них, частоты отказов другим. Субсидия, однако, не может рассматриваться как специфическая, если административные прави­ла или законодательство предусматривают объективные экономические критерии, на основе которых определяются возможные получатели и величина субсидий (при усло­вии, что такие критерии действуют автоматически и их применение можно проверить).

Соглашение делит субсидии на три категории.

(1) Первая категория — запрещенные субсидии (например, экспортные), пре­доставление которых увязывается законодательно или фактически с экспортом про­дукции либо с использованием отечественных товаров вместо импортных. В число запрещенных экспортных субсидий входят:

предоставление правительством прямых субсидий фирме или отрасли, выпол­няющей экспортные заказы;

надбавки (премии) за экспорт;

обеспеченные или санкционированные правительством льготные транспорт­ные и фрахтовые тарифы;

предоставление правительством на льготных условиях (по сравнению с произ­водством на внутренний рынок) товаров и услуг, необходимых для производства товаров на экспорт;

541


различные виды льгот при налогообложении экспортных товаров;

предоставление экспортных кредитов по сниженным ставкам и др.

Перечень запрещенных субсидий не включает сельскохозяйственные товары, субсидирование которых регулируется вышеприведенным Соглашением по сельско­хозяйственной продукции.

Страны—участницы ГАТТ не должны ни сохранять, ни вводить новые запре­щенные субсидии. Предусмотрен ускоренный (в течение 90 дней) порядок рассмот­рения конфликтов, связанных с применением какой-либо страной-членом такого рода субсидий. Решение, принимаемое в подобных случаях Органом по разрешению споров (а при обжаловании — Апелляционным органом), впредь должно будет безус­ловно приниматься всеми сторонами спора. При подтверждении факта применения запрещенной субсидии она должна быть отменена субсидирующей страной в уста­новленный срок. В противном случае стране, подавшей жалобу, разрешается при­нять соответствующие ответные меры.

(2) Вторая категория — разрешаемые (допускаемые) субсидии, к которым относятся все виды субсидий, которые в принципе не запрещены. Однако Соглаше­нием установлено, что некоторые виды незапрещенного субсидирования могут стать основанием для судебного преследования, если их применение наносит серьезный ущерб интересам других стран—участниц ВТО, а именно отрицательно сказывается на положении национальной промышленности этих стран или лишает их выгод от тарифных уступок и других преимуществ, вытекающих прямо или косвенно из их участия в ВТО.

Применительно к классификации субсидий в Соглашении приводится со­держание понятия «серьезный ущерб». «Серьезным» признается ущерб от при­менения субсидий, доля которых в стоимости товара превышает 5%, покрываю­щих эксплуатационные убытки предприятий или отраслей (кроме разовых субси­дий, предоставляемых с целью смягчения острых социальных проблем в ходе долгосрочных структурных преобразований), а также субсидий в форме списа­ния долгов (в том числе задолженности государству) и на текущее обслуживание долга.

Соглашением предусматривается, что установить наличие «серьезного ущер­ба» можно только в тех случаях, когда применение субсидий повлекло за собой одно или несколько из перечисленных ниже последствий:

«вытеснение или затруднение» экспорта аналогичного товара другой страны-участницы в субсидирующую страну или на рынок какой-либо третьей страны;

существенное снижение цен на субсидируемые товары по сравнению с ценами

других стран-участниц на одном и том же рынке;

общее снижение цен и повышение доли субсидирующей страны на мировом

рынке данного вида продукции или сырья.

В Соглашении дается подробное разъяснение, что понимается под «вытесне­нием и затруднением» экспорта, как должно проводиться сравнение цен на субсиди­руемые и несубсидируемые товары.

В случае, если Орган по разрешению споров (или Апелляционный орган) устано­вит на основе жалобы одной из стран-участниц наличие «серьезного ущерба» вследствие применения разрешенной субсидии, субсидирующая страна обязана в течение установ­ленного срока принять меры по его устранению или прекратить субсидирование. Если это

542


не будет сделано в течение 6 месяцев, стране, подавшей жалобу, может быть разрешено принять ответные меры, соразмерные степени и характеру нанесенного ей ущерба.

(3) Третья категория — разрешаемые субсидии, включающие все неспецифи­ческие субсидии, а также при соблюдении ряда условий некоторые специфические субсидии, выделяемые на следующие цели:

проведение НИОКР;

решение проблем регионального развития;

адаптацию предприятий и отраслей к новым требованиям в отношении охра­ны окружающей среды;

помощь пострадавшим районам.

Предоставление указанных субсидий также находится под строгим контролем со стороны ВТО. Предусматривается обязательное предоставление в Комитет по суб­сидиям и компенсационным мерам сведений о программах субсидирования на ука­занные цели, а также по рекомендации Комитета внесение изменений в программы, реализация которых может нанести ущерб национальной промышленности других стран-участниц ВТО. В Соглашении определена процедура консультаций по этим вопросам и возможность обращения в арбитраж, решения которого имеют обяза­тельный характер.

В Соглашении имеется специальный раздел, посвященный использованию компенсационных пошлин на субсидируемые товары. Определены условия и спо­собы защиты странами-участницами тех отраслей промышленности, которые ока­зываются под угрозой вследствие субсидирования; установлены правила проведе­ния расследований. В частности, повышены требования в отношении доказа­тельства связи между субсидированием и ущербом. В соответствии с установлен­ными правилами жалоба местных производителей должна быть отклонена, а рас­следование, если оно уже начато, немедленно прекращено в случае, когда вели­чина субсидии является «минимальной» (менее 1% цены товара), а объем факти­ческого или потенциального импорта «незначительным» (точные критерии не оп­ределены).

Предусматривается, что расследование может продолжаться не более одного года, а при наличии особых обстоятельств — не более 18 месяцев.

В Соглашении устанавливается, что компенсационная пошлина не должна превышать сумму субсидии в расчете на единицу продукции и должна применять­ся на недискриминационной основе ко всему импорту субсидируемых товаров из всех источников (кроме товаров, поставляемых экспортерами, взявшими на себя обязательства по устранению ущерба) и действовать лишь до тех пор, пока это необходимо для нейтрализации последствий субсидирования. Оговаривается пре­дельный срок — 5 лет действия компенсационных пошлин и добровольных обяза­тельств экспортеров.

Соглашением предусматривается создание в странах-участницах независимых судебных и арбитражных органов для рассмотрения правомерности принятых реше­ний, а также устанавливается порядок процедуры возбуждения административными органами антисубсидийных («компенсационных») расследований. Признавая важ­ную роль субсидирования в экономике развивающихся стран и устанавливая для них ряд исключений из общих правил, Соглашение предусматривает предоставление дифференцированных льгот этим странам с учетом уровня развития их экономи-

543


ки. С этой целью все развивающиеся страны-участницы подразделяются на две груп­пы: к первой группе относятся наименее развитые страны, пользующиеся этим статусом в ООН, а также страны с ВВП на душу населения до 1000 долл. в год (всего 20 стран); во вторую группу входят все остальные развивающиеся страны-члены ВТО.

Важнейшая льгота предполагает предоставление права на сохранение запре­щенных субсидий, причем большинству развивающихся стран дано право применять экспортные субсидии в течение 8 лет, а наименее развитым странам — без ограниче­ния срока. В то же время Соглашением предусмотрено, что по мере достижения конкурентоспособности по отдельным товарам экспортные субсидии подлежат отме­не странами первой группы — в течение 8 лет, странами второй группы — в течение двух лет. Считается, что страна достигла конкурентоспособности по экспорту како­го-либо товара, если в течение двух лет подряд на ее долю приходится не менее 3,25% мировой торговли данным товаром. Достигнута договоренность о том, что применение данного положения будет рассмотрено через пять лет после вступления в силу Соглашения об образовании ВТО.

Соглашением предусмотрено, что все страны-участницы обязаны не позднее 90 дней после их вступления в ВТО уведомить Комитет по субсидиям и компенсаци­онным мерам о ранее принятых программах субсидирования, не соответствующих новьш правилам. Все такие несоответствия должны быть устранены в течение трех лет с даты вступления страны в ВТО.

Страны также обязаны не расширять объема и не продлевать срока действия таких программ. Для стран, находящихся в процессе перехода от централизованной к рыночной экономике (к их числу может быть причислена и Россия), предусмотрен переходный период продолжительностью в 7 лет. В течение этого периода им разре­шается продолжать реализацию программ субсидирования, необходимых для проведе­ния реформ (включая предоставление запрещенных субсидий), при условии, что о них будет заявлено в Комитет по субсидиям и компенсационным мерам. Этим стра­нам разрешается в течение двух лет вводить новые субсидии. Однако все запрещенные субсидии (как ранее принятые, так и новые) должны быть отменены к концу семилет­него периода.

13. Соглашение по защитным оговоркам (Agreement on Safeguards) предус­матривает впервые правила и процедуры введения защитных мер в соответствии со Статьей XIX ГАТТ, применение которых в течение длительного времени вы­зывало значительные противоречия среди договаривающихся сторон. В частно­сти, в Соглашении определяются критерии наличия «серьезного ущерба», при­чиняемого национальной промышленности. Отсутствие такого критерия в про­шлом часто способствовало неоправданному введению защитных мер. В Согла­шении оговариваются временные рамки действия защитных мер (не более 8 лет), в течение которых должна быть осуществлена модернизация производства и по­вышена конкурентоспособность соответствующей отрасли национальной промыш­ленности. Соглашение устанавливает также порядок проведения расследований, предваряющих введение защитных мер. Крайне важное значение имеет предус­мотренный Соглашением запрет на защитные меры, не регулируемые правилами ВТО, и прежде всего «добровольные ограничения экспорта», которые должны быть устранены в течение четырех лет с момента вступления Соглашения в силу.

544


Приложение IB. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)

Генеральное соглашение по торговле услугами — ГАТС (General Agreement on Trade in Services — GATS) является вторым главным приложением к Соглаше­нию об образовании ВТО. Оно содержит важнейшие принципы, которые состав­ляют основу регулирования международной торговли услугами. Это Соглашение впервые создало механизм международной торговли услугами. До этого не было международных торговых правил, регулирующих сферу услуг: банковское дело, страхование, транспорт, телекоммуникации, туризм, строительство, телевиде­ние. Каждая страна защищала свои интересы, руководствуясь собственными пра­вилами и нормами. В ходе «Уругвайского раунда» было достигнуто соглашение о честной, без дискриминации, торговле в сфере услуг. В него включены специ­альные положения, касающиеся финансовых услуг, воздушного транспорта, те­лекоммуникаций. В сфере телекоммуникаций возникли острые противоречия между США и странами ЕС, которые осуществляют протекционизм в интересах своих производителей кино- и телепродукции. В результате стороны пришли к соглашению об исключении из текста Соглашения положения об экспорте кино­фильмов и телепрограмм.

ГАТС состоит из трех основных блоков. В первом блоке излагаются взаимные обязательства стран-членов в сфере торговли услугами. Второй и третий блоки Со­глашения включают соответственно списки начальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг и приложения о специальном статусе отдельных секторов услуг (в частности, финансовых услуг и телекоммуникаций).

Генеральное соглашение по торговле услугами содержит 35 статей, объединен­ных в 6 разделов и 4 приложения.

I. Круг ведения и термины.

II. Общие обязательства и дисциплина.

III. Специальные обязательства.

IV. Прогрессивная либерализация обмена услугами.

V. Процедурные положения.

VI. Заключительные положения.

Круг ведения ГАТС (раздел I) включает все виды услуг, за исключением тех, поставка которых вызвана выполнением правительством функции управления.

В ГАТС дается толкование таких терминов, как «меры», «торговля услугами», «поставка услуг» (Статья I). Термин «меры» предполагает действия центральных, ре­гиональных и местных властей, а также неправительственных учреждений, через кото­рые осуществляется юрисдикция правительств. При этом каждая договаривающаяся сторона берет на себя полную ответственность за соблюдение соответствующих поло­жений ГАТС и обязуется предпринять разумные шаги, чтобы обеспечить соблюдение этих положений региональными и местными органами власти. Это имеет важное зна­чение для принятия национальных законов.

Первая часть Соглашения исходя из специфики торговли услугами содержит единственную статью, где дается определение рассмотренных четырех видрв постав­ки услуг, на которые распространяются его положения.

Так, термин «торговля услугами» включает услуги, предоставляемые: (1) с терри­тории одной страны-члена на территорию другой страны-члена; (2) на территории одной страны потребителям любой другой страны (например, туризм); (3) посред­ством присутствия учреждения или коммерческой организации одной страны на территории любой другой страны (банковские услуги и т.п.); (4) физическими лицами одной страны на территории любой другой страны (например, строительные про­екты, инженерно-консультационные услуги).

545


Таким образом, согласно ГАТС, в торговлю услугами входят не только услу­ги, перемещающиеся через границу страны, но и услуги, производимые и потреб­ляемые иностранными физическими и юридическими лицами в пределах националь­ной территории каждой страны-участницы. Это означает, что ГАТС предусматрива­ет предоставление иностранным производителям и поставщикам услуг в пределах национальной территории тех же условий в отношении мер, регулирующих поставку (производство) услуг, что и местным поставщикам и производителям. Такое поло­жение распространяется только на участников ГАТС.

Термин «поставка услуг» предполагает производство, распределение, марке­тинг, продажу и доставку услуг. В той же статье определяются меры, влияющие на торговлю услугами, поскольку использование является предметом либерализации и регулирования ГАТС. Речь идет о мерах центральных и местных государственных учреждений, а также других организаций, действующих по поручению государства.

В число основных обязательств стран-членов (раздел II) входит взаимное пре­доставление режима наибольшего благоприятствования и национального режима в отношении поставщиков услуг, а также ряд специфических исключений из РНБ с обязательством не применять их более 10 лет и их периодического 5-летнего рас­смотрения для возможной отмены. К другим существенным общим обязательствам относятся необходимость публикации международных соглашений, законов, пра­вил и административных распоряжений, затрагивающих поставку услуг, и созда­ние справочной службы, которая будет предоставлять требуемую информацию. Дис­циплинирующее значение для членов ВТО имеют положения о применении стан­дартов и критериев при выдаче разрешений и сертификатов. Содержится также обязательство осуществлять регулирование внутреннего рынка на разумной, объек­тивной и справедливой основе и обеспечивать, чтобы монопольные поставщики и поставщики услуг с исключительными привилегиями не злоупотребляли своим по­ложением.

Значительного внимания заслуживает Статья XII этой части («Ограничения для обеспечения платежного баланса»), где единственный раз в тексте ГАТС упоми­наются страны с переходной экономикой. Признается, что особые затруднения с платежным балансом члена ВТО, находящегося в процессе экономического разви­тия или трансформации экономики, могут вызывать необходимость применения ог­раничений с тем, чтобы обеспечить, в частности, сохранение определенного уров­ня финансовых резервов, необходимых для реализации национальной программы экономического развития или трансформации экономики. Учитывая большую вне­шнюю задолженность России и дефицит в ее торговле услугами, приведенное поло­жение позволяет применять необходимые регулирующие меры и активно использо­вать их при переговорах о присоединении.

Третья часть ГАТС устанавливает направление, по которому члены ВТО будут взаимно осуществлять либерализацию торговли услугами. Прежде всего речь идет о составлении каждой страной списка специфических обязательств в том или ином секторе услуг по каждому из четырех видов поставок в отношении как доступа на внутренний рынок, так и предоставления национального режима. Поскольку при­нятие специфических обязательств представляет собой важное мероприятие в облас­ти либерализации торговли, требующее в дальнейшем, как правило, сохранения установленного режима торговли услугами, допускаются ограничения, оговорки и установление определенных условий в отношении этих обязательств. В списках обя­зательств предусматриваются две колонки оговорок: одна — для разного рода количе­ственных ограничений (например, числа иностранных поставщиков услуг, суммы их

546


операций, максимального уровня финансового иностранного участия), а другая — для исключений из национального режима.

Начавшееся составление списков специфических обязательств показывает, что они достаточно большие в экономически развитых странах и значительно меньшие в развивающихся. В частности, многие списки включают обязательства в отношении доступа и временного пребывания иностранного персонала с целью поставки услуг, особенно для внутрикорпорационных перемещений менеджеров и специалистов ТНК, а также для предоставления профессиональных услуг. В значительной степени охва­чен обязательствами «туризм и услуга в сфере путешествий», так как эти услуги пред­ставляют собой экспорт для обязующейся страны.

В четвертой части ГАТС говорится о последующих мероприятиях по либерали­зации торговли услугами. Имеется в виду, что через каждые 5 лет члены ВТО на основе взаимности будут вести переговоры с целью постепенного расширения наци­ональных списков специфических обязательств и частичного отзыва ранее сделанных изъятий. Тем самым, используя опыт ГАТТ, будет достигаться более высокий уро­вень свободы международной торговли услугами. В этой же части Соглашения со­держится статья, допускающая в порядке исключения отказ от ранее взятых обяза­тельств, но лишь в соответствии с определенной процедурой. Предусматривается, что инициатор отказа от обязательств должен компенсировать членам ВТО ущерб, который может быть нанесен таким отказом, посредством адекватной либерализации торговли в другом секторе услуг (в противном случае конфликт решается в арбитра­же). Эта компенсирующая мера должна быть распространена на всех членов ВТО. В итоге отзыв индивидуального обязательства становится дополнительным средством дальнейшей общей либерализации торговли услугами.

Пятая часть Соглашения регулирует организационные вопросы — порядок про­ведения консультаций, разрешения споров, создания и функционирования органов управления, сотрудничества с другими международными учреждениями.

Шестая часть содержит заключительные положения, в частности о применяе­мых в соглашении терминах.

ГАТС имеет ряд приложений, уточняющих рамки достигнутого согласия в от­ношении либерализации в отдельных секторах. В частности, в приложении по авиа­перевозкам указывается, что речь идет лишь о ремонте и техническом обслуживании самолетов, маркетинговых услугах и компьютерном резервировании авиабилетов, а в приложении по телекоммуникациям — соответственно о доступе к общественным телекоммуникационным сетям и их услугах.

Приложения к тексту ГАТС, являющиеся его неотъемлемой частью, касаются отдельных видов услуг и связанных с ними вопросов: движения рабочей силы; вре­менных мер по изъятиям из секторов финансовых услуг (преимущественно банковс­ких и страховых). Кроме того, в пакете документов «Уругвайского раунда»» имеется ряд решений и одна договоренность по вопросам торговли услугами, по которым еще не удалось достичь согласия и которые, таким образом, представляют собой своего рода программу дальнейших переговоров как в отдельных секторах (в том чис­ле в области морского транспорта), так и по отдельным аспектам регулирования (по субсидиям, государственным закупкам и защитным мерам).

Приложения и принципы, сформулированные в ГАТС, станут основой фор­мирования не только международной системы регулирования торговли услугами, но и национальных систем регулирования поставки услуг.

547


Приложение 1С. Соглашение по торговым аспектам прав на интеллекту­альную собственность (ТРИПС)

Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность — ТРИПС (Agreement on Trade-Related Aspects on Intellectual Property Rights — TRIP'S) определяет рамки применения основных принципов в области охраны прав интеллек­туальной собственности. К таким принципам относятся взаимное предоставление на­ционального режима и режима наибольшего благоприятствования, недискриминация. Сфера действия Соглашения распространяется на регулируемые соответствующими меж­дународными конвенциями авторские права, торговые знаки и знаки обслуживания, патенты, географические названия, промышленный дизайн, раскладку интегральных схем, ноу-хау, коммерческие тайны.

К основным положениям Соглашения относятся:

защита патентов в течение 20 лет независимо от того, где они были введены и является ли продукция, выпускаемая на основе этих патентов, импортируе­мой или производится внутри страны;

авторское право в каждом отдельном случае защищается по крайней мере в течение 50 лет;

авторы компьютерных программ и кинофильмов, а также исполнители и про­дюсеры звукозаписей и радиовещательных программ наделяются исключитель­ными правами;

торговые марки и географические идентификации, особенно важные для ев­ропейских производителей вин, получают более надежную защиту; разработки в области полупроводниковых приборов имеют защиту в течение 10 лет; впервые коммерческая тайна защищается от неправомочного раскрытия. Соглашение обязывает его членов принять национальные законы, кото­рые позволяли бы эффективно защищать права интеллектуальной собственности как иностранцев, так и собственных граждан. Кроме того, страны-члены долж­ны предусмотреть в национальных законодательствах уголовное наказание или крупные штрафы за намеренное подделывание товарных знаков и другие анало­гичные нарушения.

Определяются конкретные меры, которые могут быть предприняты тамо­женными органами на границе с целью предотвращения ввоза пиратских това­ров вплоть до их уничтожения. В Соглашении затрагиваются также вопросы допустимости ведения антиконкурентной практики, определяется порядок раз­решения споров. В частности, предусматривается разрешение споров по ТРИПС в рамках интегрированного механизма рассмотрения споров в ГАТТ, предусмот­ренного по результатам «Уругвайского раунда».

Устанавливаются общие рамки переходного периода для приведения своих наци­ональных законодательств в соответствии с правилами: 1 год — для промышленно разви­тых стран; 5 лет — для развивающихся стран; 11 лет — для наименее развитых стран.

Приложение 2 к соглашению о ВТО.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных